От Андрей Белов
К All
Дата 08.02.2008 14:46:29
Рубрики Прочее; WWII;

Комментарии к вопросу по "Армении" 07.11.1941

Начнем как обычно – изложим официальную версию гибели.

Санитарный транспорт.
Бывший грузопассажирский теплоход. Спущен на воду в 1928 г.
В составе Черноморского флота с 08.08.1941 г.
Вместимость: 4727 брт.
Скорость: 14 уз.
6 ноября 1941 г. санитарный транспорт «Армения» (командир В. Я. Плаушевский) вышел из Севастополя в Туапсе с ранеными и пассажирами на борту, в охранении двух сторожевых катеров. Сделал заход в Ялту, где забрал часть эвакуируемых из Симферополя.
Во время стоянки в Ялте был получен приказ командующего флотом, что в связи с отсутствием авиационного прикрытия выход судна из порта запрещается до 19 часов, т.е. до наступления темноты. Командир приказ получил, но в 08 ч. 00 м. 7 ноября вышел из Ялты.
В 11 ч. 25 м. на траверзе Гурзуфа был атакован самолетом-торпедоносцем противника Не-111. На корабль было сброшено две торпеды, одна из которых попала в носовую часть. В 11 ч. 29 м. «Армения» затонула. Спасено 8 (по другим данным 82 человека), погибло около 5000 (по некоторым данным — до 5500) человек, в том числе весь наличный состав четырех морских севастопольских и ялтинских госпиталей. Гибель «Армении» по количеству человеческих жертв стала самой большой катастрофой советского судна на Черном море в годы Великой Отечественной войны. Координаты точки гибели судна 44°15,5'N 34°17'E, глубина около 1200 метров (по другим данным — 44°17'N 34°10'Е, глубина на месте гибели 250 метров).
Поиск «Армении» продолжается, и по сей день. Несколько экспедиций в предполагаемое место гибели не дало результатов.


(
http://www.sebastopol.ru/5027117032)
Это был двухтрубный, двухпалубный теплоход с протяженной на 81,7 м средней надстройкой. Клепаный корпус подразделялся на девять отсеков, а для размещения грузов имелось шесть трюмов (вместимость 2820 куб.м) и два твиндека.
Спуск теплохода на воду состоялся в начале ноября 1928 года и в 1930 году теплоход «Армения» вступил в строй. На судне могло разместиться: 60 пассажиров первого класса, 192 — второго класса, 266 — третьего класса, 426 человек на палубе, то есть — 980 человек. Безопасность пассажиров обеспечивалась наличием 16 спасательных шлюпок (по 48 мест каждая).
После переоборудования в плавгоспиталь «Армения» вступила в строй 10 августа 1941 года. Командиром судна был назначен достаточно опытный моряк — капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский.
Штатная эвакоемкость судна — 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов.
Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Главным врачом плавгоспиталя являлся военврач 2 ранга Петр Андреевич Дмитриевский, мобилизованный с должности главврача железнодорожной больницы Одессы. Всего до момента гибели «Армения» успела совершить 15 эвакорейсов (в основном — из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем — 1000 человек за рейс).
Судно провело на ходу — 820 часов, в ремонтах — 144 часа.



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Выводы

1. Только воспаленный журналамерский разум мог разместить на теплоходе пасажировместимостью максимум 1500 - 7000 ЧЕЛОВЕК.


От A~B
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 10.02.2008 23:09:53

А немецкие источники что про это пишут?

Типа кто топил, наградили ли кого нибудь?
Всетаки корабль не маленький, в суматохе не могли не заметить.

От Banzay
К A~B (10.02.2008 23:09:53)
Дата 11.02.2008 00:01:37

Дык собственно и хочется услышать "начальника транскпортного цеха"(с)

Приветсвую!

.... а господа "эксперты" и "теоретики" рассказывают о "большом успехе немецких торпедоносцев" и "перехваченной радиограмме"...

Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 10.02.2008 17:16:35

Продолжим ...

Свидетельствует полковник медицинской службы М. Шапунов:
«Последовал приказ 5 ноября всем флотским медицинским организанциям свернуться и эвакуироваться.
Чем был вызван этот строгий приказ? Ведь оборона Севастополя только начиналась (и будет продлится 250 дней)…».
Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы лрА.И. Власов:
«Начальник отделения Главной базы 5 ноября пеолучил приказание… госпиталяи и лазареты свернуть.

На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего нав флоте), во главе с главврачом его, военврачам 1 ранга Съ.М. Каганом.
Здесь же оказавшись начальники отделений (с медперсонал ом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий,также эвакуированные жители Севастополя…».

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ....
1. В носовом трюме - санитарный склад и медикаменты ..

2. Армения под погрузкой находилась не более 6 часов с утра. до 17.00.
погрузка велась с 2 бортов.
есть только 2 трапа , по которым можно грузить раненых.
с правого и с левого бортов где-то на миделе.
штатная эвакоемкость - 400 человек. т.е. теплоход выходил в море на докончив погрузку раненых (в 17.00 а не в 19.00)
Все названия (лаборатории , госпитали, ) имейте ввиду .. по численности не более обычного штата больницы - человек 50-60.
И без своих медикаментов никуда не поедут. Кроме того - погрузка шла в плановом порядке - это не был истерический драп. Раненные принимались и размещались как надо.

таким образом .. даже с учетом медперсонала на борту физически (время мало запихать больше ) было не более 800-900 человек.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Свидетельствует полковник И.М. Величенко, бывший специалистом по скрытной связи при командующем черноморским флотом:
«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н.М. Кулакову, что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать… выбор пал на „Армению“, и она пошла к своей гибели…».


«Армения», выйдя из Севастополя в 17 часов, ошвартовалсь в Ялте только через 9 часов (?!), то есть около 2 часов ночи. Оказывается, в пути последовал новый приказ сделать заход в Балаклаву и там забрать работников НКВД, раненых и медперсонал, ибо немцы продолжают наступать.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Стоянка в Балаклаве , по предварительному расчету по карте, заняла не более 1.5 - 2 часов учитывая время выхода , подхода к причалу в балаклаве, швартовку , загрузку, отход от причала ..

очень сомнительно , что за 60 минут только по 1 трапу смогли запихнуть 1000 раненых при скорости их подачи 3-4 секунды на одного вброшенного в теплоход.

Реальная цифра - груз (какой то , опять же в носовой трюм) +
около 100 человек раненых.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

«С вечераам мы о теплоходе „Армения“ еще ничего не знали. Ночью,чи часа в два нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход.
Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная!
Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра (то есть все столь драгоценное ночное время. – С. С.). Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. Полная луна проглядывала в разрывах черных, быстро несущихся облаков. Через мол перелистывались волны. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город. Наступал рассвет…».

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Посадка длилась 5 часов. Под присмотром сотрудников НКВД.
И только по одному трапу. (действительно медленно)
это вам не севастополь .. там запихивали с двух бортов.
учитывая это максимум что удалось погрузить, так это Ялтинский госпиталь, да женщин и детей.
А это .. где то 30 секунд на человека .. т.е.
не более 400 человек (с учетом того, что были задержки, как при любой погрузке.)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вот и считаем - 800-900
100-150
300-400
_______________________________
1200-1450
Всего.

И господа запихиватели по 7000 человек ..
Ну вы хоть раз на погрузке судна то были .. вы вообще то представляете что это за процесс ...

От Exeter
К Андрей Белов (10.02.2008 17:16:35)
Дата 10.02.2008 23:20:02

Это все чистейшие теоретизирования, при отсутствии фактических данных (-)


От Андрей Белов
К Exeter (10.02.2008 23:20:02)
Дата 11.02.2008 08:38:09

в дискуссию не вступаю. (-)


От Banzay
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 23:36:13

И еще один комментарий....

Приветсвую!

Если кто желает провести натурный экспиримент возьмите игруху Ил-2 .... и построив миссию попробуйте атаковать на Не-111 идущий в 2-3 км от берега транспорт торпедой, и расскажите с какой попытки это у вас получилось и сколько хейнкелей разгрохали при этом....


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От hardy
К Banzay (08.02.2008 23:36:13)
Дата 09.02.2008 01:44:36

Вы, вероятно, просто не умеете летать в "Ил-2:Ш" (-)


От Banzay
К hardy (09.02.2008 01:44:36)
Дата 09.02.2008 10:42:03

И не пытаюсь научится.... (-)


От hardy
К Banzay (09.02.2008 10:42:03)
Дата 09.02.2008 16:40:32

спасибо, ответ засчитан (-)


От Hokum
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 19:07:45

Re: Комментарии к...

> Только воспаленный журналамерский разум мог разместить на теплоходе пасажировместимостью максимум 1500 - 7000 ЧЕЛОВЕК.

Ага. И только воспаленный журналамерский разум мог разместить на Queen Mary (пассажировместимость - чуть больше двух тысяч человек) 15 тысяч в варианте войскового транспорта. Причем не на коротком плече, а на трансатлантическом переходе.

От А.Погорилый
К Hokum (08.02.2008 19:07:45)
Дата 08.02.2008 20:09:14

Re: Комментарии к...

>> Только воспаленный журналамерский разум мог разместить на теплоходе пасажировместимостью максимум 1500 - 7000 ЧЕЛОВЕК.
>
>Ага. И только воспаленный журналамерский разум мог разместить на Queen Mary (пассажировместимость - чуть больше двух тысяч человек) 15 тысяч в варианте войскового транспорта. Причем не на коротком плече, а на трансатлантическом переходе.

У Куин Мэри водоизмещение, насколько помню, около 70 тысяч тонн было. Так что не надо с крошечной в сравнении с ней "Арменией" сравнивать.
А пассажировместимость у Куин Мэри была не так уж велика для ее гигантских размеров в связи с наличием люксов, первого класса и числом обслуги (не команды судна, а именно обслуги пассажиров), приближающимся к пассажировместимости.

От yak v
К А.Погорилый (08.02.2008 20:09:14)
Дата 08.02.2008 21:00:53

Re: Комментарии к...

>У Куин Мэри водоизмещение, насколько помню, около 70 тысяч тонн было. Так что не надо с крошечной в сравнении с ней "Арменией" сравнивать.
>А пассажировместимость у Куин Мэри была не так уж велика для ее гигантских размеров в связи с наличием люксов, первого класса и числом обслуги (не команды судна, а именно обслуги пассажиров), приближающимся к пассажировместимости.

А почему тогда на Ташкенте возили до 2000 человек, а на Молотве 3000 по тому-же маршруту? При том они совсем не подготовлены к перевозке пассажиров. Армения значительно больше Ташкента и Молотва, так что почему бы туда не набить 5000 или 7000 человек?

Владимир

От Владислав
К yak v (08.02.2008 21:00:53)
Дата 09.02.2008 03:05:01

Эк вы промахнулись! :-)

Доброе время суток!

> Армения значительно больше Ташкента и Молотва, так что почему бы туда не набить 5000 или 7000 человек?

"Армения" имела 5770 тонн полного водоизмещения. Это несколько больше "Ташкента" (4175 тонн) и почти в два раза МЕНЬШЕ "Молотова" (9800 тонн). При этом площадь верхней палубы у "Армении" (112*15,55 м) примерно такая же, как у "Ташкента" (139,7*13,7), и ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, чем у "Молотова" (191,4*17,7).

ИМХО, с учетом большого количества раненых, которые всяко занимают больше места, вряд ли "Армения" могла вместить больше людей, чем "Молотов" -- а, скорее, еще меньше.

Кстати, если не ошибаюсь, у "Густлова" было 25 000 тонн, но больше чем на 10 тысяч человек немцы на размахиваются...


С уважением

Владислав

От yak v
К Владислав (09.02.2008 03:05:01)
Дата 09.02.2008 03:50:29

Re: Эк вы...

>Доброе время суток!

>> Армения значительно больше Ташкента и Молотва, так что почему бы туда не набить 5000 или 7000 человек?
>
>"Армения" имела 5770 тонн полного водоизмещения. Это несколько больше "Ташкента" (4175 тонн) и почти в два раза МЕНЬШЕ "Молотова" (9800 тонн). При этом площадь верхней палубы у "Армении" (112*15,55 м) примерно такая же, как у "Ташкента" (139,7*13,7), и ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, чем у "Молотова" (191,4*17,7).

>ИМХО, с учетом большого количества раненых, которые всяко занимают больше места, вряд ли "Армения" могла вместить больше людей, чем "Молотов" -- а, скорее, еще меньше.

>Кстати, если не ошибаюсь, у "Густлова" было 25 000 тонн, но больше чем на 10 тысяч человек немцы на размахиваются...


>С уважением

>Владислав

1) У Армении нет башен ГК, зениток, ТА, катапульты и других примочек крейсера.
2) И Молотова и Ташкента МКО и арт. погреба занимали большинство внутреннего объема корабля, на 14ти узловой Армении МКО в разы меньше.
3) Армения была создана для перевозки людей и при той же концентрации народа как и на Молотве или Ташкенте туда можно засунуть значительно больше людей.

Владимир

P.S. А вообще о чем спор? Что тот факт что погибло 3000 а не 5000 человек как то изменяет ситуацию?

От Владислав
К yak v (09.02.2008 03:50:29)
Дата 10.02.2008 01:38:22

Re: Эк вы...

Доброе время суток!

>1) У Армении нет башен ГК, зениток, ТА, катапульты и других примочек крейсера.

А на крейсере нет огромных грузовых люков, грузовых стрел, лебедок и т.д.

>2) И Молотова и Ташкента МКО и арт. погреба занимали большинство внутреннего объема корабля, на 14ти узловой Армении МКО в разы меньше.

У "Армении" три палубы в носовой части, четыре -- в кормовой (считая надстройку). На крейсерах пр. 26 и 26-бис только НАД машинными отделениями и артпогребами их от двух до трех. При этом жилые промещения есть и ниже.

>3) Армения была создана для перевозки людей и при той же концентрации народа как и на Молотве или Ташкенте туда можно засунуть значительно больше людей.

"Армения" -- ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ судно. Основное ее назначение -- именно перевозка грузов.

Вы в самом деле считаете, что для размещения людей важен лишь внутренний объем трюмов -- как для тюков с товаром? Нет, люди не складируются штабелем -- они размещаются на койках в каютах или хотя бы просто на палубах. Площадь которых на "Молотове" раза в два больше, поскольку крейсер также предназначен для размещения большого количества людей -- которые при этом живут не под открытым небом на верхней палубе и вдобавок должены иметь возможность свободно перемещаться по внутренним помещениям. К тому же для живучести боевого корабля ему требуются большие внутрикорпусные объемы, рассеченные вертикально и горизонтально.

Да, еще учтите, что рейс "Армении" будет длиться в 2-3 раза дольше рейса крейсера или лидера, и люди не смогут провести его просто стоя или сидя на палубе -- им надо будет где-то спать, а лежащий человек занимает раза в два больше места, чем сидящий.

>P.S. А вообще о чем спор?

О том, что вы сильно промахнулись с размерами "Армении" :-)
На самом деле -- о выяснении истины и отделении ее от фантастических легенд.

> Что тот факт что погибло 3000 а не 5000 человек как то изменяет ситуацию?

А разве между тремя и пятью тысячами погибших нет разницы????

Напомню, что 25000-тонный "Густлов" принял, по разным данным, от 5 до 8 тысяч человек. Не могла в четыре раза меньшая "Армения" в подобных же условиях взять 5 тысяч человек. И даже три тысячи вряд ли могла -- особенно с учетом большого количества лежачих раненых, которым требовалось много больше места, чем стоячим бойцам. Реальная цифра жертв (на мой взгляд) -- две тысячи.


С уважением

Владислав

От Дмитрий Козырев
К Владислав (10.02.2008 01:38:22)
Дата 11.02.2008 10:32:08

Re: Эк вы...

>У "Армении" три палубы в носовой части, четыре -- в кормовой (считая надстройку).

>"Армения" -- ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ судно. Основное ее назначение -- именно перевозка грузов.

>Вы в самом деле считаете, что для размещения людей важен лишь внутренний объем трюмов -- как для тюков с товаром? Нет, люди не складируются штабелем -- они размещаются на койках в каютах или хотя бы просто на палубах.

>Да, еще учтите, что рейс "Армении" будет длиться в 2-3 раза дольше рейса крейсера или лидера, и люди не смогут провести его просто стоя или сидя на палубе -- им надо будет где-то спать, а лежащий человек занимает раза в два больше места, чем сидящий.

Согласно наставлению по перевозке войск морским транспортом вместимость судна расчитывается как площадь кают, трюмов, твиндеков и палуб из расчета 0,5 -1,3 кв. м. на чел в зависимости от продолжительности рейса.

Есть такие данные?

От БорисК
К Владислав (10.02.2008 01:38:22)
Дата 10.02.2008 13:58:08

Re: Эк вы...

>А на крейсере нет огромных грузовых люков, грузовых стрел, лебедок и т.д.

Грузовые стрелы и лебедки много места не занимают, а грузовые люки можно закрыть. А вот башни крейсера занимают не только верхнюю палубу. И погреба боезапаса на крейсере заполнены, в отличие от трюмов "Армении".

>У "Армении" три палубы в носовой части, четыре -- в кормовой (считая надстройку). На крейсерах пр. 26 и 26-бис только НАД машинными отделениями и артпогребами их от двух до трех. При этом жилые промещения есть и ниже.

На крейсерe свой экипаж 963 человека, и жил он отнюдь не в хоромах, а в тесных кубриках. А на "Армении' экипаж был всего 96 чел., в 10 раз меньше.

>"Армения" -- ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ судно. Основное ее назначение -- именно перевозка грузов.

А также именно перевозка пассажиров. А вот крейсер – именно артиллерийский корабль, а не артиллерийскодесантный.

>Вы в самом деле считаете, что для размещения людей важен лишь внутренний объем трюмов -- как для тюков с товаром? Нет, люди не складируются штабелем -- они размещаются на койках в каютах или хотя бы просто на палубах. Площадь которых на "Молотове" раза в два больше, поскольку крейсер также предназначен для размещения большого количества людей -- которые при этом живут не под открытым небом на верхней палубе и вдобавок должены иметь возможность свободно перемещаться по внутренним помещениям. К тому же для живучести боевого корабля ему требуются большие внутрикорпусные объемы, рассеченные вертикально и горизонтально.

Крейсер вовсе не предназначен для размещения большого количества людей, он предназначен для боя. Жилые помещения, которые на нем имеются, предназначены для размещения на нем его экипажа, который никуда с него не уходил. И в остальных помещениях свободных объемов на боевых кораблях не так уж много, они же не предназначены для перевозок грузов и людей в отличие от грузопассажирских судов.

>Да, еще учтите, что рейс "Армении" будет длиться в 2-3 раза дольше рейса крейсера или лидера, и люди не смогут провести его просто стоя или сидя на палубе -- им надо будет где-то спать, а лежащий человек занимает раза в два больше места, чем сидящий.

Люди денек даже постоять вполне могут, если посидеть или полежать места не хватает, особенно, если речь идет о спасении их жизни. Немцы людей в концлагеря возили по 100-150 человек в вагоне, где-то 0,25 кв. м площади на человека. Для того, чтобы ночевать в походе одетому человеку хватает 0,35 м ширины палатки. Правда, при этом не все могут лежать на спине, но поспать все равно можно.

>Напомню, что 25000-тонный "Густлов" принял, по разным данным, от 5 до 8 тысяч человек.

По данным Хайнца Шёна на "Густлове" было 10582 человека. А по показаниям под присягой Вольдемара Терреса, который руководил регистрацией пассажиров на "Густлове", еще на 500-800 чел. больше.

>Не могла в четыре раза меньшая "Армения" в подобных же условиях взять 5 тысяч человек. И даже три тысячи вряд ли могла -- особенно с учетом большого количества лежачих раненых, которым требовалось много больше места, чем стоячим бойцам. Реальная цифра жертв (на мой взгляд) -- две тысячи.

По размерам "Густлов" был 208,5 х 23,6 м, а "Армения" – 112 х 15,55 м. И коэффициент полноты судна у более быстроходного пассажирского "Густлова" был меньше, чем у грузопассажирской "Армении". А для раненых там дополнительные подвесные койки были.

С уважением, БорисК.

От Km
К Владислав (10.02.2008 01:38:22)
Дата 10.02.2008 13:37:05

Re: Эк вы...

Добрый день!
>"Армения" -- ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ судно. Основное ее назначение -- именно перевозка грузов.

>Вы в самом деле считаете, что для размещения людей важен лишь внутренний объем трюмов -- как для тюков с товаром? Нет, люди не складируются штабелем -- они размещаются на койках в каютах или хотя бы просто на палубах.

Для перевозок людей грузовые трюма при необходимости оборудуются 3-4-ярусными нарами. Получается довольно солидная "пассажировместимость", особенно при твиндечных трюмах. Беседовал с членом экипажа морского сухогруза типа "Юный партизан", который оборудовали таким образом в 80-х для перевозки войск в ходе учений.

С уважением, КМ

От Владислав
К Km (10.02.2008 13:37:05)
Дата 11.02.2008 01:54:25

Re: Эк вы...

Доброе время суток!


>>Вы в самом деле считаете, что для размещения людей важен лишь внутренний объем трюмов -- как для тюков с товаром? Нет, люди не складируются штабелем -- они размещаются на койках в каютах или хотя бы просто на палубах.

>Для перевозок людей грузовые трюма при необходимости оборудуются 3-4-ярусными нарами. Получается довольно солидная "пассажировместимость", особенно при твиндечных трюмах.

Я знаю. Но именно этого на "Армении" сделано не было -- из-за отсутствия времени, либо из-за того, что твиндеки предполагались под размещение раненых (которых на четырехярусных нарах не уложишь). Возможно, на ЧМ просто еще не было опыта подобного пероборудования.


С уважением

Владислав

От Exeter
К Владислав (10.02.2008 01:38:22)
Дата 10.02.2008 02:18:49

ИМХО, 5 тысяч человек в "Армению" вполне можно было набить (-)


От А.Погорилый
К yak v (08.02.2008 21:00:53)
Дата 08.02.2008 21:41:37

Re: Комментарии к...

>А почему тогда на Ташкенте возили до 2000 человек, а на Молотве 3000 по тому-же маршруту? При том они совсем не подготовлены к перевозке пассажиров. Армения значительно больше Ташкента и Молотва, так что почему бы туда не набить 5000 или 7000 человек?

На "Ташкенте" возили туда - до 1000 военнослужащих. Т.е. когда "не на головах друг у друга стоят". 2000, а возможно и больше, "Ташкент" взял последним рейсом, когда ясно было, что больше не будет либо вообще, либо, может еще один такой же. В режиме "стояния на головах друг у друга" (ну, почти). К пробоине аварийная партия смогла добраться только шагая по телам набитых в помещение эвакуируемых.
Но это бывает только "последним рейсом", а у рейса "Абхазии" до этого состояния было еще далеко.

От yak v
К А.Погорилый (08.02.2008 21:41:37)
Дата 08.02.2008 23:02:45

Re: Комментарии к...

>>А почему тогда на Ташкенте возили до 2000 человек, а на Молотве 3000 по тому-же маршруту? При том они совсем не подготовлены к перевозке пассажиров. Армения значительно больше Ташкента и Молотва, так что почему бы туда не набить 5000 или 7000 человек?
>
>На "Ташкенте" возили туда - до 1000 военнослужащих. Т.е. когда "не на головах друг у друга стоят". 2000, а возможно и больше, "Ташкент" взял последним рейсом, когда ясно было, что больше не будет либо вообще, либо, может еще один такой же. В режиме "стояния на головах друг у друга" (ну, почти). К пробоине аварийная партия смогла добраться только шагая по телам набитых в помещение эвакуируемых.
>Но это бывает только "последним рейсом", а у рейса "Абхазии" до этого состояния было еще далеко.

Ну например Молотов, значительно менее к этому приспособленный смог принять на борт все это:

В 14.13 10 июня «Мо­лотов» вышел из Поти, и утром 11-го был в Новороссийске. В 0.51 12 июня, приняв на борт 2998 бойцов 138-й отдельной стрел­ковой бригады, 28 орудий, 8 минометов, свыше 1000 автоматов и до 150 т боепри­пасов, продовольствия и медикаментов, крейсер с эсминцем «Бдительный» вышел в море.

Абхазия вполне могла принять 5000 человек так как она значительно более к этому приспособлена.

От Banzay
К yak v (08.02.2008 23:02:45)
Дата 08.02.2008 23:31:34

Поясняю на пальцах....

Приветсвую!

На любом военном корабле места для размещения перевозимых бойцов масса, как то
1. Свободные койки матросов находящихся на боевых постах- например зенитчики.
2. Корабельные помещения общего пользования (баня и т.д.)


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От yak v
К Banzay (08.02.2008 23:31:34)
Дата 09.02.2008 00:38:17

Re: Поясняю на...

>Приветсвую!

>На любом военном корабле места для размещения перевозимых бойцов масса, как то
>1. Свободные койки матросов находящихся на боевых постах- например зенитчики.
>2. Корабельные помещения общего пользования (баня и т.д.)

А на любом пассажирском корабле их еще больше. Там есть и каюты и столовые и места для развлечений, не говоря уже об палубах которые не загромождены башнями, зенитками, катапультами и прочим оружием. Уж не говоря о том что на крейсере большую часть внутреннего объема занимают машины, котлы и арт.погреба, в то время как на 14 узловой Абхазии МКО в разы меньше крейсерского.

От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 16:53:09

Воспоминания "катериника М.М. Яковлева"

http://www.litportal.ru/genre23/author3303/read/page/9/book15821.html

торпеда взорвалась , а второй пошел на ялту ..
мы сами не видели , но так оно и получилось ..

От Banzay
К Андрей Белов (08.02.2008 16:53:09)
Дата 08.02.2008 16:54:09

т.е. классическое "не читал , но осуждаю"(с)


От Николай Поникаров
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 16:30:39

По пассажировместимости

День добрый.

>1. Только воспаленный журналамерский разум мог разместить на теплоходе пасажировместимостью максимум 1500 - 7000 ЧЕЛОВЕК.

Сами ведь знаете, что пассажировместимость определяется исключительно объемом пассажирских помещений. При нештатных перевозках на коротком плече людей можно сильно уплотнить. Напомню, что "Густлофф" по проекту вмещал 1500 пассажиров.

С уважением, Николай.

От А.Погорилый
К Николай Поникаров (08.02.2008 16:30:39)
Дата 08.02.2008 17:00:07

Re: По пассажировместимости

>День добрый.

>>1. Только воспаленный журналамерский разум мог разместить на теплоходе пасажировместимостью максимум 1500 - 7000 ЧЕЛОВЕК.
>
>Сами ведь знаете, что пассажировместимость определяется исключительно объемом пассажирских помещений. При нештатных перевозках на коротком плече людей можно сильно уплотнить. Напомню, что "Густлофф" по проекту вмещал 1500 пассажиров.

На "Густлоффе" по самым высоким оценкам было немногим более 10 тыс человек. По официальным данным - меньше. Да и вообще эти наиболее высокие оценки представляются завышенными, раздували в пропагандистских целях.
Но это 9-палубный "Густлофф", а "Армения" была двухпалубной, более чем в 5 раз меньше вместимостью.

Лидер "Ташкент" возил в Севастополь по 1000 человек маршевого пополнения, а последним рейсом вывез, по оценкам, несколько более 2500 человек. Но это уже лето 1942, когда набивали до предела. В конце 1941 года этого еще не допускали.

Так что цифра в 5000 человек представляется мне завышенной, хотя и физически возможной (стоя, в том числе на верхних палубах).

От Banzay
К А.Погорилый (08.02.2008 17:00:07)
Дата 08.02.2008 17:02:05

"злые языки" говорят о 234 чел на МО-4 (-)


От А.Погорилый
К Banzay (08.02.2008 17:02:05)
Дата 08.02.2008 17:08:41

Re: "злые языки"...

>"злые языки" говорят о 234 чел на МО-4

Раненых в рейсе длительностью в сутки? Вряд ли.
Столько могло спасенных с тонущего судна набиться.

Но то, как набиваются в суда в конце эвакуации, в другое время не бывает.

От Banzay
К А.Погорилый (08.02.2008 17:08:41)
Дата 08.02.2008 17:10:55

не ранненых а просто перевезенных.... (-)


От Banzay
К Николай Поникаров (08.02.2008 16:30:39)
Дата 08.02.2008 16:56:38

Коля речь все-таки о госпитальном судне, там нормы прибиты гвоздями.... (-)


От Николай Поникаров
К Banzay (08.02.2008 16:56:38)
Дата 08.02.2008 17:08:42

Какие нафиг нормы?

День добрый.

Какие нафиг нормы, когда там даже учета пассажиров толко не было?


С уважением, Николай.

От ПРАПОР
К Николай Поникаров (08.02.2008 17:08:42)
Дата 08.02.2008 20:32:04

Шкаф№5 из каюты главврача

Там полный список пассажиров.
Поднимете - сосчитаете.

От Banzay
К Николай Поникаров (08.02.2008 17:08:42)
Дата 08.02.2008 17:11:48

Коля... ты что?

Приветсвую!

>Какие нафиг нормы, когда там даже учета пассажиров толко не было?
*******************************
учет пассажиров это одно а койко-мест для раненных совсем другое.


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От Дмитрий Козырев
К Banzay (08.02.2008 17:11:48)
Дата 08.02.2008 17:20:00

Re: Коля... ты...

>учет пассажиров это одно а койко-мест для раненных совсем другое.

Плечо короткое. Ранненых можно брать не обязательно на койко места.
Есть же понятие "сидячие раненные".

От Banzay
К Дмитрий Козырев (08.02.2008 17:20:00)
Дата 08.02.2008 17:23:11

Re: Коля...

Приветсвую!
>>учет пассажиров это одно а койко-мест для раненных совсем другое.
>Плечо короткое. Ранненых можно брать не обязательно на койко места.
>Есть же понятие "сидячие раненные".
*****************************
Из госпиталя Флота? Коля у меня бабушка в блокаду была в госпитале фронтового подчинения. Начиная с июля, так у них не было не лежачих раненных....



Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От марат
К Banzay (08.02.2008 17:23:11)
Дата 10.02.2008 21:01:37

Re: Коля...

Здравствуйте!

>Из госпиталя Флота? Коля у меня бабушка в блокаду была в госпитале фронтового подчинения. Начиная с июля, так у них не было не лежачих раненных....
Ну так пишут-же - медперсонал пяти госпиталей, парт- и ответработники. Они же не раненые! А вот при бегстве Врангеля один корабль даже перевернулся в море от перегруза людьми. Т. е. могли забить и верхнюю палубу и коридоры и т.п.
С уважением, марат



От Дмитрий Козырев
К Banzay (08.02.2008 17:23:11)
Дата 08.02.2008 17:29:48

Re: Коля...

>>Есть же понятие "сидячие раненные".
>*****************************
>Из госпиталя Флота?

почему из госпиталя флота?

>Коля у меня бабушка в блокаду была в госпитале фронтового подчинения. Начиная с июля, так у них не было не лежачих раненных....

как это? а какие были?


От Banzay
К Дмитрий Козырев (08.02.2008 17:29:48)
Дата 08.02.2008 17:35:10

Re: Коля...

Приветсвую!

>почему из госпиталя флота?
*****************************
потому что в список эвакуировавшихся на Армении был Главный Флотский Госпиталь ЧФ.

>>Коля у меня бабушка в блокаду была в госпитале фронтового подчинения. Начиная с июля, так у них не было не лежачих раненных....
>как это? а какие были?
***************************************
только тяжелые не ходячие.

Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От Дмитрий Козырев
К Banzay (08.02.2008 17:35:10)
Дата 08.02.2008 17:40:12

Re: Коля...

>>почему из госпиталя флота?
>*****************************
>потому что в список эвакуировавшихся на Армении был Главный Флотский Госпиталь ЧФ.

так там же был и его персонал и к тому же список не ограничивался только этим госпиталем.

>>>Коля у меня бабушка в блокаду была в госпитале фронтового подчинения. Начиная с июля, так у них не было не лежачих раненных....
>>как это? а какие были?
>***************************************
>только тяжелые не ходячие.

это потому что фронт был позиционен и полностью соблюдалась этапность санитарной эвакуации.
А судя по приведенным источникам по пути снимали людей из отступивших соединений.

От Вулкан
К Banzay (08.02.2008 16:56:38)
Дата 08.02.2008 17:03:43

Re: Коля речь...

Приветствую!
Армения не была госпитальным судном с точки зрения международного права.
Если верить Е.Никитину (Госпитальные суда, СПБ 1992), после историй с "Чеховым" и "Котовским", с конца июля 1941 г. были аннулированы все отличительные знаки Красного Креста и все санитарные ТР были покрашены шаром, вооружены и переведены на положение ВТР. Так что вряд ли "Армения" была под флагом КК.
В самом начале войны немцы через посольство Болгарии передали СССР предложение о госпитальных судах. Оное предложение было МИД СССР ОФИЦИАЛЬНО отвергнуто. Мотивы - нарушения самими немцами.
Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...

От Banzay
К Вулкан (08.02.2008 17:03:43)
Дата 08.02.2008 17:06:59

я собственно не о "международном праве"

Приветсвую!

Я о санитарных нормах на госпитальных и санитарных судах ВМС веду речь. Не о том как к данному судну будет отностися противник а о том на сколько раненых и сопровождающего персонала можно разместить на ТХ Армения с учетом запаса, пищи, воды и медикаментов.

Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От ЖУР
К Николай Поникаров (08.02.2008 16:30:39)
Дата 08.02.2008 16:40:41

Фото в тему

http://users.bigpond.net.au/black-veil/MFP.jpg



Я уже как то постил это фото.

От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 16:08:36

откуда тральщики ///

"Действительно, через несколько часов проплывали два тральщика. Александра выстрелила, ее заметили, спустили шлюпки."

http://sovnavy-ww2.by.ru/smallminesweepers/seiner.htm#sein

1. №38 (до 24.10.1941 г. "Прибой")
Бывшие сейнеры Азчергосрыбтреста, ТТЭ не установлены. Мобилизованы 24.10.1941 г., переоборудованы в Катер №38 потоплен 9.11.1941 г. авиацией противника в Ялте
(скорее всего не потоплен, а затоплен)

28. КАТЩ-538 (до 2.05.1942 г. "Кодор")
Бывший сейнер Крымгосрыбтреста, ТТЭ не установлены. Мобилизован 10.09.1941 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 30.04.1942 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. По другой версии 6.11.1941 г. поврежден авиацией противника в Ялте и затоплен.

От Владимир Савилов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 15:39:21

Re: Комментарии к...


>+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
>Выводы

>1. Только воспаленный журналамерский разум мог разместить на теплоходе пасажировместимостью максимум 1500 - 7000 ЧЕЛОВЕК.

А как в "Ленин", что в два раза меньше "Армении" запихнули нынешние "исследователи" аж около 9000 человек???

С уважением, Владимир


От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 15:11:08

Кто же уничтожил ...

Единственное авиационное соединение, которое находилось в этом районе в тот момент 4-5.11.1941 базировалось на аэродроме Сарабус и имело в своем составе Bf 109F-2.

Часть Bf 109F-2 оснащалась подфюзеляжным бомбодержателем для 250-кг бомбы, обозначение при этом менялось на Bf 109F-2/B.

От Владимир Савилов
К Андрей Белов (08.02.2008 15:11:08)
Дата 08.02.2008 15:37:13

Re: Кто же

>Единственное авиационное соединение, которое находилось в этом районе в тот момент 4-5.11.1941 базировалось на аэродроме Сарабус и имело в своем составе Bf 109F-2.

>Часть Bf 109F-2 оснащалась подфюзеляжным бомбодержателем для 250-кг бомбы, обозначение при этом менялось на Bf 109F-2/B.

Вообще-то грешат торпедоносцы Не-111, принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28.

С уважением, Владимир

От Андрей Белов
К Владимир Савилов (08.02.2008 15:37:13)
Дата 08.02.2008 15:43:55

Re: Кто же

Kampfgeschwader 28
9.39 - 11.39 Jesau He 111
11.39 - 6.40 Kassel-Rothwesten He 111
6.40 - 7.40 Dinard He 111
12.40 - 19.7.41 Nantes He 111
19.7.41 - 8.41 Baranowicze He 111
8.41 - 9.41 Bobruisk He 111
9.41 - 10.41 Brjansk He 111
10.41 - 12.41 Seschtschinskaja He 111

Не 111Н-6 из I/KG28. Бомбардировщик сбит 27 ноября 1941 г. около Дмитрова ст. лейтенантом 562-го иап И.Н.Калабушкиным

http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=lw50&page=he111h

От Exeter
К Андрей Белов (08.02.2008 15:43:55)
Дата 08.02.2008 19:38:30

А к чему тут это?

Причем тут базирование всей 28-й эскадры, уважаемый Андрей Белов? Факт нахождения эскадрильи торпедоносцев этой эскадры в Румынии никто вроде бы сомнению не подвергает, и "Армения" была не единственная их жертва.

С уважением, Exeter

От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 15:06:01

Сказка ...

http://diving.io.com.ua/journal.php

К слову, украинская сторона заявляла также о поиске, исследовании и паспортизации военных и гражданских плавсредств времен второй мировой войны, на борту которых погибло наибольшее количество людей. И, конечно же, о попытке найти теплоход «Армения», затонувший в 1941 году. Поистине, он считается одной из самых крупных братских могил – из 7000 плывших на нем выжили только восемь человек. Ранее руководитель Департамента подводного наследия Украины Сергей Воронов утверждал, что Баллард готов помочь украинским коллегам в поисках затонувшей «Армении». Прошлым летом украинские ученые пытались самостоятельно отыскать судно, однако безрезультатно. Но заметьте, судя по американской информации, в планы Балларда отнюдь не входило ни то, чтобы искать нашу братскую могилу, но и вообще какие-либо корабли тех времен. Кстати, «Армения» так и не была найдена, и это несмотря на то, что Воронов знает о теплоходе практически все, и ему даже удалось установить координаты гибели судна – в 93 км от берега в районе Ялты, приблизительно на глубине более 470 м. Почему не нашли «Армению»? Надеюсь, ответ на этот вопрос мы получим в ближайшем будущем.



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Официальное место гибели Армении находится в 93 км от ее фактического. Как раз 1.5 - 2 часа хода Морским охотникам.





От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 15:03:03

Тоже источники ...

http://www.adventures-zone.com/5027117032
В сопровождении единственного сторожевого катера «СКА-041» (командир — старший лейтенант П.А.Кулашов) «Армения» направилась в Ялту. Здесь лайнер изрядно задержался, продолжая принимать на борт эвакуирующихся людей — медработников госпиталей и лазаретов ЮБК, партруководство области и курортной зоны, раненных и беженцев. Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир «Армении» капитан 3 ранга В.Я.Плау-шевский приказал отдать швартовые. У Гурзуфа на сопровождаемый уже двумя катерами транспорт налетела вражеская авиация. По официальной версии — в 11 часов 29 минут «Армению» случайно потопил одиночный самолет-торпедоносец, вынырнувший не со стороны моря, а из-за гор (?!). В лайнер попала одна из двух торпед, и он в течение 4 минут затонул кормой вверх. Но очевид-* цы вспоминают другое — две четверки «Юнкерсов-87» («лап-тежники») медленно и спокойно перевалили хребет главной Крымской гряды. Они четко и точно шли на лайнер, словно заранее зная его маршрут. Выстроившись в круг, пикировщики провели классическое бомбометание. Несколько авиабомб поразили судно и корпус теплохода переломился посередине. Через считанные секунды на месте «Армении» лишь бурлил водоворот с клубами дыма и пира. Выход в море «Армении» утром, а не ночью обрек ее на верную гибель. Но командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский в своих дневниках констатирует, что командир теплохода, по сути, не выполнил его личный приказ — не выходить из Ялты до темноты. В условиях того времени такого быть не могло. Или адмирал исказил истину, или В.Плаушевский получил другой приказ, аннулирующий первый. В одной из распространяемых версий происшедшего утверждается, что транспорт стал жертвой спецподразделения ГПУ. Это подразделение сознательно вело радио-переговоры с транспортами, на которых эвакуировались беженцы и выводило на эти транспорты немецкую авиацию. Полагают, что такая акция, если она действительно имела место, выполнялась с ведома Сталина и преследовала цель не допускать паники и прибытия в кавказские порты беженцев и масс раненных. Впрочем, подобная акция маловероятна и по сути, бессмысленна. Поток беженцев подобными мерами не остановить. Более вероятны другие версии: в штабе ЧФ или СОР сидел предатель; немецкая разведка раскрыла радио коды ЧФ и проводила собственные радио игры. Правду установить не возможно, но назвать случайностью намеренное уничтожение всего медицинского состава Черноморского флота очень трудно. Такого рода операции — всегда крупный успех для всей разведки.
И сейчас, спустя 60 лет со дня этой страшной трагедии, загадки «Армении» все еще ждут своего исследования и раскрытия.
В. В. КОСТРИЧЕНКО

От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 14:57:27

Продолжение .....07.11.1941


http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=65828&pid=45
ХРОНИКА ПОЛКА ГЕРАСИМА РУБЦОВА или ЖИВИ , СЕВАСТОПОЛЬ !

После жесточайших кровопролитных боев, противник овладел Перекопом и его войска двинулись вглубь полуострова. Верховным Главнокомандованием было принято решение: войска, защищающие Одессу эвакуировать и направить их на Крымский участок фронта. Это были войска Приморской армии, которой командовал генерал И.Е.Петров.

Вспоминает бывший командир взвода пулеметчиков Сводного полка войск НКВД, лейтенант Н.П.Малявкин.
Наш заградительный отряд 184 стрелковой дивизии пограничных войск НКВД, выполняя боевую задачу по прикрытию Приморской армии, отходящей с Ишуньских позиций, сам попал в окружение в районе Ялты.
С горных высот - Ялта как на ладони. Мы видели, как 7-го ноября, днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход "Армения" с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и несмотря на то, что по бортам теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей. Я и сейчас слышу эти крики, стоит только закрыть глаза и вспомнить страшные дни отступления. До сих пор чувствую свою вину, и товарищи мои чувствуют, что не могли им ничем помочь. Не могли. Но мы мстили за их смерть - фашисты наседали на нас и всю ярость мы обрушили на них.




— В координатах тоже есть путаница, — говорит Воронов. — Официальное место гибели находится в 25 километрах от берега, тем не менее пятеро человек, в том числе беременная женщина, смогли добраться вплавь до берега. Ни один человек не сможет проплыть столько в ледяной воде. То есть расстояние до берега было меньше. Так, я сопоставил свидетельства очевидцев (архивные, к сожалению, так как сейчас все умерли), проконсультировался с военными моряками и вычислил, куда бы пошел корабль такого класса под обстрелом. У нас получился квадрат полкилометра на полкилометра напротив мыса Аюдаг, прямо рядом с «Артеком». С помощью российской глубоководной техники мы обследуем дно на глубине 700 метров, думаю, глубже нырять не понадобится.




Брат нашелся в Армении


Эта история началась в 1941 г. в открытом море в пяти милях от Ялты. Из осажденного немцами Севастополя уходили последние корабли. На них пытались вывезти семьи защитников Севастополя. 5 ноября из Стрелецкой бухты уходил последний транспортный корабль, на нем было 2 с половиной тысячи человек. Семья защитника Найда была на том корабле. Транспорт шел без защиты, когда в небе появились немецкие самолеты и начали бомбежку. Корабль стал тонуть. Люди оказались в воде. Александра Найда была с двумя детьми: грудным Борисом и 6-летним Аликом (Альбертом). К ней подплыл человек и отдал ей спасательный круг и пистолет. Он сказал, что он тяжело ранен и вряд ли выживет, а пистолет пригодится, когда мимо пойдут наши суда, надо выстрелить и они спустят шлюпки и спасут их. Действительно, через несколько часов проплывали два тральщика. Александра выстрелила, ее заметили, спустили шлюпки. Но получилось так, что она с Борисом попала в одну шлюпку, а Алик в другую. Когда шлюпка с Аликом причалила к берегу, его увела какая-то женщина. Сейчас Александре 93 года, но она не оставляет надежды найти сына. После того, как передача вышла в эфир, пришел отклик из Армении. Алик выжил! И все эти годы искал маму и брата. После своего чудесного спасения он попал в любящую армянскую семью – и все были уверены, что его родные погибли…
http://poisk.vid.ru/?p=2&air=3&code=825660C0-5C29-498F-ACAA-750BBBF7B4DE


7 ноября 1942 года теплоход «Армения» с двумя тысячами раненых на борту, был атакован фашистской авиацией на траверзе Гурзуфа в районе Медведь горы. Около сорока самолетов непрерывно бомбили транспорт. В результате прямого попадания бомб, судно переломилось и затонуло. Погибли практически все, кто находился на борту. Но жительнице Ялты Анастасии Поповой, находившейся на борту «Армении» в тот роковой день посчастливилось остаться в живых. Вот что она вспоминает. «6 ноября 1941 года, я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — все смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню.»




От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 14:53:05

Продолжение .....07.11.1941

Вергасов Илья Захарович

Мы переночевали в райотделе НКВД и на рассвете двинулись в лес.

«Армения» все еще грузилась. Ах, как она задержалась! Пока небо слепое, опасаться нечего, но вдруг солнце пробьется? Ведь юг — долго ли!
На окраине нас остановил человек: глаза черные, с восточным разрезом, брови дугой, нос с горбинкой. Во всем облике что-то цыганское, стихийное. Он в барашковой папахе, опоясан новыми армейскими ремнями. Четко отрекомендовался:
— Личный представитель Мокроусова Захар Амелинов.
Подошел еще плотный морячок с веснушками на широком скуластом лице.
— Кто командует парадом? Разрешите представиться: младший лейтенант Черноморского флота Владимир Смирнов.
Обветренный, твердые серые глаза, плечистый, мускулистый. Видать, силенок не занимать.
Дорога круто идет в горы, за спиной Ялта, «Армения» все еще на причале.

Лес внезапно кончился, впереди нас оголенная Никитская яйла. Моросит дождь.
Дорога лежит на плато яйлы, по бокам зияют провалы, в них, как в гигантских котлах, курятся облака.
Зябко.
Ни единого человека вокруг.
Неожиданно солнце пробило толщу туч и пятнами стало ложиться на плато. Туман стал оседать на глазах, горизонт расширился, и небо над нами заголубело. Потом лучи стали съедать туманную мглу на провалах, будто стирали ее резинкой.


Мы все одновременно увидели «Армению». Теплоход шел на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след.
Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан. Там Борис Иванович и его семья.
Сердца наши учащенно бьются, мы задираем головы и смотрим на открывшееся во всю ширь небо. Только бы не появились пикировщики!
И вдруг крик Захара Амелинова:
— Идут!!!
Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах — трехстах. Мы видели лица летчиков.
Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель.
Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но разве плетью обух перешибешь?
Фашисты пикировали, как на учении.
Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез, оставив после себя черную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн.
Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого.
Семенов ведет машину, плачет.



От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 14:51:53

Продолжение .....06.11.1941


6 НОЯБРЯ 1941

Вергасов Илья Захарович
Крымские тетради

Я приехал в город, машину оставил в глухом переулке и пошел в райком. В выцветшем кожаном пальто, желтой шапке-ушанке шагаю по набережной и гляжу во все глаза.
Как непригляден город! Здания заляпаны грязью, на тротуарах битые стекла — следы утреннего налета пикировщиков.
Фашисты бомбили порт, а попали черт знает куда, Бомба угодила в городскую баню, убила пятерых. [24]

ПАНИНА (РОМАНОВА) ЗИНАИДА ИВАНОВНА
Родилась 22 октября 1923 года. Война застала 18-летнюю девушку в Ялте, где помогала эвакуировать раненых. В период обороны Севастополя воевала в 3-ем батальоне 514 стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии Приморской армии. После тяжелого ранения в ноги Зинаида Ивановна была эвакуирована в Сочи.
http://militera.lib.ru/h/vmf/08.html

Вергасов Илья Захарович
Крымские тетради

Толпы раненых, врачей, сестер и санитарок толкутся на причалах. Ждут «Армению», вот-вот судно должно появиться.
Фашисты рядом, они уже заняли Алушту...
Горит Ялта, в разных местах раздаются взрывы...
Красные отсветы пожаров на черной воде, крышах, стенах. Пахнет гарью. Обыватели грабят, тащат мешки, ящики, санаторное имущество.
Над нефтехранилищем бушуют огненные языки, черный дым кружится над молом, обволакивает последний теплоход — «Армению». Она наконец-то пришла.
Прощаюсь с товарищами, с Борисом Ивановичем. Он обнимает, говорит:
— Жалко, что я не с вами.
Он был печален, таким и запомнился на всю жизнь.
Не напрасно беспокоился комиссар Поздняков. Еще не эвакуировано одиннадцать госпиталей.
Наш арьергард в Алуште — 421-я стрелковая дивизия и приданный ей батальон морской пехоты. Он не располагал удобными оборонительными позициями, и противник хотел выбить его танковым ударом.
Дрались трое суток. Благодаря героизму солдат, матросов и командиров удерживали Алушту, обеспечивая отход частей Приморской армии. Под прикрытием арьергарда батальоны и полки генерала Петрова прочно укреплялись на южных и юго-восточных подступах к морской крепости.
Немцы, неся значительные потери, все же вошли в Алушту. Но не успели они очухаться от трехдневных изнурительных боев, как сами оказались в положении обороняющихся. Соединение Красной Армии штурмовало... Алушту. Это была 48-я кавалерийская дивизия под командованием генерала Аверкина. Дивизия хотела прорваться на Судак, но для этого требовалось [27] занять Алушту. И кавалеристы пошли на танки. Они заставили южный авангард Манштейна задержаться еще на трое суток, теперь уже в самой Алуште. Эти трое суток позволили командарму Приморской генералу Петрову вытянуть с Южного побережья не только последнюю пушку, но и последнюю тыловую лошаденку.
...Немцы вошли в Ялту с трех сторон: Гурзуфа, Красного Камня, потом с Ай-Петринской яйлы.
Боев в городе не было.



От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 14:50:46

Продолжение .....05.11.1941

5 НОЯБРЯ 1941

В Ялте мы достали десятка два грузовых машин, погрузили на них отдельные подразделения полков и направили в Севастополь. А 5 ноября выступили и все остальные силы. Когда они приблизились к Байдарскому ущелью, где дорога, круто петляя, проходила вдоль обрывистых скал, а внизу зияла бездна глубиной до полукилометра, водители заглушили двигатели. Попытки даже очень осторожно вести здесь машины привели к тому, что первый же грузовик упал в пропасть. За ним чуть не свалился и второй. Поэтому, оставив на дороге машины до рассвета, мы двинулись пешком и вечером 6 ноября прибыли в Севастополь.
http://militera.lib.ru/memo/russian/laskin_ia/02.html




Транспорт «Армению» тем временем перевели в Корабельную бухту, к причалу артмастерских и продолжили погрузку людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта, и с катеров по левому борту. Напряжение на борту теплохода росло, так как людей скопилось огромное количество, а выход судна перепланировали с 19.00 на 17.00. Ускорение отправки лайнера было вызвано поступившими из Ялты сообщениями. В них говорилось, что в городе собралась крупная группа эвакуируемых работников партаппарата города и области, но вывозить их не на чем. Военный совет ЧФ решил и их эвакуировать на «Армении», хотя имелись под загрузкой лайнеры «Грузия» и «Белосток», грузовые транспорты.


5 ноября 1941 года противник вышел в район Байдар, но прорваться по Ялтинскому шоссе сходу им не удалось: их задержали разрозненные подразделения Приморской армии и 7-я бригада морской пехоты полковника Жидилова.
http://zhurnal.lib.ru/l/lezinskij_m_l/gerasimrubzov.shtml


От Андрей Белов
К Андрей Белов (08.02.2008 14:46:29)
Дата 08.02.2008 14:49:51

Продолжение .....04.11.1941

4 НОЯБРЯ 1941

Утром 4 ноября части дивизии спокойно вошли в город-курорт Ялту. Здесь мы встретились с командиром 2-й кавалерийской дивизии полковником Петром Георгиевичем Новиковым и от него узнали, что 421-я стрелковая дивизия под командованием полковника Семена Филипповича Монахова в тяжелых боях задержала продвижение врага со стороны Симферополя и удерживает Алушту.
На берегу моря у причалов толпилось множество людей в ожидании пароходов и катеров для эвакуации. Но не все хотели уходить в тыл. К нам обращались женщины, пожилые люди, подростки с просьбой взять их в наши части: они хотели воевать с фашистами. Многие из них действительно пошли с дивизией в Севастополь.

http://militera.lib.ru/memo/russian/laskin_ia/02.html

Дошли до Массандры. Бегущая пехота перебила охрану винных складов, составленную из красноармейцев, и началась вакханалия. Все пьяные, люди тонули в вине, стреляли друг в друга. Идут к фронту грузовики с горючим и снарядами. Водители видят, что склады грабят и тоже –Вперед! Ящики со снарядами и бочки с бензином повыбрасывают из кузова, и вместо них грузят бочки с вином! Какая тут уже оборона Крыма...
Все это происходило на моих глазах. Смотрю, у некоторых наших матросов, тоже «трубы горят». Я был комсоргом роты. Вышли с политруком к народу, «двинули речь» о сознательности и воинском долге. Подействовало.
http://www.iremember.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=266&Itemid=23
Замиховский Григорий Ефимович


http://www.sebastopol.ru/5027117032
05 часов 40 минут 4 ноября 1941 года. Теплоход с военными грузами и маршевым пополнением вышел из Туапсе в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз». Из-за неисправности машины в 11.00 «Армения» возвратилась в Туапсе, охраняемая тральщиком и двумя сторожевыми катерами. После краткого ремонта транспорт вновь покинул «Туапсе» в охранении эсминца «Сообразительный». Командир «Армении» следовал по предписанию в Ялту, а на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и силой повернули транспорт в Севастополь. Судно начало приемку раненых, подвозимых на катерах с угольной пристани. Внезапно поступило приказание штаба СОР (Севастопольского оборонительного района) об эвакуации всего (!) медицинского персонала ЧФ из Севастополя. Похоже, что командование флота не собиралось оборонять Севастополь и тихо готовилось к его оставлению.


Приказ вице-адмирала Г. И. Левченко от 4 ноября 1941 года:
...

«В состав войск Севастопольского оборонительного района включить: все части и подразделения Приморской армии, береговую оборону главной базы Черноморского флота, все морские сухопутные части и части ВВС ЧФ по особому моему указанию.
Командование всеми действиями сухопутных войск и руководство обороной Севастополя возлагаю на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова И. Е., с непосредственным подчинением мне».


От А.Погорилый
К Андрей Белов (08.02.2008 14:49:51)
Дата 08.02.2008 16:08:03

Re: Продолжение .....04.11.1941

>4 НОЯБРЯ 1941
>Внезапно поступило приказание штаба СОР (Севастопольского оборонительного района) об эвакуации всего (!) медицинского персонала ЧФ из Севастополя. Похоже, что командование флота не собиралось оборонять Севастополь и тихо готовилось к его оставлению.

Более вероятно, что командование СОР осознало невозможность использования Севастополя как базы ЧФ (абсолютно верно оснознало, отмечу) и приняло решение эвакуировать тылы Севастопольской ВМБ на Кавказ. В том числе и флотский госпиталь и прочий береговой медперсонал.