От Паршев
К Шифровальщик
Дата 25.07.2008 11:41:03
Рубрики 11-19 век;

игумену Амвросию может и ясно


>В Апокалипсисе, в посланиях Малоазийским Церквам, обличаются еретики, которые именуются николаитами. Свое название они получили от одного из семи диаконов, упоминаемых в книге Деяний Святых Апостолов (6,5),- Николая Антиохийца, обращенного из язычников.


Первая фраза - это факт. Вторая и всё что дальше - предположения и умствования довольно поздних авторов. Они кстати подробно рассматриваются и опровергаются (на мой взгляд убедительно) несколько своеобразными товарищами, отрицательно относящимися к Троице и несоблюдению субботы. В Сети есть.


>Познания бессилия злого духовного мира и достижение свободы от зла николаиты пытались достичь с помощью познания "глубин сатанинских" (Откр. 2, 24). Собственно говоря, николаиты - это предшественники гностиков,


Данное Послание ну никакого отношения к николаитам не имеет и притянуто за уши. Где они тут?:
"Откр.2:24-25 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду".


гностики тут совсем непонятно причём.

От Шифровальщик
К Паршев (25.07.2008 11:41:03)
Дата 25.07.2008 12:58:53

Хм, не такие уж и поздние авторы.

Ириней, Тертуллиан, Климент - 2 век. Единственное, что подвергается сомнению, это "авторство" ереси - диакон Николай может быть и не причем. Есть гипотеза, что здесь имеется игра тождественных слов Николай-Валаам. Что касается товарищей исповедающих субботу, то... хм... лучше о них не будем. Главный грех николаитов - "быть как все", т.е. не выделяясь из языческой массы со всеми присущими язычеству пороками (в т.ч. и сексуальными), тем не менее, "быть немножко христианами". Более поздний гностицизм естественное продолжение "николаизма", только на более высоком уровне, т.е. подпертое более развитой философией. Вот и все. Впоследствии, "николаиты" стали именем нарицательным в определении развратников, что отвечает на Ваш вопрос о прозвище русских поляками, несправедливо считавших женитьбы священников недопустимыми.