От инженегр
К Михаил Мухин
Дата 14.11.2008 15:39:04
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Военные игры;

Re: Авиация в...

>Имею 2 дурацких вопроса, буду благодарен, если меня кто-либо просветит

Отчего ж дурацких - вполне себе ...

>1. Зимой в широтах Исландии - сплошная полярная ночь или всё же есть и светлое время?

Сказали.

>2. Какова эффективность авиации (и палубной - в т.ч.) в условиях полярной ночи? вообще - сможет ли действовать в этих условиях палубная авиация? Имеется в виду ситуация IIWW.

Предположу, что вопрос касался обеспечения конвоев, если так, то
- Базовая авиация. Насколько я помню, американцы использовали аэродромы в Исландии и Гренландии. Британцы летали из Шотландии и Ирландии. В качестве патрульных американцы использовали по большей части "Либерейторы", вместо бомб - дополнительные баки, нижняя турель снималась и заменялась на радар, на том же подвесе. Продолжительность полёта у них при этом могла достигать часов 16, сейчас точно не помню. Радар позволял обнаруживать немецкие подлодки как в надводном положении, так и под перископом. В меньшей степени и в основном на ранних стадиях "Битвы за Атлантику" американцы использовали "Каталины", "Вентуры" и некоторые другие типы самолётов. Как правило, они тоже оснащались радарами. Для базовой авиации самую серьёзную опасность представляла погода на взлёте и посадке. Плохая погода на маршруте могла воспрепятствовать обзору назначеного сектора океана.
Британцы пользовали те же "Либерейторы", Б-17, "Каталины", "Сандерленды" и массу других типов самолётов, которые списывали в Береговое командование из-за невозможности применять по прямому назначению для бомбардировок Германии, вплоть до "Уитли". По возможности также старались оснащать самолёты радарами. Ранние модели радаров были капризными, но более поздние работали боле-ме нормально. При отказе радара экипаж вооружался биноклями и осматривал море глазками. Менее эффективно, чем радаром, но все же.
- Палубная авиация. Тут всё намного сложнее. Не всякий авианосный самолёт онастишь радаром, но радар ASB с самого начала производства ставили на Эвенджеры и вроде как успешно их применяли для поиска и уничтожения судов, в том числе и подлодок. Ну и самое главное - погода, при сильном волнении и обледенелой палубе самолёт просто невозможно поднять в воздух.
- Резюме. Даже в условиях полярной ночи можно обеспечить адекватное воздушное прикрытие конвоев, если не авианосной, то базовой авиацией. Оснащение самолётов радарами вплне позволяло игнорировать полярную ночь. Могли быть исключения по погоде, но плохая погода не длится вечно. У Моррисона, по-моему было сказано о том, что когда севеную Атлантику перекрыли авиацие, размещённой в Исландии, немецким подводникам стало совсем плохо.
Если "на пальцах" - то примерно так.

Алексей Андреев

От поручик Бруммель
К инженегр (14.11.2008 15:39:04)
Дата 15.11.2008 22:56:29

Re: Авиация в...

ARMA IN ARMATOS JURA SINUNT

Ваша память Вас подводит, ув. инженегр.

Американцы не использовали Гренландию для авиации ПЛО.
Исландия началась использоваться английской авиацией ПЛО с 1940 года. Американцы там появились значительно позже. Основная ударная сила авиации ПЛО в Исландии 269-я эскадрилья «Хадсонов» и знаменитая 120-я эскадрилья «Либерейторов» британцев и эскадрилья ВМС США VP84 укомплектованная PBY-5A. В течении войны с аэродромов Исландии так же действовали британские эскадрильи:
209-я «Каталины»
59-я «Либерейторы»
Канадские:
10-я «Либерейторы»
162-я «Кэнсо»
Американские:
VP84 PBY-5A
VP128 «Вентуры».
На ранних стадиях «Битвы за Атлантику» американцы использовали различные модификации «Кингфишер» OS2U и OS2U-3, «Грумман» J2F-5, дирижабли и прочими «бойцов» с ПЛ. Это в основном для защиты своего побережья. А в Исландии разместили эскадрилью VP73 укомплектованную PBY-5A, которых Вы именуете «Каталинами».
Для ознакомления с информацией по авиации ПЛО союзников рекомендую работу К. Блэйра, к примеру книга 3 русского перевода стр 457 – 465 или второй том в оригнале p. 245-249. Или раздел на сайте uboat.net, посвещенный авиации союзников:
http://www.uboat.net/allies/aircraft/

Помимо этого, факт обнаружения радаром самолета перископа лодки является весьма сомнительным. Вам известны подобные случаи?
Что же, касается обеспечения прикрытия конвоев как базовой, так и авианосной, то откуда Вы взяли в Северной Атлантике полярную ночь? Самолеты ПЛО с исландских аэродромов работали к южнее и юго-восточнее Исландии, где проходили морские коммуникации союзников. Там же ходили в составе групп поддержки эскортные АВ. Откуда там полярная ночь? 

>Алексей Андреев

C уважением п-к Бруммель
http://brummel.borda.ru

От инженегр
К поручик Бруммель (15.11.2008 22:56:29)
Дата 16.11.2008 22:23:20

Re: Авиация в...

>Ваша память Вас подводит, ув. инженегр.
Дык, сказал же, что "на пальцах".

>Американцы не использовали Гренландию для авиации ПЛО.
В одном из последних репортажей по ящику говорили, что да, приводили даже типы: Р-38 и В-24. "За что купил".

>На ранних стадиях «Битвы за Атлантику» американцы использовали различные модификации «Кингфишер» OS2U и OS2U-3, «Грумман» J2F-5, дирижабли и прочими «бойцов» с ПЛ. Это в основном для защиты своего побережья.

Насколько я помню, вся эта экзотика летала значительно южнее.

>Помимо этого, факт обнаружения радаром самолета перископа лодки является весьма сомнительным. Вам известны подобные случаи?

Если не путаю, то Буш "такой была подводная война".

Насчёт полярной ночи - согласен, Исландия лежит целиком южнее полярного круга.

Алексей Андреев

От поручик Бруммель
К инженегр (16.11.2008 22:23:20)
Дата 16.11.2008 23:32:00

Re: Авиация в...

ARMA IN ARMATOS JURA SINUNT
>>Ваша память Вас подводит, ув. инженегр.
>Дык, сказал же, что "на пальцах".

Мне кажется, что у данного выражения есть другого обьяснение. :-)

>>Американцы не использовали Гренландию для авиации ПЛО.
>В одном из последних репортажей по ящику говорили, что да, приводили даже типы: Р-38 и В-24. "За что купил".

Извините, но можно с таким же успехом сведениями бабушек пользоваться с приведением аргумента "за то что купил".


>>На ранних стадиях «Битвы за Атлантику» американцы использовали различные модификации «Кингфишер» OS2U и OS2U-3, «Грумман» J2F-5, дирижабли и прочими «бойцов» с ПЛ. Это в основном для защиты своего побережья.
>
>Насколько я помню, вся эта экзотика летала значительно южнее.

Эта экзотика использовалась Эндрюсом для защиты Восточного побережья США в первой половине 1942, как раз в начальных стадиях. Пока армия и флот США никак не могли определиться, кто будет руководить операциями авиации против немецких ПЛ. В дальнейшем, когда ситуация у берегов США нормализовалась, "Кинфишеры" продолжали использоваться, как ближние разведчики для патрулирования вод восточного побережья США.

>>Помимо этого, факт обнаружения радаром самолета перископа лодки является весьма сомнительным. Вам известны подобные случаи?
>
>Если не путаю, то Буш "такой была подводная война".

Данный источник не заслуживает большого доверия.

>Насчёт полярной ночи - согласен, Исландия лежит целиком южнее полярного круга.

На сколько я располагаю сведениями, в зимние месяцы в Исландии действительно может быть непрерывное темное время суток.
Но погода и природа в Исландии весьма необычная, так как на нее еще влияет Гольфстрим. Этим она сильно отличается от мест на нашем Севере, которые приводились выше в других обсуждениях. Для того, что бы выяснить вопрос по полярной ночи в Исландии, написал знакомому исландцу, что бы выяснить этот вопрос у первоисточника. Надеюсь, что ответит, если из-за кризиса там все провайдеры не разорились. :-)

>Алексей Андреев
C уважением п-к Бруммель
http://brummel.borda.ru

От инженегр
К поручик Бруммель (16.11.2008 23:32:00)
Дата 17.11.2008 10:57:09

Re: Авиация в...

Ещё раз объяснюсь: вопрос был задан настолько обще и неконкретно, что я решил дать ответ "на пальцах" - и не более.
Буде у человека появится желание спросить конкретнее - спросит сам.
За уточнения - спасибо.
Вопрос закрыт.
Алексей Андреев