>Здрасьте!
>Какая причина сейчас считается наиболее вероятной? Почему борьба за живучесть шла так, как она шла?
Есть книга Муру Н.П. "Катастрофа на внутреннем рейде". - СПб.: Элмор, 1999. - 220 с.
В ней подробно дан ответ на второй вопрос.Если коротко - спасти 40-летний полусгнивший линкор было практически невозвожно ввиду его ветхости. Выбросить на берег - тоже.
И ясный на первый - потому что командование ЧФ за десять послевоенных лет не удосужилось толком протралить севастопольскую бухту.
>Можно ли считать данную трагедию началом "диверсантофобии" на нашем ВМФ?
Скорее не саму гибель, сколько выводы правительственной комиссии пришедшей в легкий ужас от организации охраны главной базы черноморского флота. Собственно все байки о диверсантах пошли от фразы в выводах комиссии - "состояние охраны главной базы ЧФ было настолько скверно, что нельзя исключать действия диверсионной группы".
Впрочем, об этом даже в кино показывали - в фильме "В мирные дни" 52-го что ли года, шпионская субмарина супостатов без помех ставит мины на входном фарватере главной базы флота. А потом с интересом наблюдает за тем как они работают. Кстати, это наверное единственный филм, где можно увидеть "Новороссийск" на экране.
ЕСЛИ КОРАБЛЬ ТОНЕТ ПРЯМО И НА РОВНЫЙ КИЛЬ, ТО СПАСТИ ЕГО НЕВОЗМОЖНО!!!
(к "Новороссийску" сие, конечно же, не относится).
Николай Петрович сделал стилизованую модельку "Новороссийска", внутрь залил ртуть, ставил модельку на воду, а потом она медленно начинала клониться, а потом опрокидывалась - тем самым он демонстрировал еще одну свою любимую фразу, которую мы запоминали, как аксиому - При накренении корабля, как только край первой НЕПРЕРЫВНОЙ палубы касается воды - корабль опрокидывается.
Царствие ему Небесное, Вечная Память и Низкий Поклон за все его деяния и воспитание тысяч и тысяч специалистов для флота, в первую очередь корабелов.