От Исаев Алексей
К марат
Дата 23.03.2009 15:42:49
Рубрики WWII;

У него вроде не план был, а третрадка с записями по промышленности СССР

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

За которую ему после войны ввалили(по возвращении из плена).

И не сел по ошибке, а сбит зенитчиками 2 ТА.

У Самохина теоретически могли быть документы Брянского фронта, план наступления локального масштаба.

С уважением, Алексей Исаев

От Червяк
К Исаев Алексей (23.03.2009 15:42:49)
Дата 24.03.2009 12:29:50

Re: голова у него с собой была

Приветствую!


>У Самохина теоретически могли быть документы Брянского фронта, план наступления локального масштаба.

А в голове совсем недавнего замнача ГРУ много чего было. И гестапо, как одной и контрразведовательных контор, у него было что поспрашивать.


С уважением

От Гегемон
К Червяк (24.03.2009 12:29:50)
Дата 24.03.2009 13:36:07

Контрразведкой занримались военные (-)


От марат
К Исаев Алексей (23.03.2009 15:42:49)
Дата 23.03.2009 17:09:56

Re: У него...

>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

>За которую ему после войны ввалили(по возвращении из плена).

>И не сел по ошибке, а сбит зенитчиками 2 ТА.

>У Самохина теоретически могли быть документы Брянского фронта, план наступления локального масштаба.
Вот меня и удивило, что Мощанский написал о наличии у Самохина плана предстоящего наступления с Барвенковского выступа. Правда, посмотрел, он ссылается на мемуары Бирюзова С.С."Суровые годы", а не архив.
Взаимно, Марат
>С уважением, Алексей Исаев

От IAM
К марат (23.03.2009 17:09:56)
Дата 23.03.2009 17:25:53

Re: У него...

>Вот меня и удивило, что Мощанский написал о наличии у Самохина плана предстоящего наступления с Барвенковского выступа. Правда, посмотрел, он ссылается на мемуары Бирюзова С.С."Суровые годы", а не архив.

Вот упоминание об этом из книги Бирюзова "Когда гремели пушки":
"Пришлось заняться розысками командарма. Стал звонить по телефону во все бригады и дивизии. Его нигде не было. Не появился тов. Самохин и на следующий день. А через сутки наши связисты перехватили радиопередачу противника, из которой явствовало, что Александр Григорьевич по ошибке совершил посадку не в Ельце, а в оккупированном немцами Мценске. Там он был пленен, и враг завладел при этом оперативной директивой нашего Верховного Главнокомандующего.

Дорого обошлась беспечность людей, отправивших генерала Самохина с недостаточно опытным летчиком, который потерял в воздухе ориентировку. Ставке пришлось пересмотреть сроки готовившегося наступления, изменить направление наших ударов по противнику. Но и это не спасло нас от неудач. У меня нет никакого сомнения в том, что трагический эпизоде генералом Самохиным сыграл свою роковую роль и в какой-то мере предопределил печальный исход наступления на Харьков в мае 1942 года.

По-иному сложилась в связи с этим событием и судьба 48-й армии. Перед нами была поставлена новая задача — готовиться к наступлению не на Харьков, а на Орел из района севернее Ливны. Для этого армию следовало перебросить на значительное расстояние в условиях весенней распутицы. Благодатный чернозем превратился в тестообразное месиво, покрывавшее все поля и дороги. В разоренных врагом деревнях не оказалось корма для лошадей, а подвоз фуража из тыла был сильно затруднен. Нередко возникали перебои и с горючим для автотранспорта, и с продовольствием."

http://militera.lib.ru/memo/russian/biryuzov1/03.html

От alex63
К IAM (23.03.2009 17:25:53)
Дата 23.03.2009 17:44:01

Тёмная история

>Вот упоминание об этом из книги Бирюзова "Когда гремели пушки":
> "Пришлось заняться розысками командарма. Стал звонить по телефону во все бригады и дивизии. Его нигде не было. Не появился тов. Самохин и на следующий день. А через сутки наши связисты перехватили радиопередачу противника, из которой явствовало, что Александр Григорьевич по ошибке совершил посадку не в Ельце, а в оккупированном немцами Мценске. Там он был пленен, и враг завладел при этом оперативной директивой нашего Верховного Главнокомандующего.
Вопросов больше чем ответов. Первое - это где от Москвы находится Елец, а где Мценск. Елец почти строго на юг, Мценск на юго-запад. Ночью летели? Без навигационных приборов? Откуда и зачем командарму директива Верховного?

> Дорого обошлась беспечность людей, отправивших генерала Самохина с недостаточно опытным летчиком, который потерял в воздухе ориентировку. Ставке пришлось пересмотреть сроки готовившегося наступления, изменить направление наших ударов по противнику. Но и это не спасло нас от неудач. У меня нет никакого сомнения в том, что трагический эпизоде генералом Самохиным сыграл свою роковую роль и в какой-то мере предопределил печальный исход наступления на Харьков в мае 1942 года.
Вообще сомнительный вывод. Если внезапность операции потеряна, ее надо было отменять.

> По-иному сложилась в связи с этим событием и судьба 48-й армии. Перед нами была поставлена новая задача — готовиться к наступлению не на Харьков, а на Орел из района севернее Ливны. Для этого армию следовало перебросить на значительное расстояние в условиях весенней распутицы. Благодатный чернозем превратился в тестообразное месиво, покрывавшее все поля и дороги. В разоренных врагом деревнях не оказалось корма для лошадей, а подвоз фуража из тыла был сильно затруднен. Нередко возникали перебои и с горючим для автотранспорта, и с продовольствием."
Ну ответов мы очевидно не узнаем. После войны Самохин был осужден, после сметри Сталина реабилитирован, однако умер в 1955 г.

>
http://militera.lib.ru/memo/russian/biryuzov1/03.html
С Дону выдачи нету

От Дуст
К alex63 (23.03.2009 17:44:01)
Дата 23.03.2009 21:24:57

А вот про Елец. Из мемуаров Тихомолова.

Здравствуйте,

"Было так с одним пилотом. Взлетел с генералом и майором на борту, взял курс на Елец. Дымка, низкие облака, чуть сыплет снежок. Погода что надо! Летит, смотрит на карту — сверяет с местностью. Все правильно: вон она — река, мост, железная дорога, которая ведет прямо на Елец...

Иногда облака закрывают землю. Не беда! Железная дорога приведет куда надо. Летит бреющим. Только столбы мелькают. Генерал с портфелем на коленях и адъютант сидят в пассажирской кабине, прислонясь к борту, спят. Измучились, устали. Трое суток без сна — шутка ли!

Смотрит летчик на железную дорогу и не видит — компас отклонился чуть-чуть. Совсем немного. Хоть бы раз глянул — вспомнил бы: от Москвы идут две дороги. Одна на Орел, другая на Елец. Рядом идут, почти одинаковым курсом. Но Елец наш, а Орел — под немцем.

Промелькнула узловая станция. «Волово!» — думает летчик. От нее до Ельца сто километров. А это было вовсе не Волово, а Горбачеве, и от него до Орла тоже сто километров...

«Сейчас будет Ефремове! — говорит сам себе летчик, а пролетает возле Мценска. — Ага, вон уже и город видать. Точно по времени. Елец!».

Оторвался взглядом от железной дороги и обомлел: справа сзади близко-близко идет «МЕ-109». Глянул налево — и там! И над головой висит. Зажали в клещи, ведут, как теленка.

Рванул газом, убрал мотор. «Мессершмитты» проскочили. Клюнул к земле в надежде уйти бреющим. Куда там, догнали, пристроились рядом, крылом к крылу, открыли фонари, скалят зубы, смеются. Им радостно: будет шнапс, будет награда, да еще какая! Видно им, как за окошком в пассажирской кабине мечутся две фигуры: генерал и майор. Уж, наверное, у генерала в портфеле что-то есть интересное.

...Очнулся генерал от толчка, глянул и все понял. На секунду зажмурил глаза: может, сон? Нет, не сон: вон они, фашистские свастики!

У майора лицо как бумага. Сидит, за сердце держится. Плохо.

— Спички! — кричит генерал и срывает с портфеля сургучные печати. Вынимает толстый пакет, кроша пальцами сургуч, обрывает крепкий шпагат.

— Спички!!

Майор зажигает сразу десяток спичек. По кабине разносится острый запах серы.

Бумаги горят плохо. Каждый листок нужно разворошить, отделить от другого и сжечь, а пепел развеять. Успеют ли?

Летчик, почувствовав гарь, догадался: «Жгут бумаги! Значит, нужно выиграть время». Потихоньку убрал обороты мотору, убавил скорость. «Мессершмитты» тоже убавили, но закачались. Для них такая скорость мала, можно свалиться в штопор, а земля рядом — опасно.

Один из летчиков, совсем мальчишка, не выдержал, ушел. Другой, что слева, с рыжими клочкастыми бровями, погрозив кулаком, приблизился вплотную и ткнул металлическим крылом в деревянное. Словно бритвой обрезал: улетел кусок консоли, затрепыхались по ветру лоскутья матерчатой обшивки. Шатнулась машина, вот-вот упадет. Волей-неволей пришлось давать обороты до максимальных.

Рыжий оскалился в довольной улыбке и большим пальцем правой руки показал вниз, на землю, где уже были видны стоявшие на аэродроме самолеты.

...Задыхаясь от дыма, генерал и майор жгут документы. Корчится в пламени красная обложка партбилета. Медленно темнея по углам и шевелясь, словно прощаясь, жалостливо смотрят с фотографий родные лица. Миг — и все исчезло в синеватом огне. И вот уже вьется струйкой дымок и рассеивается в прах серый пепел. У генерала тлеет рукав, но он не замечает этого. Лицо его строгое, сосредоточенное.

Кажется, все! Генерал расстегнул шинель и, стараясь не встречаться взглядом с майором, достал из кобуры пистолет...

Летчик попал в плен, потом бежал, вернулся. Так и стала известна эта история."

http://militera.lib.ru/memo/russian/tihomolov/index.html

Всего хорошего,

Дуст

От Пехота
К Дуст (23.03.2009 21:24:57)
Дата 24.03.2009 00:13:51

Re: А вот...

Салам алейкум, аксакалы!

>Оторвался взглядом от железной дороги и обомлел: справа сзади близко-близко идет «МЕ-109». Глянул налево — и там! И над головой висит. Зажали в клещи, ведут, как теленка.

>Рванул газом, убрал мотор. «Мессершмитты» проскочили. Клюнул к земле в надежде уйти бреющим. Куда там, догнали, пристроились рядом, крылом к крылу, открыли фонари, скалят зубы, смеются.

На Bf109 фонарь в воздухе не открывался.

> Им радостно: будет шнапс, будет награда, да еще какая! Видно им, как за окошком в пассажирской кабине мечутся две фигуры: генерал и майор. Уж, наверное, у генерала в портфеле что-то есть интересное.

Чтобы увидеть знаки различия человека в пассажирской кабине надо Вольфом Мессингом быть.

Короче - не источник это. Байка на основе слухов.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Андрей Платонов
К Пехота (24.03.2009 00:13:51)
Дата 25.03.2009 16:41:05

Re: А вот...

>>Рванул газом, убрал мотор. «Мессершмитты» проскочили. Клюнул к земле в надежде уйти бреющим. Куда там, догнали, пристроились рядом, крылом к крылу, открыли фонари, скалят зубы, смеются.
>На Bf109 фонарь в воздухе не открывался.

Форточка открывалась.

>Короче - не источник это. Байка на основе слухов.

Согласен.

От Дуст
К Пехота (24.03.2009 00:13:51)
Дата 24.03.2009 11:16:58

Объясняет, как потерял ориентировку...

...погодные условия плюс похожие ориентиры

От IAM
К alex63 (23.03.2009 17:44:01)
Дата 23.03.2009 17:49:26

Re: Тёмная история

>Ну ответов мы очевидно не узнаем. После войны Самохин был осужден, после сметри Сталина реабилитирован, однако умер в 1955 г.

Вот еще информация из ВиЖа

"САМОХИН Александр Георгиевич, генерал-майор, бывший начальник 2-го управления Главного разведывательного управления Красной Армии, 1902 года рождения, уроженец станицы Сиротинской Сталинградской области, русский, член ВКП(б) с 1920 года, в Красной Армии с 1919 года.

Показал, что, получив назначение на должность командующего 48-й армией, он 21 апреля 1942 года на самолете «ПР-5» вылетел в штаб бывш(его) Брянского фронта для получения указаний и вручения командующему фронтом пакета особой важности из Ставки Верховного Главного Командования.

В полете летчик Коновалов, потеряв ориентировку, уклонился от заданного маршрута, перелетел линию фронта и был сбит немцами перед передним краем их обороны.

После падения самолета Самохин пытался уничтожить пакет из Ставки; поджег его, но так как к нему приближались немцы, он бросил пакет в грязь, а поэтому не знает, попал ли он в руки противника.

Освобожденный из немецкого плена и допрошенный нами бортмеханик самолета, на котором летел Самохин, - воентехник 2 ранга Корнилов Т.Н. подтвердил, что Самохин действительно жег какие-то документы.

После пленения Самохин был доставлен немцами в гор. Орел, где у него были изъяты удостоверение личности, партийный билет, орденская книжка и написанная им брошюра «Тактика германской армии».

Самохин показал, что по прибытии в г. Орел он был немцами подвергнут допросу, но никаких показаний о Красной Армии якобы не дал.

Однако на следующий день после пленения Самохина командующий 2-й германской танковой армией (в районе которой был сбит самолет Самохина) генерал Шмидт издал приказ, в котором было сказано:
«За сбитие 21 апреля самолета и взятие в плен генерала Самохина я выражаю батальону благодарность.
Благодаря этому действию командование получило ценные данные, которые при известных обстоятельствах могут благоприятно повлиять на дальнейшее проведение операций».

На последующих допросах в Главном управлении «Смерш» Самохин сознался, что назвал немцам правильные фамилии ряда работников Генерального штаба Красной Армии, как то: начальника Главного разведывательного управления генерал-майора Панфилова, начальника Оперативного управления Генштаба генерал-лейтенанта Бодина и начальника направления Оперативного управления Генштаба генерал-майора Шевченко. Кроме того, Самохин сообщил немцам структуру Главного разведывательного управления Красной Армии, но, как он показал, эта структура не соответствовала действительности. Самохин также показал, что испугавшись возможных его допросов в гестапо, пытался подставить себя германской разведке для вербовки и последующей переброски в Советский Союз, где он имел намерение явиться с повинной, но немцы его предложение якобы отвергли.
На допросах Самохин ведет себя неискренне."

От Dervish
К IAM (23.03.2009 17:49:26)
Дата 23.03.2009 21:09:50

Почему он боялся гестапо?

По идее его должен был допрашивать абвер?

От Гегемон
К Dervish (23.03.2009 21:09:50)
Дата 24.03.2009 10:37:21

Потому что про у гестапо была репутация

Скажу как гуманитарий

>По идее его должен был допрашивать абвер?
потому, что ему могли объявить, что он - не Soldat, а переодетый в честную солдатскую форому комиссар и шпион. И пригрозить передачей в руки гестапо, где умеют развязывать языки. А как это делается - он и сам мог себе представить


С уважением