От Андрей Сергеев
К All
Дата 04.02.2009 17:25:38
Рубрики Современность; Танки; Армия;

К вопросу о послевоенных выводах и планах - 4.

Приветствую, уважаемые!

Четвертый (и последний) блок документов. На этот раз всякая всячина, не вошедшая в предыдущие части. В частности, мотоциклы:


СПРАВКА-ДОКЛАД: МОТОЦИКЛЫ - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
№ 01336 24 марта 1948 г.

Боевое использование мотоциклов

Во время мировой войны широкое распространение во всех армиях получили мотоциклы. Наибольшее распространение мотоциклы получили в Германии и Англии.
По данным 1941 г. на долю Европы приходилось 3 417 819 мотоциклов, из них на долю Германии 1 800 000 - 55% и на долю Англии 411 593 - 12%.
Мотоциклы использовались в армии как боевая единица мотопехоты для перевозки автоматчиков, бойцов, вооруженных ручными пулеметами, минометами, противотанковыми ружьями. Применяли мотоциклы и для рейдов по тылам врага для нарушений его коммуникаций, уничтожения его тылов и штабов.
На фронтах Отечественной войны известно много случаев самостоятельных действий мотоциклетных частей Советской Армии, далеко заходящих в тыл врага.
Помимо этого мотоциклы использовались в частях связи и разведки и воздушно-десантных войсках.

Состояние отечественной мотоциклетной промышленности

Во время Отечественной войны наша промышленность выпускала мотоциклы М-72 с коляской. Мотоциклов-одиночек промышленностью не выпускалось. Потребность в мотоциклах-одиночках частично покрывалось за счет импорта из Америки и Англии (мотоциклы фирм «Индиан», «Харлей Давидсон», «Матчлес», «Велоссет», «БСА»).
В настоящее время на 6 заводах Министерства автомобильной промышленности и Министерства вооружения выпускается четыре модели мотоцикла.
1. Мотовелосипед — одиночка с двухтактным двигателем, с рабочим объемом 100 см3, 2,3 л.с. Весом 65 кг. На Киевском мотоциклетном заводе.
2. Мотоцикл-одиночка с двухтактным двигателем, с рабочим объемом 125 см3, мощностью 4,75 л.с, весом 76 кг на Московском мотоциклетном заводе и Ковроском заводе № 2.
Этот мотоцикл по своим ходовым качествам и конструкции отвечает всем требованиям мотоциклетной техники, предъявляемым машинам данного класса и может быть использован в Советской Армии для учебных целей и авиадесантных войск.
3. Мотоцикл одиночка с двухтактным двигателем, с рабочим объемом 350 см3, мощностью 11,5 л.с, весом 155 кг на Ижевском мотоциклетном заводе № 74.
4. Мотоцикл с коляской с 4-х тактным двигателем, с рабочим объемом 750 см3, мощностью 22 л.с, на Горьковском и Ирбитском заводах.
В качестве последнего типа мотоцикла, выпускается мотоцикл М-72. Этот мотоцикл выпускается с 1941 г. По своим основным конструктивным элементам является одной из самых совершенных машин при условии некоторой модернизации его, не устареет в течение по крайней мере 5-7 лет, однако опыт применения его в Отечественной войне показал, что указанный мотоцикл не может все же удовлетворить всем современным требованиям, предъявляемым к армейскому мотоциклу с коляской, в вопросе проходимости. Необходимо создать мотоциклы более высокой проходимости, чем мотоцикл М-72.

Перспективы развития мотоциклов с колясками

Еще задолго до 2-й мировой войны моторизация армий всех стран предъявила к мотоциклам с колясками повышенные требования в вопросе проходимости.
Решение этих вопросов первоначально шло за счет увеличения мощности двигателя, увеличения клиренса машины, введения специального рисунка протектора покрышек, а также применения различных средств повышающих проходимость мотоцикла (цепи противоскольжения).
Все эти мероприятия не достигали долгое время своей цели и лишь дальнейшие искания в этой области увенчались успехами. В результате было найдено правильное конструктивное решение вопроса повышения проходимости мотоцикла с коляской — путем установки привода на колесо коляски.
Это последнее обстоятельство резко повысило проходимость мотоцикла, поставив его на один уровень с грузовым автомобилем.
Так, в 1937 г. французскими, бельгийскими фирмами были созданы образцы мотоциклов с приводом на колесе коляски с задним ходом.
В 1942 г. известными немецкими фирмами «БМВ» и «Цюндапп» создаются мотоциклы с коляской повышенной проходимости, которые по конструктивному оформлению, являются первоклассными мотоциклами, превосходя все ранее существующие модели данного типа. Эти мотоциклы нашли широкое применение во время войны в Германской армии.
Эти мотоциклы имеют 4-х тактные двигатели мощностью 26 л.с. привод на колесе коляски, дифференциал, предусмотрена механическая блокировка дифференциала, коробка передач имеет демультипликатор и задний ход. Вес мотоцикла с коляской 440 кг.
Благодаря наличия этих устройств и высокой мощности двигателя, мотоциклы обладают хорошими дорожными эксплуатационными качествами, высокой проходимостью и имеют достаточную тягу на крюке, позволяющую буксировать легкие артиллерийские системы. Такой тип армейского мотоцикла необходим для Советской Армии, особенно для мотоциклетных и бронетанковых и механизированных войск.
Этот мотоцикл может быть использован в любых тяжелых дорожных условиях и в любое время года для перевозки бойцов с вооружением транспортировки и буксировки легких артиллерийских и минометных систем под установку ручных пулеметов, минометов и другого вооружения.
Мотоцикл повышенной проходимости также может с успехом применятся как транспортное средство в народном хозяйстве, как грузовой вид транспорт для перевозки малых грузов /250-300 кг./, где зачастую нерационально использовать грузовой автомобиль, освободив, таким образом, нерациональное использование грузовых автомобилей при перевозке небольших грузов.
Для того, чтобы иметь представление о развитии производства мотоциклов повышенной проходимости с приводом на колесо коляски с задним ходом, достаточно указать, что из 36 моделей мотоциклов с колясками, привод на колесо коляски имели 14 моделей, что составляет 39%, а с учетом 2-х моделей, имеющих только задний ход, процент мотоциклов повышенной проходимости составит 44 %. Из 22 основных фирм, выпускавших мотоциклы с колясками, 50% фирм делали мотоциклы повышенной проходимости.
В настоящее время сведений о выпуске или разработке за границей новых образцов мотоциклов повышенной проходимости нет.
По заданию ГБТУ ВС, ЦКВ Главмотовелопрома Министерства автомобильной промышленности в настоящее время изготовлен опытный образец мотоцикла М-72 с приводом на колесо коляски без заднего хода /модель М-73/.
Это простое устройство значительно повысило проходимость мотоцикла М-72 и среднюю скорость движения по бездорожью.
Данная модель мотоцикла является переходной моделью от мотоцикла М-72 к мотоциклу высокой проходимости с задним ходом.
Таким образом, дальнейшее развитие мотоциклов с колясками должно идти по линии создания мотоциклов высокой проходимости с приводом на колесо коляски с задним ходом.

Перспективы развития мотоциклов-одиночек

Выпускаемые в Советском Союзе новые модели мотоциклов без колясок по своей конструкции являются повторением старых моделей мотоциклов немецких фирм «ДКВ» и «Вандерер», т.е. по конструкции несколько отстают от современной техники мотоциклостроения.
Мотоциклы имеют двухтактные двигатели небольшой мощности и цепные передачи на заднее колесо, что не обеспечивает им достаточной проходимости и надежности в работе и, поэтому не могут найти широкого применения в частях Советской Армии.
Мотоциклы в основном предназначаются для народного хозяйства, для обучения новичков мотоциклистов. Необходимо чтобы был создан специально армейский мотоцикл, обладающий высокими ходовыми качествами, достаточной надежностью и высокой проходимостью.
Таким мотоциклом может быть мотоцикл, имеющий 4-х тактный двигатель мощностью 16-18 л.с. с рабочим объемом 350 см3, с карданной передачей на заднее колесо мотоцикла с независимой подвеской и телескопической передней вилкой.
Вес мотоцикла должен быть не выше 140-145 кг, с тем чтобы водитель средней физической силы мог справляться с машиной в любых тяжелых дорожных условиях, т.е. мотоцикл должен отобразить в своей конструкции все новое и лучшее, что имеется в мотоциклетной технике.
Из описания следует, что для армейского мотоцикла предлагается карданная передача, а не цепная, Для того, чтобы были ясны причины, побудившие остановиться и настаивать на карданной передаче, перечислим преимущества карданной передачи, по сравнению с цепной передачей:
1. Высокая надежность конструкции, малый износ, отсутствие необходимости в путевом ремонте.
2. Бесшумность работы передачи, вследствие отсутствия дополнительных защитных устройств, предохраняющих трансмиссию от загрязнения (щитки).
3. Простота конструкции.
Этот тип мотоцикла будет использован, главным образом, в частях связи и разведки, а также в бронетанковых, механизированных и общевойсковых частях как командирская машина.

Мотоциклы иностранных армий

В Англии уделяют большое внимание развитию мотоциклов. Достаточно указать, что в насто-ящее время английской мотоциклетной промышленностью выпускается до 20 различных моделей мотоциклов широко известными фирмами — «Триумф», «Ариель», «БСА», «Дуглас», «Санбим», «Нортон», «Райаль-Энерильд».
Отличительной особенностью выпускаемых мотоциклов английскими фирмами, то что они преимущественно имеют 4-х тактные двигатели и цепную передачу на заднее колесо, исключением из этого является мотоцикл фирмы «Сан-Бим». В этой конструкции все традиции английской мотоциклетной промышленности оставлены в стороне и создана совершенно новая, не типичная для английской мотоциклетной техники, машина.
Мотоцикл имеет двухцилиндровый двигатель с вертикальными цилиндрами, расположенными вдоль рамы мотоцикла, и применена карданная передача. Как известно, в Англии карданная передача, несмотря на ее явные преимущества в сравнении с цепной передачей, не получила применения. Это объясняется консерватизмом фирм изготовляющих цепи и якобы дороговизной изготовления шестерен, а главное — необходимостью некоторой перестройкой производства.
Массовое применение карданная передача нашла лишь только в немецких мотоциклах известных фирм «БМВ», «Цюндапп» и французской фирме «Гном-Рон».
Что касается Соединенных Штатов Америки, то известные фирмы «Индиан» и «Харлей Давидсон» в 1942 г. под влиянием конструкции мотоциклов «БМВ» выпустили двухцилиндровые машины с карданной передачей для мотоциклов 500-750 см3.
Серийное производство этих моделей, по имеющимся сведениям, пока еще не организовано.
Таким образом, дальнейшее развитие армейских мотоциклов-одиночек (без колясок), должно идти по линии создания мотоциклов с карданной передачей, с 4-х тактным двигателем, как более надежных в эксплуатации.

Опытные работы проводимые ГБТУ ВС в 1947 г.

Согласно постановлению Совета Министров Союза ССР за № 935-288сс от 9.04.47 г. в 1947 году по мотоциклам проводится следующие работ:
1. Изготовление и испытание опытных образцов мотоциклов М-72 повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (модель М-73).
2. Проектирование и изготовление армейского мотоцикла-одиночки 350 см3.
3. Проектирование и изготовление специальной мотоциклетной коляски к мотоциклу М-72 под укладку ручного пулемета с ленточным питанием.
4. Изготовление опытного образца модернизированного мотоцикла М-72.
Первые три работы выполняются ЦКБ по мотоциклам Главмотовелопрома МАП, последняя Ирбитским мотоциклетным заводом.

Опытные работы, намеченные на 1948 г.

Проектом плана научно-исследовательских и опытных работ на 1948 г. намечено создание мотоциклетных объектов.
1. Доработка конструкции привода на колесо коляски мотоцикла М-72 и изготовление опытной партии мотоциклов 50 шт.
2. Доработка конструкции армейского мотоцикла 350 см3 и его испытание.
3. Проектирование и изготовление армейского мотоцикла высокой проходимости с приводом на колесо коляски с задним ходом.
4. Проектирование и изготовление специальной мотоциклетной коляски к мотоциклу М-72 под укладку 82-мм миномета.

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122413. Д. 73. Л. 28-35.


С уважением, А.Сергеев

От Banzay
К Андрей Сергеев (04.02.2009 17:25:38)
Дата 04.02.2009 22:46:38

А нельзя ли "одним куском 4 на 6"(с)? (-)


От Бульдог
К Banzay (04.02.2009 22:46:38)
Дата 05.02.2009 09:26:44

да да, присоединяюсь :) (-)


От Андрей Сергеев
К Banzay (04.02.2009 22:46:38)
Дата 04.02.2009 22:59:58

В смысле, весь 5-й том документов ГАБТУ? :)

Приветствую, уважаемый Banzay!

Можно, но позже, когда руки дойдут :)

С уважением, А.Сергеев

От Banzay
К Андрей Сергеев (04.02.2009 22:59:58)
Дата 04.02.2009 23:25:14

Не только то что уже выложил. (-)


От Андрей Сергеев
К Banzay (04.02.2009 23:25:14)
Дата 05.02.2009 12:18:37

Можно, в пятницу выложу. (-)


От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (04.02.2009 17:25:38)
Дата 04.02.2009 19:16:39

Продолжение - РСЗО на танках

Приветствую, уважаемые!

Эта идея у нас была популярна еще с 30-х, но опыт применения своих реактивных систем в ВОВ, и в особенности американской "Каллиопы" и немецких установок на полугусеничных шаси вызвали к жизни следующие предложения:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГЛАВНОЙ ИНСПЕКЦИИ ВС
КОМАНДУЮЩЕМУ БТ и MB ВС МАРШАЛУ БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК
СИ. БОГДАНОВУ О ВООРУЖЕНИИ ТАНКОВ РЕАКТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ

№ 347564с 26 марта 1949 г.

Инспекцией БТ и MB Главной инспекции ВС вносится ряд предложений по вооружению танков, которые могли бы повысить их огневую мощь. Содержание этих предложений излагается ниже.
Современные танки и самоходные установки Советской Армии оснащены орудиями достаточно эффективными для борьбы с существующими типами танков противника, его противотанковыми средствами и другими целями, находящимися вне укрытий, но не способны, в силу настильности траектории, уничтожать цели в укрытиях. К тому же боекомплект современных танков крайне ограничен, что также снижает их огневые возможности.
Кроме того, подвижным соединениям не хватает своих штатных артиллерийских средств для решения возлагаемых на них задач. Поэтому их действия нуждаются в обеспечении приданной артиллерией. Далее, бой танковых соединений, протекающий в высоких темпах, требует и столь же быстрого открытия огня поддерживающей их артиллерии, что практически трудно осуществимо.
Помимо артиллерийской поддержки, современные подвижные соединения нуждаются в надежном прикрытии. Этот вопрос также не решается в достаточной степени существующими организацией и вооружением подвижных соединений.
Состоящая на их вооружении среднекалиберная зенитная артиллерия не способна надежно прикрыть походные и боевые порядки танков, так как она ведет огонь только с места, а на ее развертывание и открытие огня, даже небольшими подразделениями требуется от 15 до 20 минут.
Эти недочеты в вооружении подвижных соединений могут быть в значительной мере компенсированы оснащением танков и САУ, в дополнение к их основному вооружению, реактивными установками.
Использование реактивных установок как в качестве дополнительного вооружения, так и для усиления их огневой мощи, нашло применение в ряде армий во время Второй мировой войны.
В Советской Армии применялись как монтирование (в опытном порядке) ракетных установок на крыльях танков «KB» или на шасси легких танков, так и придача подвижным соединениям специальных подразделений реактивной артиллерии. Последнее имело место в боях 5 ТА на Сталинградском направлении, при действиях группы генерала Плиева на Одесском направлении, а также в действиях подвижных соединений в Ясско-Кишеневской, Белорусской и Берлинской операциях.
В английской армии применялись 114,3 и 127-мм установки, смонтированные на танках и автомашинах для стрельбы по наземным целям и 51-мм и 76,2-мм установки для стрельбы по воздушным целям.
В американской армии применялись, смонтированные на танках в дополнение к основному вооружению, 60 ствольные, а кое-где и 120 ствольные установки. В бывшей германской армии применялись 48 ствольные — 8 см и 10 ствольные — 15 см реактивные установки, смонтированные на бронетранспортерах и 30 см установки — на автомашинах. На танке «Тигр» была смонтирована 30 см мортира с реактивными снарядами.
Для стрельбы по воздушным целям на высоте до 10 км применялись как 100-мм установки «Тайфун», так и 76,2-мм и 20-мм установки для стрельбы на высотах ниже трех километров.
Возможность и целесообразность использования реактивных установок и оснащение ими, в качестве дополнительного вооружения танков и САУ, подтверждена практикой Отечественной войны и, кроме того, может быть доказана следующими примерными расчетами. Вес установки (из алюминия или другого легкого металла) — в пределах 100-150 кг, вес снарядов, в зависимости от количества и калибра, не свыше 700-800 кг. В совокупности это не отразится на маневренности танка, так как его удельное давление увеличится только на 0,02-0,025.
Практическое оснащение танков этими установками даст следующие преимущества:
- огневая мощь танковых и механизированных соединений по меньшей мере удвоится;
- танки смогут уничтожать цели в укрытиях;
уменьшится зависимость их от приданной артиллерии, тем самым повысится способность самостоятельно решать боевые задачи;
- увеличится боекомплект танков;
- будет достигнута значительная экономия в использовании личного состава. Штат танковой роты в составе, примерно, 50 человек будет обслуживать 20 орудий и установок, не считая пулеметов, в то время как в артиллерийском дивизионе 12 орудий обслуживает, примерно, 240 человек.
По существу изложенного, прошу сообщить Ваше мнение для доклада Маршалу Советского Союза товарищу Говорову Л.А.

Начальник штаба Главной инспекции ВС генерал-лейтенант Разуваев

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94679. Д. 19. Л. 42-45.

На это раз в ответ на предложение в НТК ГАБТУ была составлена обстоятельная и небезинтересная "Справка-доклад...", в которой, помимо прочего, разбирался и негативный опыт установки РС-132 на КВ, и некоторые рекомендованные к выполнению НИОКР (в частности, создание аналога "Штурмтигра"):

http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/1298wrtg798/(090204190524)_tank-RS.doc

Эта справка и легла в основу ответа командующего БТ и МВ:

ПИСЬМО КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ВС НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ГЛАВНОЙ
ИНСПЕКЦИИ ВС ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ РАЗУВАЕВУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ БТ и MB

№ 1196586 2 июня 1949 г.

В соответствии с Вашим запросом, изложенным в письме № 347564, сообщаю, что применение реактивной техники для повышения огневой мощи бронетанковых и механизированных войск считаю целесообразным.
Однако идти по пути установки принятого на вооружение Советской армии реактивного вооружения в качестве дополнительного к установленному в танках, считаю в настоящее время пока преждевременным, так как существующие реактивные средства являются эффективными только при массовом применении, и, следовательно, необходимо на танке дополнительно к существующему вооружению размещать многоствольные реактивные установки.
Однако весовой баланс отечественных танков и самоходов находится на пределе и дополнительное размещение многоствольной реактивной установки может привести к понижению боевых качеств машины (проходимости, маневренности, надежности работы отдельных агрегатов и т.д.). Кроме того, размещение современных реактивных средств на броне танка неизбежно связано с увеличением габаритов и ухудшением условий его обслуживания.
В силу этих причин считаю целесообразным увеличение огневых возможностей подвижных бронетанковых и механизированных войск производить за счет создания специализированных самоходных реактивных установок.
Научным танковым комитетом БТ и MB ВС в 1946 году перед ГАУ ВС был поставлен вопрос о разработке многоствольной реактивной установки на базе полуоткрытого артсамохода СУ-100п конструкции Уралмашзавода и высланы по просьбе ГАУ тактико-технические требования на эту самоходную установку.
Кроме того, для включения в план работы ГАУ ВС на 1948-50 гг. НТК БТ и MB ВС в 1947 году рекомендовал работы по созданию казнозарядной реактивной мортиры калибром 350-400 мм для установки в тяжелый закрытый артсамоход и созданию многоствольной реактивной установки для размещения на базе легких и средних артсамоходов.
До настоящего времени ГАУ ВС разработку указанных средств для БТ и MB ВС проводит очень медленно.
Учитывая перспективность реактивного вооружения, необходимо поставить вопрос перед ГАУ ВС об ускорении создания специальных самоходных артиллерийских установок, вооруженных реактивными системами.
Необходимо также поставить вопрос о разработке новых реактивных систем для установки их в танки и артсамоходы.
При этом новые системы по основным боевым характеристикам — кучности, меткости, мощности выстрела, скорострельности не должны уступать современным танковым орудиям.

Командующий БТ и MB ВС маршал бронетанковых войск С. Богданов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94679. Д. 19. Л. 40-41.

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (04.02.2009 17:25:38)
Дата 04.02.2009 18:04:42

Продолжение - снегоходы

Приветствую, уважаемые!

Здесь, понятное дело, на нас повлияли успешные испытания ленд-лизовских "снегоходов Бомбардир". В итоге уже к 1948г на испытания вышли отечественные аналоги, а самому направлению в наших условиях предрекалось большое будущее:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ВС МИНИСТРУ ВС СССР МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БУЛГАНИНУ О ХОДЕ РАБОТ
ПО СОЗДАНИЮ СНЕГОХОДОВ

№ 892348с 5 августа 1948 г.

Согласно плану опытных работ БТ и MB ВС в 1947 г. были спроектированы и изготовлены два опытных образца гусеничных снегоходов весом 2,8 и 3,6 тонн, способных передвигаться по любому снегу, болотам и весенне-осеннюю распутицу с экипажем 8 человек, имеющих штатное вооружение.
Опытные образцы снегоходов в январе месяце 1948 г. были Вам показаны и в соответствии с Вашими указаниями проходили испытания на НИИ БТ Полигоне БТ и MB ВС.
Указанные испытания показали, что снегоходы по динамике и проходимости превосходят канадские снегоходы «Бомбардир — 2» и «Бомбардир — 3», но требуют доработки в вопросах эксплуатационной надежности.
Считаю, что работы по дальнейшему усовершенствованию опытных образцов снегоходов целесообразно продолжать для создания отработанной конструкции, пригодной для использования в Вооруженных Силах.
Помимо бронетанковых и механизированных войск, снегоходы нужны артиллерии, воздушно-десантным войскам, воздушным силам, санитарным частям, пограничным войскам и военно-морскому флоту.
Кроме этого, снегоходы могут найти широкое распространение в народном хозяйстве для работы в системах Главсевпорпути, Министерства связи и лесной промышленности и других министерств, занимающихся освоением северных районов СССР.
Изготовление снегоходов в основном базируется на максимальном использовании автомобильных агрегатов (двигатель, сцепление, коробка передач, электрооборудование и т.д.), поэтому серийное производство должно быть организовано на автомобильных заводах.
В связи с тем, что создание специальных транспортных машин с наиболее полным учетом потребностей всех родов войск и народного хозяйства составляет одну из основных задач автомобильного управления, прошу Ваших указаний о передаче опытных образцов и всей технической документации, необходимой для дальнейшей доработки снегоходов, автомобильному управлению.

Маршал бронетанковых войск С. Богданов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 467831. Д. 17. Л. 60.

Работы по снегоходам продолжались и далее, о чем свидетельствует следующий документ:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/1298wrtg798/(090204175716)_Snegohod.doc

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (04.02.2009 17:25:38)
Дата 04.02.2009 17:36:20

Дополнение - руссишь "Кеттенкрад"

Приветствую, уважаемые!

Однако помимо простых мотоциклов, имелись и другие варианты. Так, немецкий "Кеттенкрад" произвел столь положительное впечатление, что ЗиС был готов развернуть производство аналогичной машины, причем и в боевом варианте:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СТАРШЕГО ВОЕНПРЕДА НА АВТОЗАВОДЕ
им. СТАЛИНА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ НТК БТ и MB ВС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИСПЫТАНИЯ ГЕРМАНСКОГО ПОЛУГУСЕНИЧНОГО ТЯГАЧА NSU

5 апреля 1948 г.

Проведенные автозаводом им. Сталина испытания германского полугусеничного мототягача в осенне-зимних условиях показали, что данная машина может представлять интерес для ВС Советского Союза.
Обладая высокой скоростью, хорошей проходимостью, имея возможность тянуть на прицепе 45-мм противотанковую пушку, при постановке легкой брони и пулеметного вооружения, может быть использована в составе РД, РГ и отдельных мотоциклетных батальонах.
Особенно хорошее применение данная машина может найти при боевых действиях в условиях горной и пересеченной местностях.
Главный конструктор автозавода им. Сталина обращается к начальнику Генерального штаба Маршалу Советского Союза т. Василевскому, командующему БТ и MB ВС маршалу БТ войск т. Богданову с предложением о том, что коллектив Урал-ЗИС может в течении лета 1948 г. спроектировать и изготовить опытные образцы данного типа машины с использованием двигателя «Победа» мощностью 50 л.с. и всех материалов Московского ЗИС по проектированию полугусеничных машин данного тоннажа, дополнительно поставить легкую броню и пулемет калибра 7,62 мм.
Считаю предложение главного конструктора автозавода им. Сталина рентабельным и представляющим интерес для Советской Армии.

Старший военпред ГБТУ ВС на автозаводе им. Сталина инженер-подполковник Вольская

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 467831. Д. 17. Л. 20-21.

С уважением, А.Сергеев

От Taranov
К Андрей Сергеев (04.02.2009 17:36:20)
Дата 04.02.2009 22:36:58

Re: Дополнение -...

>Однако помимо простых мотоциклов, имелись и другие варианты. Так, немецкий "Кеттенкрад" произвел столь положительное впечатление, что ЗиС был готов развернуть производство аналогичной машины, причем и в боевом варианте:

Все началось намного раньше, наш вариант как бы не в 1944 году испытывался