От Volk
К All
Дата 01.08.2008 07:23:40
Рубрики WWII; Современность; ВВС;

Вопрос по красным звездам на крыльях

Вопрос к знатокам авиации: когда на самолетах стали рисоваться красные звезды в их современном виде, т. е. с окантовкой из белой и красной полосы? Регламентировалось ли это каким-либо приказом и если да, то каким и когда он был введен в действие? Мне приходилось слышать, что поначалу это было чисто "народное творчество" и будто бы к этому приложил руку Василий Сталин. Насколько это соответствует действительности?

От dragoman
К Volk (01.08.2008 07:23:40)
Дата 04.08.2008 10:58:51

Re: Вопрос по...

Здравствуйте, коллеги.
>Вопрос к знатокам авиации: когда на самолетах стали рисоваться красные звезды в их современном виде, т. е. с окантовкой из белой и красной полосы?

Появилось соображение, хочу им поделиться - и извиниться, если уже было, я месяц не был на форуме, дочку ждал )) появилась ))

Так вот.

Подумал, что в основе последнего указания о смене ОЗ ВВС РФ на цветные звезды лежит стремление уйти от путаницы с ОЗ ВВС соседнего государства ("потенциального противника" добавлять не хочется). Тем более, что в их состав недавно вошли Су последних моделей, которых и у нас-то еще не Бог весть сколько.

То есть, грубо говоря, помочь нашим лётчикам не спутать наши самолеты с китайскими.

Есть ли в этом резон?

От CryKitten
К Volk (01.08.2008 07:23:40)
Дата 01.08.2008 12:27:56

Re: Вопрос по...

>Вопрос к знатокам авиации: когда на самолетах стали рисоваться красные звезды в их современном виде, т. е. с окантовкой из белой и красной полосы? Регламентировалось ли это каким-либо приказом и если да, то каким и когда он был введен в действие? Мне приходилось слышать, что поначалу это было чисто "народное творчество" и будто бы к этому приложил руку Василий Сталин. Насколько это соответствует действительности?

Я, канешн, не Бог весть какой знаток, н о"яндекс" в умелых руках творит чудеса :-). Итак, до 3 сентября 1943 года звёзды были либо без окантовки, либо с чёрной окантовкой, что регламентировалось схемой защитной окраски, прилагаемой к "Приказу о маскировке самолетов, взлетных полос, аэродромных сооружений" № 0043 от 20 июня 1941 г. "Стендовики" тут пишут:

...все самолеты ВВС РККА должны были быть покрашены АМТ4(зеленый)/АМТ6(черный) или 4БО(зеленый)/АМТ6(черный) без изменения АМТ7(голубой)снизу. Кроме того, звезды на консолях сверху должны были быть закрашены и быть добавлены на килях...

А 3 сентября 1943 года появился "Приказ об улучшении видимости опознавательных знаков на самолетах ВВС Красной Армии" № 267 от 3 сентября 1943 г. :
http://soldat.ru/files/f/00000052.zip

Установленный для самолетов ВВС Красной Армии опознавательный знак Красная Звезда окаймлять по внешнему контуру белой полосой шириной 5 см с окантовкой ее красной полоской шириной в 1 см.

Я думаю, приказ был на основе "фронтового опыта", так что версия о том, что идея предложена Василием Сталиным, не лишена оснований. Тем более, что подписан приказ самим ИС.

От Volk
К CryKitten (01.08.2008 12:27:56)
Дата 04.08.2008 10:05:01

Спасибо! (-)


От CryKitten
К Volk (01.08.2008 07:23:40)
Дата 01.08.2008 10:36:02

Re: Вопрос по...

>Вопрос к знатокам авиации: когда на самолетах стали рисоваться красные звезды в их современном виде, т. е. с окантовкой из белой и красной полосы? Регламентировалось ли это каким-либо приказом и если да, то каким и когда он был введен в действие? Мне приходилось слышать, что поначалу это было чисто "народное творчество" и будто бы к этому приложил руку Василий Сталин. Насколько это соответствует действительности?

Насколько помню, красно-белая окантовка официально появилась в 1943 году.
А собственно "изобразительное искусство" было "народным" ещё с Гражданской.
И просто красные звёзды, и с цветной окантовкой, и вписанные в круги разнообразных цветов. Однако на Халхин-Голе обнаружился любопытный оптический эффект: красные звёзды с чёрной окантовкой издалека очень сильно напоминали красные японские круги. Вот, по-моему, тогда и начались эксперименты с различными вариантами окантовок.

Можно предположить, что красно-белая окантовка - наиболее удачна с точки зрения распознавания знаков.

От Геннадий Нечаев
К CryKitten (01.08.2008 10:36:02)
Дата 02.08.2008 05:53:53

Re: Вопрос по...

Ave!

>И просто красные звёзды, и с цветной окантовкой, и вписанные в круги разнообразных цветов. Однако на Халхин-Голе обнаружился любопытный оптический эффект: красные звёзды с чёрной окантовкой издалека очень сильно напоминали красные японские круги. Вот, по-моему, тогда и начались эксперименты с различными вариантами окантовок.

Забавно, но этот эффект обнаружили не только американцы и англичане, убравшие на Тихоокеанском ТВД со своих самолетов все элементы ОЗ красного цвета (тут все понятно), но и голландцы, заменившие с начала 1942 года свои оранжевые треугольники с черной окантовкой трехцветными полотнищами в национальных цветах. Это объяснение я встретил дважды в весьма интересных книжках Buffaloes over Singapore и почти дословный повтор в The Dutch Naval Air Force Against Japan. Так что и треугольник с фрикаделькой-хиномару путали.

Omnia mea mecum porto

От СВАН
К CryKitten (01.08.2008 10:36:02)
Дата 01.08.2008 11:04:22

Re: Вопрос по...

Читал некий американский обзор на эту тему. Автор безапелляционно заключал, что ЦВЕТ опознавательных знаков не имеет вообще никакого значения: в условиях стресса имеет значение их ФОРМА. Дескать, летчики регулярно путали красные японские "тефтельки" и американские белые звезды (и те, и другие - круглые), но почти никогда - те же белые звезды/РАФовские "кокарды" (круглые) и германские "прямые кресты" (квадратные).

СВАН

От tramp
К СВАН (01.08.2008 11:04:22)
Дата 01.08.2008 13:08:46

Re: Вопрос по...

>Читал некий американский обзор на эту тему. Автор безапелляционно заключал, что ЦВЕТ опознавательных знаков не имеет вообще никакого значения: в условиях стресса имеет значение их ФОРМА. Дескать, летчики регулярно путали красные японские "тефтельки" и американские белые звезды (и те, и другие - круглые), но почти никогда - те же белые звезды/РАФовские "кокарды" (круглые) и германские "прямые кресты" (квадратные).
ЕМНИП, это еще в ПМВ было известно, в в связи с чем у Антанты ОЗ были круглые, у Тройственного - квадратные.

>СВАН
с уважением

От Сергей Зыков
К СВАН (01.08.2008 11:04:22)
Дата 01.08.2008 13:08:06

Re: Вопрос по...


>Читал некий американский обзор на эту тему. Автор безапелляционно заключал, что ЦВЕТ опознавательных знаков не имеет вообще никакого значения: в условиях стресса имеет значение их ФОРМА. Дескать, летчики регулярно путали красные японские "тефтельки" и американские белые звезды (и те, и другие - круглые), но почти никогда - те же белые звезды/РАФовские "кокарды" (круглые) и германские "прямые кресты" (квадратные).

Тут еще контраст знака имеет значение. В рекламе у чайников это часто встречается - накидают цветов на баннер к примеру, схожих по яркости, а в сумерках когда цвет не имеет значения все сливается. ну и кошмар дальтоника конечно.
В случае со звездой добавили контрастную кайму.

Вот их профессура готова к бою!''А наша только умеет в микроскопы смотреть и бабочек ловить'

От Alex Lee
К СВАН (01.08.2008 11:04:22)
Дата 01.08.2008 11:58:10

Ну так извесное дело - поэтому американцы своим звездам уши и дорисовали. (-)


От ZaReznik
К Alex Lee (01.08.2008 11:58:10)
Дата 01.08.2008 19:03:41

Мало того...потом на ентом ТВД и бритам пришлось "уши" рисовать :)) (-)


От Геннадий Нечаев
К ZaReznik (01.08.2008 19:03:41)
Дата 02.08.2008 06:00:00

Re: Всем пришлось, кроме озиков :))

Ave!

Скажем так - всем пришлось "уши" приделать - одни озики упорствовали: на их самолетах "ушастые" кокарды попадаются крайне редко и в основном на самолетах, переданных из состава английских и американских частей. Впрочем, до середины 44-го они своим машинам хвосты в белый цвет таки красили. Ну а про голландцев я выше писал.

Omnia mea mecum porto

От Banzay
К СВАН (01.08.2008 11:04:22)
Дата 01.08.2008 11:10:58

согласен... сам быстреее определяю марку самолета в полете чем ОЗ.... (-)