От badger
К dragon.nur
Дата 30.09.2008 03:18:21
Рубрики WWII; ВВС;

Из хронологии Родионова про "Пегас"

С 28 февраля по 16 апреля 1943 г. проходили государственные испытания самолета Пегас. Ведущим инженером по испытаниям был П.Т.Аброщенко. Облет самолета осуществляли П.М.Стефановский, Ашитков, А.К.Долгов, М.А.Нюхтиков и еще б летчиков-испытателей.
Вооружение “Пегаса” состояло из неподвижного пулемета М.Е.Березина УБК с боекомплектом 140 патронов в носовой части фюзеляжа и двух вариантов легкосъемной подфюзеляж-ной подвески: фюзеляжного бомбового моста, рассчитанного на 500 кг авиабомб (пять ФАБ-50, или пять ФАБ-100, или две ФАБ-250, или одна ФАБ-500), и пушечного лафета с двумя пуш-ками ВЯ-23 с боекомплектом 160 снарядов на обе пушки. Вес пушечной установки с боекомплектом - 366,5 кг.
Вес пустого самолета составил -1450 кг, нормальный взлетный вес (пушечный вариант) - 2150 кг.
Максимальная скорость полета у земли в варианте с пушками ВЯ-23 не превышала 172 км/ч, с пятью бомбами ФАБ-100 - 167 км/ч. Максимальная скорость полета на высоте 1000 м уменьшалась на 3-5 км/ч. Время набора высоты 1000 м находилось в пределах от 7,7 мин (с пушками ВЯ) до 12,6 мин (с 500 кг бомб).
Длина разбега с двумя ФАБ-100 -345 м, пробега - 440 м. Дальность полета - от 285 до 320 км.
Отмечалось, что самолет строился без ТТТ, без официального предъявления эскизного проекта, без постройки макета, без аэродинамических продувок моделей, без заключения ЦАГИ по прочности.
В заключении отчета по испытаниям констатировалось, что самолет требованиям, предъявляемым к штурмовикам и ближним дневным бомбардировщикам не удовлетворяет: “...Живучесть самолета недостаточная....По технике пилотирования самолет не доступен для массовых летчиков.... Прицельная стрельба из пушек калибра 23 мм практически невозможна из-за сильной отдачи. Прицельное бомбометание практически неосуществимо.... Самолет представляет собой хорошую мишень для зенитной артиллерии....Полет на одном моторе самолет совершать не может”.
В результате был сделан вывод о нецелесообразности доводки самолета. Испытанный экземпляр самолета предлагалось использовать в качестве мишени на полигоне, поскольку после заводских и госиспытаний он нуждался в капитальном ремонте, а четвертый экземпляр,заканчиваемый на заводе № 288, - передать в один из запасных авиаполков для тренировки в стельбе из пушки...(9649).


Источник 9649 из которого данный отрывок взят:

9649. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовики Красной Армии. - М.Ж Авико Пресс, 2001. 176 с.

От badger
К badger (30.09.2008 03:18:21)
Дата 30.09.2008 03:30:49

Re: Из хронологии...

4 января 1943-го в НКАП А.И.Шахурину за подписью начальника ЦКБ-29 Кутепова ушла телефонограмма:
"Докладываю, что самолет бронированный "Пегас" первый экземпляр начал летные испытания 2 января 1943-го.
Сделано два полета, машина ведет себя нормально. Продолжаем испытания. Замечаний со стороны летчика нет. Постройка остальных четырех машин задерживается из-за отсутствия кислорода, брони, мелких гвоздей и части сухого леса." (9653).
Много лет спустя Валериан Иванович Жданов, впервые опробовавший "Пегас" в воздухе и проводивший дальнейшие испытания машины, в том числе и государственные, рассказывал: "Находясь в Омске в связи с испытаниями дальнего бомбардировщика ДВБ-102, ко мне обратился Д.Л.Томашевич с просьбой облетать "Пегас". Отказать ему я не не мог, да и любопытно было опробовать новую машину."
На машине, едва поборовшей земное притяжение, "обрезали" сразу оба двигателя. Не мешкая, Жданов заложил глубокий вираж и приземлился на аэродроме. В причине аварийной ситуации быстро разобрались, и следующий вылет, о котором рапортовал Кутепов, прошел благополучно. Летчик же, спасший машину, приказом директора завода был отмечен денежной премией (9653).


9653. Маслов М. Штурмовик Томашевича // Крылья Родины, 2003, № 4. - с. 14.




В конце января 1943 года. Телефонограмма по ВЧ Шахурину.
Докладываю, что самолет бронированный Пегас первый экземпляр начал летные испытания 2-го января 1943 года.
Сделано два самолета, машина ведет себя нормально. Продолжаем испытания дальше. Замечаний со стороны летчика пока нет.
Постройка остальных 4-х машин задерживается из-за отсутствия кислорода, брони, мелких гвоздей и части сухого леса.
Первый экземпляр самолета задерживается из-за отсутствия моторов и винтов.
Моторы прибыли 3-го декабря, винты 26-го декабря.
Прошу Вас дать указания Омским заводам выдать нам 5-7 кб. метров сухого леса, гвоздей мелких по 10 кг, всего 30-40 кг, кислорода 4-5 баллонов.
Также прошу добиться через НКТП указаний заводу N 174 об обеспечении нас броней в количестве 2-3 тонн размером 6, 8, 10 и 13 мм.
Если все это будет своевременно получено, то четыре машины будут выпущены также своевременно (1775,4).


1775. РГАЭ, ф. 8044.





Зимой 1942-1943-го построили три опытных "Пегаса", под номерами 01, 02, 03. Отличия эти машины имели минимальные, в частности, на №02 и №03 несколько укоротили нос фюзеляжа.
Летные испытания выявили, что "Пегас" не столь уж прост в управлении, в полете наблюдалось продольное раскачивание при установленном наружном вооружении и тряска хвоста на некоторых режимах, носовая часть затрудняла обзор вперед-вниз при заходе на цель (9653).


9653. Маслов М. Штурмовик Томашевича // Крылья Родины, 2003, № 4. - с. 14.




В июле 1943 прошли испытания по сокращенной программе Пегаса 04. Признали улучшение обзора по сравнению с первыми тремя и повышение маневренности, появилась возможность полета на одном моторе. Решения о серии не приняли и все четыре машины направили на НИП АВ (4142,44).

4142. Маслов М. Противотанковая армия “Пегасов” // Мир авиации, 1999, N 4. - с. 40.


В июле 1943-го проходили испытания четвертой машины Пегас. Признавалось улучшение обзора и повышение маневренности, был возможен полет на одном моторе. Однако каких-либо решений в отношении идеи массового противотанкового самолета не приняли.
Все четыре опытные машины отправили на полигон авиационных вооружений для отработки тактики их применения (Обычно упоминается и пятый "Пегас", но, судя по всему, этот образец использовали для статиспытаний).
Каких-либо подробностей о дальнейшей судьбе построенных самолетов не имеется, надо полагать, что к концу лета на затее поставили крест. Причин тому предостаточно. Во-первых, слишком грандиозной была программа: 15 тысяч самолетов, столько же летчиков, да еще 30 тысяч авиамоторов - эти цифры не всякий разум мог переварить безболезненно.
Понятно, что все, соприкоснувшиеся с программой "Пегас", испытывали нерешительность при принятии решений и стремление не торопиться. Скорее всего, именно поэтому постройка и испытания опытных самолетов затянулись до второй половины 1943-го.
Кроме того, на фронт во все более ощутимых количествах поступали танки Т-34 и штурмовики Ил-2, которые эффективно противостояли бронетехнике противника. Этим реальным образцам вооружения и уделялось основное внимание.
Однако основных причин невозможности массовой постройки "Пегасов" называлось две. Летчики-испытатели считали, что мощности двух М-11 для полноценных боевых действий недостаточно, а руководство авиапромышленности не видело возможности изыскать или построить такое огромное количество моторов (9653).


9653. Маслов М. Штурмовик Томашевича // Крылья Родины, 2003, № 4. - с. 14.

От badger
К badger (30.09.2008 03:30:49)
Дата 30.09.2008 03:43:27

Re: Из хронологии...

Хронологию можно скачать отсюда:

http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/economics/staff/faculty/harrison/aviaprom/ver6/

От dragon.nur
К badger (30.09.2008 03:43:27)
Дата 01.10.2008 14:03:48

Спасибо!. (-)