От Д.И.У.
К И. Кошкин
Дата 24.09.2008 12:11:38
Рубрики Прочее; 11-19 век;

Re: Сам тезис

>Главный вопрос: где это русские могли добыть специалистов по турецкой организации войска, и каким это образом русские стрельцы-огородники, ремесленники и держатели, миль пардон, б...н похожи на отморозков-янычар.

Это как раз вопрос не главный - не такая уж хитрая была турецкая военная организация, и не настолько изолировано Российское государство XVI века. Сохранялись церковные связи с Константинополем (которые определенно использовались и для сбора общих сведений, так как в России церковь была не отделена от государства), изредка ездили посольства в Стамбул и регулярно, подолгу - в Крым, были разнообразные беглецы, не только пленные русские, но и из подданных Османской империи, доходили сведения и через посредство европейских специалистов.

Однако едва ли был спрос на организационные заимствования у поганых бусурман. Сходство между двумя царствами было поверхностным, а внутренний культурный антагонизм велик. И "византинизм" мышления лично Иоанна Грозного (явно заметный в его писаниях) этот антагонизм только усиливал.

Тем более, что имелись другие образцы для подражания, по-христиански более близкие и вполне работоспособные (в том числе против турок). Например, цесарское войско Габсбургов.

От Белаш
К Д.И.У. (24.09.2008 12:11:38)
Дата 24.09.2008 12:48:03

А были ли они (образцы) более близкими географически? (-)


От Д.И.У.
К Белаш (24.09.2008 12:48:03)
Дата 24.09.2008 14:08:09

Re: А были...

Со времен посольств Герберштейна (1517 и 1526 гг.) между Россией и Австрией поддерживались постоянные дипломатические связи - на антитурецкой, антипольской и антишведской основе.

Без сомнения, одиозный (с православной точки зрения) метод комплектования янычарского корпуса был хорошо известен в России (по-моему, о нем даже в поздних летописях где-то упоминается). Да и остальная специфика организации и подготовки наверняка была известна через разных беглецов и перебежчиков, в том числе и из числа янычар (турецкий поход на Астрахань в 1569 г. определенно не застал царские приказы врасплох).
Но как метод "девширме", противоречащий всем предыдущим российским традициям и менталитету, можно было бы внедрить на практике? Изымать мальчиков у новоприсоединенных казанских татар и ногаев, и воспитывать из них взаперти "православных крестоносцев"? В те времена такое предложение звучало бы не менее дико, чем сегодня. У российского царства были выработаны свои методы взаимодействия с иноверцами и инородцами, не менее эффективные, чем турецкие, что наглядно проявилось и во время упомянутой войны 1569 г.