От Любитель
К All
Дата 27.08.2008 20:49:30
Рубрики Древняя история; 11-19 век;

Статья о средневековой фортификации на Кавказе и Великом Шёлковом Пути.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/209

Фрагменты:

В VI веке Византия вступила в борьбу за Лазику и Сванетию (горные районы Западной Грузии и территория современной Абхазии), Восточная же Грузия (Иберия) была в это время под властью персов. Войны чередовались с дипломатическими переговорами, на которых решалась судьба Сванетии, и к концу шестого столетия она из-под власти Персии перешла под контроль Византии.

Император Юстиниан, распространивший религиозное и военно-политическое влияние своего государства от Африки до Кавказа, приложил все усилия для того, чтобы изменить привычные маршруты караванов, идущих из Китая, и направить их к Понтийскому побережью (ныне Черноморскому) именно через горные перевалы Северного Кавказа, в обход Персии. Этот правитель хорошо понимал, что для обеспечения безопасности торговых караванов было жизненно необходимо заручиться поддержкой местного населения. В годы его правления произошло крещение Восточной Грузии (552 год), Западная Грузия обратилась в христианство еще в 337 году. К тому же в те времена Понтийское побережье населяли многочисленные греческие колонисты.

Что же касается диких горных племен, то от них он отгородился мощной укрепленной стеной, протянувшейся вдоль побережья Понта Эвксинского, от Сухуми до Поти. Это гигантское сооружение длиной 160 км своими размерами уступало только знаменитой Великой Китайской стене.


***********************

Поскольку в горах не строили караван-сараев и приют путники получали в монастырях, то «метками», по которым ученые восстанавливают караванные маршруты Великого шелкового пути, являются церковные постройки X—XV веков. В тех районах Северного Кавказа, где существовала сильная власть, как, например, в Алании, возводились только храмы, там же, где таковая отсутствовала, вместе с храмами строились оборонительные комплексы с боевыми и сторожевыми башнями.

*************************

Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, так как после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов торговля шелком замерла.

************************************

Долгое время принято было считать, что все северокавказские боевые башни являются символом рода, неотъемлемым признаком национальной идентификации или связывать их с традицией кровной мести. Однако местные племена стали вести оседлый образ жизни лишь с XVII века и именно тогда взяли за образец уже существовавшие ранее постройки, которые вплоть до XV века были частью христианских монастырей. Когда же монахи покинули эти земли, владельцами башен стали потомки тех стражников, которых нанимали пришедшие сюда монахи.

От А.Погорилый
К Любитель (27.08.2008 20:49:30)
Дата 27.08.2008 21:41:36

Re: Статья о...

>
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/209

>Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, так как после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов торговля шелком замерла.

А я всегда считал что ВШП погубило то, что португальцы открыли морской путь в Китай, несравненно более дешевый. Появилась лучшая альтернатива.

От Мелхиседек
К А.Погорилый (27.08.2008 21:41:36)
Дата 28.08.2008 11:27:08

Re: Статья о...

>А я всегда считал что ВШП погубило то, что португальцы открыли морской путь в Китай, несравненно более дешевый. Появилась лучшая альтернатива.

морской путь из китая до египта существовал задолго до португальцев

От Iva
К А.Погорилый (27.08.2008 21:41:36)
Дата 27.08.2008 21:50:55

Re: Статья о...

Привет!

>А я всегда считал что ВШП погубило то, что португальцы открыли морской путь в Китай, несравненно более дешевый. Появилась лучшая альтернатива.

сейчас читал книжку, где такое мнение подвергается сомнению и ревизии.

Т.е. португальцам не удалось подмять торговлю даже пряностями. Т.е. дешевизна этого пути по крайней мере до середины 17 века сильно сомнительна.


Владимир

От Любитель
К Iva (27.08.2008 21:50:55)
Дата 28.08.2008 18:51:56

То, что португальцы поначалу в торговле вокруг Африки не шибко преуспевали -

>>А я всегда считал что ВШП погубило то, что португальцы открыли морской путь в Китай, несравненно более дешевый. Появилась лучшая альтернатива.
>
>сейчас читал книжку, где такое мнение подвергается сомнению и ревизии.

>Т.е. португальцам не удалось подмять торговлю даже пряностями. Т.е. дешевизна этого пути по крайней мере до середины 17 века сильно сомнительна.

вроде бы "секрет Полишинеля". В вузовском учебнике советских лет, читал, ЕМНИП, что за весь 16-й век из Индийского океана в Европу приплыли кажется восемь португальских кораблей.

Более того, терроризируя мусульманских мореплавателей португальцы загнали торговлю на сушу. Именно поэтому на 16-й век, по мысли автора(ов) учебника, приходится расцвет Кандагара. Если кому-нибудь интересно могу посмотреть поточнее.

От Iva
К Любитель (28.08.2008 18:51:56)
Дата 28.08.2008 20:09:37

Re: То, что...

Привет!


>>Т.е. португальцам не удалось подмять торговлю даже пряностями. Т.е. дешевизна этого пути по крайней мере до середины 17 века сильно сомнительна.
>
>вроде бы "секрет Полишинеля". В вузовском учебнике советских лет, читал, ЕМНИП, что за весь 16-й век из Индийского океана в Европу приплыли кажется восемь португальских кораблей.

Это какая-то лажа. Столько приплыло за первые 10 лет.
Где-то по три корабля в год норма для 16 века. Точнее надо смотреть.

>Более того, терроризируя мусульманских мореплавателей португальцы загнали торговлю на сушу. Именно поэтому на 16-й век, по мысли автора(ов) учебника, приходится расцвет Кандагара. Если кому-нибудь интересно могу посмотреть поточнее.

Это тем более лажа.
Португальцы стопорнули торговлю Индии с Египтом с 1508 по 1530-40е. После этого морская торговля арабов перцем возобновилась по новому маршруту Суматра+Ява через Ачех по Красному морю. Благодаря чему Венеция вренула себе половину европейского рынка пряностей.

Португальцы достигли серьезных успехов даже при том, что путь Индия-Кейп-Португалия был дороже ( по транспортным издежкам), чем Индия-Красное море-Венеция. Но на последнем сидел Мамлюк и взимал пошлины, что делало португальский путь высокорентабельным.

А в 17 веке, ввиду улучшения техники мореплавания, удешевления строительства кораблей, увеличения безопастности произошло резкое снижение на морском пути.


Владимир

От Любитель
К Iva (28.08.2008 20:09:37)
Дата 29.08.2008 14:04:42

Re: То, что...

>>>Т.е. португальцам не удалось подмять торговлю даже пряностями. Т.е. дешевизна этого пути по крайней мере до середины 17 века сильно сомнительна.
>>
>>вроде бы "секрет Полишинеля". В вузовском учебнике советских лет, читал, ЕМНИП, что за весь 16-й век из Индийского океана в Европу приплыли кажется восемь португальских кораблей.
>
>Это какая-то лажа. Столько приплыло за первые 10 лет.
>Где-то по три корабля в год норма для 16 века. Точнее надо смотреть.

Таки да, действительно лажа. Посмотрел в учебнике. Цифирь там такая:
с 1498-го по 1612-й в Индийский океан из Португалии отправились 806 кораблей, из них 285 остались курсировать в тамошних водах, 96 потонуло, 425 вернулось обратно. Т.е. получается в среднем даже более трёх кораблей в год.

>>Более того, терроризируя мусульманских мореплавателей португальцы загнали торговлю на сушу. Именно поэтому на 16-й век, по мысли автора(ов) учебника, приходится расцвет Кандагара. Если кому-нибудь интересно могу посмотреть поточнее.
>
>Это тем более лажа.

Почему?

>Португальцы стопорнули торговлю Индии с Египтом с 1508 по 1530-40е. После этого морская торговля арабов перцем возобновилась по новому маршруту Суматра+Ява через Ачех по Красному морю. Благодаря чему Венеция вренула себе половину европейского рынка пряностей.

Ачех - это район в Индонезии? А как они плыли от Индонезии до Красного моря?

В любом случае в учебнике написано, что через Кандагар проходило ежегодно по 15-20 тысяч верблюдов, гружёных индийскими товарами.

От Iva
К Любитель (29.08.2008 14:04:42)
Дата 29.08.2008 15:00:20

Re: То, что...

Привет!

>>>Более того, терроризируя мусульманских мореплавателей португальцы загнали торговлю на сушу. Именно поэтому на 16-й век, по мысли автора(ов) учебника, приходится расцвет Кандагара. Если кому-нибудь интересно могу посмотреть поточнее.
>>
>>Это тем более лажа.
>
>Почему?

Да потому :-). Загон португальцами был временный и не вмемерным(т.е. не весь Индийский океан).

Серьзено пострадала торговля через Персидский залив - там португальцы захватили Ормуз и эффективно контролировали пролив.
А Аден им взять не удалось, а с Сокорты обеспечить эффективную блокаду и-или контроль Баб-эд.. пролива им не удалось.

>>Португальцы стопорнули торговлю Индии с Египтом с 1508 по 1530-40е. После этого морская торговля арабов перцем возобновилась по новому маршруту Суматра+Ява через Ачех по Красному морю. Благодаря чему Венеция вренула себе половину европейского рынка пряностей.
>
>Ачех - это район в Индонезии? А как они плыли от Индонезии до Красного моря?

Прямо через океан, могли использовать Мальдивские ова как промежуточную стоянку.

>В любом случае в учебнике написано, что через Кандагар проходило ежегодно по 15-20 тысяч верблюдов, гружёных индийскими товарами.

Это возможно. Т.е. Кандагар, возможно и вырос в результате действий португальцев, так как они влияли на Индийско-персидкую торговлю.

Начался постинг с обсуждения ВШП и влиянии на него португальцев.

Владимир

От Любитель
К Iva (29.08.2008 15:00:20)
Дата 29.08.2008 19:41:14

Re: То, что...

>>>Португальцы стопорнули торговлю Индии с Египтом с 1508 по 1530-40е. После этого морская торговля арабов перцем возобновилась по новому маршруту Суматра+Ява через Ачех по Красному морю. Благодаря чему Венеция вренула себе половину европейского рынка пряностей.
>>
>>Ачех - это район в Индонезии? А как они плыли от Индонезии до Красного моря?
>
>Прямо через океан,

Не заходя в порты?

От Iva
К Любитель (29.08.2008 19:41:14)
Дата 29.08.2008 19:43:05

Re: То, что...

Привет!

>>Прямо через океан,
>
>Не заходя в порты?

Да - муссон. Арабы так плавали и до прихода европейцев.
А половина такого пути - вообще стандарт.

Владимир

От Геннадий
К А.Погорилый (27.08.2008 21:41:36)
Дата 27.08.2008 21:49:57

Re: Статья о...

>>
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/209
>
>>Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, так как после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов торговля шелком замерла.
>
>А я всегда считал что ВШП погубило то, что португальцы открыли морской путь в Китай, несравненно более дешевый. Появилась лучшая альтернатива.

А я всегда считал, что причиной Великих географический открытий стал поиск морского пути в Индию, а причиной поиска - контроль мусульманами сухопутных торговых путей с Востоком.