От Паршев
К hunter019
Дата 06.10.2008 13:47:28
Рубрики WWII; ВВС;

Re: Потери в...

За отличное выполнение боевых заданий в феврале 1943 года женскому 588-му авиаполку ночных бомбардировщиков было присвоено звание "гвардейского". Он первым в дивизии был удостоен такой награды и стал именоваться "46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков". В боях на Кубани над так называемой "Голубой линией" обороны противника полк преумножил свою боевую славу гвардейцев.
За успешное выполнение заданий командования в период боев за освобождение Кубани, Новороссийска, и Таманского полуострова 46-му Гвардейскому полку было присвоено наименование "Таманский". Немцы называли летчиц полка "Ночные ведьмы". Это не обижало девушек, лестно было услышать из уст врага такое сравнение.
Для борьбы с ними немцы перебросили специально оборудованные ночные истребители.
Чтобы сбивать тихоходы По-2, немецкие истребители почти до предела убирали газ, выпускали закрылки, а то и шасси, снижая скорость до 200 км/час.
За каждый сбитый У-2 немецким асам был обещан Железный крест. Так что фронтовик-работяга У-2 нередко оказывался "между Сциллой и Харибдой". Сверху на него коршунами кидались "мессершмитты", снизу - противник вел огонь из всех видов оружия. Советские летчики это хорошо понимали и часто использовали бреющий полет. Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Особенностью этих самолетов было то, что они с высоты 1500 м планировали с выключенным мотором, то есть к цели подходили практически беззвучно. На такой высоте попадание было практически стопроцентым. Но после нанесения удара малая скорость чаще всего оборачивалась против летчиков - У-2 горели как порох. Поэтому самой распространенной причиной смерти у летчиков была - "сгорел над целью".
"А сколько фронтовых подруг погибло буквально на моих глазах. - уже после войны вспоминала Наталья Федоровна Меклин - Кравцова. - Однажды мы вылетели большой группой. Когда до места бомбардировки осталось минут десять, внезапно вспыхнули прожекторы и сразу поймали самолет, летевший передо мной. В воздухе появились истребители. Я спросила штурмана, сколько осталось до цели. Она ответила: семь минут. В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолет, летевший перед нами. Тотчас в воздухе появились истребители, которые атаковали схваченный лучами По-2. У него отвалилось горящее крыло, самолет упал на землю... Не раздумывая, я свернула в сторону и стала набирать высоту, чтобы потом спланировать на цель почти неслышно. Прожекторы, качнув лучами, поискали наш самолет и отключились. Мы планировали до самой малой высоты, сбросили бомбы и также, почти над верхушками деревьев, ушли.
В эту ночь вместе с экипажами сгорели четыре По-2. Ведь мы летали без парашютов. Позже на аэродроме узнала, что с боевого задания не вернулись летчик Полина Прокопьева и штурман Женя Руднева. Полина недавно прибыла в полк, а Женя, у которой было 645 вылетов, считала своим долгом опекать в воздухе новеньких".
С середины октября 1943 года до середины апреля 1944 года женский 46-й Гвардейский, Таманский полк ночных бомбардировщиков летал на боевые задания через Керченский пролив. В перечень славных боевых дел полка вошли: поддержка с воздуха легендарного Эльтигенского десанта "Огненной земли", бомбардировки позиций врага в Крыму и Севастополе. На гвардейском знамени полка появился первый орден - Боевого Красного Знамени.

От hunter019
К Паршев (06.10.2008 13:47:28)
Дата 06.10.2008 23:13:14

В 46 гнбап за всю войну было 26 человек безвозвратных потерь

Нам за несколько лет поисков удалось найти ВСЕ безвозвратные потери данного полка.
> В эту ночь вместе с экипажами сгорели четыре По-2. Ведь мы летали без парашютов. Позже на аэродроме узнала, что с боевого задания не вернулись летчик Полина Прокопьева и штурман Женя Руднева. Полина недавно прибыла в полк, а Женя, у которой было 645 вылетов, считала своим долгом опекать в воздухе новеньких".
В абзаце дана неверная информация.
Единственный случай, когда одновременно было потеряно 4 экипажа - это бойня 01.08.1943 над Таманским полуостровом.
А Руднева и Прокопьева погибли 09.04.1944 года над Багерово.
К сожалению, ветерана подвела память.

От Паршев
К hunter019 (06.10.2008 23:13:14)
Дата 07.10.2008 12:34:50

Я не уверен, что это ошибка ветерана

>Нам за несколько лет поисков удалось найти ВСЕ безвозвратные потери данного полка.
>> В эту ночь вместе с экипажами сгорели четыре По-2. Ведь мы летали без парашютов. Позже на аэродроме узнала, что с боевого задания не вернулись летчик Полина Прокопьева и штурман Женя Руднева. Полина недавно прибыла в полк, а Женя, у которой было 645 вылетов, считала своим долгом опекать в воздухе новеньких".
>В абзаце дана неверная информация.

возможно, записчик склеил два высказывания. На это указывает слово "позже" - если бы Руднева погибла в ту ночь, было бы просто "на аэродроме узнали". Ветерану-то Руднева хорошо известна была, а вот журналист мог и не знать.

И фраза "летали без парашютов" тут не совсем к месту - ведь садились и на вынужденную, так что подбитие - не обязательно верная смерть.

А информация да, нуждается в корректировке.

От Artem Drabkin
К hunter019 (06.10.2008 23:13:14)
Дата 06.10.2008 23:52:22

вроде шла речь о 37? (-)


От hunter019
К Artem Drabkin (06.10.2008 23:52:22)
Дата 07.10.2008 08:34:58

Общее число - 32

Привет всем!
Спасибо Артем, залез в базу еще раз и досчитал тех, кто погиб не в самолете.
Уточню свой пост про 26...
Раскладка по безвозвратным потерям, т.е. выбывших из полка, либо потерявших возможность летать:
Летчиц - 16
Штурманов - 13
Инженерно-технического состава - 3

Причины потерь:
Потери от ЗА пр-ка - 4
Потери от ИА пр-ка - 11
Потери в катастрофах после воздействия пр-ка - 5
Погибли при выполнении б/з - 2
Погибли на земле от воздействия пр-ка - 2
Умерли от болезни - 2
Умерли естественной смертью - 1
Получили ранения, ограничивающие летную деятельность - 5

Основное место потерь - Краснодарский край: 19
Сталинградская обл: 2
Багерово: 2
Польша: 3
Данциг: 2
Новороссийск: 1
Ессентуки: 1
Гродно: 1
Неизвестно: 1

От Паршев
К hunter019 (07.10.2008 08:34:58)
Дата 07.10.2008 12:30:10

Краснодарский край имеется в виду и Крым - Эльтиген, когда

те самые ночные истребители были видимо применены.
Вообще надо книгу А.Пляца найти.

От Alex Bullet
К hunter019 (06.10.2008 23:13:14)
Дата 06.10.2008 23:41:10

Re: В 46...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.

>Единственный случай, когда одновременно было потеряно 4 экипажа - это бойня 01.08.1943 над Таманским полуостровом.

А поподробнее об этом нельзя? С потерями сторон.

С уважением, Александр.

От hunter019
К Alex Bullet (06.10.2008 23:41:10)
Дата 07.10.2008 08:38:47

Подробнее - это в мемуарах надо

Приветствую!
В ночь с 31 июля на 1 августа девчонок пожег истребитель.
Подробности - в мемуарах, но мемуары писали женщины и там - в основном эмоции.
А бойня произошла над Таманским полуостровом.

От Leopan
К Паршев (06.10.2008 13:47:28)
Дата 06.10.2008 14:01:58

Из воспоминаний ветерана

Немцы называли летчиц полка "Ночные ведьмы". Это не обижало девушек, лестно было услышать из уст врага такое сравнение.
Советские летчики это хорошо понимали и часто использовали бреющий полет. Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Особенностью этих самолетов было то, что они с высоты 1500 м планировали с выключенным мотором, то есть к цели подходили практически беззвучно.

Выходили мы из окружения. Шли ночами. Главное было идти тихо, потому что наши летчицы с выключенными моторами, планировали над лесом и, если слышали, что что-то звякнуло - тут же бросали бомбу.


От Presscenter
К Leopan (06.10.2008 14:01:58)
Дата 06.10.2008 23:58:19

)))В принципе про У-2 что только не рассказывали

Как вариант сбрасывания бомбы на шум слышал байку отом, что сбрасывали на зажженную спичку или огонек папиросы.
Ну а то, что мотор у У-2 в воздухе вообще нельзя отключать - это ув.уч-к Драбкин уже написало, и это стопроцентная истина, кто бы что не "вспоминал". Вообще-то в Красногорске есть много хроники военной поры в тч с заведением мотора этого самолета. Даже на земле иной раз прокручивали "вручную" (палка далееееко отлетает после такого).

От hunter019
К Presscenter (06.10.2008 23:58:19)
Дата 07.10.2008 08:53:01

На sovmusic.ru песенка есть классная

Привет!
Про летчиков У-2, написанная во время войны:

Почти пешком по небу
Летим едва-едва:
И раз - У-2, и два - У-2
И три - У-2!

И сравнение с истребителями, штурмовиками и бомберами.

От Artem Drabkin
К Leopan (06.10.2008 14:01:58)
Дата 06.10.2008 22:11:49

НИКТО НИКОГДА

Добрый день,

Не выключал мотора. Потому как запустить его в воздухе после этого можно, но ОЧЕНЬ сложно. Обороты сбрасывали, да и то не все и не всегда.

По применению можно вот почитать
http://www.iremember.ru/content/view/584/52/lang,ru/
http://www.iremember.ru/content/view/582/52/lang,ru/
http://www.iremember.ru/content/view/575/52/lang,ru/


Под шумящие колеса песня девки горяча

От Кирасир
К Artem Drabkin (06.10.2008 22:11:49)
Дата 06.10.2008 22:25:40

Артем, ну вот по первой же вашей ссылке (+)

Приветствую всех!

Обычно шли на 2000. Если цель прикрыта, то километров за 8-10 до цели, выключаем мотор, идем со снижением. Тихо, даже разговаривать можно. Заходили всегда с попутным ветром. Не доходя до цели сбрасывали САБ-50. С таким расчетом, чтобы ее отнесло к цели. Если ветер сильный и САБ несет хорошо, то в этом же заходе можно было и бомбы бросить, если слабый, то делали еще один заход. Бомбили примерно 1000 метров. Высоту бомбометания еще на земле знаешь.
>Добрый день,

>Не выключал мотора. Потому как запустить его в воздухе после этого можно, но ОЧЕНЬ сложно. Обороты сбрасывали, да и то не все и не всегда.

>По применению можно вот почитать
>
http://www.iremember.ru/content/view/584/52/lang,ru/
> http://www.iremember.ru/content/view/582/52/lang,ru/
> http://www.iremember.ru/content/view/575/52/lang,ru/


>Под шумящие колеса песня девки горяча
http://voenavto.almanacwhf.ru WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

От Artem Drabkin
К Кирасир (06.10.2008 22:25:40)
Дата 06.10.2008 22:50:25

ну и результат посмотрите. им просто повезло (-)


От Artem Drabkin
К Кирасир (06.10.2008 22:25:40)
Дата 06.10.2008 22:49:27

это штурман, ему что выключить, что сбавить обороты - главное, чтоб тихо :) (-)


От Slon-76
К Кирасир (06.10.2008 22:25:40)
Дата 06.10.2008 22:48:31

Re: Артем, ну...

Мое ИМХО

При планировании даже приглушенный двигатель легко переохладить (особенно зимой), а выключенный и подавно. После этого при попытке запуска движок может либо вообще не завестись, либо не выдать полную мощность. В общем очень стремная, и к тому же бесмысленная по большому счету тактика. Вряд ли летчики шли на такой риск при довльно сомнительной выгоде и с вполне реальной перспективой упасть на територии противника.
Думаю под "выключили моторы" имелось ввиду все же "убрали обороты".


От Qwert
К Slon-76 (06.10.2008 22:48:31)
Дата 06.10.2008 23:26:14

Re: Артем, ну...

>Мое ИМХО
>Думаю под "выключили моторы" имелось ввиду все же "убрали обороты".

100%. Из личного опыта - когда при пилотаже из номинального режима убирают обороты до минимальных, из задней кабины 2х местного Як-52 полное впечатление, что двигатель заглох. А у него кабина закрытая, т.е звук от потока воздуха тише.


От Паршев
К Leopan (06.10.2008 14:01:58)
Дата 06.10.2008 14:10:37

Re: Из воспоминаний...



>Выходили мы из окружения. Шли ночами. Главное было идти тихо, потому что наши летчицы с выключенными моторами, планировали над лесом и, если слышали, что что-то звякнуло - тут же бросали бомбу.

Забавно и вряд ли такие "охоты" практиковались, но что сверху всё слышно - это верно (с аэростата). На самолете думаю всё же ветер свистит и проч.звуковые помехи остаются.


От Бульдог
К Паршев (06.10.2008 14:10:37)
Дата 06.10.2008 20:56:15

На дельте и то шума хватает -

ветер в ушах, тросы, задняя кромка, так что на У-2 тоже думаю только на достаточно громкий звук реагировали


От Koshak
К Бульдог (06.10.2008 20:56:15)
Дата 06.10.2008 21:27:17

Если в поле слушать

>ветер в ушах, тросы, задняя кромка, так что на У-2 тоже думаю только на достаточно громкий звук реагировали

Скорост планирования кукурузника ок.25м\сек, нетак уж и шумно, а если слушать не в Сахаре - в 90% случаев шум листвы например будет маскировать шум планирующего самаля.

От Bober
К Koshak (06.10.2008 21:27:17)
Дата 09.10.2008 22:30:00

Re: Если в...

дед вспоминал что в окопах было слышно как летчицы переговариваються между собой (кстати говорил что матерились страшно))

От Azinox
К Паршев (06.10.2008 14:10:37)
Дата 06.10.2008 19:17:04

Re: Из воспоминаний...

Здравствуйте.

>Забавно и вряд ли такие "охоты" практиковались, но что сверху всё слышно - это верно (с аэростата). На самолете думаю всё же ветер свистит и проч.звуковые помехи остаются.

Я уже недавно это говорил в другой ветке :) Но, по воспоминаниям моего деда (немного летал на И-153) при выключенном моторе винт все равно крутится и все это создает звук "швейной машинки". Т.е. все равно не получается "тишины" на месте летчика.

С уважением.

От bedal
К Паршев (06.10.2008 14:10:37)
Дата 06.10.2008 14:21:13

только что прочел "Дневник гауптмана люфтваффе"

Гельмут Липферт, заявляет более 200 сбитых.
Так вот, оно конечно, сверхчеловеки, суперпупер. Но на то, что спать спокойно в зоне работы ночных бомбардировщиков не получалось - жаловался.

Вообще интересное чтиво, наводящее на мысль о малополезности немецкой истребительной авиации.

От Bober
К bedal (06.10.2008 14:21:13)
Дата 10.10.2008 00:58:23

Re: только что...

>Гельмут Липферт, заявляет более 200 сбитых.
>Так вот, оно конечно, сверхчеловеки, суперпупер. Но на то, что спать спокойно в зоне работы ночных бомбардировщиков не получалось - жаловался.

>Вообще интересное чтиво, наводящее на мысль о малополезности немецкой истребительной авиации.
Мне больше интересна немецкая оценка эффективности ночников . Я не специалист но кроме того что спать не давали и еще чего то вроде , а был еще такой нелепый случай ктото там попал под бомбу так чуть не убило еле откачали-мне в немецких мемуарах не попадалось. Может потому и потери маленькие были что всерьез не воспринимали и не боролись. Тамань в данном случае исключение там ночью работали все кто могли ( вспомнить хотябы мемуары Минакова) , эвакуация скопление техники и л/с естественно немцы постарались прикрыть . Вот сразу и пошли потери т.е попали под общюю раздачу. Кстати и Р-5 не заслуженно пнули насколько я помню до 1944 были ночные полки на Р-5(или полк). Притом что производство онных давно закончилось. Просто они вынесли на себе самый страшный 1941. Полки на У-2 появились всетаки позже.