От Alex Bullet
К Admiral
Дата 30.10.2007 11:16:52
Рубрики WWII; Танки;

Re: ? по...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.

>А использовались ли наши СУ(САУ) в противоположном качестве , для атаки ? .... не совсем точно , счас разверну вопрос :
>Каково было основное, прописанное Уставом и в ТЗ на машину , направление использования САУ в Красной Армии , ПТО или совместная атака с танками ?
>(я понимаю что использовался скорее всего и так и так, НО приоритет же был, наверно...)

>И если использовались, то как успевали наводить орудие ? не вертеться ж как волчок на гусеницах .
>( вопрос не касается САУ-122 и -152 ) .

Вот немного про СУ-76
http://www.iremember.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=503&Itemid=19

Каков был состав экипажа СУ-76?

Командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. В бою понятно, кто чем занимался. Техническим обслуживанием машины занимались все. Командир орудия и заряжающий больше дежурили по ночам у машины, а командир машины и механик считались элитой. Механику машину водить надо, ночью спать.

У Вас в полку только «76-е» были?

Да, только «76-е». 1888 самоходный артполк.

Что вам нравилось, и что не нравилось в машине?

Плохое было то, что на ней стояли параллельно два бензиновых двигателя. Бензин Б-70 сразу вспыхивал. А хорошо было, что можно сразу выскочить – без люка. Пушка приличная была – ЗиС-3, 76 миллиметров. Да и все вроде. Машина как машина.

Насколько был подготовлен экипаж?

Экипаж у нас хороший был. Механик, Митя Батурин, на первой моей машине – он в 41-м попал в плен, неделю там побывал, бежал к нашим, на проверке 6 месяцев был и пришел к нам в часть. Командир орудия, наводчик был поваром у командира полка. Взбрело ему в голову – мол, хочу воевать. Командир полка уговаривал – что тебе, мол, орден надо? Дам. Нет, говорит, хочу воевать. Ну, его командир на машину к нам поставил. Командиром машины был младший лейтенант Мануилов, только что из училища. Требовательный, как все молодые. Ну, и я – из пехоты. Как-то раз, оставшись без машины, рыли блиндаж. Народу-то на смену много было. Пришел комбат и спрашивает – кто ко мне на машину заряжающим хочет? Я и попросился, чтобы обратно в пехоту не выгнали. Ну, пойдем. Так я в самоходной артиллерии и остался.

Двигатель у машины был надежный?

Двигатели хорошие был. ГАЗ-11, модель 202. На первой машине, на которой нас сожгли, один двигатель разбило, так другой тянул. Правда, еле-еле, но все равно полз. Один минус – бензиновый. Ходовая часть, правда, слабенькая. Гусеница неширокая, проходимость не ахти какая. Рассчитана на сухой грунт и хорошие дороги. В феврале 45-го пахота раскисла уже, и когда мы уходили от немцев, днищем по пахоте скребли. А катки хорошие. Приличная, в общем, машина была.

А если нашего бензина нет, трофейный залить можно было? Работать будет?

Один раз у нас топливо кончилось. Неподалеку немецкий танк стоял – не сгоревший, а просто подбитый. Мы хотели заправить, зампотех взял бензин, зажег, посмотрел пламя, говорит – этот не пойдет. Наш Б-70, бакинский, считай, почти что авиационный был.

Кто занимался техническим обслуживанием машины на стоянке?

Сами и занимались. Масла не хватает – доливали, шприцевали ходовую часть солидолом. А если что серьезное – летучку вызывали по рации. Рацией командир машины занимался.

Против кого в основном работали? Против танков или по поддержке пехоты?

Поддержка пехоты. С танками бороться со слабенькой пушкой тяжело. Со средними Т-III, T-IV еще можно было бороться, а с «пантерой» или «тигром» – это уже самоубийство. Лобовая броня всего 30 миллиметров.

Когда открывали огонь, стреляли с остановки или с хода?

Только с остановки. С хода на СУ-76 стрелять было нельзя. Короткая остановка, выстрел, и двигались дальше.

Как взаимодействовали с пехотой? Вам заранее давали отделение, или все организовывалось в процессе боя?

В основном в процессе боя. Нам только давали указание – будете, мол, поддерживать такой-то полк или такой-то батальон. Приезжали, приготовились к бою, постреляем, и пехота вперед пошла.

Работали непосредственно в бою или стреляли с закрытых позиций?

С закрытых не стреляли ни разу. Только поддержка пехоты, стрельба по обнаруженным огневым точкам или по траншеям.

В городах приходилось воевать?

Нет, только в поселках. Дома не больше двух этажей.

Пушка в этом случае была эффективна?

Да, пушка хорошая. Не против танков, а против пехоты и жилых строений – очень хороша. Мы в Восточной Пруссии хутора расстреливали. Немцы по хуторам рассредоточились. Мы их и разбивали. Фугасным ударишь – стенка только закоптится, да пару кирпичей выбьет. Бронебойными по домам били, чтобы развалить.

Дульный тормоз у пушки, на Ваш взгляд – плюс или минус?

Плюс, конечно. Откат намного меньше, он же тормозит. Другие пушки, без дульного тормоза – у них откат очень большой.

Как с полевым ремонтом обстояли дела? Если, допустим, во время боя гусеницу перебило – покидали машину или пытались сразу же отремонтировать?

Если во время боя снарядом гусеницу перебивало – выскакивали все сразу. Присматривались – добавят или не добавят? Сразу тянули гусеницу сами.

Кто следил за боекомплектом?

Заряжающий. Кассеты со снарядами стояли с левой стороны, вертикально, еще в нише около командира орудия и россыпью. Обычно боекомплект-то небольшой, так мы под пушку две доски клали, чтобы снаряды не раскатывались и укладывали кучу – штук сорок. Иначе не хватит. Старались брать больше осколочно-фугасных снарядов. Бронебойных брали, чтобы под рукой были – штук 16.

Рабочее место у Вас было удобным? Пространства хватало, где развернуться?

В этом отношении хорошо было. Место во всю ширину самоходки было, сзади. Там общие сиденья, и под сиденьями снаряды были. Нагибаешься, заряжаешь, выстрел, гильзу выкидываешь. Сразу выкидываешь, если есть возможность.

С уважением, Александр.