От Андрей Сергеев
К All
Дата 30.01.2009 12:25:29
Рубрики Современность; Танки; Армия;

К вопросу о послевоенных выводах и планах - 1.

Приветствую, уважаемые!

По окончании ВОВ были подведены определенные итоги анализа боевого применения танков и другой бронетехники и сделаны соответствующие выводы, касающиеся технической стороны перспективного танкостроения. В частности, эти выводы были отражены в следующих "Соображениях...", положивших фактическое начало программе опытного танкостроения первого послевоенного десятилетия. Как видим, выводы были сделаны нелицеприятные и направления работ выбраны в целом верно:

СООБРАЖЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА ГБТУ КА ВОЕННОМУ СОВЕТУ БТ и MB KA О СТРОИТЕЛЬСТВЕ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ НА 1946-1950 гг.
№00991153 24 января 1946 г.
Докладываю соображения к плану строительства бронетанковой техники в 1946-1950 гг.
Опыт Великой Отечественной войны показал ведущую роль бронетанковых и механизированных войск во всех видах боя и особенно в наступательных операциях, в результате чего бронетанковая техника в этот период получила огромное развитие, которое в основном шло по следующим направлениям:
1. Огромное увеличение общего количества танков в воевавших армиях.
2. Широкое развитие (количественное и качественное) артсамоходов.
3. Усиление мощи танков и артсамоходов: брони и вооружения, что повлекло за собой увеличение веса и понижение скорости их.
4. Повышение соотношения тяжелых танков и артсамоходов в общем их парке и уменьшение удельного количества легких.
5. Значительное совершенствование отдельных узлов танков и артсамоходов и установка агрегатов новых конструкций, повышающих боевые качества танков и артсамоходов, надежность работы, их жизнеспособность и эксплуатационно-ремонтные удобства.
6. Унификация ряда агрегатов (двигатели, трансмиссия).
Опыт Отечественной войны показал также, что по основным боевым свойствам отечественные танки и самоходные артустановки превосходили лучшие иностранные образцы на протяжении всей войны и особенно в ее первый период (KB, Т-34 и Т-50).
Следовательно, тактико-технические требования, задаваемые на проектирование танков, правильно отражали перспективы и требования современного боя, а наши конструкторы находили правильное и удачное воплощение их в соответствующих конструкциях.
Основные положительные качества наших танков и артсамоходов, определяющие огромное превосходство их над иностранными, суть следующие:
1. Наиболее правильная и удачная компоновка, при которой превосходящая мощь вооружения (100-мм, 122-мм, 152-мм пушки) и броневой защиты (броня средней толщины при наивыгоднейших углах наклона ее) сочетается с малым весом и малыми габаритами танков и артсамоходов.
2. Наличие дизеля, применяющегося в различных модификациях на средних и тяжелых танках и артсамоходах, что облегчает обеспечение топливом, запчастями и освоение двигателя, а также дает ряд других преимуществ по сравнению с бензиновыми двигателями.
3. Торсионная подвеска, являющаяся наиболее целесообразной (простота, меньшие габариты, надежность и хорошее подрессоривание).
4. При большом весе танков и артсамоходов хорошая их маневренность.
Однако вследствие известного технического консерватизма НКТМ и медлительности в разработке новых образцов танков и самоходных артустановок по нашим тактико-техническим требованиям и во введении этих образцов в серию на некоторых этапах времени наши танки оказывались слабее немецких танков по вооружению и броневой защите.
Аналогичное положение происходило и происходит сейчас с внедрением в существующие и проектируемые конструкции танков и артсамоходов передовой техники, направленной к совершенствованию их, а также конструктивных улучшений отдельных агрегатов.
На протяжении всей войны ряд настоятельных технических требований к танкам оставался не выполненным, в результате чего отечественные танки имеют серьезные недостатки:
1. Не введено принципиальных улучшений в трансмиссии средних танков, облегчающих управление и повышающих их маневренность (планетарные механизмы поворота, КПП с синхронизаторами), не говоря уже о более передовых конструктивных решениях, имеющихся в иностранных танках (электротрансмиссия, гидропередача).
2. Пушечное вооружение танков и артсамоходов не проектировано специально для них и потому имеет ряд недопустимых недостатков:
а) малая начальная скорость,
б) малая скорострельность,
в) большие усилия на подъемных механизмах.
3. Не введены на тяжелых и средних танках командирские целеуказатели со следящей системой, облегчающие наведение орудия на цель, принятые в опытных образцах.
4. На средних танках и всех артсамоходах не внедрены подогреватели, обеспечивающие запуск двигателя при низких температурах; существующие подогреватели мало эффективны и не приспособлены для работы на дизельном топливе, что при отсутствии в танковых частях бензина приводит к невозможности их использования.
5. Не внедрено автоматическое противопожарное оборудование.
6. Не внедрен на средних танках ряд улучшений ходовой части (широкие катки, гусеницы
цевочного зацепления, амортизаторы и т.д.).
7. Наши танки имеют малый диаметр погона башни, тесное боевое помещение, что стесняет работу орудийного расчета и влияет на скорострельность, снижая ее из-за медленного заряжания.
8.Боекомплект наших танков и артсамоходов недостаточен.
9.Недостаточно хороша вентиляция боевого помещения.
10.Недостаточный обзор из танка как водителю, так и остальному экипажу.
11.Нерационально сконструированное оборудование больших размеров, неудачно размещенное в танке (рации, зарядные агрегаты).
12.Недостаточно культурное изготовление отдельных агрегатов и деталей:
а) наличие выступающих и не огражденных углов, острых деталей;
б) слабые и неудобные запоры люков, а также замки боеукладок;
в) неудобные сидения с неудачной, затруднительной регулировкой.
1. Модернизация существующего парка
За время выпуска определенных марок танков (ИС, Т-34, Т-44) и артсамоходов (ИСУ, СУ-100) в них периодически вносились некоторые конструктивные изменения и дополнительные агрегаты, направленные к улучшению их качеств, как, например: командирские башенки, электроприводы поворота башни, новые средства обогрева и т.д.
Необходимо все эти изменения, а также и новые, какие будут разработаны в дальнейшем, провести на всех танках и артсамоходах, чтобы унифицировать запасные части для танков одной марки, а также задержать моральное старение танков и артсамоходов.
План такой модернизации составляется и будет готов к 5 февраля с.г.
2. Отработка и внедрение в серию новых образцов танков и артсамоходов
Имея ввиду значительное превосходство танков Т-54 и 701, необходимо уже сейчас прекратить выпуск Т-34-85, Т-44 и СУ-100, ускорив ввод в серию Т-54 со всеми нашими изменениями в агрегатах этого танка. Заводы же до перехода на Т-54 нагрузить изготовлением запчастей для старых марок танков.
Переход на 701 осуществить, не прекращая выпуска ИС-3 и ИСУ-152.
В этих новых танках как можно быстрее устранить все недостатки и внедрить все технически передовое.
3. Разработка проектов и опытных образцов перспективной бронетанковой техники
Прежде чем намечать направления, по которым должно дальше развиваться у нас танкостроение и производство артсамоходов, необходимо учесть следующие факторы, имеющие огромное значение для правильного решения вопросов перспективы развития бронетанковой техники:
1. Наши последние образцы танков и артсамоходов известны нашим союзникам и легко могут
быть через них известными армиям других государств.
Таким образом, особого труда не составит изготовить подобные образцы.
2. Известны также «сверхтяжелые» тенденции немцев в танкостроении и то, что Аргентина строила «Тигр».
3. Известно оружие, с которым в будущем придется иметь дело танкам и артсамоходам: артиллерия — ПТО калибра до 128 мм, танковая — до 152 мм; начальные скорости порядка 1000-1100 м/с; кумулятивные снаряды, гранаты и мины.
4. Танки и артсамоходы не достигли еще количественного развития, при котором можно говорить о массовости их применения.
5. Новые открытия в технике, такие, как радиостанция, оптико-электронные приборы и т.д.
6. Недостатки существующих образцов и опыт их применения в Великой Отечественной войне.
7. Экономический фактор.
8.Условия, необходимые для быстрого развертывания танковой промышленности в военное время. Предложения по танкам
1. Отработать конструкцию нового тяжелого танка прорыва.
2. Отработать новую конструкцию среднего танка весом до 40 т в соответствии с нашими требованиями.
3. Отработать конструкции специальных танков (мостового плавающего) и специального оборудования командирских средних и тяжелых танков с установкой в них:
а) двухканальной дуплексной радиосвязи,
б) специальных приборов наблюдения и сигнализации,
в) специально оборудованного боевого помещения.
4. Отработать возможность установки в средние танки Т-54 огнеметной аппаратуры с дальностью огнеметания в 250-300 метров с запасом выстрелов до 50.
Вспомогательная техника БТ и MB
При разработке вспомогательных машин для бронетанковых и механизированных войск необходимо придерживаться принципа: строить их вездеходными, т.е. на гусеницах.
Особенно необходимо в кратчайший срок разработать эвакуационные средства и средства транспортировки танков с целью сохранения их ходовой части.
Нужны:
1. Трактор для эвакуации всех типов танков с силой тяги на крюке до 20 тонн и с лебедкой с силой тяги 100 тонн.
2. Автотягач с прицепом для транспортировки тяжелых и средних танков весом 50-60 тонн.
Дополнительные предложения
Бронетанковая техника Красной Армии должна строиться с перспективой на ряд лет вперед с использованием всех данных опыта мировой науки и техники.
Это положение требует срочного разрешения ряда проблемных работ, по которым необходимо уже сейчас дать соответствующие задания конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам.
Краткий перечень опытных работ
1. Дизель-мотор мощностью до 2000 л.с. для сверхтяжелого танка.
2. Дизель-моторы мощностей 150, 200, 300, 400, 800 и 1000 л.с. для использования в различных типах танков, бронетранспортеров, бронеавтомобилей.
3. Броневая защита новых танков, защищающая от действия бронебойных снарядов до 130 мм с начальной скоростью до 1300 м/с с дистанции 100 мм и противотанковых гранат.

4. Новые виды танкового вооружения с использованием достижения реактивной техники (пушки, двигатели и т.п.)
5. Новые конструкции танковых пушек с начальными скоростями до 1300-1500 м/с для бронебойных снарядов, оборудованных стабилизаторами, с механизацией заряжания, автоматизацией наведения, короткими откатами и малыми габаритами. К новым образцам танковых пушек отработать новые виды боеприпасов.
6. Приборы ночного видения для боевого использования танков ночью.
7. Новые виды приборов наблюдения и прицеливания из танка, обеспечивающие большую обзорность, быстроту наведения и точность попадания.
8. Средства обнаружения и обезвреживания минных полей.
9. Огнеметные средства повышенного действия.

10. Средства подводного хождения.
11. Автоматическое противопожарное оборудование.
Кроме того, для успешного развития бронетанковой техники необходимы следующие мероприятия: 1. Войти в правительство с ходатайством по генеральному строительству НИБТ полигона с
целью создать из него один из лучших полигонов в мире.
2. Ускорить утверждение танкового комитета.
3. Войти в правительство совместно с Наркомтрансмашем с ходатайством о создании в
Ленинграде у т. Котина научно-испытательного института и центрального конструкторского бюро
по всем видам бронетанковой техники. Как базу для постройки опытных образцов бронетанковой
техники использовать Кировский завод в Ленинграде.
Докладывая военному совету вышеуказанные соображения, прошу:
1. Ускорить рассмотрение предложений по строительству бронетанковой техники на 1946-50 гг. и утверждение тактико-технических требований на отдельные образцы.
2. Доложить план по строительству бронетанковой техники на утверждение народному комиссару обороны с просьбой указаний на реализацию плана.
3. Просить правительство обратить внимание Наркомата транспортного машиностроения на необходимость развертывания научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы темпами, обеспечивающими передовую роль отечественного танкостроения.
Начальник ГБТУ КА генерал-лейтенант танковых войск Вершинин
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122409. Д. 8. Л. 1-7, 13-14.

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 03.02.2009 13:07:50

Дополнение - некоторые материалы Военного совета БТ и МВ КА 1946г

Приветствую, уважаемые!

Лежат в "копилке":

http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/1298wrtg798/(090203125411)_GABTU_7-1.doc

Избранные цитаты:

"Я не согласен с рядом товарищей, что СУ — это испорченный танк; это просто недоработанная СУ.
СУ должна нести более мощное вооружение, какое танку не под силу. В этом должно быть главное различие.
В этом направлении, мне кажется, должна развиваться наша самоходная артиллерия.
Что касается задач, которые могут решать танками СУ, то они идентичны, тем не менее ряд специальных боевых задач будет решать самоходная артиллерия...
Нам нужно продолжать работу над новой конструкцией танка, выгодно отличающейся от всех существующих по габаритам, броне, огню и маневру. Учитывая, что наш танк «слепой», нужно вести работу по увеличению обзорности танка. Вместе с этим необходимо улучшить систему управления танком, облегчить и упростить ее."(С)Генерал-лейтенант Ковалев

"Танкистам необходимо предъявить счет НИИ-48, ведающему разработкой и испытанием танковой брони. Необходимо отметить, что начиная с 1936 г. стойкость нашей брони существенно не улучшилась.
Основная работа по танковым корпусам шла главным образом по линии утолщения брони, изменения профиля корпуса и снижения процента дефицитных компонентов, входящих в состав брони (никель)...
В связи с систематической работой по обстрелу брони на НИБТ полигоне выяснилось то, что наши снаряды в полтора-два раза уступают по бронепробиваемости английским и американским и что, например, остроголовые снаряды калибра 122 мм обладают меньшей бронепробиваемостью по наклонной броне.
На основании этого материала военный совет БТ и МБ КА поставил перед ГАУ КА ряд требований по повышению качества наших снарядов и их формы. На основании этого ГАУ КА перешло на выпуск 122-мм снарядов с тупым баллистическим наконечникам, а что касается повышения качества наших снарядов, то этот вопрос и до сего времени ГАУ КА надлежащим образом почти не разрешен...
Развитие самоходной артиллерии наиболее целесообразно в системе БТ и MB KA. Например если в ГАУ КА СУ-76 в количестве 560 шт, отправленные на фронт после марта, в 100-150 км почти все вышли из строя, то наши СУ-76М на фронтах отечественной войны проходили с боями 1500-2000 км, о чем имеются донесения со всех фронтов; так и со всеми другими образцами артсамоходов."(С)Генерал-майор инженерно-танковой службы Алымов

"Нам необходимо создать свой танк-тягач наподобие американского ремонтного танка Т-2, но с подъемным устройством для подъема башни и выемки агрегатов.
Такой танк-тягач необходимо ввести в штаты танковых полков и организовать планируемый правительством выпуск их на танковых заводах промышленности...
Созданные нами уже к концу войны эвакотранспортные батальоны принесли большую поль-зу. Эти батальоны были укомплектованы американскими автотранспортерами типа «Даймонд» и «РИО». Вместо того, чтобы гнать танк своим ходом на расстояние 100-200 км и более, мы доставляем его на автотранспортерах. Совершенно очевидно, что необходимо создавать свой отечественный автотранспортер с дизель-мотором. Это тем паче целесообразно, ибо такая машина будет весьма полезна и рентабельна в народном хозяйстве."(С)Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Сосенков

"Я хотел бы высказать некоторые соображения по поводу новых марок наших машин. Нужно сказать, что в бронировке и вооружении особой эволюции не произошло. В пушке начальная скорость полета снаряда увеличилась за счет удлинения канала ствола, а броня за счет увеличения ее толщины. Эти оба элемента дошли почти до своего предела (броня 200 мм, увеличение ствола до 28 калибров). Возьмите наш объект 701 — его вес 60 тонн, в резерве до 5 тонн. У среднего танка резерв еще солидный. Если о будущих танках говорить как о всесторонне-совершенных, нужно придти к этому пределу, к границе возможностей.
У нас должно быть два типа машин: 701 и Т-54, доведенных до предела совершенства, а все остальные марки машин с производства снять."(С)Генерал-майор Груздев

С уважением, А.Сергеев

От PQ
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 01.02.2009 22:51:39

Больше спасибо! давайте еще... (-)


От Андрей Сергеев
К PQ (01.02.2009 22:51:39)
Дата 02.02.2009 10:58:13

Еще будет по БеПо и по мотоциклам

Приветствую, уважаемый PQ!

По наличию, использованию и утилизации "старого фонда" интересует? И по "Шерманам" в народном хозяйстве?

С уважением, А.Сергеев

От PQ
К Андрей Сергеев (02.02.2009 10:58:13)
Дата 02.02.2009 14:09:00

Re: Еще будет...

>Приветствую, уважаемый PQ!

>По наличию, использованию и утилизации "старого фонда" интересует? И по "Шерманам" в народном хозяйстве?

>С уважением, А.Сергеев

Интересует. Заранее спасибо!

От Алексей Калинин
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 30.01.2009 15:11:24

Занятно, сколько всего до сих пор актуального

Салют!
>1. Не введено принципиальных улучшений в трансмиссии средних танков, облегчающих управление и повышающих их маневренность (планетарные механизмы поворота, КПП с синхронизаторами), не говоря уже о более передовых конструктивных решениях, имеющихся в иностранных танках (электротрансмиссия, гидропередача).
Даже сейчас "позади планеты всей", Т-80 как недостижимый для масс-оснащения идеал
>3. Не введены на тяжелых и средних танках командирские целеуказатели со следящей системой, облегчающие наведение орудия на цель, принятые в опытных образцах.
Опять по СУО проигрыщ "неимеющимся аналогам", пусть и не по целеуказателям конкретно

>5. Не внедрено автоматическое противопожарное оборудование.
Внедрили, с эффективностью проблемы. Вспомнить хотя бы БМД (?Спрут) на параде майском - тушили вручную, хотя ППО с такой проблемой как пыхнувший открытым огнем движок должно справляться запросто

>6. Не внедрен на средних танках ряд улучшений ходовой части (широкие катки, гусеницы цевочного зацепления, амортизаторы и т.д.).
Опять, асфальтоходные гусеницы поштучно для парада, гидравлика в ходовой древнее некуда и т.д. Хотя да, широкие катки, гусеницы цевочного зацепления и амортизаторы таки давно есть.
>7. Наши танки имеют малый диаметр погона башни, тесное боевое помещение, что стесняет работу орудийного расчета и влияет на скорострельность, снижая ее из-за медленного заряжания.
Угу. Тесная компоновка как концептуальная основа советско-российской БТТ.
>8.Боекомплект наших танков и артсамоходов недостаточен.
То же самое
> 9.Недостаточно хороша вентиляция боевого помещения.
Сколько фото с задымлением (по разным причинам, пусть даже и от безрукости экипажа) - не счесть
> 10.Недостаточный обзор из танка как водителю, так и остальному экипажу.
угу
> 11.Нерационально сконструированное оборудование больших размеров, неудачно размещенное в танке (рации, зарядные агрегаты).
Ну так, самые большие транзисторы в мире
> 12.Недостаточно культурное изготовление отдельных агрегатов и деталей:
угу
>а) наличие выступающих и не огражденных углов, острых деталей;
угу
>б) слабые и неудобные запоры люков, а также замки боеукладок;
угу
>в) неудобные сидения с неудачной, затруднительной регулировкой.
угу.


С уважением, Алексей Калинин, www.kubinka.ru

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 30.01.2009 12:51:04

И маленькое дополнение к вопросу об идее БМПТ в конце 40-х

Приветствую, уважаемые!

История появления идеи "штурмового танка" - прото-БМПТ описана вот здесь:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/1654/1654177.htm

Как и следовало ожидать, поддержки она не нашла по следующим, в общем-то очевидным, причинам:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА БТ и MB ВС НАЧАЛЬНИКУ КАНЦЕЛЯРИИ
МИНИСТРА ВС СССР ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ ЕРМОЛОВУ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ
ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ЗАДОРОЖНОГО О ШТУРМОВОМ ТАНКЕ
№0861920 25 марта 1948 г.

Для доклада министру Вооруженных Сил по предложению генерал-майора т. Задорожного «О создании штурмового танка, вооруженного счетверенной пулеметной установкой, предназначенного для танко-самоходных полков стрелковых дивизий».

С предложением генерал-майора танковых войск т. Задорожного о необходимости создания штурмового танка, вооруженного только счетверенной пулеметной установкой — согласиться нельзя по следующим причинам:

1.Танко-самоходные полки стрелковых дивизий предназначены для действий в тесном взаимодействии с пехотой, которая должна и в состоянии своим огнем вести борьбу с огневыми точками, мешающими продвижению своей пехоты.

2.Создание танков, вооруженных только пулеметами, сокращает до 30% пушечного танкового парка, способного вести борьбу с танками противника и укрытыми огневыми точками (ДОТ и ДЗОТ).

3.В настоящее время конструкторская мысль уже работает над решением вопросов усиления вооружения танков пулеметами, не снимая с вооружения пушки.
Кроме того, производятся работы по подготовке всех танков для действий с прицепными тралами.

Генерал-полковник танковых войск М. Соломатин
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 41692. Д. 19. Л. 19.


С уважением, А.Сергеев

От Белаш
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:51:04)
Дата 30.01.2009 12:55:29

Т. е. "мысль" ограничилась введением КК пулемета для всех танков? (-)


От Андрей Сергеев
К Белаш (30.01.2009 12:55:29)
Дата 30.01.2009 13:42:17

Re: Т. е....

Приветствую, уважаемый Белаш!

Как видим, "мысль" ограничилась сочетанием:

1.Увеличенного числа обычных и КК пулеметов на танках (3 обычных и 1 КК на Т-54, 6 обычных и 2 КК на ИС-7);
2.КК пулеметов на планирующихся БТР и ЗСУ на их же базе, способных выполнять функции поддержки пехоты;
3.Самоходных орудий.

С уважением, А.Сергеев

От mes
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 30.01.2009 12:43:42

Re: К вопросу...

>3. Броневая защита новых танков, защищающая от действия бронебойных снарядов до 130 мм с начальной скоростью до 1300 м/с с дистанции 100 мм и противотанковых гранат.

"с дистанции 100 мм" имеется в виду 100 метров?

От Андрей Сергеев
К mes (30.01.2009 12:43:42)
Дата 30.01.2009 12:52:26

Да, это, видимо, опечатка в документе или при публикации. (-)


От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 30.01.2009 12:42:10

К вопросу о послевоенных выводах и планах - 2.

Приветствую, уважаемые!

По итогам обсуждения этих "Соображений..." на Военном совете БТ и МВ КА было принято следующее постановление, которое и легло в основу программы НИОКР по бронетехнике первого послевоенного десятилетия. Предполагалась достаточно сбалансированная и тактически обоснованная линейка перспективных образцов, однако по различным причинам (в первую очередь финансово-произзводственного характера) лишь малая часть ее пошла в дальнейшем в серию:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА БТ и MB KA ПО ПЕРСПЕКТИВАМ СТРОИТЕЛЬСТВА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРИОД 1946-1950 гг.
№1 21 февраля 1946 г.

Заслушав доклад генерал-лейтенанта танковых войск т. Вершинина и исходя из необходимости дальнейшего оснащения бронетанковых войск вполне современными и передовыми образцами бронетанковой техники, с учетом развития противотанковых и других средств современного боя на ближайшие пять лет военный совет ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Возбудить ходатайство перед народным комиссаром обороны о принятии на вооружение
танков Т-54 и 701 и об установлении следующих сроков перевода танковых заводов на изготовление
указанных танков:
Кировский завод - танк 701 с июня 1946 г.
завод № 183 - танк Т-54 с июня 1946г.
завод № 112 - танк Т-54 с октября 1946 г.
завод № 75 - танк Т-54 с декабря 1946 г.
завод № 174 - танк Т-54 с октября 1946 г.

2. В связи с тем, что в составе существующего парка танков и самоходных артустановок есть значительная часть машин выпуска 1940-1943 гг., отличающаяся от выпускаемых ныне танков и артсамоходов рядом технических показателей, во избежание их технического старения просить правительство утвердить план проведения модернизации указанных танков и артсамоходов с введением в них всех изменений, проведенных с момента их выпуска до настоящего времени (приложение 1).

3. Возбудить ходатайство перед народным комиссаром обороны о выдаче заданий наркоматов: транспортного машиностроения, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения и их заводам на следующие объекты бронетанковой техники.

ТАНКИ:

Произвести проектирование с учетом всего новейшего в технике, изготовление опытных образцов и решить вопрос о принятии на производство:
1. Тяжелый танк.
Броня - Защищающая кругом от бронебойных снарядов пушек кал. 128-мм с начальной скоростью 900-1000 м/с на всех дистанциях.
Вооружение - 130-мм пушка с начальной скоростью 1000 м/сек. или 152-мм пушка с начальной скоростью 900 м/с.
Мотор - Дизель, обеспечивающий удельную мощность не менее 20 л.с. на т
Вес - Обеспечивающий передвижение по железной дороге и по местности с достаточной маневренностью.
2.Средний танк.
Броня - Защищающая в лобовой части от 105-мм пушки с начальной скоростью 1000 м/с на всех дистанциях и в борт от 88-мм пушки с начальной скоростью 1000 м/с под курсовым углом в 60°.
Вооружение - 100-мм пушка с начальной скоростью 1000 м/с.
Мотор - Дизель, обеспечивающий удельную мощность не менее 20 л.с. на т.
Вес - Не более 35 тонн.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАНКИ:

3.Мостовой танк на шасси Т-54.
Перекрываемый пролет. - 15 метров.
Грузоподъемность - 65 тонн.
4. Плавающий бронетранспортер.
Броня - Защищающая в лобовой части от ПТР в упор; остальные части от крупнокалиберного пулемета.
Вооружение - Спаренная установка крупно-калиберных пулеметов.
Мотор - Дизель, обеспечивающий удельную мощность не менее 20 л.с. на т.
Вес - Не более 18 тонн.
Грузоподъемность - До 1800 кг и десант 12-15 чел.
5. Огнеметный танк на базе Т-54.
Дальность огнеметания - 250-300 метров.
Горизонтальный обстрел. - 360°.
Емкость - До 50 выстрелов.
Остальная характеристика как у Т-54.
6. Командирские танки.
(Линейные танки со специальным оборудованием боевого помещения.)
Дуплексная, двухканальная рация.
Специальные приборы наблюдения и сигнализации.
7. Авиадесантный танк (по спецзаданию ВДВ).

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ:

Артсамохолы закрытого бронирования.
1. СУ-152 б.м. на базе 701 объекта.
Вооружение - 152-мм пушка большой мощности с задним расположением в корпусе.
2. СУ-122 б.м. на базе Т-54.
Вооружение - 122-мм пушка большой мощность с задним расположением в корпусе.

Артсамоходы открытого бронирования.
1.СУ-152п.г.
Вооружение - 152-мм пушка-гаубица, с полным углом возвышения и круговым обстрелом.
Вес - 20-25 тонн.
Боекомплект - 50 выстрелов.
Мотор - Дизель.
2. СУ-152 г.. СУ-122 г., СУ-122 п.
Вооружение - 122-мм или 152-мм гаубица или 122-мм пушка с полным углом возвышения и круговым обстрелом.
Вес - 15 тонн.
Броня - Броневой щит для орудийного расчета 45 мм.
Боекомплект - 60 выстрелов.
Мотор - Дизель.
3. СУ-100.
Вооружение - 100-мм пушка с полным углом возвышения и круговым обстрелом.
Вес - 15 тонн.
Броня - Броневой щит для орудийного расчета 45 мм.
Боекомплект - 70 выстрелов.
Мотор - Дизель.

ЗЕНИТНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ:

1.СУ-57, на базе новой открытой СУ-100.
Вооружение - 2 сблокированные 57-мм зенитные пушки.
2.СУ-37 на базе Т-34.
Вооружение - 4 сблокированные 37-мм пушки.
3.СУ-37 на базе модернизированного шасси СУ-76.
Вооружение - 2 сблокированные 37-мм зенитные пушки.
4.СУ-ЗП (зенитно-пулеметная) на базе модернизированного шасси СУ-76 и нового гусеничного бронетранспортера.
Вооружение - 4 сблокированных крупнокалиберных пулемета.
5.СУ-25 на базе нового гусеничного бронетранспортера.
Вооружение - 4 сблокированные 25-мм зенитные пушки.

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ:

1.Гусеничный бронетранспортер на 15-20 чел. с броневой защитой от осколков и крупнокалиберного пулемета.
2.Полугусеничный штабной /связной и разведывательный/ бронетранспортер на 5-6 человек с броневой защитой от осколков и крупнокалиберного пулемета.
3.Снегоход по типу американского «Бомбардир В-2» с ходовой частью В-3 (МК-1).

БРОНЕАВТОМОБИЛИ:

1.Тяжелый бронеавтомобиль с вооружением 57-мм пушкой, со всеми ведущими осями и двойным управлением.
Броня, защищающая от осколков и крупнокалиберного пулемета.

ТЯГАЧИ, ТРАКТОРЫ И ЛЕТУЧКИ:

1.Автотягачи с прицепом для транспортировки тяжелых и средних танков весом до 60 тонн.
2.Трактор для эвакуации тяжелых и средних танков с силой тяги на крюке до 20 тонн и лебедкой с силой тяги до 100 тонн.
3.Эксплуатационная летучка.

БРОНЕВАГОНЫ И БРОНЕЛОКОМОТИВЫ:

1.Броневагоны с дизелем; вооружение — 85-мм зенитные пушки.
2.Бронелокомотивы с двигателем дизель.

Разработать и внедрить в бронетанковую технику:

1.Серию танковых дизельмоторов (150, 200, 300, 1000 и 2000 л.с.) для обеспечения бронетанковой техники.
2.Конструктивную броню, защищающую от всех видов противотанковой и танковой артиллерии и всех видов боеприпасов при малом ее весе.
3.Специализированные танковые пушки и боеприпасы с учетом:
а)стабилизации пушек;
б)короткого отката и малых габаритов при увеличенной мощности;
в)механизации заряжания;
г)автоматизации наведения.
4.Средства ночного видения и стрельбы из танков ночью.
5.Применение средств радиолокации в бронетанк. технике.
6.Совершенные трансмиссии танков (электро, гидро и др.).
7.Новейшие средства обзора, наблюдения и прицеливания из танка.
8.Средства реактивной техники в бронетанковых средствах /пушка, двигатель/.
9.Средства увеличения проходимости и скорости движения бронетанковой техники на поле боя.
10. Средства обнаружения и обезвреживания минных полей.
11. Средства подводного хождения танков.
12. Средства обогрева и заводки танков зимой.
13. Улучшение ходовой части танков (увеличение работоспособности до 5000 км — разработка гусениц с сайлентблоками).
14. Средства полной очистки воздуха в танке при стрельбе.
15. Улучшение средств связи для управления и сигнализации танками в бою.
16. Автоматическое противопожарное оборудование танков.
17. Огнезащитное обмундирование с электроподогревом для танкистов.

Проектирование поручить:

1. Тяжелый танк — Кировскому заводу.
2. Средний танк — заводу №183.
3. Огнеметный танк тяжелого типа — Кировскому заводу.
4. Командирское оборудование танков Т-54 — заводу №183.
5. Мостовой танк — заводу № 112.
6. Плавающий бронетранспортер — Ижорскому заводу.
7. Тяжелый артсамоход закрытого типа —Кировскому заводу; Ленинградскому заводу.
8. Средний артсамоход закрытого типа — Уралмашзаводу.
9. Легкий артсамоход открытого типа — заводу №40 НКАПр.
10. Легкий гаубичный артсамоход — заводу №40 НКАПр.
11. Средний артсамоход со 122-мм пушкой — Уралмашзаводу.
12. Сдвоенную 57-мм зенитную установку — Уралмашзаводу.
13. Счетверенную 25-мм зенитную установку — НКАПр.
14. Сдвоенную 37-мм зенитную установку на базе модернизированной СУ-76 — заводу №40 НКАПр.
15. Счетверенную крупнокалиберную зенитную пулеметную установку — заводу №40 НКАПр.
16. Большой бронетранспортер — НКАПр.
17. Малый бронетранспортер — НКАПр.
18. Тяжелый бронеавтомобиль — НКАПр.
19. Автотягач для транспортировки тяжелых танков — НКАПр.
20. Трактор с силой тяги на крюке 20 тонн — НКТрМ.
21. Авиадесантный танк — заводу №40 НКАПр.
22. Экплуатационная летучка — НКАПр.

Возбудить ходатайство перед правительством об отпуске специальных средств и фондов материалов на капитальное строительство НИБТ полигона ГБТУ КА.
В целях обеспечения производственных возможностей для выполнения опытных работ, проводимых в академии и др. организациях БТ и MB, обязать ГБТУ КА организовать мастерские на НИБТ полигоне.
Обязать начальника ГУРТ КА генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы т. Сосенкова выделить необходимое станочное оборудование по заявке НИБТ полигона.
Исходя из того, что дальнейшее совершенствование бронетанковой техники возможно лишь при научной разработке ряда проблем исследовательского и конструкторского характера, связанных с использованием современных открытий во всех областях науки, возбудить ходатайство перед правительством об организации в системе Наркомтрансмаша Научно-исследовательского танкового института с центральным конструкторским бюро и производственной базой в г. Ленинграде.


Зам. командующего БТ и MB KA генерал-полковник танковых войск Коробков
Член военного совета БТ и MB KA генерал-полковник
танковых войск Н. Бирюков

С уважением, А.Сергеев

От olezhka
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:42:10)
Дата 30.01.2009 22:15:15

Re: К вопросу...

Приветствую,

>Приветствую, уважаемые!

>По итогам обсуждения этих "Соображений..." на Военном совете БТ и МВ КА было принято следующее постановление, которое и легло в основу программы НИОКР по бронетехнике первого послевоенного десятилетия.

Уважаемый Андрей Сергеев, архивные атрибуты документа не укажете? Очень полезный документ, большое спасибо.


>С уважением, А.Сергеев
Искренне Ваш...

От Андрей Сергеев
К olezhka (30.01.2009 22:15:15)
Дата 31.01.2009 00:03:51

Конечно укажу

Приветствую, уважаемый olezhka!

ЦАМО Ф.38. Оп.100828. Д.6. Л.1-22. Опубликован (с опущеннымим мною приложениями) в сборнике "Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах - Книга V. 1946-1953 гг." - М.:ГАБТУ, 2007.

С уважением, А.Сергеев

От olezhka
К Андрей Сергеев (31.01.2009 00:03:51)
Дата 31.01.2009 00:31:52

Спасибо большое еще раз

Приветствую, уважаемый Андрей Сергеев!

и за указание источника - отдельно.

Искренне Ваш...


От B~M
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:42:10)
Дата 30.01.2009 15:00:08

А что такое завод №40 НКАПр? (-)


От Андрей Сергеев
К B~M (30.01.2009 15:00:08)
Дата 30.01.2009 15:27:03

Скорее всего мытищинский "Метровагонзавод"

Приветствую, уважаемый B~M!

Который до 1946г находился в подчинении Наркомата танковой промышленности и был передан Минавтопрому.

С уважением, А.Сергеев

От Эдуард Головашкин
К Андрей Сергеев (30.01.2009 12:25:29)
Дата 30.01.2009 12:30:33

Спасибо.Очень интересно. (-)