От Сибиряк
К Роман Храпачевский
Дата 15.04.2009 13:43:05
Рубрики 11-19 век;

Re: Ибн Русте...

>на начало 10 в., к которому относятся сведения Ибн Русте:

Ибн Русте делал свою работу самом начале 10-го века. Поскольку писал он энциклопедию, то опирался на более ранние письменные источники, поэтому сведения его конечно же относятся к 9-му веку (там кстати и мадьяры еще находятся в Причерноморье).

Ну а вообще да - очень ценное свидетельство указывающее на славян и русов, как два различных этноса, каждый из которых обладает собственной территорией и собственной властной структурой. Причем положение страны русов позволяет им контролировать торговлю между лесной зоной Восточной Европы и мусульменским Востоком (меха и рабы в обмен на серебро). Славяне узнаются легко, славянские археолгические культуры известны, осталось локализовать русов 9-го века археологически и вопрос решен.


>11. (Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают.

между прочим, этнографическая подробность поважнее мечей или кораблей, но почему-то всегда игнорируемая в глобальных интернет-спорах.


>13. Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и золотые браслеты, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении."

интересно сравнить этот обряд с описанием похорон знатного руса у Ибн Фадлана - сожжением в ладье. Получается, что этнос как минимум проделал очень серьезную эволюцию на рубеже 9-го - 10-го веков, либо авторы описывают вообще различные этнические группы.

От Роман Храпачевский
К Сибиряк (15.04.2009 13:43:05)
Дата 15.04.2009 16:38:12

Еще раз об Ибн Фадлане

>интересно сравнить этот обряд с описанием похорон знатного руса у Ибн Фадлана - сожжением в ладье. Получается, что этнос как минимум проделал очень серьезную эволюцию на рубеже 9-го - 10-го веков, либо авторы описывают вообще различные этнические группы.

Вообще-то Ибн Фадлан описывает ЕДИНИЧНЫЙ случай, так что это не обязательно для всех русов характерно. А поскольку с времен, описываемых Ибн Русте, до 922 г. (Ибн Фадлан) прошло 40-50 лет, то времени более чем достаточно для ИНДИВИДУАЛЬНЫХ переходов язычника из почитания одного бога, к другому. В конце концов именно тогда неславянский Перун/Перкунас вдруг становится в Киевской Руси чуть не главой пантеона богов. Да и как тут уже сообщали, у скандинавов имелись и трупоположение, и трупосожжение. Так что никаких глобальных выводов при привлечении наблюдения Ибн Фадлана сделать нельзя, они не противоречат сведениям 870-880х годов, озвученных Ибн Русте.

http://rutenica.narod.ru/

От Роман Храпачевский
К Сибиряк (15.04.2009 13:43:05)
Дата 15.04.2009 16:14:49

Re: Ибн Русте...

>>на начало 10 в., к которому относятся сведения Ибн Русте:
>
>Ибн Русте делал свою работу самом начале 10-го века. Поскольку писал он энциклопедию, то опирался на более ранние письменные источники, поэтому сведения его конечно же относятся к 9-му веку (там кстати и мадьяры еще находятся в Причерноморье).

А я о чем ? См. -
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1801525.htm

10 в. - это аттрибуция собственно книги Ибн Русте. Ессно, и он, и автор "Худуд ал-Алам", пользовались данными более раннего периода.

http://rutenica.narod.ru/