>Именно то, что вы описываете (выбивание пассионариев), Гумилев называл пассионарным надломом. С Гумилевым вы здесь расходитесь только в определении природы пассионарности. Вы полагаете, что пассионариев можно воспитывать с помощью специальных методов и лозунгов. Гумилев же считал появление пассионариев естественным природным процессом.
Насколько я помню, надломом он считал период, когда энос не занимался отражением внешних агрессий всяких там турок, а изничтожал себя в гражданских войнах (что было накануне похода Батыя на Русь).
>Насколько я помню, надломом он считал период, когда энос не занимался отражением внешних агрессий всяких там турок, а изничтожал себя в гражданских войнах (что было накануне похода Батыя на Русь).
Так ведь Речь Посполитая этим самым и занималась в эпоху, о которой в начале ветки речь зашла. Вообще я Гумилева давненько не перечитывал, надо бы освежить.