От И.Пыхалов
К All
Дата 16.02.2009 22:24:50
Рубрики 11-19 век;

Как правильно обращаться с горцами

Из инструкции генерал-аншефа В.Я.Левашёва коменданту Кизляра, 1735 год или чуть позже:

Об обращении с горцами

Горских народов, от которых в Кизляре имеются аманаты, содержать коменданту в своём ведомстве; обходиться с ними осмотрительно, осторожно, справедливо, приветливо, с умеренною ласкою, но не раболепно, дабы лёгким и уступным обхождением не попустить их к наглости, поелику они чрезмерно льстивы, обманчивы, коварны, ко всякому злу склонны и по своему магометанскому закону суть нам тайные и явные неприятели; при том, они чрезмерно величавы, горды, честолюбивы.

Если кто из горцев против ея императорского величества какое зло учинит и будет пойман, такового судить Гражданской канцелярии, с прибавкою офицеров, и приговор судейский исполнять неотменно, даже и смертию казнить.

...

О баранте или о репрезалиях

Между всеми горскими народами есть обычай, кто у кого украдкою лошадей или скот отгонит, или человека в плен возьмёт, тогда обидимая сторона старается отплатить за то тем же способом, даже, если случай допустит, и со излишеством. После того обе стороны примиряются; но начинатель редко возвращает, что он захватил, хотя бы цена взятого у него обидимым во взаимство и превышала. И так, ежели горцы будут у наших людей чинить захваты, то нашим людям в отмщении отнюдь запрещения не чинить, ибо горцы от того делаются смирнее, а только смотреть, чтоб наши люди чужим обидам начинателями не были, ибо за начинание и горцы свои обиды в баранте упустить не могут.

(Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. Ч.1. СПб., 1869. С.161–163)

От Любитель
К И.Пыхалов (16.02.2009 22:24:50)
Дата 18.02.2009 16:18:21

А о каких именно горских народах идёт речь?

>Горских народов, от которых в Кизляре имеются аманаты, ..... поелику они чрезмерно льстивы, обманчивы, коварны, ко всякому злу склонны и по своему магометанскому закону суть нам тайные и явные неприятели; при том, они чрезмерно величавы, горды, честолюбивы.

Скорее всего к 1735-му году "как следует" были исламизированы только дагестанцы.

От И.Пыхалов
К Любитель (18.02.2009 16:18:21)
Дата 18.02.2009 17:02:14

Исламизирована была, в первую очередь, их правящая верхушка

Кабардинские и дагестанские правители. Ингуши тогда платили дань кабардинцам, чеченцами правили кумыкские, аварские и кабардинские князья.

А так, ингушей в то время вообще на полном серьёзе собирались христианизировать наравне с осетинами. Однако зажравшиеся иерархи РПЦ в очередной раз наглядно продемонстрировали свою несостоятельность.

От Любитель
К И.Пыхалов (18.02.2009 17:02:14)
Дата 18.02.2009 19:41:07

Исламизация кабардинцев, в том числе и верхушки, была весьма условной.

Кабардинцы, в том числе и князья, относились к выбору религии достаточно, скажем аккуратно, либерально. Кабардинцы, а также абхазы, осетины и, вероятно, сваны были "религиозно неопределившимися". В отношении осетин это очень красочно описывает Блиев.

>Кабардинские и дагестанские правители. Ингуши тогда платили дань кабардинцам, чеченцами правили кумыкские, аварские и кабардинские князья.

>А так, ингушей в то время вообще на полном серьёзе собирались христианизировать наравне с осетинами. Однако зажравшиеся иерархи РПЦ в очередной раз наглядно продемонстрировали свою несостоятельность.

Кажется часть ингушей всё-таки крестили, они потом слились с казаками. Кстати, по этой теме натолкнулся на неожиланное утверждение:

Ингуши крестились охотно, и было крещено несколько тысяч их, но затем, по просьбе генерала Ермолова миссионерская деятельность среди ингушей была прекращена.
http://www.pravoslavie.ru/press/4984.htm

Соответствует ли это действительно? Не знаете подробностей?

От И.Пыхалов
К И.Пыхалов (16.02.2009 22:24:50)
Дата 17.02.2009 00:05:20

Предтечи сержанта Глухова

В 1794 году было у царя (Картли и Кахетии. — И.П.) Ираклия русских солдат, как оставшихся там дезертиров по двукратной бытности там российского войска, так и выкупленных им из плена, 375 человек.

(Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. Ч.1. СПб., 1869. С.287)

От Гегемон
К И.Пыхалов (17.02.2009 00:05:20)
Дата 17.02.2009 07:36:01

Это очень много (-)


От В. Кашин
К Гегемон (17.02.2009 07:36:01)
Дата 17.02.2009 11:46:08

Надо для начала понять сколько среди них выкупленных из плена

Добрый день!
причем, возможно, не только горского, но и турецкого. Вполне вероятно, что таких большинство. В ходе кавказской войны в 19 в значительный процент дезертиров составляли поляки, но были и русские, составлявшие особые подразделения при Шамиле. Но это неудивительно, учитывая затяжную "иррегулярную" войну.
С уважением, Василий Кашин

От Toobeekomi
К В. Кашин (17.02.2009 11:46:08)
Дата 17.02.2009 17:15:34

Re: Надо для...

>Добрый день!
> причем, возможно, не только горского, но и турецкого. Вполне вероятно, что таких большинство. В ходе кавказской войны в 19 в значительный процент дезертиров составляли поляки, но были и русские, составлявшие особые подразделения при Шамиле. Но это неудивительно, учитывая затяжную "иррегулярную" войну.

Я правильно понял: Были русские, составлявшие особые подразделения при Шамиле? А какие мотивы были у этих русских воевать за Шамиля против русских же?

С уважением

От В. Кашин
К Toobeekomi (17.02.2009 17:15:34)
Дата 17.02.2009 19:01:49

Re: Надо для...

Добрый день!
>>Добрый день!
>> причем, возможно, не только горского, но и турецкого. Вполне вероятно, что таких большинство. В ходе кавказской войны в 19 в значительный процент дезертиров составляли поляки, но были и русские, составлявшие особые подразделения при Шамиле. Но это неудивительно, учитывая затяжную "иррегулярную" войну.
>
>Я правильно понял: Были русские, составлявшие особые подразделения при Шамиле? А какие мотивы были у этих русских воевать за Шамиля против русских же?
Если я правильно помню, в Ведено (резиденция Шамиля) под поселение русских перебежчиков была отведена отдельная слобода, при этом они пользовались определенной автономией и привилегиями. У Лапина в "Русской армии в Кавказской войне" описывается случай, что однажды малолетний сын Шамиля забрел на их территорию и был взят ими в заложники, отдан за деньги. Изменники служили у Шамиля в артиллерии, а также участвовали в его попытках создать регулярную армию, а также внедрить современные достижения в фортификации. Русское командование смотрело на эти попытки презрительно и отмечало, что попытки придать "горским сборищам" черты регулярной армии облегчают ее разгром.
Причины бегства были разными. Следует учитывать, что солдаты и офицеры, долгие годы служившие на Кавказе, обрастали кучей неформальных связей среди туземцев, перенимали многие горские обычаи, в условиях конфликта с начальством, к примеру, некоторые вполне могли перейти грань. Отдельная песня - польские перебежчики, эти умудрялись перебегать даже к кокандцам при покорении русскими Средней Азии.
С уважением, Василий Кашин

От Random
К Toobeekomi (17.02.2009 17:15:34)
Дата 17.02.2009 18:01:16

М.б. религиозные? Ренегаты часто отличаются особым рвением (-)


От И.Пыхалов
К Гегемон (17.02.2009 07:36:01)
Дата 17.02.2009 10:06:53

Но, увы, факт

В Швеции тогда тоже было полно русских дезертиров

От Гегемон
К И.Пыхалов (17.02.2009 10:06:53)
Дата 17.02.2009 10:15:15

боротная сторона рекрутской системы в мирные годы (-)


От Bronevik
К Гегемон (17.02.2009 10:15:15)
Дата 17.02.2009 10:24:34

В пользе и выгодности которой Вы так долго убеждали меня.;-)) (-)


От Гегемон
К Bronevik (17.02.2009 10:24:34)
Дата 17.02.2009 10:44:17

Она не выгодна, а нгеизбежна в условиях послепетровской империи

Скажу как гуманитарий

Индельту мы не осилили, в 18 веке альтернатива - только рекрутский набор.
И после Наполеона особых вариантов не было - только снижать сроки службы.

С уважением

От Bronevik
К Гегемон (17.02.2009 10:44:17)
Дата 17.02.2009 10:52:14

Речь о реформе системы призыва велась еще при Сперанском.

Доброго здравия!
>Скажу как гуманитарий

>Индельту мы не осилили, в 18 веке альтернатива - только рекрутский набор.
Согласен.
>И после Наполеона особых вариантов не было - только снижать сроки службы.
Ага, путем создания военных поселений.))
>С уважением
Cacatum non est pictum--оставим эту латынь без перевода...

От Гегемон
К Bronevik (17.02.2009 10:52:14)
Дата 17.02.2009 12:22:51

Re: Речь о...

Скажу как гуманитарий

>>Индельту мы не осилили, в 18 веке альтернатива - только рекрутский набор.
>Согласен.
>>И после Наполеона особых вариантов не было - только снижать сроки службы.
>Ага, путем создания военных поселений.))
А куда девать вчерашнего крепостного? Поселение - это способ занять резервиста

>>С уважением
>Cacatum non est pictum--оставим эту латынь без перевода...
С уважением

От Bronevik
К Гегемон (17.02.2009 12:22:51)
Дата 17.02.2009 17:38:19

Re: Речь о...

Доброго здравия!
>Скажу как гуманитарий

>>>Индельту мы не осилили, в 18 веке альтернатива - только рекрутский набор.
>>Согласен.
>>>И после Наполеона особых вариантов не было - только снижать сроки службы.
>>Ага, путем создания военных поселений.))
>А куда девать вчерашнего крепостного? Поселение - это способ занять резервиста.
Ага, и ещё наплодить кантонистов!;-))
Солдатское сословие будет ещё и размножаться.
И чем сии премудрые эксперименты закончились?;-))

>>>С уважением
>>Cacatum non est pictum--оставим эту латынь без перевода...
>С уважением
Cacatum non est pictum--оставим эту латынь без перевода...

От И.Пыхалов
К И.Пыхалов (16.02.2009 22:24:50)
Дата 17.02.2009 00:03:01

Как усмиряли чеченцев при матушке-Екатерине

В 1769 году топлинский владелец Али-Солтан Казбулатов замысля открыть мятежи, с партией Чеченцев напал на отставного из армянского эскадрона подполковника Аввакума Шергилова, посыланного в кумыкские селения [1], тогда как корпус находился на Кубани, причинил ему несчастие, и сделал себе убежище в крепких местах.

Де Медем решился нанести тому владельцу и участникам его Чеченцам наказание.

На сей конец взял он 3 эскадрона гусар, несколько Гребенских и Семейных Казаков и несколько пушек и на две недели провианта и фуража, и в феврале 1770 г. отправился в предложенный поиск.

Предварительно сему походу Медем отправил владельца Бамата Дивлетгиреева, внука князю Эльмурзе Бековичу Черкасскому, к Чеченцам, для примечания их неприятельских сил, разведания предприятий; также и с письмами к Али-Солтану Казбулатову, чтоб он смирился, но он не повиновался.

Медем выступя в поход имел указателем пути чеченского топлинского же владельца Арсланбека Айдемирова, который указал свободную дорогу и лучший к неприятелю проход.

Таким образом последовало сражение, и следствием оного было, что владелец Али-Солтан пожелал переселиться из горских ущельев на реку Сунжу, в то место, из которого он отлучился, как бунтовать замыслил, на что и высочайшее соизволение последовало в рескрипте от 19 августа 1770 г. Али-Султан, топлинский владелец, был всегда предан России, до кончины своей в 1774 году. Он воздерживал чеченцев от шалостей.

Однако сей первый поход против Чеченцев, в коем употреблённая умеренность не могла привести их в раскаяние, но поощряла только к вящим преступлениям, и они от буйства своего не отстали.

По сему обстоятельству Медем должен был повторить на них походы в больших силах. Он два раза в июне производил поиск против бывшего в мятежности чеченского народа, и удачно окончил бывшие с сими варварами затруднительства по 8 июля. Они пришли в прежнее подданническое повиновение и утвердили то присягою.

После сего де Медем ходатайствовал, чтоб Чеченцам дана была простительная грамота от императорского имени; но исполнение сего было несовместно по той причине, по которой и Кумыкам того не сделано; а больше по той испытанной временем особенности Чеченцев, против прочих народов, что сии буде когда и злодействуют, однако притворствуют, а Чеченцы напротив того всегда злодеями явным образом оказываются. По сему они не способны и не достойны монаршего непосредственного с ними изъяснения по своему непостоянству. Но дан особливый рескрипт на имя Медема, в котором сказывается, что они были злодеи, что заслуживали крайнее наказание, что раскаяние их и монаршее великодушие их от такого несчастия защитили в надежде их поправления. Сей рескрипт повелено прочесть в собрании Чеченцев или в их жилищах, чрез нарочного офицера, или Медему призвать к себе лучших Чеченцев [2].

После сего, до окончания с Турками войны, с Чеченцами происходили маловажные дела.

1. Приписано: который вскоре от ран и побоев умер.
2. Рескрипт 19 августа 1770 г.

(Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. Ч.1. СПб., 1869. С.300–302)