От БорисК
К Василий Фофанов
Дата 05.12.2008 05:49:26
Рубрики Танки;

Re: Реклама украинских...

>Амортизаторы на танке, разумеется, как и на любом транспортном средстве, для предотвращения передачи ударов при движении на механизмы и экипаж.

Это широко распространенное заблуждение. На самом деле амортизаторы на любом транспортном средстве нужны для гашения колебаний корпуса. По большому счету амортизатор даже передает на корпус небольшую долю возмущений от неровностей поверхности за счет своего внутреннего трения. Для предотвращения передачи ударов при движении на механизмы и экипаж служат упругие элементы подвески.

С уважением, БорисК.

От Василий Фофанов
К БорисК (05.12.2008 05:49:26)
Дата 05.12.2008 06:18:39

Re: Реклама украинских...

>Это широко распространенное заблуждение.

Ну да, ну да, заблуждение настолько распространенное, что по-английски амортизатор - это shock absorber :) Это не заблуждение. Просто амортизатор для предотвращения передачи ударов может служить, а может не служить - зависит это от его конструкции. Фрикционный например - не служит, а например гидравлический - служит. Поскольку на наших танках они гидравлические - они этому служат, что кстати нашло отражение и в соответствующей литературе, например в Технических Описаниях, где прямым текстом говорится что амортизаторы служат для предотвращения ударов.

С уважением, Василий Фофанов
http://www.russianarmor.info

От БорисК
К Василий Фофанов (05.12.2008 06:18:39)
Дата 05.12.2008 07:53:13

Re: Реклама украинских...

>Ну да, ну да, заблуждение настолько распространенное, что по-английски амортизатор - это shock absorber :)

Вот это совершенно верное название. Амортизатор поглощает энергию ударов, которые подвеска передает через свои упругие и направляющие элементы на корпус транспортного средства. Поэтому он и гасит колебания корпуса.

>Это не заблуждение. Просто амортизатор для предотвращения передачи ударов может служить, а может не служить - зависит это от его конструкции. Фрикционный например - не служит, а например гидравлический - служит.

Амортизаторы любой конструкции служат для гашения энергии колебаний корпуса. Поэтому их, как правило, и ставят только на передние и задние катки: именно туда, где эти колебания имеют наибольшую амплитуду, и где поэтому эффективность работы амортизатора наибольшая. Небольшую часть энергии катка, на котором стоит амортизатор, он действительно поглощает сразу, но это палка о двух концах, потому что он же и передает часть энергии этого же катка дальше на корпус за счет своего сопротивления или внутреннего трения. Попробуйте поиграться с автомобильным амортизатором.

>Поскольку на наших танках они гидравлические - они этому служат, что кстати нашло отражение и в соответствующей литературе, например в Технических Описаниях, где прямым текстом говорится что амортизаторы служат для предотвращения ударов.

Неправильно это там говорится. Представьте себе, что амортизаторов нет совсем. При достаточно больших динамических ходах подвески все удары в катки от дороги передаются на корпус только через упругие элементы подвески. Просто корпус при этом долго качается, пока внутреннее трение его не остановит. Чтобы этот процесс ускорить, и применяют амортизаторы.

Единственное, что может ухудшить ситуацию без амортизаторов - это резонанс. Но упругие элементы подвески можно спроектировать так, чтобы в рабочем диапазоне скоростей на типичных грунтах или дорогах он не наступал.

С уважением, БорисК.

От Василий Фофанов
К БорисК (05.12.2008 07:53:13)
Дата 05.12.2008 14:35:42

Re: Реклама украинских...

>Вот это совершенно верное название. Амортизатор поглощает энергию ударов

С чем тогда вы спорите?

>, которые подвеска передает через свои упругие и направляющие элементы на корпус транспортного средства. Поэтому он и гасит колебания корпуса.

1) гасит колебания корпуса, 2) подавляет удары.

>Неправильно это там говорится. Представьте себе, что амортизаторов нет совсем. При достаточно больших динамических ходах подвески все удары в катки от дороги передаются на корпус только через упругие элементы подвески.

"При достаточно больших" - вот именно. Так вот они недостаточно большие, об этом и спич. Вобщем не нужно пожалуйста авторов руководств поправлять :)

С уважением, Василий Фофанов
http://www.russianarmor.info


От БорисК
К Василий Фофанов (05.12.2008 14:35:42)
Дата 06.12.2008 09:31:40

Re: Реклама украинских...

>1) гасит колебания корпуса, 2) подавляет удары.

Удары амортизатор не подавляет. Между дорогой и огибающими ее неровности колесами (или гусеницами с катками) и корпусом машины находятся упругие элементы подвески. Вот они-то и смягчают (подавляют) удары, которые колеса или катки получают от дороги. А амортизаторы потом поглощают ту энергию, которая передается на корпус машины через упругие элементы подвески и через ее направляющие элементы тоже. И энергию от сил инерции корпуса, скажем, при резком торможении, а также энергию инерции неподрессоренных масс (катков/колес и элементов подвески), тоже поглощают.

>"При достаточно больших" - вот именно. Так вот они недостаточно большие, об этом и спич.

Это уже не так существенно. Просто бОльшие динамические хода позволяют развивать бОльшую скорость по неровной дороге. Амортизаторы тут не при чем.

>Вобщем не нужно пожалуйста авторов руководств поправлять :)

Авторы руководств - тоже люди, и тоже не все знают, иногда заблуждаются, а порой ошибаются. Но редко :-)

С уважением, БорисК.

От Василий Фофанов
К БорисК (06.12.2008 09:31:40)
Дата 06.12.2008 14:06:30

Re: Реклама украинских...

>Удары амортизатор не подавляет.

Подавляет. Поскольку одни торсионы при имеющемся динамическом ходе не предотвращали бы пробоев подвески при реальных скоростях движения на реальной местности.

>Это уже не так существенно. Просто бОльшие динамические хода позволяют развивать бОльшую скорость по неровной дороге. Амортизаторы тут не при чем.

Нет, большие динамические хода позволяют избегать пробоев подвески при движении на данной скорости по пересеченной местности (какой еще неровной дороге, вы не забыли что мы о танках?). Это же позволяет делать наличие гидроамортизаторов, которые компенсируют недостаток динамического хода.

>Авторы руководств - тоже люди, и тоже не все знают, иногда заблуждаются, а порой ошибаются. Но редко :-)

В этом случае они в частности не ошибаются.

С уважением, Василий Фофанов
http://www.russianarmor.info

От БорисК
К Василий Фофанов (06.12.2008 14:06:30)
Дата 07.12.2008 10:12:03

Re: Реклама украинских...

>>Удары амортизатор не подавляет.

>Подавляет. Поскольку одни торсионы при имеющемся динамическом ходе не предотвращали бы пробоев подвески при реальных скоростях движения на реальной местности.

Давайте лучше разберемся, что такое подвеска, и для чего нужны ее элементы.

В любом транспортном средстве, оборудованном подвеской, существуют подрессоренные массы (это прежде всего корпус) и неподрессоренные массы (это прежде всего колеса или нижняя ветвь гусеницы с опорными катками). Подвеска их соединяет между собой и служит для смягчения ударов и толчков в корпус, создаваемых неровностями опорной поверхности, по которой движется машина.

Идеальная подвеска полностью изолирует корпус от колес/катков и вообще не передает на него никаких возмущений от опорной поверхности. Но ничего идеального в нашем мире не существует, поэтому в подвеске приходится соединять колеса или катки с корпусом машины через упругие элементы, которые, конечно, передают эти самые возмущения, но при этом существенно их смягчают. Однако одних упругих элементов для работы подвески недостаточно. Реальные подвески состоят не только из упругих, но и из направляющих элементов, которые с помощью подвижных соединений (шарнирных, например) соединяют колеса или катки и корпус машины. Направляющие элементы стараются спроектировать так, чтобы обеспечить колесам или каткам кинематику, позволяющую минимизировать энергию от неровностей опорной поверхности, передаваемую через них на корпус машины. Поэтому, например, балансиры опорных катков направляют назад, а не вперед.

Еще один недостаток реальных подвесок состоит в том, что их детали имеют массу, а следовательно, и инерцию, поэтому они передают на корпус свою энергию, полученную от колес, огибающих неровности опорной поверхности. Больше того, они также передают на корпус и энергию от самих колес или катков с нижней ветвью гусеницы, которые тоже, конечно имеют массу, и тоже в силу своей инерции получают эту энергию от неровностей опорной поверхности.

Энергия, передаваемая на корпус от неровностей опорной поверхности, – вредна. Она приводит к раскачке этого самого корпуса на упругих элементах подвески. И если идеальная подвеска, как мы уже говорили, вообще ничего на корпус не передает, то реальная чем меньше передает энергии на корпус, тем лучше. Но встречаются иногда такие ситуации, когда даже вредное свойство может принести какую-то пользу. В случае подвески это ситуация наезда на неровность такой высоты, которая превышает динамический ход катка вверх. Если корпус при этом продолжает двигаться горизонтально, то происходит "пробой" подвески – т.е. жесткий удар направляющего элемента подвески в ограничитель его хода на корпусе. "Пробой" несколько смягчают резиновыми бамперами, например, но все равно это неприятно. Однако когда нос корпуса уходит вверх под действием энергии, передаваемой на него от неровностей опорной поверхности, а также от инерции неподрессоренных масс и от движущихся элементов подвески, этого может оказаться достаточно, чтобы избежать "пробоя". Отметим при этом, что каткам, расположенным ближе к центру тяжести танка, это не поможет.

А теперь перейдем к амортизаторам. Их основной функцией является поглощение энергии, которая все-таки передалась на корпус от неровностей опорной поверхности через подвеску. В идеальной подвеске, которая ничего не передает, они вообще не нужны. Да и сами амортизаторы передают на корпус лишние возмущения от неровностей опорной поверхности за счет своего внутреннего трения. И это их неисправимый недостаток, ведь они не могут работать без внутреннего трения. Но опять же, в том же самом случае наезда на неровность такой высоты, которая превышает динамический ход подвески вверх, этот недостаток оказывается полезным по той же самой вышеописанной причине. Но это все равно никак нельзя назвать полезной функцией амортизаторов, для выполнения которой они предназначены. Тогда и увеличение неподрессоренных масс, и массы элементов подвески придется считать полезным, так же как и само раскачивание корпуса.

>Нет, большие динамические хода позволяют избегать пробоев подвески при движении на данной скорости по пересеченной местности (какой еще неровной дороге, вы не забыли что мы о танках?). Это же позволяет делать наличие гидроамортизаторов, которые компенсируют недостаток динамического хода.

Да не компенсируют они недостаток динамического хода. Их задача – погасить раскачивание корпуса танка на упругих элементах подвески. А для компенсации недостатка динамического хода этот корпус надо, наоборот, раскачать. И хотя амортизаторы иногда могут помочь избежать "пробоя" подвески, вполне может сложиться и такая ситуация, когда именно из-за наличия амортизаторов этот "пробой" произойдет. Тут многое зависит от профиля той опорной поверхности, по которой движется машина.

И танк, между прочим, сам создает себе дорогу. Для этого у него гусеницы имеются :-)

>В этом случае они в частности не ошибаются.

Это смотря где. Вот у меня есть техническое описание и инструкция по эксплуатации БМП-1. И там ясно написано:

Гидравлические амортизаторы служат для гашения колебаний машины, возникающих при движении по неровной местности и дорогам.

И все. Вот тут они действительно не ошиблись.

С уважением, БорисК.