Окочан/Окочир. Название это в русских источниках XVI-XVIII вв. передано в самых различных транскрипциях - "ококи", "окох", "окочаны", "акочан", "окочен", "охочен" (производные от них: "Окоцкая (Акоцкая) земля", "окочанская слобода", "окоцкий улус") и относится к обозначению близкородственного кумыкам племени.
Правда, следует отметить, что в отечественной историографии советского периода, хотя и с некоторыми оговорками84),85),86), но без критического анализа всего массива исторической информации утвердилось мнение, будто окочане (окохи) это чеченцы аккинцы (ауховцы)87), хотя ни сами аккинцы, ни другие соседние народы не называли их этим термином. Аккинцы, являющиеся выходцами из горного вайнахского общества Акки (источники конца ХVIII-ХIХ вв. локализуют их в верховьях р. Гехи и Фортанги, на правых притоках р. Сунжи)88), окружающим народам они были известным под их кумыкским именем - "аукъ" (аухи)89).
Базовыми же формами этнонима окуки и окочан, на наш взгляд, следует считать формы акук и акачир, зафиксированные в источниках еще VI - VII вв. Так, среди подвластных "гуннскому государю" на Северном Кавказе 14 тюркских племен, в Армянской истории (V в.) - наряду с "хун", "маскут", "пукур" (булгар), "куз", "джемах", "кутар", "джуч", "гуан" (гюен?), "масгут", "тома" (тюмен?) - называется и племя "акук"90). Вариант же акацир (от тюркского aq + kasir qazar > aq qazar)91) - название гуннского и хазарского родов Акацир92). Акациры - предки хазар93). Акацир, альтциагир - возможно, названия одного и того же племени в различных источниках94). Происхождение слова акук до сих пор не нашло удовлетворительного объяснения. В составе названия акук (окук) слово-понятие oq 'стрела', перен. 'род, племя, подразделение племени' + uq аффикс собирательно-множественного числа > oq+uq.
Акачиры, по М.М. Дьяконову, через Дербент переселились и в южный Кавказ95). Акачиры известны среди племен кара-коюнлу в XIV-XV в Иране96). Историк Абдулхалык Чай связывает их переселение с Кавказа в Анатолию со второй волной гуннов. В сасанидских источниках они известны под именем ак-катлан (ср. кахтан), а в византийских - акатзир. Часть акачиров, расселенных в Азербайджане в 1180-1412 гг. переселились в район Алеппо (Сирия). Агачиры связанные с кара-коюнлу с ХIII в. проживают в области Мараш (Турция), их предводители находились в родстве с основателем государства Кара-коюнлу Кара-Магомедовым, женившись на его дочери - Татар-Хатун. Агачиры живут по сей день в районе Кух-гулие в Иране97).
Таким образом, окуки или окочиры XVI-XVII вв. являются осколками, остатками раннесредневековых акачиров/акациров.
Об окуках и окочирах (окочанах) XVIII в. в источниках встречаются следующие сведения, подтверждающие их тюркское (кумыкское) происхождение. А Гильденштедт, оставивший подробное описание Кизляра 70-х гг. XVIII в., называет "Окочирский квартал", жителей кумыкской деревни, "перешедших в Кизляр и поселившихся там"98).
В кумыкских источниках (письмо Адиль-Герея Тарковского Петру I) они известны и как "народ, нарицаемый охухом-черкесы"99) и как акочаны100). Петр Генри Брус (1722 г.) отождествлял с татарами и писал про черкесов Терки ("столицы Черкесской Татарии"), что "...их язык общий с другими соседними татарами"101). В этом контексте интересно то, что сами себя окочане не отождествляли ни с чеченцами, ни с ногайцами, ни с кабардинцами102).
В русско-кумыкской переписке второй половины XVIII в. окуки также отождествляются с татарами и упоминаются как "окоченские татары, живущие в Кизляре", "Кизлярское окоченское татарское общество"103), часть которых по ходатайству кумыкских князей была переселена в сел. Кази-юрт Эндиреевского владения. Кумыкский владетель Темир Хамзин (1751 г.) о них сообщает: "как мы (кумыки - К.А.), так и кизлярские окочены однозаконцы..."104).
О "татарском" (тюркском) происхождении их свидетельствует и антропонимические данные. Так, из 14 имен "окоцких мурз" - все исконно кумыкские (тюркские) антропонимы. Из более чем 140 имен терских окочан, встречающихся в русских источниках XVI-XVII вв., более 80% исконно-кумыкские (тюркские) антропонимы, 9,8% имен можно отнести к нетюркским и 9,2% процента к мусульманским.
Следует отметить и то, что в одном из архивных документов ХIХ в. встречается и такое определение: "Окочанами назывались переселенцы персияне и вышедшие из Персии армяне, поселившиеся в окрестности Святого Креста"105).
Таким образом, анализ имеющихся источников позволяет уточнить названия тюркских племен (камаков, гюенов, тюменов и др.), обитавших на Северном Кавказе и приморском Дагестане начиная со II в. до н. э. по I-III вв. н. э. и вошедших в качестве основных этнических компонентов в состав кумыкского народа, приняв участие в его этногенезе.
В "Вашей" цитате наиболее примечательным мне представляются слова: в отечественной историографии советского периода ... утвердилось мнение, будто окочане (окохи) это чеченцы аккинцы
Что касается собственных умозаключений автора - они по меньшей мере вызывают недоверие, начиная от "жёлтого" названия "Тайны кумыкской этнонимики" и загадочного текста в примечаниях: Черкесы - военно-служилое сословие у тюркских племен, в том числе и у кумыков.
Идея автора выводить окочан аж от гуннов (!), при том, что кумыкский язык - кыпчакский, отдаёт просто-таки фоменковщиной.
К серьёзной аргументации я бы (навскидку) отнёс только следущий абзац:
>О "татарском" (тюркском) происхождении их свидетельствует и антропонимические данные. Так, из 14 имен "окоцких мурз" - все исконно кумыкские (тюркские) антропонимы. Из более чем 140 имен терских окочан, встречающихся в русских источниках XVI-XVII вв., более 80% исконно-кумыкские (тюркские) антропонимы, 9,8% имен можно отнести к нетюркским и 9,2% процента к мусульманским.
НО! 1)Это далеко не стопроцентный аргумент, правители-вайнахи могли при определённых обстоятельствах носить тюркские имена; 2) Прежде чем отталкиваться от него стоит проверить, не проврался ли г-н кумыкский патриот Алиев.
В 19-м веке в рассматриваемом районе жили чеченцы-аккинцы, а вот никаких тюркоязычных "акуков", насколько мне известно, не зафиксировано. Так что ПМСМ логично считать, что окочане - это и есть аккинцы. И отсылки к 13-му и 5-му (!) векам не убеждают совсем.
Так что ПМСМ чеченское происхождение Окоцких стоило бы упомянуть хотя бы как версию.