От wavelet
К All
Дата 13.10.2008 23:27:50
Рубрики Современность;

Увы и ах: окончательный развал

http://nachfin.info/sql-forum/viewtopic.php?t=1048

Материалы для выступления статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации Панкова на совещании у Министра обороны Российской Федерации

Товарищ Министр обороны Российской Федерации!

Проведенный анализ выполнения федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" показал, что несмотря на отдельные положительные моменты, говорить сегодня о кардинальных изменениях, позволяющих выйти на новое качество подготовки слушателей и курсантов, преждевременно.
Существующая сеть военно-учебных заведений пока еще остается в большей степени избыточной, громоздкой и тяжело управляемой (слайд № 1). На содержание излишних фондов вузов расходуются значительные средства, что делает ее слишком затратной и неэффективной.
Кроме того, не произошло и существенного улучшения условий службы, учебы и быта постоянного и переменного состава в вузах. Они по-прежнему не достаточно привлекательны для гражданской молодежи. В пример можно привести лишь Военную академию радиационной, химической и биологической защиты (г. Кострома), которая на сегодняшний день наиболее близка современным требованиям.
Не стану глубоко раскрывать все причины такого состояния дел. Остановлюсь лишь на одной. Мы до сих пор не можем смириться с мыслью о том, что военно-учебные заведения могут выйти из подчинения одних начальников и перейти к другим. Поэтому до сих пор имеет место дублирование подготовки по родственным специальностям в вузах различной подчиненности.
В связи с этим предложения об укрупнении одних и ликвидации других вузов, создании межвидовых и межродовых образовательных учреждений воспринимаются органами военного управления очень настороженно. Хотя и здесь есть исключение – Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), объединивший подготовку специалистов разных профилей и специальностей в интересах различных органов военного управления. Такой подход уже доказал свою состоятельность. Проведенное в 2006 году объединение вузов, дислоцированных в Воронеже, позволило укрепить не только их материально-техническую базу и научно-педагогический потенциал, но и позитивно сказалось на морально-психологическом состоянии коллектива. В 2007 году вуз был аккредитован как университет.
Сегодня, в свете последних решений Президента и Правительства Российской Федерации, гражданский государственный сектор образования активно включился в системную модернизацию высшего профессионального образования. В основу положена интеграция образования, науки и производства в интересах подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики России.
Система военного образования не может находиться в стороне от данных преобразований. Необходимость совершенствования профессионального образования военнослужащих заявлена как одна из основных задач Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, решать которую предполагается по 9 основным направлениям (слайд № 2). При этом оптимизация сети военно-учебных заведений является определяющим направлением.
В целях ее модернизации, приведения сети и емкости военно-учебных заведений в соответствие с прогнозируемой численностью офицерского состава в размере 150 тыс. человек, а также рационального использования выделяемых на подготовку офицеров средств, Главным управлением кадров Министерства обороны совместно с рядом органов военного управления подготовлены предложения по возможному облику перспективной сети военно-учебных заведений на период до 2013 года.
В основу предлагаемой сети вузов положены следующие принципы:
укрупнение вузов, создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей, обеспечивающих непрерывность цикла подготовки офицеров;
межвидовое и межродовое объединение военно-учебных заведений;
сохранение научных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава;
учет региональности при сохранении военно-учебных заведений;
максимальное использование существующих инфраструктуры и материально-технической базы военно-учебных заведений и их дальнейшее развитие;
реинвестирование в военное образование средств, полученных от реализации избыточных фондов военно-учебных заведений;
безусловное выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих, специалистов для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
использование потенциала ликвидируемых военно-учебных заведений для подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих замещению гражданским персоналом.
Итогом оптимизации должна стать такая сеть военно-учебных заведений, которая бы располагала новейшими образцами вооружения и военной техники, современной учебно-материальной и лабораторной базой, необходимым информационно-методическим обеспечением образовательного процесса, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, позволяющими обеспечить высокое качество подготовки военных специалистов. При этом количество военно-учебных заведений может быть значительно сокращено, но не в ущерб качеству (слайд № 3).
Первое. В основе перспективной сети предлагается иметь три военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил, представляющие собой крупные, многоуровневые и многопрофильные учебно-научные комплексы, численностью от 5 до 12 тыс. обучающихся, структурно объединяющие ряд укрупненных вузов. В таком виде они будут иметь возможность осуществлять:
допризывную подготовку молодежи по военно-учетным специальностям;
довузовскую подготовку молодежи;
подготовку младших специалистов и военнослужащих-контрактников,
подготовку прапорщиков и мичманов,
подготовку офицеров со средней, полной военно-специальной и высшей военной оперативно-тактической подготовкой;
подготовку научно-педагогических и научных кадров,
профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих.
Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство, объединяющее все уровни подготовки военных специалистов под эгидой крупных военных образовательных учреждений (военных академий).
Возникает естественный вопрос – что будут представлять собой военные учебно-научные центры?
В действующей нормативной правовой базе такого вида образовательного учреждения, как военный учебно-научный центр, нет. В качестве образца могут быть взяты университетские и академические комплексы, существующие в гражданской высшей школе. Новое типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования законодательно закрепило такое понятие. По аналогии можно дать следующее определение (слайд № 4):
«ВОЕННЫЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ создаются в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки военных специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям военной науки и техники путем объединения на базе военных академий военных образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы различных уровней, научно-исследовательских организаций или выделенных из их состава структурных подразделений».
Второе. В составе перспективной сети вузов предлагается сохранить такой традиционный для военной организации вид образовательных учреждений, как военная академия. Большинство из них будут иметь в своем составе в качестве структурных подразделений военные институты. По принципу многопрофильности подготовки предлагается сформировать Военную академию войск РХБЗ и инженерных войск, а также Военную академию обеспечения ВС РФ. На основе межродовой интеграции полагается целесообразным создать Военную академию ракетно-космической обороны.
Третье. Интеграция с наукой обеспечивается за счет включения в состав военных учебно-научных центров и военных академий научно-исследовательских организаций.
При определении предлагаемого облика перспективной сети вузов, составляющей систему военного образования, учитывались мнения и предложения органов военного управления. Хотя отмечу, что некоторые руководители, имеющие в подчинении военно-учебные заведения, по-прежнему исходят из расчета сохранения или лишь частичного изменения существующей системы военного образования. Наиболее глубоко, с учетом перспектив дальнейшего развития подчиненных вузов эта работа проведена в Военно-воздушных силах и Военно-Морском Флоте.
Исходя из вышесказанного представляется целесообразным рассмотреть следующие варианты сети военно-учебных заведений.
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА (слайд № 5)
Основу военного образования Сухопутных войск может составить военный учебно-научный центр, создаваемый на базе Общевойсковой академии Вооруженных Сил, в котором объединяются:
четыре высшие военные училища для подготовки офицеров мотострелковых, танковых, воздушно-десантных и разведывательных войск, ракетных войск и артиллерии;
учреждения дополнительного профессионального образования офицерского состава;
научно-исследовательские организации Сухопутных войск;
общеобразовательные учреждения с довузовской военной подготовкой (суворовские военные училища и кадетские корпуса).
В Общевойсковой академии Вооруженных Сил предлагается сконцентрировать подготовку всех офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой (за исключением офицеров ВВС и ВМФ, войск РХБЗ и инженерных войск). Такой подход позволит организовать совместное обучение офицеров, принимающих участие в организации и ведении общевойскового боя. По нашему мнению это даст толчок к выработке новых форм и способов ведения боевых действий, а также организации более эффективного взаимодействия родов войск и специальных войск на поле боя.
В подчинении главнокомандующего Сухопутными войсками в качестве самостоятельного образовательного учреждения сохраняется Военная академия войск РХБЗ и инженерных войск (г. Кострома).
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (слайды № 6, 7)
В этих видах Вооруженных Сил предлагается создать военные учебно-научные центры, в которых будет сосредоточена практически вся подготовка необходимых специалистов, в том числе в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил. Более подробно о них доложат генерал-полковник А.Н.Зелин и адмирал В.С.Высоцкий.
В Ракетных войсках стратегического назначения и Космических войсках (слайд № представляется целесообразным иметь единый крупный вуз – Военную академию ракетно-космической обороны с дислокацией головного вуза в Серпухове или Кубинке.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ (слайд № 9)
Сеть военно-учебных заведений будет включать Военную академию связи (г. Ставрополь) и Военную академию Генерального штаба, в состав которой в качестве структурных подразделений предлагается ввести Военно-дипломатический институт и 27 научно-исследовательский институт Министерства обороны.
Подготовка офицеров служб радиоэлектронной борьбы и режимно-шифровальной передается в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), планируемый как структурное подразделение военного учебно-научного центра ВВС. В Воронеже уже сейчас реализуется соответствующее направление подготовки специалистов и имеется солидная научная база в этой области.
Подготовку специалистов Тыла Вооруженных Сил, Главного автобронетанкового управления и Главного ракетно-артиллерийского управлений Министерства обороны планируется сконцентрировать в Военной академии обеспечения Вооруженных Сил (г. Рязань) (слайд № 10). Там же может быть организована подготовка заместителей командиров частей по вооружению, которая в настоящее время осуществляется в Общевойсковой академии Вооруженных Сил.
Сохраняются Военный университет, в котором сосредотачивается подготовка офицеров по гуманитарным, юридическим, финансово-экономическим и некоторым другим специальностям, и Военно-медицинская академия (слайд № 11). К подготовке офицеров по ряду малочисленных специальностей могут быть привлечены учебные военные центры при гражданских вузах или военно-учебные заведения других федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из планируемых структуры Вооруженных Сил и численности офицеров мы вынуждены в перспективе принимать решение о ликвидации строительных вузов, Военного института физической культуры, Военной финансово-экономической академии. При этом мы учитываем, что определенные проблемы, возникающие при комплектовании названных должностей, будут решаться за счет возможностей учебных военных центров при гражданских вузах.
В результате предлагаемых преобразований Министерство обороны будет иметь 10 крупных военно-учебных заведений, обладающих современной учебно-материальной базой и развитой инфраструктурой. Большая численность обучающихся позволит сформировать мощные научно-педагогические коллективы, способные обеспечить высокое качество подготовки слушателей и курсантов, других необходимых для Вооруженных Сил специалистов, а также иностранных военнослужащих.
В случае положительного решения по предлагаемому облику перспективной сети вузов, учитывая масштабность и сложность предстоящих задач, нам необходимо уже сейчас начать работу над разрешением проблем и преодолением возможных рисков, которые могут возникнуть в процессе оптимизации сети вузов. Для их решения требуется скоординированная работа всех органов военного управления по следующим направлениям:
определение размеров и изыскание источников финансирования планируемых преобразований, перераспределение и концентрация выделяемых средств в направлении формируемых военных учебно-научных центров и укрупняемых вузов;
организация заблаговременной подготовки профессорско-преподавательского состава для комплектования укрупненных вузов в целях недопущения утраты научных школ, ряда диссертационных советов и ученых высшей квалификации. Очень важным условием для успешного осуществления намеченных планов является создание достойных условий для работы и жизни постоянного состава новых вузов. Только решив социальные проблемы этой категории, мы сможем привлечь для службы и работы в них квалифицированные кадры;
предупреждение снижения качества военно-профессиональной подготовленности слушателей и курсантов по ряду направлений подготовки в процессе проведения организационных мероприятий, а также потери части курсантов при перемещении к новым местам учебы;
аргументированное разъяснение общественности необходимости проводимых преобразований, направленное на снижение социального резонанса, обусловленного сокращением военно-учебных заведений, в том числе имеющих мировую известность.
Модернизацию сети вузов целесообразно проводить постепенно, в несколько этапов. В перспективных военно-учебных заведениях создавать необходимые условия и только тогда передавать подготовку слушателей и курсантов из вузов, подлежащих ликвидации.
Как один из вариантов поэтапного перехода к перспективной сети рассматривался и вариант реорганизации ряда существующих сегодня вузов в филиалы системообразующих академий и университетов видов и родов войск. Однако по нашим оценкам, учитывая опыт их существования в 1998-2004 годах, такой подход признан нецелесообразным. Кроме того в сегодняшних условиях их повторное создание приведет к неоправданным затратам и распылению сил и средств, и как следствие отразится на качестве подготовки офицеров.
Кроме того мы не должны забывать, что военно-учебные заведения предназначены для подготовки офицеров не только в мирное, но и в военное время. Необходимо тщательно проанализировать, сможет ли предлагаемая сеть вузов удовлетворять мобилизационной потребности, а в случае необходимости в сжатые сроки перейти к массовой подготовке офицеров. Здесь свое слово должен сказать Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Товарищ Министр обороны, представленная Вам перспективная сеть военно-учебных заведений не является бесспорной и окончательной. Мы готовы внимательно выслушать все конструктивные замечания и предложения и учесть их в дальнейшей работе. Понимаю, что сейчас вопросов больше чем ответов. Главный из них организационно-правовая форма планируемых к созданию федеральных университетов. Как я уже сказал ранее, работа в этом направлении ведется, и мы активно участвуем в ней.
Товарищ Министр обороны! Предлагаю представленный облик перспективной сети вузов взять за основу. Работу в этом направлении продолжить в рамках рабочей группы, созданной по Вашему указанию, увязав ее с разрабатываемыми структурой, задачами и численностью Вооруженных Сил.

Доклад окончен.

От astro~cat
К wavelet (13.10.2008 23:27:50)
Дата 14.10.2008 09:56:23

Современный демагог и казнокрад - это сила!

Добрый день, уважаемые.

Сплошное бла-бла и попил как и во всем современном образовании, вне зависимости от того гражданское ли оно или военное. Впереди век "сияющей посредственности", увы и ах...

Из теории давно известно, что возможны только 2 вида эффективного образования: либо широкопрофильное универсальное (советская модель), либо сверхузкопрофильное профессиональное/заказное (западная модель), все остальные промежуточные модели являются нежизнеспособными со всех точек зрения (и прежде всего со стороны качества обучения), но самыми оптимальными для всевозможнейших видов казнокрадства. В докладе же как раз и предлагается такая промежуточная модель оптимальная для всевозможнейших видов попилов.

К несчастью, никакими разумными аргументами эту стену прошибить невозможно. Старый добрый учитель/Донкихот/подвижник пекущийся прежде всего об учениках и качестве образования практически уничтожен как вид. Пришли долгие времена негодяев, коллеги, и ничего уже с этим не поделаешь...

С уважением, кот.

От Александр Стукалин
К wavelet (13.10.2008 23:27:50)
Дата 13.10.2008 23:32:27

Re: Увы и...

Ну, это и есть то, о чем говорил Сердюков в кулуарах российско-белорусской воееной тусовки...

Однако, хотелось бы услышать и начальников транспортного цеха... :-))
>ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (слайды № 6, 7)
>В этих видах Вооруженных Сил предлагается создать военные учебно-научные центры, в которых будет сосредоточена практически вся подготовка необходимых специалистов, в том числе в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил. Более подробно о них доложат генерал-полковник А.Н.Зелин и адмирал В.С.Высоцкий.

От wavelet
К Александр Стукалин (13.10.2008 23:32:27)
Дата 13.10.2008 23:36:45

Насчет начальников трансопртного цеха...

Есть сильное подозрение, что их доклады (как и вышеприведенный) все же не для открытого опубликования. Лично у меня многое в голове не укладывается, например: Академия связи - в Ставрополе! Прощай, научная школа (какая бы то ни была)...

От Тезка
К wavelet (13.10.2008 23:36:45)
Дата 14.10.2008 01:20:00

Re: Насчет начальников

> например: Академия связи - в Ставрополе! Прощай, научная школа (какая бы то ни была)...

Эта "Академия" там всю жизнь и была. Просто в бурные 90-ые СВВИУС так обозвали.

От wavelet
К Тезка (14.10.2008 01:20:00)
Дата 14.10.2008 07:43:32

Академия связи - в Питере (была?)

http://www.vas-spb.ru/history/index.php

Военная академия связи - одно из старейших военно-учебных заведений страны, осуществляющих подготовку специалистов в области телекоммуникаций и автоматизации для Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств. Свою историю он ведет с 1919 г. За эти годы в вузе подготовлено более 32 тысяч офицеров для Вооруженных Сил нашего государства, свыше 4,5 тысяч офицеров для армий иностранных государств, около 2000 кандидатов наук и более 100 докторов наук. Более 7,5 тысяч офицеров прошли обучение в системе переподготовки и повышения квалификации.

От Siberiаn
К wavelet (14.10.2008 07:43:32)
Дата 14.10.2008 09:14:44

ИМХО все военные вузы переводили в провинцию чтобы промотать здания

а интересы подготовки офицеров - кому они нахрен нужны сейчас в этом правительстве

Siberian

От А.Никольский
К Siberiаn (14.10.2008 09:14:44)
Дата 14.10.2008 09:52:58

процесс противоречив

с одной стороны, вывод военных учреждений, включая ВВУЗы, из столиц вызван необходимостью раздербанить их недвижку. С другой стороны, концентрация военных кадров в столице приводит к их застою, комплектованию по блату и перепроизводству полковников без полков.
Впрочем, скоро рынок недвижимости ждет крах, так что действие первого фактора будет ослаблено.
С уважением, А.Никольский

От Leopan
К А.Никольский (14.10.2008 09:52:58)
Дата 14.10.2008 10:08:21

Так это же какие территории

>Впрочем, скоро рынок недвижимости ждет крах, так что действие первого фактора будет ослаблено.
Земля всегда будет стоить дорого. А здесь такие перспективы по продаже.
>С уважением, А.Никольский
С неменьшим и пр.

От А.Никольский
К Leopan (14.10.2008 10:08:21)
Дата 14.10.2008 11:44:11

Re: Так это...

Земля всегда будет стоить дорого.
++++
не всегда - кому продавать-то, когда покупатели без штанов и сами просят всех, включая прессу, чтоб им помогли? Вот до чего дошел, к примеру, один девелопер, который еще несколько месяцев назад говорил, что кто не заработал миллиард, пусть идет [cencored]. Пошел болезный по стопам Саакашвили:
httх://polonium194.livejournal.com/33525.html
Так что амбициозные планы А.Сердюкова по пополнению бюджета за счет продаж используемых военными участков в центрах городах, боюсь, уже на многие годы вперед неактуальны.

От Leopan
К А.Никольский (14.10.2008 11:44:11)
Дата 14.10.2008 12:02:21

Какой бюджет? Наивный Вы

>Так что амбициозные планы А.Сердюкова по пополнению бюджета за счет продаж используемых военными участков в центрах городах, боюсь, уже на многие годы вперед неактуальны.
Им главное - какой откат, и сколько можно наварить на продаже земли. Ведь училища находятся в самых престижных местах городов, а земли там с запасом.
В Киеве была одна из первых и лучших частей Гражданской Обороны. А теперь там строится жилой комплекс, причем МЧС, если там чего и получит, то это будет чудо. Проданы земли уничтоженных частей. Причем про бюджет можно скромно промолчать.

От А.Никольский
К Leopan (14.10.2008 12:02:21)
Дата 14.10.2008 12:23:42

Re: Какой бюджет?...

А теперь там строится жилой комплекс, причем МЧС, если там чего и получит, то это будет чудо. Проданы земли уничтоженных частей. Причем про бюджет можно скромно промолчать.
++++
не знаю как в Киеве, а в Москве после первой проведенной этой весной продажи земли Минобороны 3 млрд руб были зачисленны именно в бюджет для строительства жилья военным. Этот процесс и собирался развивать Сердюков и, увы, вряд ли это выйдет из-за состояния рынка. Ранее, конечно, все это распиливалось и расхищалось хаотично и бесконтрольно.