От Евгений Путилов
К All
Дата 16.05.2009 12:26:28
Рубрики Локальные конфликты;

О военной подоплеке отказа от нефтепровода Ангарск-Находка в 70-е

Доброго здравия!

Цитата по Барановскому,
http://www.oilru.com/nr/145/3046/. Интересует, никто не встречал ли подтверждения факта отказа правительства Японии от проекта, усмотревшего "в изменении формы транспортировки нефти военные интересы СССР"? Потому как в этом случае не получили бы права на участие в проекте и японские частные фирмы, а этого как раз не произошло.

"Одним из обсуждаемых проектов стал нефтепровод Ангарск - Находка. Японцам предлагалось профинансировать его строительство, на что они в принципе согласились. Пропускная способность трубопровода была определена в 20-25 млн т в год. Он делился на два участка. Первый - от месторождений Западной Сибири до Ангарска - должен был идти параллельно существующему (по нему снабжался сырьем Ангарский нефтехимический комбинат). Второй участок предполагал два варианта прокладки трассы - или вдоль БАМа, или вдоль Транссиба. В обоих случаях конечной точкой намечался незамерзающий порт на юге Приморского края.

Японцы готовы были профинансировать указанный проект за счет средств государственного банка Eximbank. Госплан СССР совместно с профильными министерствами провел расчеты экономической эффективности строительства. Но в реализации этих планов помешал БАМ. Его начали срочно сооружать, так как возросла китайская военная угроза и нужна была еще одна железная дорога, проходящая севернее Транссиба. Одновременно надо было найти мирные грузы, которые было бы выгодно возить по новой магистрали. И тут полезные ископаемые оказались полезными в широком смысле этого слова.

Здесь надо сделать отступление, чтобы вспомнить о районах, через которые должна была пройти трасса БАМа. За ее основу был взят проект, а вернее наработки экспедиции генерала царской армии Кондратенко, сделанные в начале XX века. Ведь уже сразу после окончания строительства Транссиба правительство Николая II решило создать для него дублера. Путь отрядов экспедиции Кондратенко на север был ограничен расстоянием, которое можно пройти на лошадях, сделать съемку участка будущей трассы и возвратиться до сильных холодов. Поэтому и получилось, что БАМ почти на всем своем протяжении проходит недалеко от Транссибирской магистрали. А когда уже в 70-е годы стали проводить крупномасштабную геологическую съемку, выяснилось, что вдоль БАМа нет крупных месторождений полезных ископаемых, освоение которых было бы экономически оправдано даже в условиях централизованного планирования. То есть оказалось, что по новой трассе почти нечего перевозить. Тогда-то и решили загрузить ее нефтью Западной Сибири для Японии, отказавшись от строительства второго участка трубопровода. А так как денег и материальных ресурсов на сооружение БАМа не хватало, возникла идея взять под это дело дешевый кредит Eximbank. На часть займа хотели закупить товары ширпотреба, выручка от продажи которых практически полностью покрывала фонд оплаты всего коллектива строителей железнодорожной магистрали.

При таком варианте нефтепровод стоится только до Ангарска, где создается гигантская сливная эстакада. И далее нефть везется по железной дороге в востмиосных цистернах по 120 т каждая. Длина состава при этом достигает 2 км.

Японское правительство усмотрело в изменении формы транспортировки нефти военные интересы СССР и отказалось финансировать большую часть нового проекта."-Находка

С уважением, Евгений Путилов.

От Денис Фалин
К Евгений Путилов (16.05.2009 12:26:28)
Дата 18.05.2009 00:16:55

Такой вопрос

Добрый день.

Читал, что когда планировали Транссиб, то изучали возможность строительства дороги севернее и южнее Байкала. Считалось, что севернее Байкала местность проще для строительства, но выбрали южнее.

Т.е. севернее Байкала - это и есть участок БАМа (Северо-муйский туннель и прочие причуды природы).

Так чем же проще было севернее Байкала строить, да еще в конце 19 века ?

От Мелхиседек
К Денис Фалин (18.05.2009 00:16:55)
Дата 18.05.2009 15:30:40

Re: Такой вопрос

>Читал, что когда планировали Транссиб, то изучали возможность строительства дороги севернее и южнее Байкала. Считалось, что севернее Байкала местность проще для строительства, но выбрали южнее.

наоборот, с севера на 500 верст короче, но с юга проще и дешевле

От Юрий А.
К Денис Фалин (18.05.2009 00:16:55)
Дата 18.05.2009 14:58:26

Re: Такой вопрос

>Читал, что когда планировали Транссиб, то изучали возможность строительства дороги севернее и южнее Байкала. Считалось, что севернее Байкала местность проще для строительства, но выбрали южнее.

> Т.е. севернее Байкала - это и есть участок БАМа (Северо-муйский туннель и прочие причуды природы).

> Так чем же проще было севернее Байкала строить, да еще в конце 19 века ?

У западного берега Байкала отсутствует прибрежная терраса. Кругобайкалка проложена по побережью. Линию вели по вырубленной в крутых скальных склонах полке с нагорными откосами высотой до 60м. и на подпорных стенках над самим озером. Пришлось делать обилие исскуственных сооружений, предусматривать защиту от камнепадов и разрушительного действия байкальских волн.

От writer123
К Юрий А. (18.05.2009 14:58:26)
Дата 18.05.2009 19:43:26

Re: Такой вопрос

>У западного берега Байкала отсутствует прибрежная терраса. Кругобайкалка проложена по побережью. Линию вели по вырубленной в крутых скальных склонах полке с нагорными откосами высотой до 60м. и на подпорных стенках над самим озером. Пришлось делать обилие исскуственных сооружений, предусматривать защиту от камнепадов и разрушительного действия байкальских волн.

Подтверждаю как человек там бывавший - масштабы и трудоёмкость всего этого впечатляют.
Там кстати очень жёсткие ограничения по скорости движения поездов сейчас. Хотя дорогу привели в нормальное состояние (оставив один путь) для туристических нужд.

От Begletz
К Евгений Путилов (16.05.2009 12:26:28)
Дата 16.05.2009 19:31:41

Как нам объясняли на сборах политруки

задача строительства БАМа возникла из-за опасений, что китайцы могут легко перерезать Транссиб.

От Grozny Vlad
К Begletz (16.05.2009 19:31:41)
Дата 16.05.2009 19:39:50

Они были правы так же, как и все политруки...

...т.е. только отчасти.
В 67-м году строительство было возобновлено именно по этой причине.
Некоторые участки были построены еще при Сталине и если бы не война, БАМ был бы закончен значительно раньше.

Грозный Владислав

От Кантри
К Grozny Vlad (16.05.2009 19:39:50)
Дата 16.05.2009 21:05:51

Re: Они были

>...т.е. только отчасти.
>В 67-м году строительство было возобновлено именно по этой причине.
>Некоторые участки были построены еще при Сталине и если бы не война, БАМ был бы закончен значительно раньше.

>Грозный Владислав

Доброго времени суток.
Только не 67-м, а в 74-м.
А причина именно та.
С уважением.

От Grozny Vlad
К Кантри (16.05.2009 21:05:51)
Дата 17.05.2009 09:03:35

Re: Они были

>Только не 67-м, а в 74-м.
>А причина именно та.
В 74-м было большое постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
В 67-м было постановление о проведении дополнительных проектных и изыскательских работ всвязи с возобновлением проекта в новых условиях. В 71-м в Сковородино уже создали "БАМстройпуть" и в 72-м уложено первое звено на участке Тында-Беркатит.

Грозный Владислав

От Кантри
К Grozny Vlad (17.05.2009 09:03:35)
Дата 17.05.2009 15:49:23

Re: Они были

Доброго времени суток.

>В 74-м было большое постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
>В 67-м было постановление о проведении дополнительных проектных и изыскательских работ всвязи с возобновлением проекта в новых условиях. В 71-м в Сковородино уже создали "БАМстройпуть" и в 72-м уложено первое звено на участке Тында-Беркатит.

>Грозный Владислав

Признаю Вашу правду. Просто я судил по внешним проявлениям. Газеты, песни и прочая агитация. Видимо (да и наверняка) Постановление ЦК КПСС) огромная сила.
С Уважением.

От Дуст
К Евгений Путилов (16.05.2009 12:26:28)
Дата 16.05.2009 13:29:13

Re: О военной...

Здравствуйте,

Мой друг строил БАМ в составе желдарбата. По его мнению пропускная способность у этой магистрали была и будет низкой, так как требуется постоянный ремонт насыпи. Это каким-то образом связано с воздействием проходящих составов на вечную мерзлоту. Может ли кто-нибудь прокомментировать?

С уважением,

Дуст

От Юрий А.
К Дуст (16.05.2009 13:29:13)
Дата 18.05.2009 11:07:29

Re: О военной...

>Здравствуйте,

>Мой друг строил БАМ в составе желдарбата. По его мнению пропускная способность у этой магистрали была и будет низкой, так как требуется постоянный ремонт насыпи. Это каким-то образом связано с воздействием проходящих составов на вечную мерзлоту. Может ли кто-нибудь прокомментировать?

Мерзлота, сама по себе, особо сложной проблемой не является. Методики прохождения ж.д. по вечной мерзлоте имеют весьма бородатую историю, и успешно применяются в самых разных местах, включая Тибет (китайцы в голодные 90-е спионерили наши технологии с тындеской мерзлотной станции, включая имеющиеся на то время ошибки).

Однако, для успешности последующий эксплуатации нужна высокая культура строительства (да культура эксплуатации тоже). Технологии нужно соблюдать тщательно. Но вот уж этим строители БАМа, а особенно военные, которые там работали, в хорошую сторону не отличались. Одна только история гофротруб, чего стоит. Замечательная идея, на долгие годы похороненная военными строителями БАМа.

Так что теперь имеем, то что имеем.

От Паршев
К Дуст (16.05.2009 13:29:13)
Дата 18.05.2009 00:31:37

Да, есть такое дело

как-то пришлось участвовать в штатном ремонте подкрановых путей в районе Норильска. Это там ежегодная забава.

От Akel
К Дуст (16.05.2009 13:29:13)
Дата 16.05.2009 18:23:53

Мерзлотаааа

Очень большая проблема для БАМа. При оттаивании и замерзании влаги в земполотне возникают пучины, которые бквально создают горбы, неровности по уровню и т.д. Бороться с ними с помощью сифонов, каменной наброски, и др. вариатов пока не сильно удается. БАМ, фактически, пока остается слабым эрзацем Транссиба, будь последний невозможен к использованию по каким-либо причинам. Мерзлота, профиль и план пути, неразвитая инфраструктура и дефицит кадров.

От Бульдог
К Akel (16.05.2009 18:23:53)
Дата 18.05.2009 09:03:08

насколько я помню

в институ обсуждали что БАМ частично уложен тн "легкими" рельсами, так что тяжелогруженные составы особо не погоняешь...

От Arslan
К Бульдог (18.05.2009 09:03:08)
Дата 18.05.2009 11:11:15

В основном Р65 лежат, средние (-)


От Arslan
К Akel (16.05.2009 18:23:53)
Дата 17.05.2009 00:08:50

Ссылки на фото

станция Хани, западный участок.
http://bam.railways.ru/town_hani.html -

ст. Юктали , западный участок
http://www.uktali.narod.ru/photo.htm
http://www.gorodokk.ru/print_ok.php?urlfoto=Yuktali_02
(это считается довольно большим населенным пунктом)

ст. Лопча
http://atr.tynda.ru/fotos/16.jpg



От Arslan
К Akel (16.05.2009 18:23:53)
Дата 17.05.2009 00:00:14

Эк вы категоричны

>Очень большая проблема для БАМа. При оттаивании и замерзании влаги в земполотне возникают пучины, которые бквально создают горбы, неровности по уровню и т.д. Бороться с ними с помощью сифонов, каменной наброски, и др. вариатов пока не сильно удается.

Ну прямо можно подумать теперь по БАМу поезда не ходят. Да, высокая нагрузка на ПЧ. Хватает участков с ограничением скорости.

>БАМ, фактически, пока остается слабым эрзацем Транссиба, будь последний невозможен к использованию по каким-либо причинам.

БАМ рассчитан на перевозку порядка 22 млн. т. в год. Сейчас он загружен хорошо если наполовину, причина одна - пока нечего возить. Короткий БАМ (Беркакит - Бамовская) загружен прилично, в основном углем с южноякутского разреза. А вот по длинному БАМу (Усть-Кут - Комсомольск) - дефицит грузов. Уже существующая инфраструктура эксплуатируется не на полную мощность - будут грузы, будет разговор.

Строительство на север продолжается, пассажирское и грузовое движение открыто до ст. Томмот в Якутии.

Более того, стоит вопрос о расконсервации строительства участка Улак-Эльга, на эльгинское угольное месторождение.


>Мерзлота, профиль и план пути, неразвитая инфраструктура и дефицит кадров.

Профиль тяжелый, Муруринский перевал на западном участке, хребет Янкан на южном, в таких местах нередки поезда сдвоеной тягой ;)

"Неразвитость" инфраструктуры - вещь относительная: западный участок от Усть-Кута до Таксимо электротяга. На всем протяжении автоблокировка, ан некоторых участках диспетчерская централизация Вагонное и локомотивное депо ст. Тында дают возможность проводит все ремонты вплоть до подъемочного. Если мало - рядом Уссурийский ТРЗ. Тында формирует два "дальнобойных" пасажирских поезда - на Москву и Кисловодск, не считая полдюжины поездов регионального значения (Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск, Нерюнгри, Северобайкальск)

С кадрами там "все сложно". С одной стороны в Тынде профессия железнодорожника одна из самых престижных и денежных (тут я прежде всего о машинистах говорю) с другой - вообще регион малолюдный. Опять же Тында это одно - а вот найти желающих жить и работать "на линии" непросто. Что неудивительно - типичная станция выглядит следующим образом: вокзал-дворец мраморный, перрон, частенько с хорошей платформой, несколько "рабочих" железнодорожных строений, котельная, три-пять пятиэтажных капитальных домов и все - кругом тайга, тайга, тайга.

От Дуст
К Arslan (17.05.2009 00:00:14)
Дата 17.05.2009 00:30:54

А на сколько млн т рассчитан Транссиб? (-)


От Arslan
К Дуст (17.05.2009 00:30:54)
Дата 17.05.2009 00:49:14

Черт его знает...

... там я не жил-не работал в отличие от БАМа, но там двухпутка и электротяга "во всю длинну". Серьезно поболее должно быть ;))))

От Дуст
К Arslan (17.05.2009 00:49:14)
Дата 17.05.2009 00:54:07

Спасибо за ответ. Получается, что БАМ таки эрзац Транссиба...

...даже без учета вечной мерзлоты.

С уважением,

Дуст

От Arslan
К Дуст (17.05.2009 00:54:07)
Дата 17.05.2009 01:29:14

Re: Спасибо за

ну, не столько "эрзац Транссиба", сколько самостоятельный проект.
Это с узко-военной точки зрения он дублер транссиба в случае гипотетического конфликта с Китаем, а в СССР предполагалось активное освоение прибамских месторождений, типа Удоканского медного и уранового. Сейчас ситуация такова, что дай бог Транссиб грузами "накормить" (БАМ в принципе не может "заменить" Транссиб, его западный участок в этот самый Транссиб вливается, дублирует он его в последней трети протяженности). Опять же, к примеру,ветка на север, на Якутск - в перспективе с выходом на Чукотку-Магадан - вообще к делам Транссиба никаким боком.

От astro-02
К Arslan (17.05.2009 01:29:14)
Дата 17.05.2009 02:26:36

Re: Спасибо за


>Сейчас ситуация такова, что дай бог Транссиб грузами "накормить" (БАМ в принципе не может "заменить" Транссиб, его западный участок в этот самый Транссиб вливается, дублирует он его в последней трети протяженности).
Скажите, а пропускная способность Транссиба одинакова по всей длине? Может быть, именно в последней трети были наиболее узкие места?

Вообще что мешает превратить Транссиб и БАМ в канал для транспортировки грузов из Европы в АТР?

Кстати, интересен китайский опыт (трасса в Тибет) - какой там грузооборот, или она имеет военно-стратегическое значение и только?

От Arslan
К astro-02 (17.05.2009 02:26:36)
Дата 17.05.2009 11:55:00

С сайта РЖД:

Если взглянуть карту:
http://www.transsib.ru/Map/railways-zabzhd.gif


http://www.transsib.ru/Map/railways-dvzd.gif



видно, что в основном БАМ дублирует Збайкальскую дорогу, а занчительным куском Дальневосточной теперь является БАМ (собственно - упраления дороги БАМа нет уже довольно давно, его отделения розданы ДВ жд. и Вост-Сиб. жд.), но можно прикинуть, какой была ДВ жд без БАМа

>Скажите, а пропускная способность Транссиба одинакова по всей длине? Может быть, именно в последней трети были наиболее узкие места?

Так вот, по данным РЖД за прошлый год Заб. жд. перевезла 106,9 млн.тонн грузов, а вся ДВ жд 51 млн. 736 тыс. тонн.

http://www.rzd.ru/wps/portal/branch?STRUCTURE_ID=708

http://www.rzd.ru/wps/portal/branch?STRUCTURE_ID=707

Так что восточные звенья Транссиба, судя по всему, значительно превосходят БАМ по пропускной способности. Что неудивительно, БАМ по большей части однопутный.

>Вообще что мешает превратить Транссиб и БАМ в канал для транспортировки грузов из Европы в АТР?

Не знаю. :)) Но там еще в 90-е годы бередила умы идея железнодорожного сообщения Иокогама-Роттердам )))) Может когда-нибудь договорятся и профинансируют. Там тоннель надо строить на Сахалин, идея моста на Хоккайдо время от времени озвучивается. Ну вобщем, было бы желание и деньги.

>Кстати, интересен китайский опыт (трасса в Тибет) - какой там грузооборот, или она имеет военно-стратегическое значение и только?

Ну, вот тут вот http://en.wikipedia.org/wiki/Qinghai-Tibet_Railway говорят, что к 2010 г. из 2.8 млн. т. грузов в Тибет/из Тибета на железнодрожный транспорт будет приходится 75% перевозок. Сейчас возможности тибетской дороги - меньше миллиона тонн в год. Но у них там "герметичные вагоны" и поездные бригады с "кислородным оборудованием". Китайцам там вообще не позавидуешь. Самая высокая точка - 5072м.

От Николай Манвелов
К Дуст (16.05.2009 13:29:13)
Дата 16.05.2009 13:48:57

По мерзлоте

Привет
Насколько я знаю, мерзлота от воздействия человека "оттаивает", в результате чего почва "плывет".
Николай Манвелов

От Cyril-69
К Дуст (16.05.2009 13:29:13)
Дата 16.05.2009 13:45:04

а разве БАМ проходит по областям вечной мерзлоты??? (-)


От Железный дорожник
К Cyril-69 (16.05.2009 13:45:04)
Дата 16.05.2009 13:52:08

Не только БАМ, но и некоторые участки Транссиба на Дальнем Востоке. (-)


От astro-02
К Cyril-69 (16.05.2009 13:45:04)
Дата 16.05.2009 13:51:41

Лежит в ней чуть ли не полностью

Вот карта вечной мерзлоты в СП:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Frozenground.gif



От Antenna
К astro-02 (16.05.2009 13:51:41)
Дата 16.05.2009 18:54:52

В ограниченной ядерной войне под шумок

прокопать взрывами вдоль экватора по Африке широкий канал, точнее пролив. Такой же пролив образовать на месте Панамского канала. Возникнет циркуляция вокруг шарика выравнивающая температуры гидро и атмосферы по всей Земле. Тропики исчезнут, будут только субтропики ну и мерзлота отступит.
В пятницу не успел.

От Бурлак
К Antenna (16.05.2009 18:54:52)
Дата 16.05.2009 19:27:25

Re: В ограниченной...

Дело - табак!
>прокопать взрывами вдоль экватора по Африке широкий канал, точнее пролив. Такой же пролив образовать на месте Панамского канала. Возникнет циркуляция вокруг шарика выравнивающая температуры гидро и атмосферы по всей Земле. Тропики исчезнут, будут только субтропики ну и мерзлота отступит.
>В пятницу не успел.

Пустить в Каспий воду сибирских рек планировали миниядерными взрывами. Но эксперимент прошел неудачно, насколько я знаю. Получилось радиоактивное болото.

От Grozny Vlad
К Бурлак (16.05.2009 19:27:25)
Дата 16.05.2009 19:45:25

Re: В ограниченной...

>Пустить в Каспий воду сибирских рек планировали миниядерными взрывами. Но эксперимент прошел неудачно, насколько я знаю. Получилось радиоактивное болото.
До радиоактивного болота дело не дошло. Там действительно должны были рвать три ядерных фугаса на выброс, но ограничились моделированием с обычным ВВ.

Грозный Владислав

От Бурлак
К Grozny Vlad (16.05.2009 19:45:25)
Дата 16.05.2009 20:41:40

Re: В ограниченной...

Дело - табак!
>До радиоактивного болота дело не дошло. Там действительно должны были рвать три ядерных фугаса на выброс, но ограничились моделированием с обычным ВВ.

>Грозный Владислав

Утверждают, что взрыв был таки ядерным.

От NV
К Бурлак (16.05.2009 19:27:25)
Дата 16.05.2009 19:34:38

Какое еще радиоактивное болото ?

>Дело - табак!
>>прокопать взрывами вдоль экватора по Африке широкий канал, точнее пролив. Такой же пролив образовать на месте Панамского канала. Возникнет циркуляция вокруг шарика выравнивающая температуры гидро и атмосферы по всей Земле. Тропики исчезнут, будут только субтропики ну и мерзлота отступит.
>>В пятницу не успел.
>
>Пустить в Каспий воду сибирских рек планировали миниядерными взрывами. Но эксперимент прошел неудачно, насколько я знаю. Получилось радиоактивное болото.

Если речь об эксперименте со строительством водоема взрывом - то он прошел вполне удачно.

Виталий

От Бурлак
К NV (16.05.2009 19:34:38)
Дата 16.05.2009 20:38:03

Re: Какое еще...

Дело - табак!
>
>Если речь об эксперименте со строительством водоема взрывом - то он прошел вполне удачно.

>Виталий

Помнится, экологи говорили о катастрофе. Я тут не специалист совсем, так что за что купил, за то и продаю.

От writer123
К Бурлак (16.05.2009 20:38:03)
Дата 16.05.2009 21:42:11

Re: Какое еще...

>Помнится, экологи говорили о катастрофе.
Вот вы нашли кого слушать о катастрофах.

От NV
К writer123 (16.05.2009 21:42:11)
Дата 16.05.2009 23:02:45

Вот отрывочек из книги "Записки испытателя"

>>Помнится, экологи говорили о катастрофе.
>Вот вы нашли кого слушать о катастрофах.

автор В.П. Жарков, 97 год, ВНИИЭФ, я ее купил в Сарове в одну из командировок. Стр. 70, про взрыв на Чагане, 15 января 1965 года.
"Эффект был потрясающий: более 6 млн. кубометров земли вырвал взрыв из ровной, как стол, степи. Воронка диаметром около 500 и глубиной до 100 метров стала первым в истории человечества водохранилищем, рожденным атомным взрывом"
"А что с радиоактивностью ? Прежде всего, на Чагане был применен заряд повышенной чистоты, созданный ВНИИЭФ. Постоянно брались пробы воды, которые тщательно исследовались. Наконец, летом химики и радиационщики признали воду пригодной к орошению и для водопоя скота, она была безвредна и для человека"

Относительно же проекта поворота рек - в этой книжке сказано, что дело ограничилось подземным испытательным взрывом заряда повышенной чистоты, а потом интерес к проекту у руководства страны пропал, и заряд повышенной чистоты совершенствовать перестали совершенствовать.

Виталий


От astro-02
К NV (16.05.2009 23:02:45)
Дата 16.05.2009 23:26:29

А где это - Чаган?

В Google Earth бы посмотреть...

>>>Помнится, экологи говорили о катастрофе.
>>Вот вы нашли кого слушать о катастрофах.
>
>автор В.П. Жарков, 97 год, ВНИИЭФ, я ее купил в Сарове в одну из командировок. Стр. 70, про взрыв на Чагане, 15 января 1965 года.
>"Эффект был потрясающий: более 6 млн. кубометров земли вырвал взрыв из ровной, как стол, степи. Воронка диаметром около 500 и глубиной до 100 метров стала первым в истории человечества водохранилищем, рожденным атомным взрывом"
>"А что с радиоактивностью ? Прежде всего, на Чагане был применен заряд повышенной чистоты, созданный ВНИИЭФ. Постоянно брались пробы воды, которые тщательно исследовались. Наконец, летом химики и радиационщики признали воду пригодной к орошению и для водопоя скота, она была безвредна и для человека"

>Относительно же проекта поворота рек - в этой книжке сказано, что дело ограничилось подземным испытательным взрывом заряда повышенной чистоты, а потом интерес к проекту у руководства страны пропал, и заряд повышенной чистоты совершенствовать перестали совершенствовать.

>Виталий


От Администрация (wolfschanze)
К astro-02 (16.05.2009 23:26:29)
Дата 17.05.2009 12:46:59

Модераториал

--Сутки за избыточное цитирование
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

От Boris
К astro-02 (16.05.2009 23:26:29)
Дата 16.05.2009 23:42:48

Это здесь ----->

Доброе утро,
>В Google Earth бы посмотреть...
http://wikimapia.org/#lat=49.9353119&lon=79.0088654&z=12&l=1&m=a&v=2
С уважением, Boris.

От Абельман-Покровский
К Бурлак (16.05.2009 19:27:25)
Дата 16.05.2009 19:33:58

Это где такое? (-)


От Бурлак
К Абельман-Покровский (16.05.2009 19:33:58)
Дата 16.05.2009 20:36:41

Re: Это где...

Дело - табак!

Район реки Березовка, Пермская область. 1978 год, кажется. Проект "Тайга". Об этом во второй половине 80-х много говорили, когда экология стала модной.

От NV
К Бурлак (16.05.2009 20:36:41)
Дата 16.05.2009 23:46:26

Эксперимент "Тайга" был проведен

>Дело - табак!

>Район реки Березовка, Пермская область. 1978 год, кажется. Проект "Тайга". Об этом во второй половине 80-х много говорили, когда экология стала модной.

23.03 71 года, глубина заложения зарядов 128 метров, 3 заряда по 15 килотонн. 100км. севернее г. Красновишерска. Никаких страшных экологических последствий не имел, что собственно и не удивительно. Это ж не разброс активной зоны реактора, да еще долго работавшего.

Виталий

От astro-02
К Евгений Путилов (16.05.2009 12:26:28)
Дата 16.05.2009 12:42:22

Re: О военной...

К слову - интересно, насколько вводимый нынче в России запрет на праворульные машины ощутим для японской экономики. Экспорт подержанных авто в Россию был хоть сколь-нибудь значимым, и удастся ли Японии его переориентировать на другие страны АТР без ущерба для себя?

От Администрация (Дмитрий Козырев)
К astro-02 (16.05.2009 12:42:22)
Дата 18.05.2009 09:51:18

Модераториал - 3 дня р/о за перевод темы в оффтопик (-)


От В. Кашин
К astro-02 (16.05.2009 12:42:22)
Дата 16.05.2009 19:13:35

Японские подержанные машины

Добрый день!
прежде всего идут в Австралию и Новую Зеландию (которые на них в основном и ездят), и лишь в гораздом меньших количествах (и худшего качества) на Дальний Восток России. Для японской экономики в целом ущерб от этих действий малозаметен. Он ощутим для отдельных префектур острова Хоккайдо, где концентрировались лавки по подготовке этих машин к отправке в Россию. Своеобразная историческая ирония состоит в том, что многие из этих лавок принадлежали потомкам переселенцев с Южного Сахалина и Курил - они открывали их в 1990-е на специальные субсидии японского правительства.
С уважением, Василий Кашин

От Сергей Зыков
К astro-02 (16.05.2009 12:42:22)
Дата 16.05.2009 12:56:17

Re: О военной...

>К слову - интересно, насколько вводимый нынче в России запрет на праворульные машины ощутим для японской экономики. Экспорт подержанных авто в Россию был хоть сколь-нибудь значимым, и удастся ли Японии его переориентировать на другие страны АТР без ущерба для себя?

на прошлый год называли 300 тыс. ввезеных.
судя по тусовке у меня за окном на регистрацию, раз в пять количество ввозимых упало.
А в японии сей автобизнес у пакистанцев, их туда на жительство пускают почему то, видать родственная нация.

Победители не сдаются. Сдающиеся не побеждают

От nnn
К Сергей Зыков (16.05.2009 12:56:17)
Дата 16.05.2009 20:50:27

Re: О военной...


>судя по тусовке у меня за окном на регистрацию, раз в пять количество ввозимых упало.

а их еще реально ввозят ?

От Grozny Vlad
К Евгений Путилов (16.05.2009 12:26:28)
Дата 16.05.2009 12:39:50

Да, "Магирусов" тогда набрали много...

Я тогда первый и единственный раз видел мобильный морг на базе "Магируса". Почему-то у гражданских это была жутко секретная машина и про нее было больше слухов, чем правды...

Грозный Владислав