От Vitold
К All
Дата 19.01.2009 16:19:20
Рубрики 1941;

Бомбордировка Тильзита 22.06.41

Известно, что первый налет на Германию, а точнее на Тильзит, сделан 9 сбап, он базировался, как известно, рядом Паневежиса. По воспоминаниями свидетелей, этот налет был около 5.30 - 6.00 по берлинскому времени (приводится любопытная детель - в то время по радио выступал Гебелс), значить это было 6.30 - 7.00 по московскому времени. Сколько лететь от Паневежиса до Тильзита? Допустим один час, тогда бомбордировщики вылетели около 5.30. Но еще для этого надо еще получить приказ. Кто дал такой приказ? Комдив? Но свзь с дивизией была прервана 4.30 после налета немцев на Паневежский аэродром. Значить ли это, что такой приказ был дан еще до начала войны? Можеть это было в "красном пакете"?
Ясности непредает еще два документа. Эта так называемая директива №1 - "провокациям неподдоваться" и донесение Кузнецова от 6.10 22.06.41 - "До получения Вашего приказа границу не перелетать, я получил через генерала Сафронова Ваш приказ самовольно границу не перелетать. Принял меры, чтобы бомбить противника, не перелетая границы".
Как все это обяснить?

От Константин Федченко
К Vitold (19.01.2009 16:19:20)
Дата 19.01.2009 16:52:46

некоторые замечания

>налет был около 5.30 - 6.00 по берлинскому времени (приводится любопытная детель - в то время по радио выступал Гебелс), значить это было 6.30 - 7.00 по московскому времени. Сколько лететь от Паневежиса до Тильзита? Допустим один час, тогда бомбордировщики вылетели около 5.30.

Расстояние от Паневежиса до Тильзита 170 км - для СБ немного больше получаса лёту. Так что вылететь могли и в 6.00-6.15.

[108K]



Тильзит находился в полосе 41 моторизованного корпуса 4 ТГр.
таким образом, данные о пролете советских самолетов стоит искать в документах зенитных частей, дислоцированных в этой полосе.
в подчинении штаба 4 ТГр были:
133. Flak-Rgt. Stab (LW)
164. Flak-Rgt. Stab (LW)
II./36., I./51., I./111. Flak-Abt. (gem) (LW)
в подчинении штаба 41 мот.корпуса:
601. leichte Flak-Btl.
83., II./411. leichte Flak-Abt. (LW)
I./3. Flak-Abt. (gem) (LW)

>Принял меры, чтобы бомбить противника, не перелетая границы
в 6.10 уже вполне можно было бомбить передовые части противника, вторгшиеся на нашу территорию.

С уважением

От Vitold
К Константин Федченко (19.01.2009 16:52:46)
Дата 19.01.2009 17:26:10

Re: некоторые замечания

>Расстояние от Паневежиса до Тильзита 170 км - для СБ немного больше получаса лёту. Так что вылететь могли и в 6.00-6.15.
Вполне возможно, спорить небуду. Только надо учесть то обстоятельство, что время бомбордировки достоверно неустановлено. Я имею только воспоминания очевидца.
>Тильзит находился в полосе 41 моторизованного корпуса 4 ТГр.
>таким образом, данные о пролете советских самолетов стоит искать в документах зенитных частей, дислоцированных в этой полосе.
Легче было такой информации искать в конкретной части, именно той, которая стояла непосредсвенно в Тильзите. Но которая часть противовоздушной обороны там была мне устоновить пока неудалось.
>>Принял меры, чтобы бомбить противника, не перелетая границы
>в 6.10 уже вполне можно было бомбить передовые части противника, вторгшиеся на нашу территорию.
Что могли бомбить передовые части это понятно, вопрос стоит о перелете границы.

От Дмитрий Козырев
К Vitold (19.01.2009 16:19:20)
Дата 19.01.2009 16:44:12

Re: Бомбордировка Тильзита...

>Известно, что первый налет на Германию, а точнее на Тильзит, сделан 9 сбап, он базировался, как известно, рядом Паневежиса. По воспоминаниями свидетелей, этот налет был около 5.30 - 6.00 по берлинскому времени (приводится любопытная детель - в то время по радио выступал Гебелс), значить это было 6.30 - 7.00 по московскому времени. Сколько лететь от Паневежиса до Тильзита?

Вот по мемуарам взлетели сразу после первого немецкого налета.
http://militera.lib.ru/memo/russian/fedorov/05.html

>Но еще для этого надо еще получить приказ. Кто дал такой приказ? Комдив? Но свзь с дивизией была прервана 4.30 после налета немцев на Паневежский аэродром. Значить ли это, что такой приказ был дан еще до начала войны? Можеть это было в "красном пакете"?

Хазанов уверяет что в Паневежис был переведен штаб ВВС округа.
http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/03.html

>Ясности непредает еще два документа. Эта так называемая директива №1 - "провокациям неподдоваться" и донесение Кузнецова от 6.10 22.06.41 - "До получения Вашего приказа границу не перелетать, я получил через генерала Сафронова Ваш приказ самовольно границу не перелетать. Принял меры, чтобы бомбить противника, не перелетая границы".
>Как все это обяснить?

Тильзит был в числе плановых целей по плану прикрытия, но реально разрешение о нанесении ударов по вражеской територи поступило в 7-15 мск (директива №2).

Но может быть все объясняется проще - абберацией памяти воспоминающих.

От hunter019
К Дмитрий Козырев (19.01.2009 16:44:12)
Дата 19.01.2009 23:08:23

Абберация? Скорее всего. Стоит внимательно прочитать эпизод!

Привет всем!
>Но может быть все объясняется проще - абберацией памяти воспоминающих.
Предлагаю рассмотреть с точки зрения технаря, а не гуманитария.
Берем предложенный текст
http://militera.lib.ru/memo/russian/fedorov/05.html :
"Стрелки циферблата показывали — 4 часа 25 минут...
Все вскочили со своих коек, быстро оделись — и бегом к самолетам...И тут же сильные взрывы бомб потрясли землю...
Старший авиационный механик В. Зубжицкий и техник-лейтенант Н. Компанеец пробрались к своим самолётам, запустили моторы и сами, без летчиков, отрулили машины в безопасное место. Вскоре по соседству с ними оказались еще несколько СБ. Никто не обращал внимания, что все самолеты имели бомбовой запас, который мог взорваться в любую минуту.
...Прошло только двадцать минут с момента вероломного нападения, и вот уже боевой приказ командира полка: — По самолетам! На разгром врага!
Один за другим взлетели двадцать пять бомбардировщиков СБ."

То есть все действие развернулось в 20 минут. Факты:
1. Л/с полка и обслуживающий персонал аэродрома ночует вне аэродрома.
2. Самолеты заправлены горючим.
3. Бомбы подвешены в самолетах.
Теперь противопоставление описанным в книге событиям.
1. Для выполнения конкретной задачи на самолеты подвешивается конкретный боекомлект, а не то, что под руку попалось. Точно так же происходит и с заправкой топливом.
2. Боекомплект просто так не складируется у стоянок, он хранится на складе. Его подвеска занимает время, для бомбардировочной авиации - значительное. То же самое и для заправки самолетов топливом.
3. Если л/с не спал "под крылом", значит он не был в "Готовности №1", соответственно и боекомплект не подвешивался.
4. За 20 минут С НАЧАЛА АТАКИ НА АЭРОДРОМ организовать вылет 25 (ДВАДЦАТИ ПЯТИ полностью боеготовых и НЕ ПОВРЕЖДЕННЫХ осколками и пулями)самолетов - фантастика, ибо как раз эти 20 минут и мог длиться бомбо-штурмовой удар фашистов.
5. Л/С отруливал матчасть по ШТУРМУЕМОМУ аэродрому В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО и там кучковался! Куда отруливал и почему немцы не заметили этих телодвижений?

А теперь по потерям личного состава.
"Наконец послышался знакомый рокот моторов. Еле заметные точки быстро увеличивались, уже отчетливо вырисовывались контуры СБ. Они шли в четком строю. Но что это такое? Почему двадцать два? Где три остальных?
Их сбили над Тильзитом. "

Как введение. Мы с другом уже более 5 лет ведем базу погибшего л/с советских ВВС в ВОВ. На данный момент у нас около 70 тысяч персоналий.
По 9 СБАП. На 22.06.1941 года зафиксирована гибель 3 (Трех) человек на аэр. Паневежис. Это:
1. Антонец Александр Николаевич, воентехник 2 ранга
2. Воронин Александр Григорьевич, пилот лейтенант. По нему сложнее: ОБД-Мемориал гласит, что он погиб при бомбежке, скан из ЦАМО по потерям - что у него в этот день не раскрылся парашют.
3. Зименков Николай Иудович, стрелок-бомбардир (штурман) млад. л-т, ОБД:столкнулся на взлете с рулящим с-том
И все. А вот 23.06.1941 года полк потерял 23 человека, из которых 6 - на земле. Остается - 17, это практически 6 полных экипажей СБ, да еще раненные.

А вот и ключевая фраза:
"Тем временем технический состав под руководством старшего инженера полка военного инженера третьего ранга Николая Ивановича Киселева быстро ликвидировал очаги пожара и ввел в строй часть поврежденных при бомбардировке самолетов. Полк перебазировался на запасной аэродром. Все с нетерпением ждали возвращения своих товарищей. Ведь то был первый боевой вылет. И куда? В Тильзит — самое логово врага."

Погасить пожары, отремонтировать матчасть, собрать л/с и имущество, погрузить в машины, попробовать эвакуировать семьи комсостава, совершить множество необходимых действий и перебазировать полк на новый аэродром на довольно значительное расстояние в течение одного вылета - фантастика!
http://gviap.narod.ru/planes/sb.html - по данным в воздухе СБ мог быть не более 3,5 часов. И за это время перебазироваться? Бред.

Мой вывод - при всем уважении к ветерану, я не верю описываемому в книге событию ни на 1%. Очередной миф про войну.

От Vitold
К hunter019 (19.01.2009 23:08:23)
Дата 20.01.2009 11:24:00

Re: Абберация? Скорее...

>Мой вывод - при всем уважении к ветерану, я не верю описываемому в книге событию ни на 1%. Очередной миф про войну.
Ну зачем так строго? :)) Процентов по-моему можно и больше набрать. Бомбордировка аэродрома ведь была и время начала бомбордировки указано довольно точно. По моим данным налет начался в 4.30.
>Предлагаю рассмотреть с точки зрения технаря, а не гуманитария.
Вот здесь я и хочу спросить технарей.
>4. За 20 минут С НАЧАЛА АТАКИ НА АЭРОДРОМ организовать вылет 25 (ДВАДЦАТИ ПЯТИ полностью боеготовых и НЕ ПОВРЕЖДЕННЫХ осколками и пулями)самолетов - фантастика, ибо как раз эти 20 минут и мог длиться бомбо-штурмовой удар фашистов.
Cколько надо времени для запрвки топливом и подвески бомб в этом конкретном случае. Одного часа достаточно или нет? Если налет начался в 4.30 и кончился, допустим, в 5.00, то могли ли в этом конкретном случае бомбордировщики подняться в воздух для выполнения задания в 6.00 - 6.20 ? Если ответ положительный, то остается проблема - кто и когда дал приказ на бомбордировку перелетая границу? Повторюсь - имея ввиду фразы в документах "провокациям неподдоватся" и "приказал неперелетать".
Хочу немножко поправить свое предыдущее сообщения. Аэродром и полевой штаб округа небыли рядом. Штаб был 12 км северо-западнее Паневижиса, а аэродром базирования 9 сбап - около 10 км восточнее.
>По 9 СБАП. На 22.06.1941 года зафиксирована гибель 3 (Трех) человек на аэр. Паневежис.
По оперсводке штаба 9 сбап на земле 22.06.41 погибли Зименков и Антонец, ранено 8, из них 2 тяжело. А вот почему неуказаны невернувшиеся из задания экипажи 4 самолетов - загадка. Воронин командир одного из тех самолетов. Еще невернулись экипажи к-ра 1 аэ капитана Лукина, к-ра 4 аэ капитана Короткова и пом.к-ра 4 аэ ст.л-та Богомолова.
>И все. А вот 23.06.1941 года полк потерял 23 человека, из которых 6 - на земле. Остается - 17, это практически 6 полных экипажей СБ, да еще раненные.
Здесь более менее сходится, так как в 23.06.41 17 самолетов полка бомбордировали колону танков на шоссе Таураге - Скаудвиле. Из этого задания невернулась группа из 6 самолетов под командованием пом.к-ра 3 аэ ст.л-нта Закатова.
>Погасить пожары, отремонтировать матчасть, собрать л/с и имущество, погрузить в машины, попробовать эвакуировать семьи комсостава, совершить множество необходимых действий и перебазировать полк на новый аэродром на довольно значительное расстояние в течение одного вылета - фантастика!
>
http://gviap.narod.ru/planes/sb.html - по данным в воздухе СБ мог быть не более 3,5 часов. И за это время перебазироваться? Бред.
На новый аэродром полк перебазировался после возвращения самолетов из задания. Кстати запасной аэродром был сравнительно близко - несколькл десятков километров восточнее Паневежиса.


От Slon-76
К Vitold (20.01.2009 11:24:00)
Дата 20.01.2009 11:59:55

Re: Абберация? Скорее...

>Cколько надо времени для запрвки топливом и подвески бомб в этом конкретном случае. Одного часа достаточно или нет? Если налет начался в 4.30 и кончился, допустим, в 5.00, то могли ли в этом конкретном случае бомбордировщики подняться в воздух для выполнения задания в 6.00 - 6.20 ? Если ответ положительный, то остается проблема - кто и когда дал приказ на бомбордировку перелетая границу? Повторюсь - имея ввиду фразы в документах "провокациям неподдоватся" и "приказал неперелетать".

Зависит от того, что куда вешают. На примере ВВС 9 армии в период СФВ:
Для одного СБ срок подвески бомб при внутреннем варианте загрузки - 20-25 минут. На все держатели - 50 мин - 1 час.
Готовновсть полка СБ при внутреннем варианте подвески - 40-45 минут, при полной - 1 час. 20 минут. Это только бомбы + заправка + взлет, сбор в группу. Т.е. в принципе если самолеты были запарвлены, то если ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ постараться, то можно поднять полк в воздух за 1 час 20 минут. Это сложно, но не неверроятно.

От hunter019
К Slon-76 (20.01.2009 11:59:55)
Дата 20.01.2009 21:20:53

Re: Абберация? Скорее...

Привет всем!
>Зависит от того, что куда вешают. На примере ВВС 9 армии в период СФВ:
>Для одного СБ срок подвески бомб при внутреннем варианте загрузки - 20-25 минут. На все держатели - 50 мин - 1 час.
>Готовность полка СБ при внутреннем варианте подвески - 40-45 минут, при полной - 1 час. 20 минут. Это только бомбы + заправка + взлет, сбор в группу. Т.е. в принципе если самолеты были запарвлены, то если ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ постараться, то можно поднять полк в воздух за 1 час 20 минут. Это сложно, но не невероятно.
Конечно можно поднять, но при условиях:
1. Место базирования перед этим не подвергалось бомбежке.
2. Снабженческая матчасть - автомобили-стартеры, бензо-маслозаправщики, грузовые автомобили были в полном комплекте и работоспособны.
3. Наземный личный состав полностью укомплектован и уже имеет боевой опыт.
4. Боекомплект, топливо и сжатый воздух находится непосредственно у стоянок, а не на складах.
5. Сбор членов экипажей и приведение себя в порядок.
Отсутствие боевого опыта и навыки работать по инструкциям мирного времени сильно замедляют подготовку боевой техники. А этот опыт приходит со временем, для этого нужна не одна неделя.
К тому же по документам ВОВ редко в каком бомбардировочном полку (кроме у-2 и р-5) могли сделать больше 2 боевых вылетов в день. Чаще всего - 1. Опыт СФВ тут не поможет - там летали в короткий световой день.
>По оперсводке штаба 9 сбап на земле 22.06.41 погибли Зименков и Антонец, ранено 8, из них 2 тяжело. А вот почему неуказаны невернувшиеся из задания экипажи 4 самолетов - загадка. Воронин командир одного из тех самолетов. Еще невернулись экипажи к-ра 1 аэ капитана Лукина, к-ра 4 аэ капитана Короткова и пом.к-ра 4 аэ ст.л-та Богомолова.
Данные на погибший л/с подавались в вышестоящие инстанции позже, чем подаваемые оперсводки. Поэтому, по оперсводке от вчера есть не вернувшиеся с б/з, а сегодня докладывают, что они сидят на соседнем аэродроме с поврежденным самолем. Именно поэтому оперсводки надо брать как основу к поиску, а не как его основной вариант.
А про командиров 4 экипажей откуда инфа?
> На новый аэродром полк перебазировался после возвращения самолетов из задания. Кстати запасной аэродром был сравнительно близко - несколько десятков километров восточнее Паневежиса.
Автор же утверждает, что они ВСТРЕЧАЛИ возвращающиеся самолеты уже на новом аэродроме. Т.е. встречали те, кто на б/з не полетел. Значит они добирались наземным эшелоном. А наземный эшелон еще подготовить надо. Личная служба в рядах ВВС СА дает повод усомниться в правдивости данной части мемуаров.

От Slon-76
К hunter019 (20.01.2009 21:20:53)
Дата 21.01.2009 20:56:54

Re: Абберация? Скорее...

Я не говорю про данный конкретный случай. Я отвечал на вопрос о теоретической возможности поднять полк за 1.00 - 1.20.

Т.е. в принципе если самолеты были запарвлены, то если ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ постараться, то можно поднять полк в воздух за 1 час 20 минут. Это сложно, но не невероятно.
>Конечно можно поднять, но при условиях:
>1. Место базирования перед этим не подвергалось бомбежке.

навероне да, хотя, вероятно, нужно учтитывать, насколько эффективной она была...

>2. Снабженческая матчасть - автомобили-стартеры, бензо-маслозаправщики, грузовые автомобили были в полном комплекте и работоспособны.

Это максимализм. У ВВС 9 армии вообще всю СФВ были серьезные проблемы с комплектностью авиабаз и авиакомендатур вообще и аэродромной техникой в частнисти. Так что указанные резултьтаты были досмтигнуты, скорее всего, при нехватке стартеров, ВМЗ, БЗ и т.д. и т.п.

>3. Наземный личный состав полностью укомплектован и уже имеет боевой опыт.

А почему Вы думаете, что он не имел боевого опыта? Многие части ВВС ПрибВО либо формировались на базе частей, принимавших участие в СФВ, либо просто были такими частями. У того же 9 сбап одна аэ в СФВ участвовала, аккурат в составе ВВС 9 армии. Не исключено, что и наземный персонал частично имел опыт СФВ.

>4. Боекомплект, топливо и сжатый воздух находится непосредственно у стоянок, а не на складах.

Почему нет?

>5. Сбор членов экипажей и приведение себя в порядок.

За два часа с начала войны вполне можно было л/с собрать...

>Отсутствие боевого опыта и навыки работать по инструкциям мирного времени сильно замедляют подготовку боевой техники. А этот опыт приходит со временем, для этого нужна не одна неделя.

См. выше... До ВОВ были и другие войны, в которых нащши ВВС принимали довольно активное участие... :)

>К тому же по документам ВОВ редко в каком бомбардировочном полку (кроме у-2 и р-5) могли сделать больше 2 боевых вылетов в день. Чаще всего - 1. Опыт СФВ тут не поможет - там летали в короткий световой день.

Не понял этого тезиса. Т.е. в СФВ за короткий световой день летчики успевали сделать два вылета за день, а летом 1941 - нет? И чем опыт СФВ подготовки матчасти к ббоевому вылету принципиально отличался от такового в начале ВОВ?

Еще раз повторюсь, что не утверждаю, что налет на Тильзит имел место 22.06.41. Просто гипотетически это было не невозможно, пусть и не совсем втаком виде, как изложил ветеран.

От Vitold
К hunter019 (20.01.2009 21:20:53)
Дата 20.01.2009 22:28:01

Re: Абберация? Скорее...

>Конечно можно поднять, но при условиях:
>1. Место базирования перед этим не подвергалось бомбежке.
>2. Снабженческая матчасть - автомобили-стартеры, бензо-маслозаправщики, грузовые автомобили были в полном комплекте и работоспособны.
>3. Наземный личный состав полностью укомплектован и уже имеет боевой опыт.
>4. Боекомплект, топливо и сжатый воздух находится непосредственно у стоянок, а не на складах.
>5. Сбор членов экипажей и приведение себя в порядок.
>Отсутствие боевого опыта и навыки работать по инструкциям мирного времени сильно замедляют подготовку боевой техники. А этот опыт приходит со временем, для этого нужна не одна неделя.
По всем этим пунктам можем только гадать. Известно только то, что в ту предвоенную ночью производилсь учебные вылеты.
>А про командиров 4 экипажей откуда инфа?
Из оперсводки штаба 9 сбап.
>Автор же утверждает, что они ВСТРЕЧАЛИ возвращающиеся самолеты уже на новом аэродроме. Т.е. встречали те, кто на б/з не полетел. Значит они добирались наземным эшелоном. А наземный эшелон еще подготовить надо. Личная служба в рядах ВВС СА дает повод усомниться в правдивости данной части мемуаров.
Мемуары остается мемуарами. В документах говорится -После полета командующий приказал перевести полк [в] Скварбай

От hunter019
К Vitold (20.01.2009 22:28:01)
Дата 21.01.2009 08:42:41

Есть документы?

Приветствую!
>Мемуары остается мемуарами. В документах говорится -После полета командующий приказал перевести полк [в] Скварбай
Т.е. перевод полка должен был быть совершен после выполнения б/в?
А что оперсводка говорит о самом первом б/в?

От Бульдог
К hunter019 (19.01.2009 23:08:23)
Дата 20.01.2009 09:59:55

полк перебазировался

можно трактовать как "улетели на запасной аэродром способные летать самолеты" - это за час вполне реально

От amyatishkin
К hunter019 (19.01.2009 23:08:23)
Дата 19.01.2009 23:44:41

Да ладно, и не такое можно понаписать

приводил же из одной книжки:


=================
Воскресным утром майор Кобец дал экипажам задание. Маршрут, ориентиры, силы сопровождения — все как при обычной учебно-боевой задаче. Только объект бомбежки — за кордоном. Майор помолчал и, чтобы не осталось сомнения, добавил:
— Война, товарищи. С фашистами война.

Запущены моторы. Командирский самолет, совершив разбег, оторвался от земли. За ним одна за другой с полной бомбовой нагрузкой взлетели остальные машины полка.
В воздухе эскадрильи привычно построились и дальше полетели строем «клин» из трех девяток. Недалеко от Минска произошла встреча с полком наших истребителей, которые летели на встречно-пересекающемся курсе.
Бомбардировщики стремительно приближались к [45] государственной границе. Внимание штурмана Позднякова привлек быстро расползавшийся во все стороны странный дымок. Вот он ближе, ближе, можно рассмотреть клубы дыма, пламя — большой пожар. Горел подожженный фашистами приграничный город Гродно...
Остались позади, растаяли на горизонте дымы гродненского пожара. Самолеты летели на запад, к Пруссии. Когда вдали сверкнула водная гладь озера Сарви, перед боевым строем вскинулась стена темно-серых клочковатых облачков, закрывших и головную девятку, и блики озера, и даже небесную голубизну июньского утра. Машина врезалась в клочковатые разводы; штурман почувствовал острый запах пороха, кашлянул.
«Лупят из зениток, — сообразил Поздняков. — Как говорится, понюхал пороху...»
Внизу показался аккуратный зеленый прямоугольник аэродрома. Вражеские самолеты, длинным пунктиром покрывшие край летного поля, заполыхали после захода нашей девятки. Неподалеку занялся склад с горючим. Пожар быстро ширился. Когда разворачивались в обратный путь, увидели, что почти все окрест было охвачено огнем.
=================

От hunter019
К hunter019 (19.01.2009 23:08:23)
Дата 19.01.2009 23:13:14

Спасибо Констанину - одна его фраза все расставляет на места.

Константин дал очень важную инфу: "Расстояние от Паневежиса до Тильзита 170 км - для СБ немного больше получаса лёту."
>"Тем временем технический состав под руководством старшего инженера полка военного инженера третьего ранга Николая Ивановича Киселева быстро ликвидировал очаги пожара и ввел в строй часть поврежденных при бомбардировке самолетов. Полк перебазировался на запасной аэродром. Все с нетерпением ждали возвращения своих товарищей. Ведь то был первый боевой вылет. И куда? В Тильзит — самое логово врага."
>Погасить пожары, отремонтировать матчасть, собрать л/с и имущество, погрузить в машины, попробовать эвакуировать семьи комсостава, совершить множество необходимых действий и перебазировать полк на новый аэродром на довольно значительное расстояние в течение одного вылета - фантастика!
>
http://gviap.narod.ru/planes/sb.html - по данным в воздухе СБ мог быть не более 3,5 часов. И за это время перебазироваться? Бред.
Получается, полк перебазировался за 1 (Один) час. Супер.

От Vitold
К Дмитрий Козырев (19.01.2009 16:44:12)
Дата 19.01.2009 17:02:08

Re: Бомбордировка Тильзита...

>Вот по мемуарам взлетели сразу после первого немецкого налета.
>
http://militera.lib.ru/memo/russian/fedorov/05.html
Если это и так, то это ничего неменяет. Кстати в мемуарах говорится, что приказ бомбить Тильзит дал комполка. Ламерский вопрос - мог ли комполка дать приказ перелететь границу?
>Хазанов уверяет что в Паневежис был переведен штаб ВВС округа.
> http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/03.html
Там был переведен весь штаб округа. По моим данным полевой штаб был...совсем рядом аэродрома базирования 9сбап.
Написал эти слова и подумал - не тут ли развязка загадки?
>Тильзит был в числе плановых целей по плану прикрытия, но реально разрешение о нанесении ударов по вражеской територи поступило в 7-15 мск (директива №2).
Вот о этом и спрашиваю - кто мог дать приказ раньше директивы №2.
>Но может быть все объясняется проще - абберацией памяти воспоминающих.
Согласен - на все воспоминания на до смотреть осторожно.


От Дмитрий Козырев
К Vitold (19.01.2009 17:02:08)
Дата 19.01.2009 17:05:09

Re: Бомбордировка Тильзита...

>>Вот по мемуарам взлетели сразу после первого немецкого налета.
>>
http://militera.lib.ru/memo/russian/fedorov/05.html
>Если это и так, то это ничего неменяет. Кстати в мемуарах говорится, что приказ бомбить Тильзит дал комполка.

приказ личному составу разумеется отдавал комполка.

>Ламерский вопрос - мог ли комполка дать приказ перелететь границу?

по собственой инициативе - практически исключено.

>>Хазанов уверяет что в Паневежис был переведен штаб ВВС округа.
>> http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/03.html
>Там был переведен весь штаб округа. По моим данным полевой штаб был...совсем рядом аэродрома базирования 9сбап.
>Написал эти слова и подумал - не тут ли развязка загадки?

вот-вот - кт.о. приказ к комполка мог попасть с простым посыльным, минуя штаб дивизии.



От Vitold
К Дмитрий Козырев (19.01.2009 17:05:09)
Дата 19.01.2009 17:18:51

Re: Бомбордировка Тильзита...

>приказ личному составу разумеется отдавал комполка.
Это ясно. Вопрос - кто дал приказ ему. Если комдив, то это должно было быть еще ДО войны, так как связь с штабом оборвалась во время первого налета.
>вот-вот - кт.о. приказ к комполка мог попасть с простым посыльным, минуя штаб дивизии.
Об этом можем только гадать, но вариант вполне возможен. Но и в этом случае неясности остается. Только что получена директива №1, Кузнецов рапортует в Москву, что дал приказ неперелететь, а на самом деле СБ уже летить на Тильзит.