Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что реформы Ивана IV были направлены на преобразование России по образцу самой могущественной державы того времени, Османской империи. Проект Пересветова содержал лишь идею этих реформ, он был черновым наброском - возможно, одним из многих предложений в этом духе. Сама идея витала в воздухе достаточно давно, и первые шаги к ее воплощению были предприняты еще Иваном III. В реализации этой идеи принимали участие разные люди, в том числе Адашев и Сильвестр, дьяк Висковатый, Мария и Михаил Черкасские - и конечно, сам царь. Некоторые из этих людей знали о Турции гораздо больше, чем Иван Пересветов, и реформы вышли далеко за рамки первоначального проекта - они закончились введением "опричнины". Разумеется, реформы не сводились к простому перениманию турецких порядков; в ходе их имели место инновации и отступления от образца, как было, к примеру, с измерением земель и выплатой помещикам дополнительного жалования. С другой стороны, некоторые преобразования натолкнулись на противодействие, прежде всего со стороны бояр, и остались незавершенными. В конечном счете реформы приняли характер сложного социального синтеза, "симбиоза", порядки, заимствованные извне, синтезировались с местными порядками и трансформировались в новое социальное единство.
Итак, можно утверждать, что эпоха становления Московского государства была вместе с тем эпохой перенимания турецких порядков, временем преобразования России по османскому образцу. Преобразование по образцу самой могущественной "мировой" державы является одной из главных движущих сил истории; этот процесс характерен как для нашего времени, так и для средних веков - законы истории одинаково действуют во все времена.
Это именно инсинуации. Можно придумывать разные аналогии и гипотезы, основываясь на внешнем сходстве отдельных государственных институтов и реформ, но они разбиваются об однозначные документальные свидетельства - собственноручное письменное творчество Ивана IV, его приближенных, и приказную корреспонденцию. И в первую очередь о "политическую публицистику" Ивана IV, из которой явственно видны его личные взгляды, психлогия, ментальные шаблоны.
К несчастью для разных "альтернативщиков", эти документальные свидетельства сохранились в достаточном количестве. И наглядно свидетельствуют о церковно-православном (даже с махровым ксенофобским душком) воспитании и мировоззрении тогдашней русской знати, и о "ромоцентричности" её взглядов - через продолжение Второго Рима (где сейчас воцарились нехристи, в наказание за его грехи и пороки) и отрицание Первого Рима (но также и заимствование из него). При полном безразличии и отторжении мусульманства, тюркства и прочей погани. Сам для себя Иван Грозный был главный Рюрикович по прямой мужской линии, на чем основывались все его претензии, но также внук Софьи Палеолог и продолжатель свергнутых нечестивыми турками византийских императоров. Это в его письмах проходит открытым текстом, с горделивым перечислением своих пращуров. Никаким чингизидам и ордам в его мировоззрении не было места. Немецкий кесарь с таким же двухглавым орлом был для него где-то как-то "брат", хотя и зловредно-конкурирующий, также французский король с английской королевой. Но турский султан с персидским шахом - уже из другой категории, из темной бусурманской нечисти.