От Presscenter
К All
Дата 16.01.2009 21:39:19
Рубрики WWII;

Вот просто впечатление от хроники 43 года

Недавно был в Красногрске, искад кое-что в общем-то нетопичное, но случайно наткнулся на Пасху в Москве в 43 году. Вот никогда не представлял себе, что такое на самом деле "все мужчины ушли воевать". Вот представляете, Пасха, огромное количество народа на улице с белыми узелками (там куличи и яйца, как я полагаю), очереди в церкви и...почти нет мужчин. Изредка мелькнет проходящий военный, несколько инвалидов, старики...несколько солдат, как я понимаю, наблюдавших за порядком возле церкви и...все! Первый раз именно в этом ключе смотрел: Москва почти без мужчин.

От Chestnut
К Presscenter (16.01.2009 21:39:19)
Дата 19.01.2009 13:02:45

Re: Вот просто...

>Недавно был в Красногрске, искад кое-что в общем-то нетопичное, но случайно наткнулся на Пасху в Москве в 43 году. Вот никогда не представлял себе, что такое на самом деле "все мужчины ушли воевать". Вот представляете, Пасха, огромное количество народа на улице с белыми узелками (там куличи и яйца, как я полагаю), очереди в церкви и...почти нет мужчин. Изредка мелькнет проходящий военный, несколько инвалидов, старики...несколько солдат, как я понимаю, наблюдавших за порядком возле церкви и...все! Первый раз именно в этом ключе смотрел: Москва почти без мужчин.

Ну не знаю, перед Новым Годом в церкви на Мичуринском Проспекте на литургии мужчины вполне имелись в товарных количествах


"Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов"

От штос
К Presscenter (16.01.2009 21:39:19)
Дата 17.01.2009 12:37:01

Вот просто впечатление от Рождества 2009г.

Проходил мимо церкви Флора и Лавра около Павелецкого вокзала в один из дней Рождественской седмицы. Шла служба. Женщин процентов 90. Пенсионного и предпенсионного возраста в основном. Основная масса одета бедно. Было несколько семей с детьми разного возраста. Дети непоседы играли, бегали. Зашел один паренек-гастрабайтер по виду киргиз. Постоял потом сел в углу на лавочку. Видимо погреться зашел.

От Robert
К штос (17.01.2009 12:37:01)
Дата 17.01.2009 12:47:14

Я стоял в ДНД в оцеплении церкви на Пасxу в застой

Посетители - одни женщины. Даже "Церковная десятка" (чтобы религиозная община тогда существовала, ее надо было зарегистрировать официально а для этого нужны были десять подписей активныx членов общины, которые готовы дать пояснения властям что это за община и чем они там занимаются собравшись, если надо) - десять женщин пенсионного возраста. Так всегда было то есть.

От ДС
К Robert (17.01.2009 12:47:14)
Дата 19.01.2009 00:08:12

Re: Я стоял...

>Посетители - одни женщины. Даже "Церковная десятка" (чтобы религиозная община тогда существовала, ее надо было зарегистрировать официально а для этого нужны были десять подписей активныx членов общины, которые готовы дать пояснения властям что это за община и чем они там занимаются собравшись, если надо) - десять женщин пенсионного возраста. Так всегда было то есть.
Я тоже видел нечто подобное в схожих обстоятельствах у Владимирского собора Киева. Сейчас мне приходится ездить около Покровского монастыря в Киеве. Действительно, на остановке окло монастыря выходят в основном немолодые женщины. Одинокие мужчины часто бомжеватого вида.

От Alex Medvedev
К Presscenter (16.01.2009 21:39:19)
Дата 17.01.2009 00:40:39

Что до революции, что до войны основной контингент церквей - женщины

Мужчины обрядов не соблюдали.

От mingbai
К Alex Medvedev (17.01.2009 00:40:39)
Дата 17.01.2009 04:36:25

откуда такая информация?

>Мужчины обрядов не соблюдали.

Может быть, имеется в виду столичная публика? В деревнях и небольших городах уж вряд ли мужчины массово избегали обрядов.

От Alex Medvedev
К mingbai (17.01.2009 04:36:25)
Дата 17.01.2009 07:57:15

Re: откуда такая...

>>Мужчины обрядов не соблюдали.
>
>Может быть, имеется в виду столичная публика? В деревнях и небольших городах уж вряд ли мужчины массово избегали обрядов.

Ну например "Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны", О.С. Поршнева.

"В отчетах архиреев отмечалось, что крестьяне не соблюдают религиозные предписания, проявляют непочтение к священнослужителям." Это 1905-й.

"В 1914-1816 гг. по данным отчетов епархиальных архиреев, число крестьян не посещавших церковь, во многих местах увеличилось, а большинство исполнявших таинства составляли женщины"

"О своем отказе от веры в бога говорили в откровенных беседах между собой солдаты из крестьян. Часть из них призналась, что перестали верить задолго до войны, другая - под влиянием ее ужасов и личного причащения к жестокости, поставившего их как бы по ту сторону религиозных заповедей. ("Я теперь ни бога, ни черта не боюсь. Как всадил с рукою штык с брюхо, словно сняло с меня что-то")

От марат
К Alex Medvedev (17.01.2009 07:57:15)
Дата 17.01.2009 09:43:25

Re: откуда такая...

>>>Мужчины обрядов не соблюдали.
Здравствуйте!
Может еще причина - мужики на фронте, а женщине помолиться, чтобы вернулся живой.
Марат

От Alex Medvedev
К марат (17.01.2009 09:43:25)
Дата 17.01.2009 12:40:50

Re: откуда такая...

>Может еще причина - мужики на фронте, а женщине помолиться, чтобы вернулся живой.

У женщин во время ПМВ религиозность возросла, а у мужиков сильно упала. Именно поэтому так легко церкви порушили в революции и в 20-е гг. Вера давно ушла, остались одни обычаи, причем часть из них еще языческие корни имела.

От Геннадий Нечаев
К Alex Medvedev (17.01.2009 12:40:50)
Дата 17.01.2009 13:39:07

Re: По рассказам

Ave!

Баабушки одноклассника, в 1918 году - гимназистки (Пенза), предположительно 1902 или 1903 года рождения (не помню точнее) последний аз она ходила к причастию году в 1917-ом, и перестала это делать как только Временное правительство особым распоряжением отманило обязательное представление а учебное заведение справки из церкви об этом. Испытала моральное облегчение - ей исповедь давалась с большим трудом.

Мой прадед (купец из крестянского сословия, прапорщик военного времени, Кавказ и Румыния), 1893 года рассказывал, что мужики перестали ходить в сельский храм, вернувшись с "Мипериалистической" - крестные ходы, например, были в основном женские, а они (мужики) семечки при этом лузгали и над бабами посмеивались: "бабское дело поклоны бить". Обрядов не соблюдали, но в праздники не работали ("грех!"), даже еще в предвоенное время. Из-за этого жутко ссорились с прабабкой. Вопрос решен был так: прадед нашел в разрушенном храме в другой волости иконостас почти полный и привез бабе Мане, установил в отдельной пристройке (я его помню, пугался вида икон). Стех пор и бабка стала ходить в храм только по праздникам - молилась дома с подругами. Тем не менее, храм проработал до 1965 года (sic!) когда был превращен в... не помню, но не в клуб, клуб был новой постройки... по-моему, там подстанция была.

Вот так как-то...

Omnia mea mecum porto

От Presscenter
К Alex Medvedev (17.01.2009 00:40:39)
Дата 17.01.2009 01:22:40

вообще-то там улицы тоже есть (-)