От Андрей Сергеев
К All
Дата 03.02.2009 13:37:47
Рубрики Современность; Танки; Армия;

К вопросу о послевоенных выводах и планах - 3.

Приветствую, уважаемые!

По просьбе трудящихся :) продолжение анализа опыта ВОВ в контексте послевоенного планирования выпуска бронетехники. На это раз блок материалов по направлениям и темам, не охваченным, или недостаточно четко прописанным в Постановлении Военного совета БТ и МВ КА от 21.02.1946г:

СПРАВКА-ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НТК ГБТУ ВС О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗРАБОТОК АВТОБРОНЕТЕХНИКИ

31 июля 1946 г.

А. По бронеавтомобилям

1. Состоящий на вооружении Красной Армии легкий бронеавтомобиль БА-64-Б, имеющий пулемет ДТ калибра 7,62 мм и бронезащиту от 6 до 15 мм, не удовлетворяет современным требованиям.
Необходимо создать образцы бронеавтомобилей с большей бронезащитой и более мощным вооружением.

Б. По бронетранспортерам

Отечественная промышленность бронетранспортеров не выпускает. Потребность в бронетранспортерах в период Отечественной войны покрылась за счет импорта.
В США и Англии уделяют большое внимание развитию бронетранспортеров. Достаточно указать, что по штатам мехдивизии США положено 450 бронетранспортеров.
Учитывая необходимость в дальнейшем массового выпуска бронемашин и бронетранспортеров, целесообразно поручить проектирование и изготовление их Министерству автомобильной промышленности.

В. По автотягачам

Для перевозки боевых машин танковых соединений, в целях сбережения матчасти танков (СУ) и ускорения операций в иностранных армиях широко применяются автотягачи с прицепом типа трайлер.
Подобных автотягачей отечественная промышленность не выпускает.
В период Отечественной войны частичная потребность в них покрывалась за счет импорта из США.
Для БТ и MB ВС необходим автотягач с прицепом типа трайлер для перевозки танков и артсамоходов весом до 75 т.
Указанные автотягачи также найдут широкое применение в народном хозяйстве.

Г. По бронепоездам

Существующие бронепоезда БП-43 и БП-35, вооруженные 76-мм танковыми пушками и для самообороны 25-37 мм зенитными пушками, не в полной мере выполнили возлагаемые на них задачи как в общевойсковом бою, так и по охране войск и железнодорожных объектов.
Опыт войны показал, что бронепоезда должны быть универсальными по вооружению, т. е. иметь мощное зенитное вооружение (85-100-мм пушки), обеспечивающее стрельбу как по зенитным, так и по наземным целям. Кроме того, бронепоезда должны обладать большой скоростью и маневренностью, а также должны иметь тяговую единицу, независящую от ремонтно-деповских и заправочных устройств железных дорог.

Необходимо выпускать

1.Зенитные бронепоезда, вооруженные 85-мм зенитными пушками, с полным решением задач зенитной и наземной стрельбы.
2.В качестве тяговой единицы для бронепоездов бронелокомотивы с танковыми дизельмоторами, со скоростью 70 км/час, с повышенной маневренностью, взамен бронированного, устаревшего паровоза серии ОВ постройки 1901-08 гг., имеющего скорость 35 км/час, замедленное трогание с места, броню толщиной 10-20 мм, полную зависимость в ремонте и в заправках от устройства железных дорог.
3.Броневагоны с танковыми дизельмоторами, со скоростью 90 км/час, вооруженные зенитными пушками с большой интенсивностью огня (три спаренные установки 57-мм зенитных автоматических пушек) — для охраны войск, железнодорожных объектов и сопровождения поездов.

Д. По радиолокационным установкам

По имеющимся сведениям в бывшей германской армии, английской и американской армиях разрабатывались и применялись радиолокационные установки для обнаружения, пеленгации и получения данных для прицельной стрельбы по подвижным наземным целям (танкам, артсамоходам, бронетранспортерам). Такие установки, смонтированные в бронеобъекте, повышали эффективность артиллерийского огня.
Эти радиолокационные установки явились дальнейшим развитием и разновидностью установок, широко применявшихся для обнаружения и пеленгации воздушных целей.
Бронетанковые войска Вооруженных Сил Союза ССР должны быть вооружены радиолокационными установками.

Е. По телевизорам

Телевизоры являются неотъемлемой составной частью бронеобъектов, управляемых на расстоянии. Телевизоры позволяют, не находясь в управляемом бронеобъекте, производить обзор впереди находящейся местности и этим самым наводить бронеобъект на цель.
Разработки подобного оборудования проводились в бывшей германской армии.

Ж. По приборам ночного видения

Приборы ночного видения для обзора местности и для ведения прицельной стрельбы состояли на вооружении танковых войск бывшей германской армии. Эти приборы позволяли вести артиллерийский огонь в ночное время.

Председатель НТК ГБТУ ВС генерал-майор инж. -танковой службы Груздев
Ст. офицер 1 отдела НТК ГБТУ ВС инженер-подполковник Кураев

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122409. Д. 18. Л. 107-109.

С уважением, А.Сергеев

От Юрий А.
К Андрей Сергеев (03.02.2009 13:37:47)
Дата 04.02.2009 14:38:26

Re: К вопросу...

>Г. По бронепоездам

>Существующие бронепоезда БП-43 и БП-35, вооруженные 76-мм танковыми пушками и для самообороны 25-37 мм зенитными пушками, не в полной мере выполнили возлагаемые на них задачи как в общевойсковом бою, так и по охране войск и железнодорожных объектов.
>Опыт войны показал, что бронепоезда должны быть универсальными по вооружению, т. е. иметь мощное зенитное вооружение (85-100-мм пушки), обеспечивающее стрельбу как по зенитным, так и по наземным целям. Кроме того, бронепоезда должны обладать большой скоростью и маневренностью, а также должны иметь тяговую единицу, независящую от ремонтно-деповских и заправочных устройств железных дорог.

А вот действительно интересно, почему за образец для разработки типового бронепоезда БП-43 не взяли "Илью Муромца" с "Козьмой Мининым"?

От Дмитрий Козырев
К Юрий А. (04.02.2009 14:38:26)
Дата 04.02.2009 14:43:12

Re: К вопросу...

>А вот действительно интересно, почему за образец для разработки типового бронепоезда БП-43 не взяли "Илью Муромца" с "Козьмой Мининым"?

Думаю использование 2-х осных вагонов обеспечивала массовость постройки.

От Юрий А.
К Дмитрий Козырев (04.02.2009 14:43:12)
Дата 04.02.2009 15:06:40

Re: К вопросу...

>>А вот действительно интересно, почему за образец для разработки типового бронепоезда БП-43 не взяли "Илью Муромца" с "Козьмой Мининым"?
>
>Думаю использование 2-х осных вагонов обеспечивала массовость постройки.

Была такая мысль, но, во-первых, все-таки кол-во подвижного состава, пошедшего на строительство БЕПО не такое уж большое, по сравнению с общем кол-вом. Так что можно было изыскать необходимое кол-во четырехосных вагонов.

во-вторых, это объясняет разделение на отдельные площадки артиллерии, но не объясняет как уменьшение кол-ва площадок ПВО, так и отсутствие реактивных установок М-8, существенно увеличивающих "длину рук" бронепоезда.

От Дмитрий Козырев
К Юрий А. (04.02.2009 15:06:40)
Дата 04.02.2009 15:22:21

Re: К вопросу...

>>Думаю использование 2-х осных вагонов обеспечивала массовость постройки.
>
>Была такая мысль, но, во-первых, все-таки кол-во подвижного состава, пошедшего на строительство БЕПО не такое уж большое, по сравнению с общем кол-вом. Так что можно было изыскать необходимое кол-во четырехосных вагонов.

не уверен, учитывая тяжелые потери в вагонном парке, а также необходимость в перевозках тяжелых и средних танков (а перед войной жаловались на дефицит большегрузных платформ) фактор мог сыграть свою роль.

>во-вторых, это объясняет разделение на отдельные площадки артиллерии, но не объясняет как уменьшение кол-ва площадок ПВО,

уменьшение кол-ва площадок ПВО связано с дефицитом МЗА. Об этом написано у Коломийца в ФИ.

>так и отсутствие реактивных установок М-8, существенно увеличивающих "длину рук" бронепоезда.

Полагаешь М-8 дальнобойнее Ф-34?

От Юрий А.
К Дмитрий Козырев (04.02.2009 15:22:21)
Дата 05.02.2009 09:47:43

Re: К вопросу...

>>>Думаю использование 2-х осных вагонов обеспечивала массовость постройки.
>>
>>Была такая мысль, но, во-первых, все-таки кол-во подвижного состава, пошедшего на строительство БЕПО не такое уж большое, по сравнению с общем кол-вом. Так что можно было изыскать необходимое кол-во четырехосных вагонов.
>
>не уверен, учитывая тяжелые потери в вагонном парке, а также необходимость в перевозках тяжелых и средних танков (а перед войной жаловались на дефицит большегрузных платформ) фактор мог сыграть свою роль.

Их не так уж и много построили. В 1942 должны были постоить 20, а постоили 2. 18 достраивали в 1943. После чего прекратили стрительство в связи с малыми потерями.

>>во-вторых, это объясняет разделение на отдельные площадки артиллерии, но не объясняет как уменьшение кол-ва площадок ПВО,

>уменьшение кол-ва площадок ПВО связано с дефицитом МЗА. Об этом написано у Коломийца в ФИ.

Интересно, а вот есть данные, что в конце 1944 года вооружение было выделено, но из-за отсутствия сортового металла бплощадки ПВО не были изготовлены.

>>так и отсутствие реактивных установок М-8, существенно увеличивающих "длину рук" бронепоезда.
>
>Полагаешь М-8 дальнобойнее Ф-34?

Как-то не задумывался над возможностями Ф-34 в этом плане. Но М-8 обеспечивала массовый залп. Есть информация, что "Илья Муромец" мог обеспечить массовый прицельный огонь на дистанцию 12 км.

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (03.02.2009 13:37:47)
Дата 03.02.2009 15:07:38

В завершение темы - доклад Ротмистрова

Приветствую, уважаемые!

Сам доклад чрезвычайно интересен - собственно, из него "растут уши" многих расхожих штампов советского периода, кочевавших затем из издания в издание. Но это (равно как и послевоенная оценка численности немецкого танкового парка) - отдельная тема. Сейчас же нас интересуют технические, и, что немаловажно - мобилизационно-экономические выводы, сделанные командующим БТ и МВ ГСОВГ в подведение итогов ВОВ в области производства и применения бронетехники:

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ГСОВГ МАРШАЛА
БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК РОТМИСТРОВА «ТАНКИ СОВЕТСКОЙ И
ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ»

24 марта 1947 г.

...

Общие выводы по танковой технике второй мировой войны и перспективы развития

1. В связи с увеличением толщины броневых листов и калибров вооружения, легкие танки имеют
тенденцию к уходу с поля боя: в тоже время количественно вырос класс средних и тяжелых танков.
2. Повышения надежности бронирования обеспечивается главным образом, увеличением
толщины броневых листов и углов наклона плоскостей. Броня в 200 мм в ближайшее время будет
весьма распространенной. Ограничениями дальнейшего роста толщины броневых листов являются
удельное давление на грунт, допускаемая по железнодорожным условиям ширина танка. Отсюда со
всей остротой для будущего встает вопрос о резком изменении качества брони. Арифметическое
наращивание толщины броневых листов заводит танкостроение в тупик. Повышать броневую
защиту надо не столько за счет увеличения брони, сколько путем улучшения ее качества и применения конструктивной брони.
3. Эффективность пушек растет по линии увеличения как калибра, так и длины канала ствола.
Пушки ставятся из расчета необходимости ведения огня прямой наводкой на дальних дистанциях (1 -
2,5 км), чем и определяются их калибры, начальная скорость и что предъявляет резко повышенные
требования к приборам наблюдения.
Пробивная способность танковых пушек до последнего времени повышается, в основном, путем повышения начальной скорости снаряда и увеличения калибра, причем скорость увеличивается, главным образом, за счет удлинения ствола пушки. Вполне очевидно, что дальнейшее повышение начальной скорости удлинением ствола мало реально. Возможности в этом отношении имеются в направлении улучшения качества взрывчатых веществ и самого снаряда (его механической прочности, а также в конструкции ствола пушки.
Так, например, в немецкой противотанковой артиллерии появились пушки с коническим каналом ствола 28/20, 42/28 и 75/55-мм и в результате начальная скорость подкалиберного снаряда возросла до 1200-1400 метров/сек.
Для уяснения значения начальной скорости и влияния механической прочности снаряда на его бронепробиваемость достаточно привести такой пример: снаряды к 90-мм пушке американского танка Т-26Е4, снабженные наконечном из карбида вольфрама, способны пробить броню толщиной в 355 мм с дистанции 275 метров.
Калибр также подходит к своему пределу, поскольку увеличение калибра резко повышает вес и габариты снаряда, т.е. затрудняет заряжение и снижает возимый боекомплект.
4. Моторная группа в смысле необходимого диапазона мощностей и надежности наименее отработана. Диапазон мощностей является узким местом, тормозящим своевременное совершенствование танков.
5. Приборы наблюдения, механизмы поворота башни и стабилизирующие устройства пушек требуют к себе большего внимания, чем это имеет место. Меткость и маневренность огня танкового вооружения зависят, в первую очередь, от совершенства этих агрегатов.

Предельный вес тяжелого танка

Поскольку основными на поле боя являются танки с мощным бронированием и вооружением важно определить, какие же предельные возможности имеются по увеличению толщины броневых листов такого танка. Если исходить из того, что танк должен быть неразборным, а также должен перебрасываться по железным дорогам, не вызывая осложнений, то показателями, лимитирующими вес танка, являются допускаемая по габаритам железнодорожного транспорта ширина танка, а также удельное давление и отношение длины опорной поверхности гусениц к ширине колеи, ограничивающее поворотливость танка.
Если допустить, что переброска танков во всех случаях будет происходить на специальных автомобильных платформах, то габарит может быть увеличен по ширине, а вместе с ним и предельный вес танка. Чем толще броневые листы, тем меньше должны быть габариты моторно-трансмиссионной группы: они, в конечном счете, в конструктивном плане будут определять предельную толщину броневых листов. Чем толще броня, тем меньше полезный объем корпуса танка и тем меньший объем остается для моторно-трансмиссионной группы.
Для танка с самым мощным бронированием неизбежна форма корпуса по типу танка Т-34. Принимая допустимый габарит по ширине до 4-х метров, т.е. исходя из возможности транспортировки на автоплатформах, допустимый вес можно увеличить более 100 тонн и толщину броневых листов до 350-450 мм.
Если же сверхмощные танки строить в расчете на железнодорожные перевозки, то при габаритах по ширине, допускаемых железнодорожным транспортом, предельный вес танков ограничивается весом 97 тонн.
Итак, при существующих методах компоновки танка предельная толщина брони не может быть выше 350-450 мм, если исходить из условия, что он будет транспортироваться по железной дороге. Очевидно, что даже в пределах существующих калибров танковых и противотанковых пушек (100-128 мм) за счет дальнейшего повышения начальной скорости снаряда можно обеспечить поражение, если не броневых листов (указанных сечений), то их соединений с дистанций 1,5-2 км. А дальше в качестве как брони, так и пушек должен произойти скачек.
Арифметическое наращивание толщины броневых листов, а также длинны канала ствола и калибра пушки в ближайшем будущем скажется невыполнимым. Количество должно перейти в качество. Пока же обеспечение в танке толщины броневых листов в 300-350 мм позволяет, в условиях сегодняшнего дня, создать первоклассный танк прорыва.

О легких танках

Нужны ли легкие танки?
Из моего доклада явствует, что во всех больших государствах легкий танк сходит со сцены и, наоборот, парк тяжелых танков имеет тенденцию к еще большему увеличению, чем это имело место даже в минувшей войне. Основным же танком во всех больших государствах является средний танк.
Мое личное мнение, что легкий танк все же опять появится. Какая в нем необходимость?
Во-первых, с развитием авиадесантных войск нужда заставит включить в штат этих войск и танки. Естественно, как бы авиация ни развивалась, а все же она не будет в состоянии перевозить по воздуху даже средние танки, не говоря уже о тяжелых. Уже поэтому, мне думается, нам скоро придется строить специально авиадесантные легкие танки.
Американцы, придавая исключительно большое значение развитию авиадесантных войск, уже в 1944 г. построили танк Т-22 «Саранча», перевозимый на планерах. Основные его данные следующие: вес 7 тонн, вооружение: 37-мм пушка и пулемет, скорость — 64 км/час.
Во-вторых, нам, очевидно, придется строить легкие танки специально для действий на ближнем и среднем востоке. Такие танки нам будут нужны хотя бы потому, что там пропускная способность мостов даже на государственном шоссе не свыше 12 тонн, а большинство же мостов рассчитано только на 3 тонны.
Самое же главное на восточном театре наших вероятных противников — очень мало железных дорог и поэтому танкам придется преодолевать огромные пространства своим ходом. Естественно, легкая машина лучше приспособлена к преодолению больших пространств, чем средняя и тяжелая.
Вот почему, мне кажется, что нам придется опять вернуться к легким танкам. Вес такой машины должен быть, примерно, в пределах до 12 тонн.

Заключение

Из всех возможных типов танков на сегодня полностью оправдывает себя тяжелый танк, как танк прорыва и танк борьбы с танками противника и средний танк.
Советская военно-техническая мысль, сделавшая упор на правильное сочетание основных боевых свойств танка, превзошла военно-техническую мысль западных государств, держит первенство и по настоящее время.
Влияние нашего танкостроения сказалось на всем мировом танковом парке. Как известно, в ходе войны немцы по типу наших машин начали строить танки «Пантера» и «Тигр-Б»; англичане — «Кромвель» и «Комета»; американцы — М4-А2 и Т-26.
Высказывая предположения о будущем мировом танковом парке, мы приведем некоторые цифровые данные, которые можно отнести к какой-либо из высоко индустриальных стран. Исходя из опыта второй мировой войны, можно предполагать, что средняя годовая продукция танков в период войны будет составлять не менее 100 тыс. танков при среднем весе 50 тонн. Логично допустить, что к моменту начала боевых действий общее количество танков мирного времени также будет, примерно, соответствовать указанной выше цифре. Экипаж танков будет колебаться от 4 до 5 человек; таким образом, только в танках будет находиться армия в 500 тыс. человек, а если иметь полуторный запас людей, то указанная цифра возрастет до 750 тыс. человек. Если учесть командный состав, ремонтные предприятия и проч., то в будущей войне примет участие миллионная армия только танкистов, не считая мотопехоты, артиллерии и других родов войск, входящих в состав ВТ и MB. С точки зрения экономики исходя из 100 тыс. танков, получим следующие цифры металла и горючего. Для изготовления годовой продукции танков потребуется ежегодный расход примерно в 6,5 млн. тонн высококачественной стали, годовая мощность выпускаемых моторов составит 70 млн. л/с и расход горючего (исходя из 250 грамм на силу/час, при 100 моточасах в среднем на каждый танк, до выхода его из строя) — 2 млн. тонн. Следовательно, основной трудностью военного времени будет не горючее, а сталь, легирующие присадки и цветные металлы.

В заключение хочу сказать следующее.
Первая мировая война закончилась под грохот танков. Вторая мировая война началась, протекала и окончилась при огромном участии танковых масс. Что будет через 10-15 лет сказать трудно, но сейчас пока что ясно одно, что все большие государства всячески танкизируют свои сухопутные войска.
Как известно, и наши сухопутные войска резко танкизируются. Отсюда наша задача не только танкистов, но и всего офицерского и генеральского состава хорошо знать основные тактико-технические данные наших танков и танков наших вероятных противников и, несомненно, отлично знать тактику танкового боя.

Командующий ВТ и MB ГСОВГ маршал бронетанковых войск П. Ротмистров

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 416917. Д. 37. Л. 37-53.

С уважением, А.Сергеев

От Дмитрий Козырев
К Андрей Сергеев (03.02.2009 15:07:38)
Дата 03.02.2009 15:38:36

Вот кто сказал, что Пантера скопирована с Т-34 :) (-)


От БорисК
К Дмитрий Козырев (03.02.2009 15:38:36)
Дата 04.02.2009 06:03:02

Re: Вот кто...

В "Пантере" хоть на форму корпуса Т-34 влияние оказал, но при чем тут "Шерман" М4-А2? И почему только А2?

От ZLO
К БорисК (04.02.2009 06:03:02)
Дата 04.02.2009 10:53:12

Дизель подсмотрели :) (-)


От инженегр
К ZLO (04.02.2009 10:53:12)
Дата 04.02.2009 11:41:46

И при этом ездили на дефорсированных бензиновых авиамоторах :-) (-)


От Siberiаn
К инженегр (04.02.2009 11:41:46)
Дата 04.02.2009 14:41:02

Сто раз говорено про химическую причину отсутствия дизелей на танках германии

а не на "подсмотрено не подсмотрено"

Не было у бошей солярки столько сколько надо для танковых армий. С бензином у них тоже было не ахти но всетаки получше

Siberian

От Андрей Сергеев
К Дмитрий Козырев (03.02.2009 15:38:36)
Дата 03.02.2009 15:42:55

Я же говорю - это, помимо прочего, один из первоисточников мифов о ВОВ

Приветствую, уважаемый Дмитрий Козырев!

Там, правда, вся мифология была преимущественно в опущенной мной части, как не относящейся к теме.

С уважением, А.Сергеев

От Белаш
К Андрей Сергеев (03.02.2009 15:42:55)
Дата 04.02.2009 00:42:48

Еще очень интересны ограничения по транспортировке. (-)


От Андрей Сергеев
К Белаш (04.02.2009 00:42:48)
Дата 04.02.2009 14:21:47

Ограничения по транспортировке - отдельная тема .

Приветствую, уважаемый Белаш!

На самом деле Ротмистров был ба-альшим оптимистом. Вот что писали железнодорожники на запрос о возможности перевозки тяжелых танков:

СООБЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ НТК БТ и MB ВС О ПЕРЕВОЗКЕ ТАНКОВ
ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ

№ 1630с 29 сентября 1948 г.

По Вашему письму № 892970-с от 22.09 с.г. сообщаем, что для перевозки танков железные дороги имеют только 60-тонные платформы.
Кроме них имеется лишь несколько трофейных 80-тонных платформ, которые, безусловно, не могут обеспечить перевозку танков весом по 70 тонн при их серийном изготовлении.
Для массовых перевозок таких танков необходимо разработать проект и заказать изготовление соответствующего количества 70-80-тонных платформ.
Проектирование танков, выходящих по своим размерам за габариты подвижного состава, нецелесообразно, так как продвижение таких танков по железным дорогам будет не допустимо медленным, и пропуск их вызовет задержки других поездов, находящихся на этих же участках.
За получением чертежей 60-тонных платформ можете обратиться в Министерство транспортного машиностроения. ОСТ/ВКС 6435 габаритов подвижного состава и приближения строения желдор. колеи 1524 мм также не можем Вам выслать. Ознакомиться с ОСТом можно у нас или в какой либо библиотеке.

Зам. начальника главного вагонного хозяйства
Травин
Зам. начальника главного управления движения
Заглядимов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122413. Д. 16. Л. 138.

Собственно, запрос был сделан не просто так, а к предстоящему в следующем, 1949 году, запуску в серию нового тяжелого ИС-7. Что, ИМХО, не в последнюю очередь послужило причиной прекращения работ по нему и началу проектирования нового, облегченного до 55 тонн, ИС-8 (будущего Т-10).

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (03.02.2009 13:37:47)
Дата 03.02.2009 14:25:34

В развитии темы - танковые трейлеры

Приветствую, уважаемые!

Ну и естественно, самую положительную оценку заслужила практика применения немцами и американцами трейлеров для перевозки танков. Их планировали включать в оргштатную структуру крупных механизированных соединений:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ВС ЗАМЕСТИТЕЛЮ
МИНИСТРА ВС СССР ГЕНЕРАЛУ АРМИИ Н.А. БУЛГАНИНУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БТ И MB СРЕДСТВАМИ ПОВЫШЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ

№ 0933176 2 сентября 1946 г.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что механизированные армии часто перебрасываются с одного фланга на другой и с одного фронта на другой, и при совершении маршей расходуют еще до ввода в действие большое количество моторесурсов.
Германская армия имела в своем составе специальные части трайлеров для перевозки танков на большие расстояния.
В Америке во время войны трайлеры изготавливались в массовом количестве и также использовались для транспортировки танков.
Учитывая, что большинство наших механизированных армий находятся за границей, где железные дороги имеют недостаточную пропускную способность и малое количество большегрузных платформ, в то же время хорошо развитую сеть шоссейных дорог, считал бы целесообразным просить Вас доложить товарищу Сталину о необходимости иметь в каждой механизированной армии хотя бы один полк трайлеров, что позволит одновременно перебросить танки и самоходные установки одной танковой или механизированной дивизии.
Полк иметь в составе 275 трайлеров.
Всего для десяти механизированных армий потребуется 10 полков — 2750 трайлеров.
Кроме того, необходимо иметь в резерве Верховного Главнокомандования не менее 5 полков.
Всего необходимо иметь 15 полков трайлеров — 4125 машин.
Для обеспечения указанных мероприятий необходимо:

1. Для механизированных армий, находящихся за рубежом, закупить в Америке в 1946-1947 гг. 2000 трайлеров типа «Даймонд» и «Рио».

2. Обязать Министерства транспортного машиностроения и автомобильной промышленности организовать в 1947 г. серийное производство отечественных трайлеров.

Прошу Вас рассмотреть проект Постановления Совета Министров Союза ССР «Об обеспечении бронетанковых и механизированных войск Вооруженных Сил средствами повышения маневренности» и ходатайствовать перед правительством о его утверждении.

Маршал бронетанковых войск П. Рыбалко
Генерал-полковник танковых войск Н. Бирюков

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94668. Д. 26. Л. 72-73

С уважением, А.Сергеев

От Константин Федченко
К Андрей Сергеев (03.02.2009 14:25:34)
Дата 03.02.2009 15:28:22

какие непродуманные предложения, мягко говоря

>Всего для десяти механизированных армий потребуется 10 полков — 2750 трайлеров.
>Кроме того, необходимо иметь в резерве Верховного Главнокомандования не менее 5 полков.
>Всего необходимо иметь 15 полков трайлеров — 4125 машин.
>Для обеспечения указанных мероприятий необходимо:

>1. Для механизированных армий, находящихся за рубежом, закупить в Америке в 1946-1947 гг. 2000 трайлеров типа «Даймонд» и «Рио».

>Маршал бронетанковых войск П. Рыбалко
>Генерал-полковник танковых войск Н. Бирюков

они всерьез полагали, что в сентябре 46 года Союзу станут продавать 2000 трейлеров???
я ещё понимаю - закупить минимальную партию, разобрать до винтика и скопировать, или купить критически важные узлы, или недостающие станки для их производства.

С уважением

От Эвок Грызли
К Константин Федченко (03.02.2009 15:28:22)
Дата 03.02.2009 16:21:18

"проси вдвое больше, дадут сколько надо" (-)


От Константин Федченко
К Эвок Грызли (03.02.2009 16:21:18)
Дата 03.02.2009 16:40:28

мнэээ... как бы повежливее. вот Тухачевский - допросился. (-)


От Эвок Грызли
К Константин Федченко (03.02.2009 16:40:28)
Дата 04.02.2009 11:04:05

сть мнение что его в том числе за, но не только и не сколько за запрошенное...

...а документ, на самом деле, вполне здравый, имхо. Дело военных сказать сколько им по-хорошему _надо_, а посчитать сколько _можем_ дать - это уже занятие других людей.

От ZULU
К Константин Федченко (03.02.2009 15:28:22)
Дата 03.02.2009 16:15:42

Предложения, основанные на тогдашних реалиях. Лиценцию на R&R Nene

Привет всем

>они всерьез полагали, что в сентябре 46 года Союзу станут продавать 2000 трейлеров???

на котором МиГ-15 стал, тем, чем он был, купили то ли осенью 1946-ого, то ли весной 1947-ого. А лицензия на двигатель для реактивного истребителя всяко круче банальных трейлеров.

С уважением
ЗУЛУ

От Белаш
К ZULU (03.02.2009 16:15:42)
Дата 04.02.2009 00:37:46

При этом англичане предлагали еще и авианосцы... (-)


От Андрей Сергеев
К Константин Федченко (03.02.2009 15:28:22)
Дата 03.02.2009 15:40:34

В 1946-м - еще инерция хороших отношений (или иллюзия таковой)

Приветствую, уважаемый Константин Федченко!

По крайней мере, под влиянием военного опыта ленд-лиза и военно-технического обмена, в 1946-47 регулярно появлялись предложения по закупке на Западе техники различного назначения и даже опытных образцов вооружений Кстати, сам Запад тогда освобождался от излишков военного имущества, и (за исключением САСШ) находился в не лучшем, мягко говоря, экономическом положении. Так что представлялось, что дело могло и выгореть.

С уважением, А.Сергеев

От Роман Алымов
К Константин Федченко (03.02.2009 15:28:22)
Дата 03.02.2009 15:30:16

Это не задача военных (+)

Доброе время суток!

>я ещё понимаю - закупить минимальную партию, разобрать до винтика и скопировать, или купить критически важные узлы, или недостающие станки для их производства.
****** Собственно в итоге практически так и было сделано - в том же КрАЗ-214 родство с Диамандом прослеживается, двигатель так просто лицензионный.
С уважением, Роман

От Константин Федченко
К Роман Алымов (03.02.2009 15:30:16)
Дата 03.02.2009 16:18:31

тем не менее экономический анализ они сами сделали

задав примерные показатели потребности в л/с, топливе, стали.
Так что об этом аспекте ГАБТУ было обязано думать.
не говоря уже о том, что 2000 трейлеров - это всё-таки дорого.

С уважением

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (03.02.2009 13:37:47)
Дата 03.02.2009 14:15:07

В развитии темы - морские амфибии

Приветствую, уважаемые!

Опыт масштабных амфибийных операций WWII также не остался без внимания. Причем в данном случае заказчиком работ, естественно, выступили ВМС, а не армия, со своими довольно отличными от армейских требованиями. В дальнейшем реализация этих специфических требований породила у нас отдельное направление съемных танковых понтонов, а воплощение других изложенных идей широко известно:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ГБТУ ВС
НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГШ ВС СССР
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ ЛОМОВУ О СОЗДАНИИ ТАНКОВ-АМФИБИЙ
ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ

№1025013 21 января 1947 г.

Главный штаб Военно-Морских Сил предлагает включить в план опытных работ создание танков-амфибий и самоходных установок-амфибий с основными характеристиками на суше не ниже танка Т-34, легких разведывательных танков-амфибий и транспортных машин амфибий.

По затронутому вопросу представляю следующие соображения:
1. Приближенные подсчеты показывают, что при создании плавающего танка или самоходной установки среднего типа, их габаритные размеры становятся очень значительными, а броневая защита — слабой. При этих условиях танк теряет маневренность и становится весьма уязвим от огня противника.
В данное время Научным танковым комитетом ГБТУ ВС проводятся опытные работы по оснащению средних и тяжелых танков специальными средствами для индивидуальной переправы их через водные преграды.
2. Создание легкого разведывательного танка-амфибии и транспортных машин-амфибий, типа открытых бронетранспортеров, — возможно.
3. В настоящее время Главное бронетанковое управление ВС разрабатывает тактико-технические требования на проектирование легкой самоходной установки-амфибии, предназначенной для воздушно-десантных войск.
Учитывая некоторую общность тактических задач, которые будут решать морская пехота и воздушно-десантные войска, целесообразно провести совместное совещание заинтересованных ведомств по вопросу оснащения этих родов войск новыми средствами бронетанковой техники.
Прошу Ваших указаний.

И.о. начальника ГБТУ ВС генерал-майор инж.танковой службы Печеникин


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГУСЕНИЧНЫХ БРОНИРОВАННЫХ АМФИБИЙ


[85K]



Зам. начальника 1 отдела НТК ГБТУ ВС полковник Мугалев

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 467813. Д. 6. Л. 13


С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (03.02.2009 14:15:07)
Дата 04.02.2009 12:04:48

Дополнение - сормовский чудо-танк

Приветствую, уважаемые!

Горьковчане оперативно откликнулись на запросы военных и предложили не более не менее... как средний плавающий танк с противоснарядным бронированием:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ВС МИНИСТРУ ВС СССР МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БУЛГАНИНУ ПО ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА

№ 891109сс 20 апреля 1948 г.
Докладываю, что при рассмотрении вопроса о типе плавающего танка, в результате проработки его с конструкторами завода «Красное Сормово», куда мною был командирован генерал-полковник танковых войск т. Коробков Б.М., выяснена возможность получения плавающего танка, имеющего весьма положительные качества по бронированию, вооружению и маневренности.
Представляется возможным получить броневую защиту башни 160-115 мм, носовой части корпуса в 60 мм, под углом в 60° и бортовой брони в 30 мм.
Имеется возможность вооружить этот танк 85-мм пушкой, а также иметь более высокую удельную мощность, а, следовательно, и более высокую маневренность танка. Скорость танка будет 55 км в час.
За счет расположения механика-водителя в башне танка, высота его резко понижается. Против танка Т-34-85 он будет ниже на 750 мм. Вес этого танка выходит в 21,5 т, что легче танка Т-34-85 на 10,5 тонн, а бронирование гораздо выше.
Этот танк способен решать боевые задачи совместно с пехотой в разведывательных и наступательных операциях, обладая в то же время качеством плавающего танка.
Решение вопроса плавания танка, найденное конструкторами, позволяет ему плавать, требуя 5-7 минут времени предварительно лишь для осмотра.
Конструкторы завода «Красное Сормово» хотят делать этот танк, так как уверены, что успешно решат задачу создания танка, защищенного хорошей броней, имеющего высокую маневренность, хорошее вооружение и возможность плавания.
На базе этого же танка может быть создан плавающий бронетранспортер весом до 16,5 тонн с грузоподъемностью 3 тонны.
Докладывая изложенное, прошу Вашего одобрения.
Тактико-техническую характеристику плавающего танка, плавающего бронетранспортера и проект постановления Правительства о плавающих подвижных средствах прилагаю.
Приложение на 13 листах.

Маршал бронетанковых войск Богданов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122413. Д .15. Л. 44

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (03.02.2009 13:37:47)
Дата 03.02.2009 13:56:00

В развитии темы - ich bin "Stalin", das kleine Krokodil

Приветствую, уважаемые!

Естественно, положительный опыт применения огнеметных танков также не был обойден вниманием. Причем танков не только отечественных, но и зарубежных, следствием чего стал следующий документ:

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОВЕЩАНИЯ У ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НТК ГБТУ ВС
ПО ВОПРОСУ ОГНЕМЕТНЫХ ТАНКОВ

№01136 5 июня 1946 г.

Танковые огнеметы как оружие ближнего боя в период второй мировой войны вполне себя оправдали.
Вопросу развития танкового огнеметного вооружения в зарубежных странах уделялось и уделяется много внимания, особенно в Англии и США.
Исходя из опыта применения отечественных огнеметных танков Т-О34 и КВ-8 и из анализа конструкций огнеметных танков зарубежных стран (Англия, США, Германия), при дальнейшем развитии этого вида вооружения необходимо исходить из следующих основных положений:
1. Огнеметный танк, являясь в основном танком поддержки пехоты, должен иметь, кроме огнемета, пушечное вооружение.
2. Огнеметно-пушечные танки должны создаваться на базе линейных танков (среднего и тяжелого), состоящих на серийном производстве или предполагаемых к серийному выпуску.
3. Огнеметно-пушечный танк должен отличаться от линейного танка, на базе которого он создан, только наличием огнемета и его установки (резервуары, трубопроводы и т.п.) и связанными с изменением их внутри танка изменениями, как-то: уменьшением боекомплекта снарядов к пушке, в монтаже и расположении внутреннего оборудования боевого отделения и отделения управления, в незначительном изменении конфигурации носовой части башни.
4. Огнеметное вооружение является дополнительным вооружением, усиливающим огневую мощь танка для борьбы с живой силой противника.
5. Огнемет (стреляющий аппарат) должен монтироваться в башне танка в спаренной установке с пушкой. Размещение огнемета в башне позволит вести прицельное огнеметание, причем в больших диапазонах вертикальных и горизонтальных углов наводки.
6. Размещать резервуары с огнесмесью наиболее целесообразно внутри корпуса танка. Такое размещение имеет следующие преимущества:
а) Наружные контуры огнеметного танка не будут отличаться от наружных контуров линейного танка;
б) Простота жидкостной и воздушной систем огнеметной установки;
в) Вес огнеметного танка сохраняется в пределах веса линейного танка.
7. Для танка с внутренним расположением резервуаров запас огнесмеси должен обеспечивать не менее 30 огнеметных выстрелов.
8. В целях создания и проверки огнеметно-пушечного танка ИС-4 с бронеприцепкой учесть возможность использования бронеприцепки для применения БХВ и дыма.
9. Танковый автоматический огнемет должен обеспечивать эффективную дальность огнеметания 200-250 метров при расходе на один выстрел 15-20 литров огнесмеси.
Скорострельность такого огнемета должна быть не менее 20 выстрелов в минуту. Вязкость огнесмеси должна обеспечивать горение огнесмеси на цели не менее 2 минут.

Председатель НТК ГБТУ ВС генерал-майор инж.-танковой службы Груздев Зам. председателя НТК инженер полковник Ковалев Зам. председателя НТК инженер полковник Солонин
Полковник Мугалев
Инженер полковник Симонов
Полковник Рупышев
Подполковник Бояркин
Инженер-полковник Галактионов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122409. Д. 17. Л. 22-23.


Здесь особенно интересен пункт 8. Интересен - потому, что в нем идет речь о создании аналога "Черчилля-Крокодила" на базе новейшего на тот момент ИС-4:

СПРАВКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НТК ГБТУ ВС ПО ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ
И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА
ОГНЕМЕТНОГО ТАНКА ИС-4 С ПРИЦЕПКОЙ

21 ноября 1946 г.

1. Предложение о разработке и изготовлении опытного образца огнеметного танка ИС-4 с прицепкой исходит из следующих соображений:
а) расположение резервуара для огнесмеси небольшой емкости (200-300 л.) внутри танка потребует резкого снижения боекомплекта снарядов и будет связано с большими изменениями в конструкции танка;
б) расположение огнесмеси вне танка (в прицепке) даст возможность увеличить запас огнесмеси до 1500 л. (100-150 выстрелов);
в) наличие танковой прицепки с большой емкостью резервуаров даст возможность в случае
необходимости использовать ее для применения боевых отравляющих веществ, для мощных дымопусков и для дегазации проходов.
2. Прицепка с боевым весом не более 5 тонн, изготовленная в соответствии с предлагаемыми тактико-техническими требованиями, совершенно незначительно снизит маневренность танка ИС-4.
3. Уязвимость прицепки от артиллерийского огня будет незначительной, т.к. корпус прицепки будет иметь небольшие габариты, высота ее от поверхности земли не будет превышать 1200 мм, кроме того, лоб прицепки будет защищен корпусом танка.
4. Наличие большого запаса огнесмеси в прицепке не представляет огнеопасности для танка, т.к. при возникновении пожара прицепка будет отцеплена от танка без выхода экипажа из танка.
Внутри танка количество огнесмеси будет не более 12 литров (10 л в цилиндре огнемета и 2 л в трубопроводах).
Такое количество огнесмеси не даст заметного увеличения огнеопасности танка тем более, что в танке будет установлено автоматическое углекислотное противопожарное устройство.

Врио председателя НТК ГБТУ ВС инженер-полковник Солонин
Ст. офицер 1 отдела НТК ГБТУ ВС инженер-подполковник Симонов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122409. Д. 17. Л. 76.

Дальнейшая судьба интересного предложения, к сожалению, в сборнике документов не раскрывается.

С уважением, А.Сергеев

От PQ
К Андрей Сергеев (03.02.2009 13:56:00)
Дата 03.02.2009 17:46:04

Спасибо! (-)