От Estel
К tarasv
Дата 18.07.2008 06:07:57
Рубрики Современность; ВВС;

Re: ДИСС APN-218...


> ДИСС на исполнительном включают, во всяком случае на самолетах ГА на которых он есть.

Не совсем так. В принципе, ДИСС нужен только в том случае, если на него завязана навигационная система. Если нет - включается по необходимости. Снос можно по локатору определить. Режим специальный для этого есть. Скорость - и так понятно.

От Александр Антонов
К Estel (18.07.2008 06:07:57)
Дата 20.07.2008 01:38:49

Re: ДИСС APN-218...

Здравствуйте

>> ДИСС на исполнительном включают, во всяком случае на самолетах ГА на которых он есть.

>Не совсем так. В принципе, ДИСС нужен только в том случае, если на него завязана навигационная система. Если нет - включается по необходимости. Снос можно по локатору определить. Режим специальный для этого есть. Скорость - и так понятно.

Вот кое в чем то похожий с B-2А случай:

ДАННЫЕ по авиационному происшествию без человеческих жертв с самолетом Ту-154 № 85327 Абаканского ОАО Красноярского УГА в р-не а/п Домодедово 21 мая 1986 года.

21 мая 1986 года в 15 ч 21 м в районе ОПРС Марьино Московской воздушной зоны произошла авария самолета Ту-154 № 85327 Абаканского ОАО Красноярского УГА под управлением КВС Лаптева Н.П. На борту находилось 164 пассажира и 11 маленьких детей. На снижении с эшелона в МВЗ на высоте 3600 м при обходе грозового очага самолет попал в зону ливневых осадков, сопровождающихся обледенением. При вылете из аэропорта Челябинск обогрев ППД экипажем невключался. При входе в зону обледенения произошло обмерзание ППД и падение показаний приборной скорости до нуля. Экипаж перевел самолет в крутое снижение с увеличением режима работы двигателей до взлетного. Затем самолет был выведен в горизонтальный полет на высоте 800 метров. При этом вертикальная скорость снижения достигла до 100 м/с, вертикальная перегрузка составила 3.2 единицы, расчетная приборная скорость 813 км/ч.

[...]

3. Экипаж не выполнил следующие требования:
- перед взлетом штурман Пименов М.П. не включил обогрев ППД, а второй пилот Попцев А.Н. не проконтролировал их включение;
- при попадании в зону обледенения и уменьшении показаний указателей скорости на снижении самолета экипаж не проверил включение и исправность обогрева ППД (КВС, второй пилот);
- не выполнил рекомендации РЛЭ в части сохранения установленного режима работы двигателей и контроля выдерживания заданного режима полета по другим приборам (авиагоризонту, вариометру, доплеровскому измерителю путевой скорости ).
4. Второй пилот, пилотировавший самолет, о своих действиях и изменении показаний приборной скорости экипаж не информировал. КВС Лаптев неправильно оценил положение самолета в пространстве и перевел его в крутое снижение с выдачей взлетного режима работы двигателей, при выводе из снижения создал нерасчетную перегрузку 3.2...

Как видим самолетный ДИСС нужен не только для навигации но и для выдерживания заданного режима полета в случае отказа системы ПВД.... ну а если ДИССа нет, то в качестве иллюстративного примера случай с B-2A вполне подходящь.

С уважением, Александр

P.S. Для тех кто считает что ДИССы в принципе не могут работать на нулевой высоте, вот пример измерителя параметров движения с радиолокационным миллиметровым допплеровским измерителем скорости который точно работает на нулевой высоте :-)

http://www.ktrans.kiev.ua/vec.html

От Estel
К Александр Антонов (20.07.2008 01:38:49)
Дата 21.07.2008 12:04:21

Пример некорректен

>3. Экипаж не выполнил следующие требования:
>- перед взлетом штурман Пименов М.П. не включил обогрев ППД, а второй пилот Попцев А.Н. не проконтролировал их включение;

Пункт о включении обогревов ППД на исполнительном был добавлен только после этого случая.


> Как видим самолетный ДИСС нужен не только для навигации но и для выдерживания заданного режима полета в случае отказа системы ПВД.... ну а если ДИССа нет, то в качестве иллюстративного примера случай с B-2A вполне подходящь.

ДИСС сам по себе, без отдельного индикатора скорости и сноса нафиг не нужен, особенно в случае отказа навигационной системы. Кроме того, всегда можно переключить комплект ПВД. А пример когда летали по локатору на Як-40, из-за отказа АРК я сам лично наблюдал. Локатор в таком случае - удобнее.

От Александр Антонов
К Estel (21.07.2008 12:04:21)
Дата 21.07.2008 17:21:41

Вы уверены?

Здравствуйте

>>3. Экипаж не выполнил следующие требования:
>>- перед взлетом штурман Пименов М.П. не включил обогрев ППД, а второй пилот Попцев А.Н. не проконтролировал их включение;

>Пункт о включении обогревов ППД на исполнительном был добавлен только после этого случая.

Пункт этот имелся в РЛЭ Ту-154 изначально. Я не будут искать старые РЛЭ, я просто верю В.В. Ершову:

http://www.lib.ru/MEMUARY/ERSHOW_W/ershov3.txt

...Вот этот обогрев и надо включать за минуту перед взлетом.
Раньше -- нельзя, потому что без обдува воздухом спираль может сгореть. Если
включить позже -- в условиях обледенения не успевшая нагреться трубочка
может закупориться сразу после отрыва. Поэтому включение обогрева ППД перед
взлетом является очень точно, по секундомеру контролируемой операцией, а ее
невыполнение считается тяжелейшим нарушением РЛЭ.
Умное туполевское КБ, прекрасно отдавая себе отчет, что от обогрева ППД
зависит жизнь людей, тем не менее, не позаботилось сделать ни хоть какую
сигнализацию, ни блокировку, отдав все на откуп экипажу и обставившись
обтекателем в РЛЭ, что, мол, мы же указали... и -- целый перечень правил и
оговорок по этому злосчастному ППД, которое надо включать в напряженную
предполетную минуту (зимой -- за 3 минуты, чтоб прогрелся).
И были случаи...

...После этого, прогремевшего на весь аэрофлот случая на включение
обогрева ППД перед взлетом стали обращать сугубое внимание и нещадно пороть
за нарушения. Однако случаям невключения этого обогрева несть числа и по сей
день. Но фирме Туполева недосуг заниматься такими мелочами, и, тайно
надеясь, что самолет и так долетает до конца эксплуатации -- они и не
чешутся. И таки долетает..."

>> Как видим самолетный ДИСС нужен не только для навигации но и для выдерживания заданного режима полета в случае отказа системы ПВД.... ну а если ДИССа нет, то в качестве иллюстративного примера случай с B-2A вполне подходящь.

>ДИСС сам по себе, без отдельного индикатора скорости и сноса нафиг не нужен, особенно в случае отказа навигационной системы. Кроме того, всегда можно переключить комплект ПВД. А пример когда летали по локатору на Як-40, из-за отказа АРК я сам лично наблюдал. Локатор в таком случае - удобнее.

Я всего лишь процитировал какими рекомендациями РЛЭ в отмеченном случае пренебрег экипаж Ту-154, в том числе не взглянув на показания индикаторов путевой скорости. Кстати говоря игнорирование в данных обстоятельствах индикаторов путевой скорости свойственно не только отечественным пилотам. Вот история с катастрофой Боинга-757 из 1996-го года:

http://www.avia.ru/press/655/

"...Как ни странно, пока пилоты разбирались в путанице указателей, ни один из них так и не взглянул на резервный индикатор и на индикаторы путевой скорости системы EFIS...

...По мнению экспертов, то, что пилоты не смогли правильно оценить последствия снижения скорости и не догадались посмотреть на показания индикаторов цифровой системы EFIS, говорит о недостаточном знании экипажем бортовых электронных систем и основ системы взаимодействия экипажа CRM."

С уважением, Александр

От Estel
К Александр Антонов (21.07.2008 17:21:41)
Дата 22.07.2008 00:41:22

Уверен.

>Пункт этот имелся в РЛЭ Ту-154 изначально. Я не будут искать старые РЛЭ, я просто верю В.В. Ершову:

Читайте в данном случае Селякова. А в этом случае я верю своему деду, который участвовал от КБ в расследовании и проверке ВС.

> Я всего лишь процитировал какими рекомендациями РЛЭ в отмеченном случае

А в РЛЭ обратить внимание на ККП. Именно там и было обновлено про контроль включения обогревов ППД перед исполнительным.