От HorNet
К All
Дата 11.07.2008 11:43:39
Рубрики WWII; Флот;

Вопрос по американской торпеде Мк.13

Здравствуйте, люди.

Слушайте, может я не умею пользоваться интернетом, но я так и не смог получить ответа на вопрос - а почему американская авиационная торпеда Мк.13 была именно такой, какой была - чем обусловлена вот эта длина в 4,05 м и диаметр в 570 мм, а также неизменная по службы скорость в 33,5 узла??
Наиболее вероятный ответ начал было вырисовываться. Два амера в привате сообщили мне, что эта торпеда, в проектировании которой был перерыв в полгода в 1930-м, когда вообще не было понятно, нужна ли амерам авиаторпеда, отличная от Mk.7-2A и -2В, слегка модернизированные версии обычной корабельной Мк.7. Но именно в конце 30-го возникла концепция применения летающих лодок USN как аттакеров против troop convoys, которые японцы так или иначе буду проводить по Тихому акияну. Тогда, в общем-то, ясно со скоростью - 33,5 узла против транспортов вроде как нормально.
Потом один из амеров заявил, что длина в 4 метра была обусловлена особенностями подвески Мк.13 под P2Y Ranger - была такая летающая лодка. Но это кажется притянутым за уши, как и инфа от второго амера о том, что переделанные в AVP тральцы типа Bird имели какие-то технологические особенности, мешавшие работать с более длинными торпедами - а именно они должны были обеспечивать боепитание летающих лодок. Но это тоже - как презерватив на глобус - проще переделать помещения кораблей, чем ваять под них торпеду.
То есть в сухом остатке - неявные домыслы о том, что торпеда планировалась как оружие исключительно flying boats, в то время как основной торпедой палубных торпедных эскадрилий оставалась Мк.7. И это вполне вероятно - даже TBD "Девастейтор" еще мог нести обе торпеды - и Мк.7, и Мк.13, есть фото самолета с подвешенной Мк.7-2В.
Но ряд источников развеивает и эту версию - например, War Plan Orange говорит о том, что некто Э.Дж. Кинг, который был ярым сторонником применения "каталин" как ударных самолетов, командуя всеми VPs в 1937 году, активно проводил боевую подготовку с бомбами, но лишь просил - в 1937, через четыре года после официального приема Мк.13 на вооружение - начать подготовку к торпедным атакам. Если бы Мк.13 создавалсь именно для летающих лодок, то она попала бы на вооружение VPs значительно раньше.
Попытки дилетантски помыслить в направлении - а может, были мысли унифицировать боевые средства по размерам - также провалились: морских мин авиационной постановки в 1930-м американцы не имели и не разрабатывали, лодочная донка Мк.12 была адаптирована к воздушным постановкам, как я понимаю, позже. Самая большая бомба морской авиации, 907-кг, имела длину 2,35 метра и была более толстой, 59 см.
Поэтому - пока еще полный туман.

Короче, вопрос - что заставило амеров сделать торпеду Мк.13 именно в такие размеры и, соответственно, чем все-таки определена ее скорость?
Учитывая тот факт, что эта короткая и толстая сволочь прослужила на флотах и в ВВС разных стран дольше, чем ее лодочные и надводные ровестницы американского происхождения, плюс приписанные ей клеймы против японцев, разобраться с этим генезисом представляется совсем нелишним.


В общем, зовите Exeter'a ;-)))


C уважением, HorNet

От БорисК
К HorNet (11.07.2008 11:43:39)
Дата 12.07.2008 05:56:24

Re: Вопрос по...

>Короче, вопрос - что заставило амеров сделать торпеду Мк.13 именно в такие размеры и, соответственно, чем все-таки определена ее скорость?
>Учитывая тот факт, что эта короткая и толстая сволочь прослужила на флотах и в ВВС разных стран дольше, чем ее лодочные и надводные ровестницы американского происхождения, плюс приписанные ей клеймы против японцев, разобраться с этим генезисом представляется совсем нелишним.

Есть такая хорошая книга - "Naval Ordnance and Gunnery". В ее изданиии 1952 г. на каждой странице напечатано - "Restricted". Но сейчас об этом уже можно рассказать :-)

Про торпеду Mark 13 там написано, что она была сделана короче и большего диаметра, чем торпеда Mark 15, для лучшей стабилизации при движении в воздухе.

C уважением, БорисК.

От HorNet
К БорисК (12.07.2008 05:56:24)
Дата 12.07.2008 23:53:02

Re: Вопрос по...


>Про торпеду Mark 13 там написано, что она была сделана короче и большего диаметра, чем торпеда Mark 15, для лучшей стабилизации при движении в воздухе.


Благодарю. Но только помогло вряд ли, по крайней мере до появления калифорнийских ringtails ;-) Вообще, нельзя ли вывесить/отправить мэйлом скан с тем, что есть в этой книге об Mk.13? Буду очень признателен.

С уважением, HorNet

От tarasv
К HorNet (12.07.2008 23:53:02)
Дата 13.07.2008 03:08:50

Re:

>Благодарю. Но только помогло вряд ли, по крайней мере до появления калифорнийских ringtails ;-) Вообще, нельзя ли вывесить/отправить мэйлом скан с тем, что есть в этой книге об Mk.13? Буду очень признателен.

Вот тут даже не скан а все распознано
http://www.eugeneleeslover.com/FC-ORDNANCE.html правда издание 1957года

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От БорисК
К tarasv (13.07.2008 03:08:50)
Дата 13.07.2008 12:08:09

Re: Re:

>Вот тут даже не скан а все распознано
http://www.eugeneleeslover.com/FC-ORDNANCE.html правда издание 1957года

Верно. Про эту торпеду написано здесь:

http://www.eugeneleeslover.com/USNAVY/CHAPTER-12-H.html

От HorNet
К БорисК (13.07.2008 12:08:09)
Дата 14.07.2008 08:33:23

Re: Re:

>>Вот тут даже не скан а все распознано
http://www.eugeneleeslover.com/FC-ORDNANCE.html правда издание 1957года
>
>Верно. Про эту торпеду написано здесь:

> http://www.eugeneleeslover.com/USNAVY/CHAPTER-12-H.html

Спасибо. Но ничего про скорость...

От Exeter
К HorNet (11.07.2008 11:43:39)
Дата 11.07.2008 15:05:26

Re: Вопрос по...


Уважаемый HorNet!

Ответ на вопрос, откуда в ТТЗ Bureau of Ordnance 1929 года всплыл калибр 23 дюйма, я сам бы хотел бы узнать.
Мое ИМХО - что причину нужно искать вовсе не в приспособлении под тот или иной самолёт, а в каких-то результатах испытаний по сбросу "длинных" 18-дюймовых торпед и гидродинамических исследований. То есть, предположу, что причины были чисто конструктивного плана - американцы сочли, что короткая и толстая торпеда будет лучше вести себя при входе в воду, иметь лучшую стабильность, даст более широкий диапазон скоростей и высот сброса и пр. "Короткая" авиаторпеда, полагаю, возникла по каким-то соображениям подобного порядка.


С уважением, Exeter

От HorNet
К Exeter (11.07.2008 15:05:26)
Дата 11.07.2008 17:56:09

Re: Вопрос по...

Приветствую!


>Мое ИМХО - что причину нужно искать вовсе не в приспособлении под тот или иной самолёт, а в каких-то результатах испытаний по сбросу "длинных" 18-дюймовых торпед и гидродинамических исследований. То есть, предположу, что причины были чисто конструктивного плана - американцы сочли, что короткая и толстая торпеда будет лучше вести себя при входе в воду, иметь лучшую стабильность, даст более широкий диапазон скоростей и высот сброса и пр. "Короткая" авиаторпеда, полагаю, возникла по каким-то соображениям подобного порядка.


Спасибо большое. Интересно было бы посмотреть на следы отчетов о результатах учебного применения авиационной Мк.7 - ведь в 1935 в США было всего две палубных торпедоносных эскадрильи - по одной на "Лексе" и "Саратоге", и до перевооружения на TBD они применяли только Мк.7. VPs, как я понял, торпеды тогда не применяли вообще. Интересно, как часто и в каком виде проводилась БП палубных VPs в 1929-37? Потому как в 1940-41 тихоокеанские TBD сбросили по одной-единственной Мк.13.

И в любом случае остается вопрос по скорости...

C уважением, HorNet