От А.Погорилый
К All
Дата 06.03.2008 20:18:11
Рубрики WWI; WWII; Флот; 1917-1939;

О запасе подводного хода подводных лодок вопрос

У подводных лодок первой мировой максимальная подводная скорость была такая же, как и у межвоенных и второй мировой ("электроботы" не рассматриваем, это уже, можно сказать, по результатам второй мировой разработка).
А то и несколько больше, так, из советских пл, воевавших в ВМВ, наибольшая подводнаяя скорость была у АГ проекта времен ПМВ (10,5 уз), у пл советской постройки - 7,8-10,0 (это если не считать неудачные IV и VI серии). У немецких - еще меньше, VIIC - 7,6 уз.
Запас хода на полном ходу (время полного хода, ограниченное энергией аккумуляторов) у пл ПМВ также был больше.
АГ могла идти полным ходом 2,5 часа.
Первые советские пл "Д" (I серия) - 2 часа.
В дальнейшем, по мере разработки аккумуляторов, способных разряжаться быстрее, время полного хода стало равным 1 часу.
За счет этого, я так понимаю, экономились массогабариты аккумуляторов, пл при прочих равных становилась меньше и дешевле (у "электробота" немецкой XXI серии его сверхмощная АБ составляла 14% водоизмещения, т.е. в обычных пл вес АБ был первые единицы процентов от водоизмещения).

Вопрос - это что, по опыту ПМВ решили, что одного часа полного хода вполне достаточно?

С другой стороны, скорость экономического хода уменьшалась (ставили отдельные двигатели малого хода или отдельные якори малого хода в электродвигателе), что позволило при ходе 2,5-3 уз достичь дальности 100-150 миль. Ход меньше, а дальность больше чем у пл ПМВ. Не связано ли это с развитием систем регенерации воздуха, позволявших большее время провести без всплытия?

От Николай Поникаров
К А.Погорилый (06.03.2008 20:18:11)
Дата 07.03.2008 10:09:11

Главным образом это связано с размером лодок

День добрый.

С ростом размера сопротивление трения на тонну водоизмещения уменьшается. Соответсвенно, можно при мЕньшей относительной массе АБ дольше идти малым ходом. Кроме того, резко улучшается продольная остойчивость и способность двигаться при волнении.

С уважением, Николай.

От А.Погорилый
К Николай Поникаров (07.03.2008 10:09:11)
Дата 07.03.2008 13:18:41

Размеры лодок изменились слабо

>С ростом размера сопротивление трения на тонну водоизмещения уменьшается. Соответсвенно, можно при мЕньшей относительной массе АБ дольше идти малым ходом. Кроме того, резко улучшается продольная остойчивость и способность двигаться при волнении.

Между ПМВ и ВМВ размеры пл изменились не сильно.
"Щука" или немецкая VII серия - промежуточные между "Барсом" и АГ. "Д" или "С" (или немецкая IX) примерно как "Барс".
Заметно меньшими чем малые пл ВМВ (VI и XII советские, II немецкие) были в ПМВ только уже устаревшие к началу ПМВ ранние пл.

Так что этот фактор не катит, т.к. он изменился слабо. И различие в размерах и воодоизмещении пл ВМВ велико (около 10 раз по водоизмещению для советских VI и XIV серий), при достаточно близких скоростях подводного хода. А также емкости батарей, рассчитанной на 1 час полного хода (примерно).

От Вулкан
К А.Погорилый (06.03.2008 20:18:11)
Дата 07.03.2008 08:13:32

Re: О запасе...

Приветствую!

>Вопрос - это что, по опыту ПМВ решили, что одного часа полного хода вполне достаточно?

Считалось, что средства гидроакустики и пеленгации слабы и ненадежны. Да и корабль, ищущий ПЛ не мог развить ход более 3-5 узлов, иначе просто ничего не услышит.

>С другой стороны, скорость экономического хода уменьшалась (ставили отдельные двигатели малого хода или отдельные якори малого хода в электродвигателе), что позволило при ходе 2,5-3 уз достичь дальности 100-150 миль. Ход меньше, а дальность больше чем у пл ПМВ. Не связано ли это с развитием систем регенерации воздуха, позволявших большее время провести без всплытия?

В том числе. Но наверное главнейшим критерием была возможность идти под водой в штормовую погоду.

Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...