>> Насчет 27 года не скажу, а вот про крестьянскую психологию времен ПМВ:
> Вот если бы Игорь привёл что-нибудь аналогичное про 27-й, его позиция
выглядела бы более обоснованно. И замечу важное отличие идей Огановского и
Пыхалова. Оба говорят о нежелании крестьян продавать хлеб за деньги; но
Огановский объясняет это тем что деньги дешевеют, а Пыхалов - тем что хлеб
дорожает.
с натурообменом, в частности, изделий из драгметаллов на продукты питания.
Поэтому (упрощая) желаемая возможность получить за краюху хлеба "кольцо с
брыльянтом" затмит любую повинность перед портфельщиком с города, хоть и
будь у него маузер с кожанкой али ещё какой наган.
Ваш посыл Пыхалову: "Вы вкладываете в головы тогдашних крестьян свои
собственные соображения" вполне справедливо работает и в Вашу сторону, так
как Вы сами вкладываете в тех же крестьян свои мысли - "во время ПМВ
начались продразвёрстки, когда хлеб приходилось отдавать задаром, надо сдать
хлеб сейчас, пока за него хоть как-то платят".
Психология крестьянина исходит из жадности, хотя в действительности это не
скопидомство и страсть к накопительству, а расчёт на создания максимального
запаса "жирка" на будущее. Особенно это обостряется перед возможными (и тем
более - грядщими) миротрясениями. Поэтому утаивание хлеба - нормальная
реакция на возможное вторжение, к тому же усугубленное внутренней грызнёй в
слое советских управленцев.
>с натурообменом, в частности, изделий из драгметаллов на продукты питания.
>Поэтому (упрощая) желаемая возможность получить за краюху хлеба "кольцо с брыльянтом"
"Кольцо с брыльянтом" на хлеб не намажешь. Потребление большинства крестьян в то время было довольно минималистическим, им было не до бриллиантов, деньги в основном расходовались на продукты первой и, тэкскэть, "первейшей" необходимости, например соль. Драгоценности могли представлять интерес скорее как надёжная валюта, а не предмет роскоши.
>так как Вы сами вкладываете в тех же крестьян свои мысли
Ну да, домысливать за крестьян можно по-разному, я к тому и вёл.
>Поэтому утаивание хлеба - нормальная реакция на возможное вторжение, к тому же усугубленное внутренней грызнёй в слое советских управленцев.
А оно вообще было - утаивание? Есть ли достоверные данные на сей счёт? (Я заранее извиняюсь если этот вопрос дилетантский.)
>> с натурообменом, в частности, изделий из драгметаллов на продукты
питания.
>> Поэтому (упрощая) желаемая возможность получить за краюху хлеба "кольцо с
брыльянтом"
> "Кольцо с брыльянтом" на хлеб не намажешь.
:-)) Зато его возможно прикопать до лучших времён и потом получить настоящую
цену.
> Потребление большинства крестьян в то время было довольно
минималистическим,
Верно.
> им было не до бриллиантов, деньги в основном расходовались на продукты
первой и, тэкскэть, "первейшей" необходимости, например соль.
Категорически неверно. В сельской местности деньги имеют меньшее значение,
чем в городе, сильно развит натурообмен товарами и услугами. У крестьянина
мышление приземлённое, конкретное: "Хлеб - это хлеб, без него ноги
протянешь; деньги - бумага, покуда у портфельщика наган запазухой".
> Драгоценности могли представлять интерес скорее как надёжная валюта, а не
предмет роскоши.
Верно. Но не как валюта, а как эквивальвент большой ценности при очень малом
объёме.
>> так как Вы сами вкладываете в тех же крестьян свои мысли
> Ну да, домысливать за крестьян можно по-разному, я к тому и вёл.
За одним "но" - Вы, извините, явно городской человек, а у меня корни
деревенские и родня до сих пор по улусам живёт (кроме Булунского и
Анабарского, ЕМНИП :-)).
>> Поэтому утаивание хлеба - нормальная реакция на возможное вторжение, к
тому же усугубленное внутренней грызнёй в слое советских управленцев.
> А оно вообще было - утаивание? Есть ли достоверные данные на сей счёт? (Я
заранее извиняюсь если этот вопрос дилетантский.)
Было, так как создание запасов при минимальных затратах (особенно
присваивание чужого) - краеугольный камень крестьянской психологии. Без
этого крестьянину не выжить, по крайней мере в то время.