От Chestnut
К Toobeekomi
Дата 05.05.2009 19:36:38
Рубрики 11-19 век; Современность; Политек;

Анафема это действительно не проклятие

>... на вопрос непомню кого(Молчанова что ли?) как же так? Такой великий русский писатель и предан анафеме, у многих де верующих это в душе не укладывается. Нельзя ли де снять анафему? На что патриарх ответил, что анафема это не проклятие это всего лишь констатация того, что человек отошёл от церкви. Может всё таки анафематствовали? Вы не можете ошибаться здесь?

Однако сопровождается определённой процедурой, каковой в случае с Л.Н.Толстым не было. Была не анафема, а определение Св. Синода от 20—22 февраля 1901 г. "Известный всему миру писатель, — читаем мы в этом определении, — русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Т., в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись от вскормившей и воспитавшей его Матери, церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, в Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых; отрицает бессемянное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию". В силу всего этого "церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается я не восстановит своего общения с нею". (цит. по Словарю Брокгауза и Ефрона)

Официально преданных анафеме ежегодно должны упоминать как таковых в Неделю Торжества Православия. Толстого в этом списке вроде бы нет

'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'

От Геннадий Нечаев
К Chestnut (05.05.2009 19:36:38)
Дата 05.05.2009 19:51:07

Re: Два вопроса:

Ave!
Ну вот и я помню, что никакой анафемы в синодальном определении нет. Но само определение - может считаться отлучением от церкви? Как кажется, запрещенный кроме прочего лишается святых таинств. В тексте определения об этом ничего нет.

>Официально преданных анафеме ежегодно должны упоминать как таковых в Неделю Торжества Православия. Толстого в этом списке вроде бы нет

Вот, а такой "анафемский лист" где-то опубликован, где посмотреть можно?

>'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'
Omnia mea mecum porto

От Евгений Путилов
К Геннадий Нечаев (05.05.2009 19:51:07)
Дата 06.05.2009 10:55:38

Re: Два вопроса:

Доброго здравия!
>Ave!
>Ну вот и я помню, что никакой анафемы в синодальном определении нет. Но само определение - может считаться отлучением от церкви? Как кажется, запрещенный кроме прочего лишается святых таинств. В тексте определения об этом ничего нет.

Так конечно лишается. Лев Толстой открыто утверждал, что Иисус не умирал на кресте и не воскрес, потом начал выдумывать собственную идеальную религию. Куда уж дальше?

С уважением, Евгений Путилов.

От Геннадий Нечаев
К Евгений Путилов (06.05.2009 10:55:38)
Дата 06.05.2009 11:11:20

Re: Два вопроса:

Ave!
>Доброго здравия!

>Так конечно лишается. Лев Толстой открыто утверждал, что Иисус не умирал на кресте и не воскрес, потом начал выдумывать собственную идеальную религию. Куда уж дальше?

Да, это я помню, пришлось даже как-то с шизданутыми зарубежными толстовцами общаццо, поклонниками так сказать. То есть, ЛН - вполне себе ересиарх, по канонам и по "понятиям". Значит частное определение Синода таки = отлучению от церкви. Спасибо, вроде разобрался с этим вопросом.

>С уважением, Евгений Путилов.
Omnia mea mecum porto

От Николай Поникаров
К Геннадий Нечаев (05.05.2009 19:51:07)
Дата 06.05.2009 08:33:25

Re: Два вопроса:

День добрый.

>Вот, а такой "анафемский лист" где-то опубликован, где посмотреть можно?

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Таким образом, после 1869 чин состоял только из "двенадцати анафемствований", перечислялись ереси, а не имена еретиков. См. по ссылке.

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/torgestvo/index.htm

С уважением, Николай.

От Геннадий Нечаев
К Николай Поникаров (06.05.2009 08:33:25)
Дата 06.05.2009 10:50:48

Re: Спасибо большое! (-)