От Km
К А.Погорилый
Дата 18.01.2008 20:54:28
Рубрики WWII; 1941;

Из воспоминаний Грищенко

Добрый день!
>Совершенно не освещен вопрос спецпайков.

>Экипажи подводных лодок перед походом получали некоторое время усиленное питание (чтобы восстановиться), да и в походе нормы были большими.

>Наверняка было что-то и для высшего комсостава.

Три командира подводных лодок постучались в дом-корабль Вишневского. Их встретил пожилой краснофлотец в суровом обличье часового, допросил, кто они и зачем. Преобразившись в вестового, он быстро обмел "голиком" снег с их валенок и принял шинели и тяжелые кобуры с пистолетами. Метнулся на "камбуз", где, надев белую куртку, сделался коком.
Время близилось к полудню.
В блокадную пору гостей к столу не звали. Командиры уселись в сторонке и с большим интересом стали наблюдать, как пожилой краснофлотец накрывает громадный стол крахмальной голубоватой скатертью и выставляет посуду с вензелями если не императорскими, то уж точно императорской фамилии. Корабельные часы на "переборке" показали полдень. Краснофлотец звучно отбил в рынду восемь склянок и кинулся наверх доложить "прошу к столу!". По разным трапам в "кают-компанию" спустились бледная, беззвучная, уже пораженная дистрофией Софья Касьяновна Вишневецкая, художница и жена Вишневского, и сам Сева, шумный и жизнелюбивый. Могучими объятиями приветствовал он друзей-подводников и велел подавать на стол.

На огромной тарелке драгоценного фарфора краснофлотец подал Софье Касьяновне её пайку, крошечную ложку серой эрзац-каши. К другому концу громадного стола был вынесен обед Всеволода Витальевича.
Командиры подводных лодок люди выдержанные. Может, они чуть двинули мышцами скул, но более никак, несмотря на крайнюю свою молодость, чувств своих не показали.
Их кормили получше матросов, но к январю они жутко отощали, глядели запавшими глазами и ходили с трудом. От запаха и вида писательского обеда у них закружилась голова.
Краснофлотец внес на блюде тяжелый эскалоп, румяно поджаристый, сочащийся жиром и маслом, окруженный горой золотистого жареного картофеля, зелёным лучком, маслинами и ломтиками лимона. На отдельных блюдах были поданы сливочное масло и белый хлеб. Софья Касьяновна медленно и молча съела свою ложечку серой каши и молча ушла к себе.
Всеволод, звеня тяжелым серебром ножа и вилки, расправлялся с эскалопом.

Командирам расхотелось общаться с Плаксой. Все трое вспомнили, что у каждого на лодке куча не терпящих отлагательства дел. Застегивая ремни с тяжелыми кобурами, они спросили с балтийской прямотой: "Сева! Как ты можешь жрать этот ...й эскалоп, когда твоя жена — жена! — еле жива от голода?" Вишневский озлился, покраснел шеей и голосом пламенного оратора отчеканил: "Этот эскалоп мне положен решением Военного совета и Политуправления флота! И я — как коммунист — не имею права ослушаться!" И заплакал. Софья Касьяновна угасла после войны от дистрофии. Вишневский воспел Вождя в юбилейной, многопушечной драме "Незабываемый 1919-й" и умер от апоплексии. Этот эпизод, в очень приглаженном виде, присутствовал в 78-м году в рукописи Грищенко "Соль службы". Перед сдачей рукописи в набор его вычеркнули в главной редакции.

С уважением, КМ

От А.Погорилый
К Km (18.01.2008 20:54:28)
Дата 18.01.2008 21:44:18

Re: Из воспоминаний...

>Три командира подводных лодок постучались в дом-корабль Вишневского.
(...)

Это Олег Стрижак, что ли?
Более похоже на "художественный полет мысли" самого Стрижака.

От Константин Федченко
К Km (18.01.2008 20:54:28)
Дата 18.01.2008 21:43:09

Дежа вю

http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985567.htm

С уважением

От Владислав
К Константин Федченко (18.01.2008 21:43:09)
Дата 19.01.2008 02:27:14

Все-таки Стрижак -- редкий подонок

Доброе время суток!

>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985567.htm

"Живая" ссылка на текст -- http://www.submarine.id.ru/strizjak.php?2

"Январским морозным утром 42-го года (сугробы, трупы, руины) три командира подводных лодок отправились по делам в штаб. Один из них был Грищенко, другой Кабо, а кто был третий, я забыл,— кажется, Осипов. Дела в штабе они закончили на удивление быстро. Спешить обратно не хотелось. И кто-то из них предложил: "Зайдем к Плаксе?"...
И три командира лодок пошли к дому на Песочной.
Я хорошо помню этот деревянный особняк. В нем в 50-е годы был детский сад, а на фасаде висела доска: здесь жил Выдающийся"

А вот что написано в мемуарах самого Грищенко ("Мой друзья подводники"): "Часто по вечерам мы бывали у Вишневского. Он со своей женой Софьей Касьяновной жил в гостинице "Астория". Там же жил и Фадеев".

Кстати, согласно статье Зонина-младшего об отце, в январе-феврале 1942 года Вишневский вообще находился в госпитале...

" Канал не был официально открыт, а по нему уже двинулась группа эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок — ядро нового, Северного флота. Их проводке придавалось столь важное значение, что посетить корабли приехали вожди во главе со Сталиным.
На кораблях, как водится, был ужас, инструктажи, приборки. Из тяжелых плах сколотили сходню, по ней на корабль мог бы въехать грузовик. Вожди по обычной сходне не поднимаются.

На одной из фотографий, которые показывал мне Грищенко (он в том походе шел штурманом на подводной лодке), был запечатлен этот цирковой помост..."

Во-первых, Грищенко был не штурманом (БЧ-1), а командиром БЧ-3 (минно-торпедная часть). Разница существенная, но Стрижак в БЧ не разбирается, вот и пришлось привирать

Во-вторых -- так помост строили на лодку ("Декабриста") -- или все-таки на эсминец.

"...а на помосте — нелепая фигурка, шагов на пять впереди других фигур. Человечек на фотографии был маленький, горбатый, с короткими кривыми ногами, искалеченной подвернутой рукой, в длинном, почти до колен френче, в слишком больших для него сапогах и в несуразно большом картузе.
"А это что за клоун?" — спросил я. "Не узнали?" — засмеялся, довольный, Грищенко. Видимо, не я первый "ловился" на этой фотографии. "То ж Сталин!"
Долго я разглядывал картинку. Есть у любительских фотографий свойство вытаскивать нечто такое..."

Интересно, много ли любительских фотоаппаратов имелось у наших моряков в 1933 году и куда смотрело доблестное НКВД, сопровождавшее ИВС?

Идем дальше. О Маринеско и С-13:

"Уже маячил вблизи конвой "смерша" с автоматами наперевес. Дело ясное: изменник. Завербован. Минимум — разжалование в рядовые, десять лет с заменой на штрафбат. Командовал тогда бригадой подводных лодок КБФ капитан первого ранга Верховский. Он вызвал Маринеско и сказал: "Чтобы в семнадцать часов твоей лодки у причала не было. Уйдёшь в море, и возвращайся с хорошей победой. Это всё, что я могу для тебя сделать". Маринеско пошел на лодку. Собрал в отсеке экипаж. Снял фуражку, свесил повинную голову. "Так и так, ребята. Моя вина. Неволить вас идти в море не могу. Как вы решите, так и будет". Лодка только вернулась из боевого похода. Отбомблена вдоль и поперек. Живой заклепки нет. Вода течет струйками. Дизель едва дышит. Батареи — хлам. Команда измучена, даже напиться толком не успели".

Открываем справочник Морозова:

"11.11. прибыла на Ханко. 19.11 перешла в Хельсинки, где 24.11-14.12 прошла доковый ремонт. 22.12 перешла в Ханко". В новый поход лодка вышла 11 января.


О судьбе писателя А. Зонина:

"Случилось так, что Александр Зонин спас Грищенко жизнь еще раз, в 48-м году. Время было гадкое. Началась холодная война. Все гайки скрипели от закручивания. Всё, касающееся недавней войны, объяви ли не просто секретным, а — совершенно секретным. Грищенко мне рассказывал, что один офицер у них на кафедре носил диссертацию домой, чтобы поработать вечерами. Остановили на улице, пригласили сесть в машину. "Что у вас в портфеле?" — Двадцать пять лет.
Сам Грищенко писал в Академии диссертацию по тактике действий наших подводных лодок на Балтике. И в такое время Грищенко, по непостижимой ясности души, дал свою диссертацию Зонину, чтобы тот "поправил стиль". Поздно вечером Зонин позвонил Грищенко и велел немедленно взять такси и приехать; Сонный Грищенко стал отнекиваться: да ну, да зачем, да лучше завтра... "Не-мед-ленно бери такси и приезжай!" Грищенко приехал. Зонин ждал его внизу в полутемном подъезде. Сунул папку с рукописью диссертации, буркнул что-то вроде: "я тебя не знаю, ты меня не видел..." — и быстро пошел наверх. Было около полуночи. Грищенко уехал домой. А в два часа ночи к Зонину пришли".

Вообще-то Зонин был арестован 16 апреля 1949 года.

Подробности -- http://www.belousenko.com/wr_Dicharov_Raspyatye2_Zonin.htm

"Если бы при обыске у Зонина нашли совершенно секретную диссертацию Грищенко, обоих бы, наверное, расстреляли. А так — Зонин отделался "легко". Ему дали 25 лет за роман "Свет на борту". Как ни странно, я читал этот роман. В альманахе "Литературный Ленинград", я нашел его на чердаке хибары на берегу Финского залива, где мы в молодости шумно проводили время. Мне говорили, что тираж альманаха был уничтожен. Видимо, кто-то, рискуя, спас экземпляр. Это был интересный роман. Попытка, в условиях лютой цензуры, рассказать правду о сорок первом годе, о Таллинском переходе, о первой блокадной зиме"

Угу. Сначала роман трижды издали за полтора года (кроме журнала -- два книжных издания, одно уже 1949-го), а потом решили все-таки за этот роман посадить. Кстати, дали ему не 25 лет, а 10...

И вновь о Вишневском:

"Как известно, Вишневский на флоте не служил. В 18-м году он записался в отряд ЧК, где все ходили в матросской форме, и Вишневскому тоже выдали тельняшку, клёш, бушлат и бескозырку".

Врет. Без стыда.

"Затем он немного работал в кронштадтской газете. Боевой орден Красного Знамени он получил в 29-м году за пьесу "Первая Конная". Это был "ответ Чемберлену" — ответ на происки Бабеля с его книгой "Конармия". Ворошилов и Буденный были очень недовольны Бабелем, а вот пьеса Вишневского им понравилась. В ней было больше ста сцен и несколько сотен действующих лиц. Единственный в стране театр, подчиненный Ворошилову. Театр Красной Армии наотрез отказался ставить эту феерию. Ворошилов пообещал перепороть труппу шомполами и сослать в Соловки. Премьера состоялась, и была расценена как боевая победа. С тех пор эту пьесу не ставил никто и нигде".

А вот биографы Вишневского почему-то считают иначе:

"Слава пришла к Вишневскому после пьесы Первая Конная (1929). Предисловие к пьесе написал С.М.Буденный, отметив жизненность материала и достоверность.Режиссер А.Д.Дикий поставил ее в театре Ленинградского Народного дома, где в то время работала большая группа мейерхольдовцев: Э.П.Гарин, Н.Б.Люце, Л.О.Арнштам, а также молодые актеры Б.Бабочкин и М.Астангов, мечтавшие сыграть боевой, публицистичный, задорный спектакль. В результате драматург, режиссер и труппа нашли друг друга и удивительно сработались. Пьеса имела ошеломляющий успех. Маяковский не видел Первую Конную на сцене, но прочитав ее, сказал в беседе с Л.Ю.Брик: «Это – продолжение моей линии в драматургии».
Почти одновременно с премьерой спектакля на сцене театра Ленинградского Народного дома, пьеса Первая Конная была поставлена в Москве на сцене нового Центрального Театра Красной Армии, созданного на базе ансамбля песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером П.И.Ильиным и композитором А.В.Александровым".

http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010467/1010467a1.htm

И в заключение:

"Чувственная "Оптимистическая трагедия" была напрочь испорчена цензурой, которая вымарала главнейшую сцену из последнего акта. Там Алексей в тюрьме перед расстрелом, на глазах у товарищей, любовно совокупляется на авансцене с голой Комиссаром. Без этой сцены вся пьеса уже не та..."

Вот что больше всего беспокоит и возбуждает писателя Стрижака! Вот что отнял у него "кровавый режым" (ТМ)

В общем -- мелкая гнусь, работавшая редактором-литобработчиком мемуаров, на этой почве познакомившаяся с несколькими действительно заслуживающими уважения людьми, а теперь бессовестно врущая от их имени.


С уважением

Владислав

От Гегемон
К Владислав (19.01.2008 02:27:14)
Дата 20.01.2008 18:35:11

Так себе и представляю:

Скажу как гуманитарий

>"Чувственная "Оптимистическая трагедия" была напрочь испорчена цензурой, которая вымарала главнейшую сцену из последнего акта. Там Алексей в тюрьме перед расстрелом, на глазах у товарищей, любовно совокупляется на авансцене с голой Комиссаром. Без этой сцены вся пьеса уже не та..."
Светский театр 1930-х гг. Борьба против мелкобуржуазной распущенности. Декларируемая чистота и строгость отношений, нравственный ригоризм.
В партере токаря, шахтеры, бухгалтеры, швеи-мотористки, совработники, старшеклассников всем классом привели.
А на сцене мужик бабу завалил и изображает половой акт.

>Владислав
С уважением

От Андю
К Гегемон (20.01.2008 18:35:11)
Дата 21.01.2008 01:57:30

Оффтопик. В русском есть термин "ригоризм" ? Не знал. (-)


От Паршев
К Андю (21.01.2008 01:57:30)
Дата 21.01.2008 11:36:43

Ну если в литературе есть "ригорист Рахметов", то почему бы не быть ригоризму?(- (-)


От Гегемон
К Андю (21.01.2008 01:57:30)
Дата 21.01.2008 02:11:48

В БСЭ есть

Скажу как гуманитарий

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00066/33600.htm?text=%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

С уважением

От Андю
К Гегемон (21.01.2008 02:11:48)
Дата 21.01.2008 02:27:58

Понял, спасибо. :-) БлесТну при случае. :-) (-)


От Km
К Константин Федченко (18.01.2008 21:43:09)
Дата 18.01.2008 22:23:34

Re: Дежа вю

Добрый день!
>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985567.htm

Да уж, с годами жизни жены писателя Стрижак действительно присвистнул.
Остальные моменты далеко неочевидны, но в свете вышеупомянутого свиста отношение к ним несколько ... хм, иное.

С уважением, КМ

От Константин Федченко
К Km (18.01.2008 22:23:34)
Дата 18.01.2008 22:26:30

хлебная пайка как раз наиболее очевидна (-)


От Km
К Константин Федченко (18.01.2008 22:26:30)
Дата 18.01.2008 22:58:35

Только если Вишневецкая числилась на тот момент иждевенцем

Добрый день!

— Супруга Вишневского, Софья Касьяновна, — ответил переводчик. — Она художник. По примеру мужа добровольно пошла на войну и служит в военно-морском флоте.

С уважением, КМ