От Паршев
К All
Дата 30.03.2009 21:18:06
Рубрики Спецслужбы;

Нашим нефтяникам-газовикам вопрос по старому делу

http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml

Что могло вызвать такое повреждение продуктопровода с такой вот утечкой, кроме диверсии?

Какие кстати были идеи у комиссии о причинах повреждения?

От Басов
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 31.03.2009 16:42:10

Труба, скорее всего, сварная, изготовлена из листа

>Что могло вызвать такое повреждение продуктопровода с такой вот утечкой, кроме диверсии?
Низкое качество сварных швов, коррозия и дальнейшее упруго - пластическое разрушение. Если была значительная пульсация давления - возможен рост усталостных трещин, в том числе по сварному шву.
С уважением

От И. Кошкин
К Басов (31.03.2009 16:42:10)
Дата 31.03.2009 17:19:16

Если Ду 700, то толщина стенок - 12-15 мм, это уже не лист (-)


От RTY
К И. Кошкин (31.03.2009 17:19:16)
Дата 31.03.2009 19:47:57

Re: Если Ду...

А что?
Стальные трубы для трубопроводов скручиваются из листа, и бывают прямошовные и спиралешовные.

От И. Кошкин
К RTY (31.03.2009 19:47:57)
Дата 31.03.2009 21:17:18

Посмотрел - таки да, это называется лист (-)


От Паршев
К И. Кошкин (31.03.2009 17:19:16)
Дата 31.03.2009 18:35:35

Не, стальной лист по-моему до 60 мм толщиной (-)


От Евгений Путилов
К Паршев (31.03.2009 18:35:35)
Дата 31.03.2009 18:54:54

не было такого

При диаметре 1420 мм толщина стенки есть 14,1, 16,5, 16,8, 19,5 и 25 мм. Это все импорт из ФРГ, Японии и наше производство по их лицензии. Класс прочности К60. При диаметре 1220 мм самая большая толщина стенки 26 мм при классе прочности К54. Это японская труба.

От Vitaly Bogomolov
К Евгений Путилов (31.03.2009 18:54:54)
Дата 31.03.2009 20:52:00

А голубой поток из чего сделан?

>При диаметре 1420 мм толщина стенки есть 14,1, 16,5, 16,8, 19,5 и 25 мм. Это все импорт из ФРГ, Японии и наше производство по их лицензии. Класс прочности К60. При диаметре 1220 мм самая большая толщина стенки 26 мм при классе прочности К54. Это японская труба.

Там то ли 30, то ли 40 мм стенка, сейчас не помню точно.

От Евгений Путилов
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 20:52:00)
Дата 31.03.2009 21:48:50

А голубой поток в 80-е сделан? не знал (-)


От Vitaly Bogomolov
К Евгений Путилов (31.03.2009 21:48:50)
Дата 31.03.2009 22:03:12

Вы не могли бы выражаться менее загадочно?

голубой поток, 80-ые, сетования на нехватку знаний... чего то лень загадки разгадывать :)

От Евгений Путилов
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 22:03:12)
Дата 01.04.2009 00:09:58

А что непонятно?

В ветке шла речь о трубопроводах 80-х. Я привел данные по типоразмерам, классу прочности и номинальной толщине стенки труб большого диаметра, которые тогда использовались в СССР по импорту (советские были аналогичными).

От Vitaly Bogomolov
К Евгений Путилов (01.04.2009 00:09:58)
Дата 01.04.2009 08:23:22

Теперь понятно.

>В ветке шла речь о трубопроводах 80-х. Я привел данные по типоразмерам, классу прочности и номинальной толщине стенки труб большого диаметра, которые тогда использовались в СССР по импорту (советские были аналогичными).

Ну тогда Ваш список явно неполный. На одной нитке могут встречаться до 15 разных толщин стенок. В среднем на 100 км трубы где-то 5-8 толщин.

От Паршев
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 20:52:00)
Дата 31.03.2009 21:24:49

Re: А голубой... (-)


От Паршев
К Паршев (31.03.2009 21:24:49)
Дата 31.03.2009 21:25:55

Re: А голубой...

несколько размеров для разных участков, до 41 мм. Со сложным покрытием - наружным и двуслойным внутренним.

От Паршев
К Евгений Путилов (31.03.2009 18:54:54)
Дата 31.03.2009 20:27:41

Ну не знаете - не пишите

трубы сейчас делают толщиной до 48 мм (Выксунский завод).

А толщина стального листа по ГОСТу - до 60 мм.

От Евгений Путилов
К Паршев (31.03.2009 20:27:41)
Дата 31.03.2009 21:47:52

вы ж за 80-е говорили. не знаете здесь только вы (-)


От Паршев
К Басов (31.03.2009 16:42:10)
Дата 31.03.2009 17:15:50

Ну уж не из цельной заготовки драчёвым напильником


>Низкое качество сварных швов, коррозия и дальнейшее упруго - пластическое разрушение. Если была значительная пульсация давления - возможен рост усталостных трещин, в том числе по сварному шву.

А если не было пульсации? Про нее не говорилось.

От Esq
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 31.03.2009 12:08:11

Ре: Нашим нефтяникам-газовикам...

>
http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml
>Что могло вызвать такое повреждение продуктопровода с такой вот утечкой, кроме диверсии?

Вот тут:
http://stra.teg.ru/lenta/security/5934

пишут вот так:

Крупнейший неядерный взрыв был вызван закладкой в программе
Дата: 27 февраля 2004
Источник публикации: сецуритылаб.ру
Версия для печати

Крупнейший неядерный взрыв и вызванный им пожар, который можно было наблюдать из космоса, случившийся на территории Советского Союза, был спровоцирован ЦРУ США и был вызван специально оставленной ошибкой в программном обеспечении.

КГБ в свое время выявил причину произошедшего инцидента и после чего была издана инструкция, которая запрещает в критических государственных технологиях использовать программное обеспечение западного производства без детальной проверки исходного кода.

Информация об истинных причинах катастрофы была засекречена, не только в США, но и в СССР, однако как это часто бывает, секретом не стала. Об этом говорили на кухнях у нас, теперь об этом написано в мемуарах бывшего главкома ВВС США Томаса Рида, который состоял в национальном совете безопасности США в 1982 году, когда Рональд Рейган одобрил план подрыва советской экономики.

Выдержки из готовящихся к печати мемуаров американского военного приводит сегодня Вашингтон Пост.

Томас Рид пишет, что в начале 1982 года США поставили Советскому Союзу технологии для газопроводов, включая программное обеспечение, вызвавшее летом того же года грандиозный взрыв на газопроводе в Сибири, который зафиксировали американские спутники. Целью этой диверсии называется попытка заблокировать поставки советского газа в Западную Европу, бывшие одним из немногих источников поступления свободно конвертируемой валюты, и таким образом обанкротить экономику СССР, пишет Вашингтон Пост.

Другие новости по теме Информационая безопасность государственной власти


От Паршев
К Esq (31.03.2009 12:08:11)
Дата 31.03.2009 12:59:00

Тут про саму книгу Ридда подробнее

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1077958800

От Евгений Путилов
К Паршев (31.03.2009 12:59:00)
Дата 31.03.2009 13:00:57

Фуйня. Если не брать во внимание основную идею...

...о том, что спецоперация по внедрению дефектного оборудования проводилась (это истинно верно), все примеры Ридда в этой статье лишь уводят в сторону от дела.

От Паршев
К Евгений Путилов (31.03.2009 13:00:57)
Дата 31.03.2009 13:06:59

Вы нашли странный способ выражать своё согласие с главной идеей(-)


От Евгений Путилов
К Паршев (31.03.2009 13:06:59)
Дата 31.03.2009 13:25:50

Я все сказал

Спецоперация - была. Но примеры Рида - деза.
В конце концов, темой моей кандидатской как раз и была внешнеполитическая борьба вокруг строительства УПУ. Примеры работы ЦРУ были совсем другие. Взрывы на линейной части трубопроводов в данном случае не имеют отношения.

От И. Кошкин
К Esq (31.03.2009 12:08:11)
Дата 31.03.2009 12:14:43

Глупости какие (-)


От PAV605
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 31.03.2009 10:29:49

Поскольку трубопровод был практически новый. Напрашивается вывод о дефекте

при его постройке. Вроде как есть данные про экскаватор повредивший трубу еще при строительстве. Подобное повреждение и могло послужить в дальнейшем очагом коррозии или усталостного напряжения.

От Vitaly Bogomolov
К PAV605 (31.03.2009 10:29:49)
Дата 31.03.2009 11:05:14

Такие дефекты приводят к разрушению стенки трубы с последующим фейерверком.

>Вроде как есть данные про экскаватор повредивший трубу еще при строительстве. Подобное повреждение и могло послужить в дальнейшем очагом коррозии или усталостного напряжения.

А чтобы был взрыв, должен быть именно "свищ" - сквозной канал изнутри трубы наружу диаметром намного меньше толщины стенки трубы, не влияющий на прочность стенки трубы около него. Чтоб из него наружу вытекало и скапливалось в каком-то ограниченном пространстве.

От park~er
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 31.03.2009 10:24:33

Re: Нашим нефтяникам-газовикам...

Работал в организации, которая имела на балансе нетепродуктопроводы (ДТ, А-80). Местные умельцы умудрялись засверливаться в трубу именно в том момент, когда либо начиналась, либо оканчивалась транспортировка- т.к. в этот момент менялось давление и датчики не могли зафиксировать его потерю.

Т.е если это диверсия, то на ближайшей насосной станции должен быть источник информации и средства связи с ним.

Офф
А за технологию засверливания, после того как её раскрыли гл. инженер оформил рацпредложение, - как никак сверлить трубу с бензином под давлением 40 атмосфер не два пальца ...

От PAV605
К park~er (31.03.2009 10:24:33)
Дата 31.03.2009 10:39:46

Это все байки какие-то

>Работал в организации, которая имела на балансе нетепродуктопроводы (ДТ, А-80). Местные умельцы умудрялись засверливаться в трубу именно в том момент, когда либо начиналась, либо оканчивалась транспортировка- т.к. в этот момент менялось давление и датчики не могли зафиксировать его потерю.

Давление будет падать заметно если воровать будут объемами сравнимыми с все транспортировкой по трубе.


>Т.е если это диверсия, то на ближайшей насосной станции должен быть источник информации и средства связи с ним.

Нет. Продуктопровод работал при давлении в разы меньше штатного. Таким образом давление в трубе было немногим больше чем пороговое давление в датчиках сигнализирующих об утечке. В таких условиях своевременное обнаружение утечки проблематично. К тому же при перекачке жидкости давление при утечке падает не так быстро как при перекачке газа.

>Офф
>А за технологию засверливания, после того как её раскрыли гл. инженер оформил рацпредложение, - как никак сверлить трубу с бензином под давлением 40 атмосфер не два пальца ...

Врезка под давлением это стандартная операция.

От Vitaly Bogomolov
К PAV605 (31.03.2009 10:39:46)
Дата 31.03.2009 10:51:16

Re: Это все...

>>А за технологию засверливания, после того как её раскрыли гл. инженер оформил рацпредложение, - как никак сверлить трубу с бензином под давлением 40 атмосфер не два пальца ...
>
>Врезка под давлением это стандартная операция.

Ну не совсем стандартная - надо разрешение на огневые работы получать.

От PAV605
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 10:51:16)
Дата 31.03.2009 10:58:21

Re: Это все...

>>>А за технологию засверливания, после того как её раскрыли гл. инженер оформил рацпредложение, - как никак сверлить трубу с бензином под давлением 40 атмосфер не два пальца ...
>>
>>Врезка под давлением это стандартная операция.
>
>Ну не совсем стандартная - надо разрешение на огневые работы получать.

Я с точки зрения технологии говорю. Ничего сложного.

От Николай Манвелов
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 31.03.2009 07:47:13

Коррозия. (-)


От Паршев
К Николай Манвелов (31.03.2009 07:47:13)
Дата 31.03.2009 11:30:15

4 года всего эксплуатировался (-)


От (v.)Krebs
К Паршев (31.03.2009 11:30:15)
Дата 31.03.2009 11:55:38

Re: 4 года...

"курс - на пеленг!"
а почему норматив на обследование ТП - как раз 5 лет? по статистике, прободение коррозионной язвы происходит за 6 лет

От RTY
К (v.)Krebs (31.03.2009 11:55:38)
Дата 31.03.2009 19:54:30

Re: 4 года...

>"курс - на пеленг!"
>а почему норматив на обследование ТП - как раз 5 лет? по статистике, прободение коррозионной язвы происходит за 6 лет

Тогда, я бы сказал - некачественный шов, который прогнил быстрее.

А вообще, в те затертые годы со средствами дефектоскопии (тем более - внутритрубной) было гораздо хуже.

От Евгений Путилов
К (v.)Krebs (31.03.2009 11:55:38)
Дата 31.03.2009 12:00:59

Re: 4 года...

Доброго здравия!
>"курс - на пеленг!"
>а почему норматив на обследование ТП - как раз 5 лет? по статистике, прободение коррозионной язвы происходит за 6 лет

Потому что большинство трубопроводов имеют недолговечное пленочное антикоррозийное покрытие. Кстати говоря, периодичность внутритрубной диагностики магистральных газопроводов посредством так называемых интеллектуальных поршней тоже 5 лет. Но после взрывов 2006-2008 гг. именно на тех участках, которые только прошли такую диагностику, стало ясно, что методика еще далека от совершенства.

С уважением, Евгений Путилов.

От Vitaly Bogomolov
К Евгений Путилов (31.03.2009 12:00:59)
Дата 31.03.2009 12:22:41

Совершенство - вообще в этом мире редкая вещь :)

>Кстати говоря, периодичность внутритрубной диагностики магистральных газопроводов посредством так называемых интеллектуальных поршней тоже 5 лет. Но после взрывов 2006-2008 гг. именно на тех участках, которые только прошли такую диагностику, стало ясно, что методика еще далека от совершенства.

Но другого все равно нету ничего. По рассказам сторожилов до появления внутритрубки места для планового ремонта газопроводов выбирались просто:

Давали в трубу давление чуть выше нормативного и ремонтирвали там где трубу порвало. Очень удобно - не надо привязываясь к местности искать место дефекта (определяется по яркой вспышке), копать (котлован уже готов). Приехали, обрезали ошметки старой трубы, вварили новую, засыпали землей. Не знаю уж, байки или нет :)

От Anvar
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 12:22:41)
Дата 31.03.2009 12:28:52

Re: Совершенство -...

>Но другого все равно нету ничего. По рассказам сторожилов до появления внутритрубки места для планового ремонта газопроводов выбирались просто:

>Давали в трубу давление чуть выше нормативного и ремонтирвали там где трубу порвало. Очень удобно - не надо привязываясь к местности искать место дефекта (определяется по яркой вспышке), копать (котлован уже готов). Приехали, обрезали ошметки старой трубы, вварили новую, засыпали землей. Не знаю уж, байки или нет :)

Вроде как это стандартные испытания на давление перед введением в экусплуатацию и после ремонта, только жидкостью вроде как делают?

От Vitaly Bogomolov
К Anvar (31.03.2009 12:28:52)
Дата 31.03.2009 12:48:39

Re: Совершенство -...


>>Давали в трубу давление чуть выше нормативного и ремонтирвали там где трубу порвало. Очень удобно - не надо привязываясь к местности искать место дефекта (определяется по яркой вспышке), копать (котлован уже готов). Приехали, обрезали ошметки старой трубы, вварили новую, засыпали землей. Не знаю уж, байки или нет :)

>Вроде как это стандартные испытания на давление перед введением в экусплуатацию и после ремонта, только жидкостью вроде как делают?

Перед вводом в эксплуатацию - да. После ремонта - нет. Долгая процедура, сравнимая со сроками ремонта. Вывод из эксплуатации нитки экспортного магистрального газопровода - штука весьма затратная. И чем дольше он стоИт, тем крупнее проблемы у всех к этому причастных. Даже разрешения на просто изменение режима (сброс давления) для проведения внутритрубной диагностики от центральной диспетчерской газпрома можно ждать неделями, а иногда месяцами.

От Паршев
К Евгений Путилов (31.03.2009 12:00:59)
Дата 31.03.2009 12:09:34

Да в общем причина-то указывалась (не коррозия)

"Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стало некачественное выполнение врезки обвода на участке продуктопровода "Нижневартовск - Уфа"".

Вот и интересно, как это было.

От RTY
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 30.03.2009 23:46:42

Re: Нашим нефтяникам-газовикам...

>
http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml

>Что могло вызвать такое повреждение продуктопровода с такой вот утечкой, кроме диверсии?

>Какие кстати были идеи у комиссии о причинах повреждения?

По данной статье судить о причинах невозможно.
Вообще, основная причина потери трубопроводами герметичности - различные виды коррозии (необязательно в районе сварных швов).
Изначально коррозионные трещины имеют небольшую пропускную способность, чем и могло быть вызвано небольшое падение давления в трубе и длительное накопление газа в месте ЧП.

Если бы труба была повреждена умышленно, отверстие наверняка имело бы существенные размеры, как и падение давления в трубе.

От Паршев
К RTY (30.03.2009 23:46:42)
Дата 30.03.2009 23:50:09

Re: Нашим нефтяникам-газовикам...


>Если бы труба была повреждена умышленно, отверстие наверняка имело бы существенные размеры, как и падение давления в трубе.

Фотографий повреждения трубы ни разу не публиковались.

От Евгений Путилов
К Паршев (30.03.2009 23:50:09)
Дата 31.03.2009 12:40:45

Re: Нашим нефтяникам-газовикам...

Доброго здравия!

>>Если бы труба была повреждена умышленно, отверстие наверняка имело бы существенные размеры, как и падение давления в трубе.
>
>Фотографий повреждения трубы ни разу не публиковались.

Фотки взрыва и воронки 2007 года на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород я встречал в сети. А вот январского взрыва 2009 пока не видел. Ну этого нового тоже.

С уважением, Евгений Путилов.

От AlexNE
К Паршев (30.03.2009 23:50:09)
Дата 31.03.2009 01:51:19

Тогда форумов и блогов не было


>>Если бы труба была повреждена умышленно, отверстие наверняка имело бы существенные размеры, как и падение давления в трубе.
>
>Фотографий повреждения трубы ни разу не публиковались.

Вот и негде было публиковать...

Чесслово, странные вещи говорите. И справку из Шестого главка просите ;-)

От Паршев
К AlexNE (31.03.2009 01:51:19)
Дата 31.03.2009 11:34:27

Re: Тогда форумов...


>Вот и негде было публиковать...

Ну да, ни газет, ни телевидения...

>Чесслово, странные вещи говорите. И справку из Шестого главка просите ;-)

ни разу 6-е Управление главком не было.

От Vitaly Bogomolov
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 30.03.2009 23:39:11

Re: Нашим нефтяникам-газовикам...

>
http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml

за что глаз цепляется в этом тексте:

>> Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки

во-первых не насосной, а компрессорной станции (КС).

во-вторых, на каждой КС круглосуточная смена диспетчеров, наблюдающих за всеми этими "автоматическими регуляторами давления".

в-третьих, среднее расстояние между КС - 200-260 км. получается участок был длиной >= 400 км. Чето не слыхал я об участках такой длины, тем более на Ду-700. На Ду-1400, с поправкой на 1989 - ну может быть, и то вряд ли.

>Что могло вызвать такое повреждение продуктопровода с такой вот утечкой, кроме диверсии?

Если труба лежала (как там пишут) в 900-1000 м от жд, то разрыв трубы к таким последствиям вряд ли бы привел. Года три назад у нас в Саратове под Сторожевкой рванула нитка, тоже кстати Ду-700. От окружной дороги километра полтора, с трассы хорошо было это место видно. Машины с трассы не послетали и не поплавились, жертв не было, хотя фотки с места аварии тоже впечатляющие.

Если произошел взрыв газа - то редкое сочетании нескольких факторов.

1. Свищ на трубе, через который вытекал газ. Падение давления от небольшого свища существенно меньше погрешности измерительной аппаратуры на КС. Свищи на магистральных трубах встречаются нередко.

2. Свищ должен находиться под оврагом/ложбинкой так, чтобы газ из свища, просачиваясь сквозь землю мог в этой ложбинке накапливаться, смешиваясь с воздухом до образования взрывоопасной пропорции.

3. Этот овражек должен подходить вплотную к полотну жд.

4. Некоторое время должна стоять безветренная погода, чтоб порывом ветра эту смесь из ложбинки не выдуло.

Честно говоря, с трудом представляю что диверсанты должны были делать на трубе, чтоб добиться такого эффекта. Не говоря уж о том, чтоб свести к этой точке в момент взрыва два поезда.

>Какие кстати были идеи у комиссии о причинах повреждения?

Не знаю. Я в тот момент еще только дембеля ждал.

От Деревянкин
К Vitaly Bogomolov (30.03.2009 23:39:11)
Дата 31.03.2009 01:16:41

Re: Нашим нефтяникам-газовикам...

По тому, что нам рассказывали на "Изысканиях и проектировании ж/д"

>2. Свищ должен находиться под оврагом/ложбинкой так, чтобы газ из свища, просачиваясь сквозь землю мог в этой ложбинке накапливаться, смешиваясь с воздухом до образования взрывоопасной пропорции.

>3. Этот овражек должен подходить вплотную к полотну жд.

Именно так и было. После этого случая пересмотрели нормы по трассировке ж/д.

От Паршев
К Деревянкин (31.03.2009 01:16:41)
Дата 31.03.2009 01:24:49

Не совсем так

>По тому, что нам рассказывали на "Изысканиях и проектировании ж/д"

>>2. Свищ должен находиться под оврагом/ложбинкой так, чтобы газ из свища, просачиваясь сквозь землю мог в этой ложбинке накапливаться, смешиваясь с воздухом до образования взрывоопасной пропорции.

Здесь "свищ" (назовем его так) должен был находиться НАД ложбинкой, чтобы стекать по ней в низинку у жд - и именно там он и образовался. Труба кстати была засыпана землей, не совсем по поверхности она шла. И она шла по возвышенности, которая тянулась вдоль жд.

>Именно так и было.
Нет, не так. То, что Вы пишете - относится к газопроводу.

Кстати, припомнил, что было предположение о каком-то "диком бульдозере", который снял слой земли и зацепил ковшом трубу. Но следов его существования не нашли, а место там дикое.

От Деревянкин
К Паршев (31.03.2009 01:24:49)
Дата 31.03.2009 08:58:00

Re: Не совсем...

>Нет, не так. То, что Вы пишете - относится к газопроводу.

Я все же про ж/д. Шла она в низине и слишком близко к газопроводу. Нормы таки пересмотрели.

От Паршев
К Деревянкин (31.03.2009 08:58:00)
Дата 31.03.2009 11:29:27

Ну как "близко"? Километр - разве близко?

"Продуктопровод "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" протяженностью в 1800 км начал эксплуатироваться с 1985 г. Еще при проектировании и при его строительстве выявлялись определенные недостатки, которые серьезно не учитывались при эксплуатации продуктопровода. Продуктопровод диаметром в 700 мм был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм. Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки, был настроен на отключение при повышении давления в 39 атм. и при его понижении до 28 атм. по техническому проекту измерение давления в трассе трубопровода фиксируется не реже, чем через 90 мин. Это отражает чрезвычайно низкое обеспечение безопасности продуктопровода для окружающего района.

Возникшее нарушение герметичности трубопровода привело к утечке жидкого газа, испарению и образованию в атмосфере взрывоопасной смеси, увеличивающейся в объеме в 400 раз.

За время истечения газопродукт в смеси с воздухом распространился на значительную территорию прилежащего леса, приблизился к железнодорожному полотну, от которого основной коллектор поврежденного продуктопровода проходил на расстоянии 900-1000 м. "

>
>Я все же про ж/д. Шла она в низине и слишком близко к газопроводу. Нормы таки пересмотрели.

Что-то встречал я газопроводы и ближе к жд.

От И. Кошкин
К Паршев (31.03.2009 01:24:49)
Дата 31.03.2009 01:35:22

Ну вы же сами знаете больше всех всего, зачем спрашивать?))))))))))))))) (-)


От Паршев
К И. Кошкин (31.03.2009 01:35:22)
Дата 31.03.2009 11:29:52

Это не запрещено правилами (-)


От Паршев
К Vitaly Bogomolov (30.03.2009 23:39:11)
Дата 30.03.2009 23:51:23

Ну, это не газ, а довольно высокомолекулярный продукт,

в жидком состоянии изливался и не сразу испарялся.

От Ironside
К Паршев (30.03.2009 23:51:23)
Дата 31.03.2009 10:21:37

Re: Ну, это...

>в жидком состоянии изливался и не сразу испарялся.

ШФЛУ - это смесь углеводородов, большую часть которой составляют пропан и бутан. Ни разу не высокомолекулярный продукт.

От PAV605
К Ironside (31.03.2009 10:21:37)
Дата 31.03.2009 10:25:13

Re: Ну, это...

>>в жидком состоянии изливался и не сразу испарялся.
>
>ШФЛУ - это смесь углеводородов, большую часть которой составляют пропан и бутан. Ни разу не высокомолекулярный продукт.

И пропан и бутан тяжелее воздуха, и могут скапливаться в низинах при определенных условиях.

От Ironside
К PAV605 (31.03.2009 10:25:13)
Дата 31.03.2009 10:35:14

Re: Ну, это...

>И пропан и бутан тяжелее воздуха, и могут скапливаться в низинах при определенных условиях.

Я где-то сказал, что не могут?

От Vitaly Bogomolov
К Паршев (30.03.2009 23:51:23)
Дата 31.03.2009 00:01:36

Re: Ну, это...

>в жидком состоянии изливался и не сразу испарялся.

в продуктопроводах газ тоже присутствует. обычно смесь этого эээ не знаю как назвать... студня и обычного газа.

От Паршев
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 00:01:36)
Дата 31.03.2009 01:15:10

Re: Ну, это...

>>в жидком состоянии изливался и не сразу испарялся.
>
>в продуктопроводах газ тоже присутствует. обычно смесь этого эээ не знаю как назвать... студня и обычного газа.

Ну естественно, для получения необходимой для взрыва смеси нужно было именно то, что там было - газ просто испарился бы, при зажигании - хлопок и факел. Бензин мог дать хлопок, и потом выгорание озера. А вот продуктовод - самое то для объемного взрыва.

От И. Кошкин
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 00:01:36)
Дата 31.03.2009 00:05:07

Была жара, а легкие бензиновыефракции начинают испаряться уже при 20-30 градусах (-)


От AlexNE
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 30.03.2009 23:36:41

Возможность диверсии отрабатывалась

обязательно. Но подтверждений никаких не получила.
Ситуация такая же, как и в Чернобыле - "Авось не случится ничего".
Если память не изменяет - нарушения технологии при сварке и контроле. "Стране нужен газ!"...

От Паршев
К AlexNE (30.03.2009 23:36:41)
Дата 30.03.2009 23:45:13

Re: Возможность диверсии...


>Если память не изменяет - нарушения технологии при сварке и контроле. "Стране нужен газ!"...
Это не тот газ. Это был продуктопровод, а не газопровод. И кстати его просто прекратили потом использовать, как-то обошлись.

Вот где бы прочитать справку какую-нибудь по линии 6-го Управления, что точно не диверсия. И почему аналогичных не было, и даже похожих.

От Anvar
К Паршев (30.03.2009 23:45:13)
Дата 31.03.2009 10:39:06

Насчет обошлись

>Это не тот газ. Это был продуктопровод, а не газопровод. И кстати его просто прекратили потом использовать, как-то обошлись.

После этого Туймазинский и Приютовский ГПЗ стали испытывать существенные трудности, а по сути стали работать в убыток.
Это собранный "попутный" газ. Сама по себе транспортировка и переработка нерентабельна, но выбрасывать в атомсферу нельзя. "Просто" сжигать, оказывается недешево.
Насчет диверсии. Вдоль этого продуктопровода было удобно ходить в пеших турпоходах( огромная просека напрямую). Меня тогда очень удивляло, трубы в местах выхода из под земли были все как из пулемета оббиты дробью - пьяные охотники развлекались.

От Паршев
К Anvar (31.03.2009 10:39:06)
Дата 31.03.2009 11:24:09

Re: Насчет обошлись


>Насчет диверсии. Вдоль этого продуктопровода было удобно ходить в пеших турпоходах( огромная просека напрямую). Меня тогда очень удивляло, трубы в местах выхода из под земли были все как из пулемета оббиты дробью - пьяные охотники развлекались.

Это и есть диверсии, хотя и безмотивные. Но в данном случае дробь такого эффект не дала бы, да и время - 4 июня - нету пьяных охотников в лесу.
А идея диверсии могла как-то попасть к заинтересованным лицам и организациям вот так - через туристов, охотников.

От И. Кошкин
К Anvar (31.03.2009 10:39:06)
Дата 31.03.2009 11:11:30

У всех переработка спутного газа рентабельна, только у русских нерентабельна (-)


От Anvar
К И. Кошкин (31.03.2009 11:11:30)
Дата 31.03.2009 11:26:07

Ну такое у нас отношение к экологии и безопасности.

Строительством этого продуктопровода и хотели сделать рентабельным, а вышло.....

От Koshak
К И. Кошкин (31.03.2009 11:11:30)
Дата 31.03.2009 11:16:37

У кого еще от месторождения спутного газа допотребителя 2000км? (-)


От Bronevik
К Koshak (31.03.2009 11:16:37)
Дата 31.03.2009 11:21:54

А на месте сжигать в ТЭС? (-)


От Паршев
К Bronevik (31.03.2009 11:21:54)
Дата 31.03.2009 11:55:15

А заодно и нефть и газ. Как не догадались? (-)


От Bronevik
К Паршев (31.03.2009 11:55:15)
Дата 31.03.2009 12:02:30

Гениально, полковник!"-)))))))))) (-)


От Паршев
К Bronevik (31.03.2009 12:02:30)
Дата 31.03.2009 12:05:36

Ну... первоначальная идея всё-таки не моя... я только развил (-)


От Bronevik
К Паршев (31.03.2009 12:05:36)
Дата 31.03.2009 12:07:33

Но развили глобально, за это мы Вас и ценим!!!;-))

Доброго здравия!
Cacatum non est pictum--оставим эту латынь без перевода...

От Паршев
К Bronevik (31.03.2009 12:07:33)
Дата 31.03.2009 12:50:23

Доброе слово и кошке приятно (-)


От Anvar
К Bronevik (31.03.2009 11:21:54)
Дата 31.03.2009 11:37:56

Re: А на...

Нефтяники лучше знают, но ИМХО он потому и попутный, что может идти, а может и не идти, количество непредсказуемое на отдельном месторождении. Сжигать непонятно что (какой состав?), тоже нетривиальная задача.

От И. Кошкин
К Anvar (31.03.2009 11:37:56)
Дата 31.03.2009 12:14:00

Вообще-то, его сейчас перерабатывают.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Нефтяники лучше знают, но ИМХО он потому и попутный, что может идти, а может и не идти, количество непредсказуемое на отдельном месторождении. Сжигать непонятно что (какой состав?), тоже нетривиальная задача.

...буквально на днях считал: маленькая печечка, буквально 1.2 метра в диаметре, для чего его греют - не знаю, буквально до 120 градусов. Видимо, побьют по фракциям, метан пустят на топливо или в газопровод, бензиновые собирать будут, видимо, тоже куда-то

И. Кошкин

От Anvar
К И. Кошкин (31.03.2009 12:14:00)
Дата 31.03.2009 12:38:27

Все зависит от цены на нефть

>...буквально на днях считал: маленькая печечка, буквально 1.2 метра в диаметре, для чего его греют - не знаю, буквально до 120 градусов. Видимо, побьют по фракциям, метан пустят на топливо или в газопровод, бензиновые собирать будут, видимо, тоже куда-то

ГПЗ работают, и еще год назад были очень прибыльными. На Туймазинском, например, построили установку выделения серы , вбухали кучу денег, завалили все серой, теперь "сломали" (вывели в ремонт) новую установку, чтобы не фигурировала в отчетности.

От И. Кошкин
К Anvar (31.03.2009 12:38:27)
Дата 31.03.2009 12:42:03

Производство серы - это необходимость, которую постепенно начинают...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>...буквально на днях считал: маленькая печечка, буквально 1.2 метра в диаметре, для чего его греют - не знаю, буквально до 120 градусов. Видимо, побьют по фракциям, метан пустят на топливо или в газопровод, бензиновые собирать будут, видимо, тоже куда-то
>
>ГПЗ работают, и еще год назад были очень прибыльными. На Туймазинском, например, построили установку выделения серы , вбухали кучу денег, завалили все серой, теперь "сломали" (вывели в ремонт) новую установку, чтобы не фигурировала в отчетности.

...у нас осознавать. Нефть у нас сернистая, устноавки сероочистки - необходимы. А сера - это и сырье для кислоты, и для пр-ва резины и много для чего. при нормально работающей химической промышленности серы нужно много

И. Кошкин

От Koshak
К Bronevik (31.03.2009 11:21:54)
Дата 31.03.2009 11:27:58

Растапливать мерзлоту? (-)


От Евгений Путилов
К Koshak (31.03.2009 11:27:58)
Дата 31.03.2009 13:04:57

Сама тает. А начнут качать на Ямале - как бы полуостров не стал островом. (-)


От Vitaly Bogomolov
К Bronevik (31.03.2009 11:21:54)
Дата 31.03.2009 11:26:39

На том месте ТЭС нету :) (-)


От Alexeich
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 11:26:39)
Дата 31.03.2009 16:25:31

Re: помню номер науки и жизни 80-х со статейкой на эту тему

в разделе коротких заметок на научно-техническую тему было про газокомпрессорную станцию, которая успешно спутный газ превращало в топливо для соотв. образом переоборудованных двигателей грузовиков для местного использования - тсзть привез на соседнюю буровую трубы а заодно и заправился.
Вот тока скока тех грузовиков надо на севера завезти чтобы весь газ испольщовать - уму непостижимо.

От Bronevik
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 11:26:39)
Дата 31.03.2009 11:54:27

Привезти и смонтировать!"-)) (-)


От Koshak
К Anvar (31.03.2009 10:39:06)
Дата 31.03.2009 11:01:07

Идиот страшнее диверсанта! ( (-)


От AlexNE
К Паршев (30.03.2009 23:45:13)
Дата 31.03.2009 01:46:26

Справку ему подавай :-)


>>Если память не изменяет - нарушения технологии при сварке и контроле. "Стране нужен газ!"...
>Это не тот газ. Это был продуктопровод, а не газопровод. И кстати его просто прекратили потом использовать, как-то обошлись.

>Вот где бы прочитать справку какую-нибудь по линии 6-го Управления, что точно не диверсия. И почему аналогичных не было, и даже похожих.

Давно было, а справку я не конспектировал, как нетрудно догадаться. Но следствие было еще грамотно проведено - со всех точек зрения. Колеса Системы еще крутились.
Аварии подобного рода происходили и происходят. Просто они не заканчивались катастрофами.

Что касается "просто обошлись", то к тому времени и попозже мы уже без много стали "просто обходиться". Я так полагаю, что дать гарантию, что труба не "порвется" в другом месте, никто не рискнул.
А "рвалось" уже повсюду. Собственно, Шестерка была создана как пожарный вариант "спасать экономику"... правда, бесполезный вариант.

От Паршев
К AlexNE (31.03.2009 01:46:26)
Дата 31.03.2009 11:21:28

Re: Справку ему...


>. Колеса Системы еще крутились.

Вот это-то и странно. Позднее, когда всё действительно разваливалось (в начале 80-х на самом деле развала не было) подобных серийных катастроф не было.


рода происходили и происходят. Просто они не заканчивались катастрофами.

>Что касается "просто обошлись", то к тому времени и попозже мы уже без много стали "просто обходиться". Я так полагаю, что дать гарантию, что труба не "порвется" в другом месте, никто не рискнул.

Ну я повторюсь, но другими словами. Не было никаких наплевательских отношений к безопасности под лозунгом "Стране нужен газ", это додумки.

>А "рвалось" уже повсюду. Собственно, Шестерка была создана как пожарный вариант "спасать экономику"... правда, бесполезный вариант.

Тут Вы, видимо, не в курсе. Борьба с диверсиями и саботажем в промышленности (и на транспорте) - это важнейший элемент государственной безопасности, и эта борьба велась в советский период постоянно.

От tarasv
К Паршев (31.03.2009 11:21:28)
Дата 31.03.2009 17:00:29

Re: Справку ему...

>>. Колеса Системы еще крутились.
>Вот это-то и странно. Позднее, когда всё действительно разваливалось (в начале 80-х на самом деле развала не было) подобных серийных катастроф не было.

Тут в ветке газовщики уже накидали пяток примеров аварий на магистральных трубопроводах и до и после этого случая. Или вам надо именно с подрывом пассажирских поездов?

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Vitaly Bogomolov
К tarasv (31.03.2009 17:00:29)
Дата 31.03.2009 17:43:08

Re: Справку ему...

> Тут в ветке газовщики уже накидали пяток примеров аварий на магистральных трубопроводах и до и после этого случая.

Уникальность той аварии в том, что там произошел именно взрыв газа (судя по описанию). А аварии с разрывом трубы и последующим пожаром достаточно регулярно происходят.

От tarasv
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 17:43:08)
Дата 31.03.2009 18:17:15

Re: Справку ему...

>Уникальность той аварии в том, что там произошел именно взрыв газа (судя по описанию). А аварии с разрывом трубы и последующим пожаром достаточно регулярно происходят.

Тогда к вам как специалисту - как много магистральных продуктопроводов существует и какие на них были аварии?

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Vitaly Bogomolov
К tarasv (31.03.2009 18:17:15)
Дата 31.03.2009 20:46:05

Такой информации у меня нет

>>Уникальность той аварии в том, что там произошел именно взрыв газа (судя по описанию). А аварии с разрывом трубы и последующим пожаром достаточно регулярно происходят.

> Тогда к вам как специалисту - как много магистральных продуктопроводов существует и какие на них были аварии?

... и вот так сразу аварии именно на продуктопроводах не вспоминаются. Могу только сказать что между линейной частью газо и продуктопровода никакой разницы нет. Грубо говоря - труба и там и там одинаковая. Оконечное оборудование наверное отличается, но тут я не специалист. Но считать, что аварии на продуктопроводах опасней и разрушительней аварий на газопроводах - неверно.

От Паршев
К tarasv (31.03.2009 17:00:29)
Дата 31.03.2009 17:14:00

Re: Справку ему...


> Тут в ветке газовщики уже накидали пяток примеров аварий на магистральных трубопроводах и до и после этого случая.

пальцем покажите, пожалуйста. Поездов необязательно, но масштабность желательна. То есть не банальный разрыв шва или там пожар на КС.
Один правда есть, из книги этого американского адмирала, как пример деятельности ЦРУ. Ещё 4 не добавите?

От tarasv
К Паршев (31.03.2009 17:14:00)
Дата 31.03.2009 18:03:45

Re: Справку ему...

>пальцем покажите, пожалуйста. Поездов необязательно, но масштабность желательна. То есть не банальный разрыв шва или там пожар на КС.

И много существует именно продуктопроводов по отношению к газопроводам?

>Один правда есть, из книги этого американского адмирала, как пример деятельности ЦРУ. Ещё 4 не добавите?

Какраз про нее специалисты сказали что ЦРУ как причина это гон. Кстати даже если его и организовало ЦРУ то ничего отличного от варианта "банальный разрыв шва" там быть не могло - вселенский бадабум от накопления топливовоздушной смеси уж точно закладками в ПО не организуешь.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Паршев
К tarasv (31.03.2009 18:03:45)
Дата 31.03.2009 18:22:56

Re: Справку ему...

>>пальцем покажите, пожалуйста. Поездов необязательно, но масштабность желательна. То есть не банальный разрыв шва или там пожар на КС.
>
> И много существует именно продуктопроводов по отношению к газопроводам?

Простите, но это я здесь спрашиваю. С меня-то какой спрос?

>>Один правда есть, из книги этого американского адмирала, как пример деятельности ЦРУ. Ещё 4 не добавите?
>
> Какраз про нее специалисты сказали что ЦРУ как причина это гон.

Это немного не те специалисты - речь не о внешнеполитической борьбе вокруг УПУ, а о возможности диверсий. В приведенной мной ссылке приводятся правдоподобные технические детали из книги.

>Кстати даже если его и организовало ЦРУ то ничего отличного от варианта "банальный разрыв шва" там быть не могло - вселенский бадабум от накопления топливовоздушной смеси уж точно закладками в ПО не организуешь.

А вот тут позвольте с Вами не согласиться (хотя и не в связи с конкретным взрывом в Улу-Теляке). Если ПО не то, что в компьютере на столе и служащее гл.обр. для скачивания порнухи - то оно может служить для самых разных вещей. Если ПО управляет разными технологическими процессами, то оно может всякого наделать - начиная от стукнуть инструментальной головкой дорогущего станка ЧПУ по станине - две недели дорого ремонта.
Можно кстати и винчестер испортить.
В данном же случае дорогого стоит признание американца (официального) в диверсионной деятельности - и никто там не переживал, что в результате пожаров на наших трубопроводах пострадают люди. Они эту свою деятельность рассматривали как войну своего рода - с побочным эффектом.

>Орфографический словарь читал - не помогает :)

От tarasv
К Паршев (31.03.2009 18:22:56)
Дата 01.04.2009 05:04:20

Re: Справку ему...

>>>пальцем покажите, пожалуйста. Поездов необязательно, но масштабность желательна. То есть не банальный разрыв шва или там пожар на КС.
>> И много существует именно продуктопроводов по отношению к газопроводам?
>Простите, но это я здесь спрашиваю. С меня-то какой спрос?

Да потому что вы не спрашиваете, а утверждаете, что случай уникальный. А вдруг и объект уникальный или очень редкий. И других случаев небыло потому что аварий на продуктопроводах с большими утечками тоже небыло. А т.к. качали по нему такую гадость что можно сразу в ОДАБ заливать то 200 метров разрушенного газопровода по масштабам ничуть не меньше, просто газа столько-же сколько ШФЛУ накопилось в том злосчастном месте накопиться не могло по причине летучести газа.

>> Какраз про нее специалисты сказали что ЦРУ как причина это гон.
>Это немного не те специалисты - речь не о внешнеполитической борьбе вокруг УПУ, а о возможности диверсий. В приведенной мной ссылке приводятся правдоподобные технические детали из книги.

Сам факт наличия закладок специалисты из газовой отрасли какраз подтверждают. Но в книге приводится намек на конкретную аварию с разрывом магистрального трубопровода вот про этот пример и было сказано что причина этой аварии не вредоносные закладки в ПО.

>>Кстати даже если его и организовало ЦРУ то ничего отличного от варианта "банальный разрыв шва" там быть не могло - вселенский бадабум от накопления топливовоздушной смеси уж точно закладками в ПО не организуешь.
>А вот тут позвольте с Вами не согласиться (хотя и не в связи с конкретным взрывом в Улу-Теляке).

Какой бы коллектив гениев гидродинамики и прочности не писал бы это ПО порвать трубопровод в определенном месте с точностью в сотни метров оно не сможет.

>В данном же случае дорогого стоит признание американца (официального) в диверсионной деятельности - и никто там не переживал, что в результате пожаров на наших трубопроводах пострадают люди. Они эту свою деятельность рассматривали как войну своего рода - с побочным эффектом.

А что это для когото новость? Особенно если это можно сделасть совершенно недоказуемым способом - ошибка в программе не более того.

Но в случае с продуктопроводом широкая известность случая и отрицательный моральный эффект от него, который вы частенько упоминаете, потенциальными планировщиками никак даже за достаточно вероятный считаться не мог - а если бы рвануло от товарняка? Думаю в таком случае про аварию бы помнили только специалисты .

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Евгений Путилов
К Паршев (31.03.2009 18:22:56)
Дата 31.03.2009 18:47:48

Re: Справку ему...

>>>пальцем покажите, пожалуйста. Поездов необязательно, но масштабность желательна. То есть не банальный разрыв шва или там пожар на КС.
>>
>> И много существует именно продуктопроводов по отношению к газопроводам?
>
>Простите, но это я здесь спрашиваю. С меня-то какой спрос?

>>>Один правда есть, из книги этого американского адмирала, как пример деятельности ЦРУ. Ещё 4 не добавите?
>>
>> Какраз про нее специалисты сказали что ЦРУ как причина это гон.
>
>Это немного не те специалисты - речь не о внешнеполитической борьбе вокруг УПУ, а о возможности диверсий. В приведенной мной ссылке приводятся правдоподобные технические детали из книги.

>>Кстати даже если его и организовало ЦРУ то ничего отличного от варианта "банальный разрыв шва" там быть не могло - вселенский бадабум от накопления топливовоздушной смеси уж точно закладками в ПО не организуешь.
>

>В данном же случае дорогого стоит признание американца (официального) в диверсионной деятельности - и никто там не переживал, что в результате пожаров на наших трубопроводах пострадают люди. Они эту свою деятельность рассматривали как войну своего рода - с побочным эффектом.

В данном случае Рид выдает желаемое за действительное. И он, и «Studies in Intelligence» от 1996 указывали на взрыв линейной части газопровода, видный из космоса, в Сибири в июне 1982 как следствие плана саботажа Советов. Печально известный поезд тут не при делах. Взрыв газопровода в рассматриваемый период (да еще и видный из космоса) - это апрель 1982 на ветке Уренгой - Челябинск в 50 км от Тобольска. Рвануло очень сильно, разворотило почти 200 метровый участок. К расследованию причин привлекалось Тюменское областное управление КГБ СССР. По воспоминаниям тогдашнего начальника оного управления Пчелинцева причина - все тот же свищ и некачественные работы при сварке трубы. Нефиг плодить сущности. Радуев тоже когда-то брал на себя ответственность за гибель "Курска". И мемуар Рида в данном случае (как и воспоминания Г.Вайса) - это не очень умелая деза.

От Alexeich
К Паршев (31.03.2009 18:22:56)
Дата 31.03.2009 18:44:03

Re: Справку ему...

>В данном же случае дорогого стоит признание американца (официального) в диверсионной деятельности - и никто там не переживал, что в результате пожаров на наших трубопроводах пострадают люди. Они эту свою деятельность рассматривали как войну своего рода - с побочным эффектом.

Одним из "побочных эффектов" стал бы отказ от закупки оборудования "проштрафившихся" фирм (для чего вовсе не обязательно знать о "закладках", ибо кто станет регулярно покупать ненадежное ПО и железо для критических приложений), что, с учетом того что подставлены будут свои (американские) фирмы. еще неизвестно для кого хуже окажется. Ну. простая аналогия "а отравим ка мы нашу оклахомскую пшеничку, чтоб москалям поплохело", ну и кому от этого хуже всего будет - ИМХО оклахомским фермерам.
Но. с другой стороны, можно подставить таким образом "заклятых друзей", подсуропив работающему на советский рынок, скажем, западному немцу, чтоб его девайс в нужный момент гикнулся, подорвав репутацию конкурента и подгадив попутно русским.
Такие конспирологические перспективы раскрываются - дух захватывает! :)

От Паршев
К Alexeich (31.03.2009 18:44:03)
Дата 31.03.2009 20:18:22

О чём Вы говорите?

>>В данном же случае дорогого стоит признание американца (официального) в диверсионной деятельности -...
>Одним из "побочных эффектов" стал бы отказ от закупки оборудования "проштрафившихся" фирм (для чего вовсе не обязательно знать о "закладках", ибо кто станет регулярно покупать ненадежное ПО и железо для критических приложений), что, с учетом того что подставлены будут свои (американские) фирмы. еще неизвестно для кого хуже окажется.

Вы простую вещь не понимаете - к тому времени в СССР сложился слой товарищей, которые хотели газ продавать так, что аж скулы сводило. Вот примерно как сейчас. И они не хотели оттягивать это удовольствие, пока мы сами не научимся делать нужное оборудование - они хотели сейчас, побольше и побыстрее.


А американцам это очень не нравилось


От Евгений Путилов
К tarasv (31.03.2009 17:00:29)
Дата 31.03.2009 17:03:35

поправочка узкопрофессиональная :-)

Доброго здравия!


> Тут в ветке газовщики...

Все же, газовщики - это те, кто к Вам на кухню приходит решать технические проблемы с бытовым газом, старая-добрая служба газа. А мы в данном контексте - газовИКИ :-)

С уважением, Евгений Путилов.

От tarasv
К Паршев (30.03.2009 23:45:13)
Дата 30.03.2009 23:56:21

Re: Возможность диверсии...

>Вот где бы прочитать справку какую-нибудь по линии 6-го Управления, что точно не диверсия. И почему аналогичных не было, и даже похожих.

Вон в Торонто год назад равануло разве не похоже? Тоже чтото у них там проржавело, так что от станции сжиженого газа ничего не осталось.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Паршев
К tarasv (30.03.2009 23:56:21)
Дата 31.03.2009 01:13:15

Re: Возможность диверсии...


> Вон в Торонто год назад равануло разве не похоже? Тоже чтото у них там проржавело,

В каком смысле "тоже проржавело"? Что там могло проржаветь на новенькой трубе в Башкирии? Ей там года два было.

От tarasv
К Паршев (31.03.2009 01:13:15)
Дата 31.03.2009 02:53:00

Re: Возможность диверсии...

>> Вон в Торонто год назад равануло разве не похоже? Тоже чтото у них там проржавело,
>В каком смысле "тоже проржавело"? Что там могло проржаветь на новенькой трубе в Башкирии? Ей там года два было.

всетаки четыре, но не важно, многие свидетели говорят что попахивать газом со стороны продуктопровода начало дней за 20 до катастрофы.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От doctor64
К tarasv (31.03.2009 02:53:00)
Дата 31.03.2009 09:21:14

Re: Возможность диверсии...


> всетаки четыре, но не важно, многие свидетели говорят что попахивать газом со стороны продуктопровода начало дней за 20 до катастрофы.
Газ (легкие углеводороды) сам по себе практически не пахнет.

От PAV605
К doctor64 (31.03.2009 09:21:14)
Дата 31.03.2009 10:17:45

Re: Возможность диверсии...


>> всетаки четыре, но не важно, многие свидетели говорят что попахивать газом со стороны продуктопровода начало дней за 20 до катастрофы.
>Газ (легкие углеводороды) сам по себе практически не пахнет.

О сильной загазованности сообщил диспетчеру машинист одного из товарняков проходящих незадолго до аварии по тому перегону. Так что продукты скорее всего уже были одорированными.

А так да. Газ не пахнет. Дед в шахте работал рассказывал, что при выбросе метана просто теряешь сознание, не почувствовав никакого запаха.

От doctor64
К PAV605 (31.03.2009 10:17:45)
Дата 31.03.2009 16:32:24

Re: Возможность диверсии...


>О сильной загазованности сообщил диспетчеру машинист одного из товарняков проходящих незадолго до аварии по тому перегону. Так что продукты скорее всего уже были одорированными.
вот это и смущает. в бытовой газ одоратор (меркаптаны) добавляют на газорапределительных станциях. Магистральный газ не пахнет. Если там было что-то легкокипящее - пахло бы скорее бензином/керосином.
Гораздо вероятнее, что доклад машиниста появился задним числом.

От Ironside
К doctor64 (31.03.2009 09:21:14)
Дата 31.03.2009 09:55:25

Re: Возможность диверсии...

>Газ (легкие углеводороды) сам по себе практически не пахнет.

"ШФЛУ
...
При комнатной температуре газ с запахом керосина, наркотического действия. Горюч, взрывоопасен"
Приложение 2 (справочное) к РД 03-410-01

От Vitaly Bogomolov
К tarasv (31.03.2009 02:53:00)
Дата 31.03.2009 07:25:32

Re: Возможность диверсии...

>>> Вон в Торонто год назад равануло разве не похоже? Тоже чтото у них там проржавело,
>>В каком смысле "тоже проржавело"? Что там могло проржаветь на новенькой трубе в Башкирии? Ей там года два было.
>
> всетаки четыре, но не важно, многие свидетели говорят что попахивать газом со стороны продуктопровода начало дней за 20 до катастрофы.

гм, странно. магистральный газ вообще то не пахнет.

От PAV605
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 07:25:32)
Дата 31.03.2009 10:13:27

Re: Возможность диверсии...

>гм, странно. магистральный газ вообще то не пахнет.

Там не магистральный газ. А продуктопровод. Качали сжиженный газ.

А по поводу не пахнет. Почему? Одоранты добавляют на компрессорных станциях вроде. Т.е. и магистральный газ должен вонять.




От Vitaly Bogomolov
К PAV605 (31.03.2009 10:13:27)
Дата 31.03.2009 10:34:19

Re: Возможность диверсии...

>>гм, странно. магистральный газ вообще то не пахнет.
>
>Там не магистральный газ. А продуктопровод. Качали сжиженный газ.

Газоконденсат. Особой разницы в плане запаха с газом нету. Если только примеси, но они воняют совсем не "газом".

>А по поводу не пахнет. Почему? Одоранты добавляют на компрессорных станциях вроде. Т.е. и магистральный газ должен вонять.

Нет, одоранты добавляют на ГРС - газораспределительных станциях, когда газ с магистрали уходит к потребителям в бытовые сети. Там и счетчики стоят и еще много всякого. А на КС воздух свежий :)

От PAV605
К Vitaly Bogomolov (31.03.2009 10:34:19)
Дата 31.03.2009 10:44:47

Re: Возможность диверсии...


>Нет, одоранты добавляют на ГРС - газораспределительных станциях, когда газ с магистрали уходит к потребителям в бытовые сети. Там и счетчики стоят и еще много всякого. А на КС воздух свежий :)

И тем не менее машинист товарняка прошедшего по перегону незадолго до событий, сообщил диспетчеру о сильном запахе газа.

От Vitaly Bogomolov
К PAV605 (31.03.2009 10:44:47)
Дата 31.03.2009 10:54:29

Re: Возможность диверсии...


>>Нет, одоранты добавляют на ГРС - газораспределительных станциях, когда газ с магистрали уходит к потребителям в бытовые сети. Там и счетчики стоят и еще много всякого. А на КС воздух свежий :)
>
>И тем не менее машинист товарняка прошедшего по перегону незадолго до событий, сообщил диспетчеру о сильном запахе газа.

Вот я и говорю - странно это как-то.

От И. Кошкин
К Паршев (30.03.2009 21:18:06)
Дата 30.03.2009 21:36:30

Скорее всего - разрыв из-за усталости металла...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>
http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml

>Что могло вызвать такое повреждение продуктопровода с такой вот утечкой, кроме диверсии?

>Какие кстати были идеи у комиссии о причинах повреждения?

...либо износа металла. Если речь идет о том - возможна ли диверсия, то, надо признать: да, возможна. Вплоть до пострела стенки трубы, с последующим расширением отверстия в результате разрушения стенки.

И. Кошкин

От Паршев
К И. Кошкин (30.03.2009 21:36:30)
Дата 30.03.2009 21:40:04

Re: Скорее всего


>
>...либо износа металла.

Да ведь эксплуатационное давление было не такое уж и большое и существенно ниже расчётного, да и продуктопровод не такой уж и старый.
Были ли аналогичные случаи когда-либо?




От Евгений Путилов
К Паршев (30.03.2009 21:40:04)
Дата 31.03.2009 12:53:00

Re: Скорее всего

Доброго здравия!

>>
>>...либо износа металла.
>
>Да ведь эксплуатационное давление было не такое уж и большое и существенно ниже расчётного, да и продуктопровод не такой уж и старый.
> Были ли аналогичные случаи когда-либо?

Ну, валом случаев поставки на строительство даже магистральных экспортных газопроводов - как бы это помягше выразиться - не совсем кондиционной трубы (отечественного производства). Рвались как раз новые трубы из-за этого. В частности, за несколько лет до обсуждаемого случая с поездом взрыв трубопровода под Тобольском. Еще годом ранее - на входе в подземное хранилище Дашава. Еще двадцатью годами ранее - на "Братстве" во время сварочных работ. Это так, с ходу. Везде причина - свища из-за некачественного сварочного шва, который в свою очередь из-за некачественных отечественных труб (в СССР не только из-за диких объемов строительства, но и из-за качества такие огромные объемы импорта трубы из Италии, ФРГ и Японии).



С уважением, Евгений Путилов.

От И. Кошкин
К Паршев (30.03.2009 21:40:04)
Дата 30.03.2009 21:47:19

Как раз...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>>
>>...либо износа металла.
>
>Да ведь эксплуатационное давление было не такое уж и большое и существенно ниже расчётного, да и продуктопровод не такой уж и старый.
> Были ли аналогичные случаи когда-либо?

...если бы давление было очень большим, то скорость истечения тоже была бы нехилой, и, скорее всего, смесь воспламенилась бы от накопленного статического электричества, после чего был бы обычный пожар. А так истечение продолжалось долго и плавно, смесь собиралась в низинке. Почему на контроле не обратили внимание на падение давления - я не знаю.

И. Кошкин

От Паршев
К И. Кошкин (30.03.2009 21:47:19)
Дата 30.03.2009 22:06:19

Re: Как раз...


>.... Почему на контроле не обратили внимание на падение давления - я не знаю.

А оно было ли заметным? Взрыв официально эквивалентен 300 тонн - это много?

Хотя вроде бы были и другие оценки, если в 10 км стекла вылетали.

Но гораздо страннее другое - почему версия диверсии даже не рассматривалась. Даже хотя бы из хулиганских побуждений. 3 июня - значит не охотники, для них рановато.

От BA
К Паршев (30.03.2009 22:06:19)
Дата 30.03.2009 23:24:37

Re: Как раз...

По словам человека, работавшего тогда в челябинском КГБ, версия о диверсии вполне себе рассматривалась.

От Евгений Путилов
К BA (30.03.2009 23:24:37)
Дата 31.03.2009 12:59:10

Re: Как раз...

Доброго здравия!

>По словам человека, работавшего тогда в челябинском КГБ, версия о диверсии вполне себе рассматривалась.

Это был своеобразный стандарт в 80-е после кампании США по срыву трубопровода "УПУ". Шестое управление проверками импортного оборудования тоже занималось. Знаю примеры награждения боевыми орденами. Только не возьму в толк, почему пожары оборудования при этом не прекратились, а сотрудники профильных НИИ даже в журнал ЦК КПСС "Коммунист" письма писали со своими подозрениями. Но тут уже зацеплялась высокая номенклатура, включая Черномырдина и Патоличева, настаивавшие на широкомасштабных закупках и в упор не желавших замечать проблемы. КГБ бы длины рук не хватило.

С уважением, Евгений Путилов.