>я ваще не уверен, м б поезда ходили по ночам с самого начала? Мне просто представляется сомнительным, что они могли делать это без прожекторов. А коли так, то м б когда-то конкретно начали?
Получается что с самого начала движение ночью было возможно.
По России прожектор появляется на 0-3-0 серии ГБ
1845-1848 годы постройки для Петербурго-Московской железной дороги
Раков В. А.
Локомотивы отечественных железных дорог (1845—1955 гг.).
..............
А первый электрический -
Устройство П.Н. Яблочковым первой в мире установки на паровозе электрического прожектора для освещения железнодорожного пути. 1880 год.
На первом русском паровозе «Проворный» приборов освещения не было, но вскоре они появились. Наверху, на дымовой камере перед дымовой трубой расположили прожектор, а внизу – два буферных фонаря. Поначалу источником света была керосиновая лампа.