От Booker
К All
Дата 17.06.2009 16:24:12
Рубрики 11-19 век; Искусство и творчество;

Степан Разин, 1939.

Решил вот пересмотреть все фильмы по нашей допетровской истории, благо сейчас для этого не надо даже задницу от дивана отрывать. К вчерашней годовщине казни Разина впервые в жизни посмотрел одноимённый кинофильм 1939 года.
В отличие от всех других искусств кинематограф всё ещё в большом долгу перед народным героем. Писатели - одних только романов 3 штуки; художники - и Суриков, и Кустодиев; в музыке - Шостакович кантату надыбал на поэму Евтушенко. Фольклора и псевдофольклора - не счесть.
Самый первый российский кинофильм - про Разина. 10-минутную "Понизовую вольницу" смотреть, естественно, можно только из исследовательских побуждений - на Ютубе, скажем. Но странно было бы предъявлять претензии к ботику российского кино.

А от фильма 39-го года ожидания совсем другие. Параллельно снимались Александр Невский, Минин и Пожарский. Актёры задействованы лучшие из лучших. Андрей Абрикосов (Разин) - первый Григорий Мелехов, Гаврила Олексич у Эйзенштейна, будущий "гадский папа" в Свадьбе в Малиновке. Перечисляю роли, чтобы указать диапазон возможностей. Жарова и Мартинсона вовсе представлять не надо. Денег на декорации явно не жалели, Москву как будто по эскизам Аполлинария Васнецова в павильоне отстроили. Военным консультантом выступил тот же комбриг Калмыков, что и в Александре Невском. Похоже, бюджеты фильмов были одинаковы у всех.

Получился такой ужас, что даже непонятно как. При появлении Жарова в кадре тут же вспоминается характеристика лучшего друга всех кинолюбителей: "Товарищ Жаров - хороший артист. Как его не загримируй - всё равно видно, что это Жаров." То ли Семибаб, то ли Анискин. Заметим, что в роли Малюты у Эйзенштейна он совсем другой - жуткий, а не придурковатый. Саблей, очевидно, никто из актёров не владеет, а режиссёры с операторами полагают, что это совсем не имеет значения, и не пытаются это дело скрыть. Народные артисты подолгу "стражаются" как пятилетние дети.
Большой эпизод боя под Симбирском (с пушечной пальбой и кавалерийскими атаками) запомнился только смешным Барятинским ("У-у-у, палёна мышь!"), бестолковым мельтешением конников в кадре, и Жаровым, отстреливающимся из пистоля от наступающих шеренгой стрельцов.
Бортко, на мой вкус, перебрал с натурализмом в ТБ, но так поставить самую знаменитую казнь в истории России - это по ту сторону добра и зла.

По замыслу, видимо, должна была получиться народная оптимистическая трагедия. Не шмогла. А сейчас, любопытно, получилось бы? Трудность в том, что бандит стал народным героем, брендом России и надо снимать как-то с учётом этого обстоятельства. Можно было бы попытаться снять эпическое полотно. :)) В духе Озерова, только про Тишайшего. Персонаж очень колоритный, своего рода декадент на троне, любил иконопись и богословие, зрелища и Аввакума. В общем, про Россию, которую мы потеряли в конце XVII века. И про Польшу, и про Разина, и про Соловки, и про Никона, и про раскольничьи гари.

С уважением.

От Presscenter
К Booker (17.06.2009 16:24:12)
Дата 17.06.2009 21:58:30

Интересно, я и не знал...

что был "Степан Разин":-/ Наверное, действительно фильм не удался - информации о нем почти нет.

От Grozny Vlad
К Presscenter (17.06.2009 21:58:30)
Дата 17.06.2009 22:00:17

Re: Интересно, я

http://film.arjlover.net/info/stepan.razin.avi.html

Грозный Владислав

От Leopan
К Booker (17.06.2009 16:24:12)
Дата 17.06.2009 18:08:19

И был еще один совсем сейчас забытый фильм - "Мамлюк"

только он уже был цветным, а "нашими" там были только дети, украденные в Грузии.

От Leopan
К Booker (17.06.2009 16:24:12)
Дата 17.06.2009 18:06:18

А Георгий Саакадзе - это к какой истории относится?

только его, кажется, уже в 1942 снимали

От Leopan
К Booker (17.06.2009 16:24:12)
Дата 17.06.2009 17:55:28

Разина собирался играть и ставить Шукшин

фильм не был снят по известной причине, но и не может быть снят по сценарию Шукшина, т.к. образ самого Разина он не выписал, потому что собирался играть его сам.

От И. Кошкин
К Leopan (17.06.2009 17:55:28)
Дата 17.06.2009 18:02:45

Образ разина Шукшин выписал в своей "Я пришел дать вам волю". (-)


От Leopan
К И. Кошкин (17.06.2009 18:02:45)
Дата 17.06.2009 18:04:39

Дык книга одно, а сценарий - сами знаете:-)))) (-)


От Роман Храпачевский
К Booker (17.06.2009 16:24:12)
Дата 17.06.2009 16:32:19

Спасибо, интересный отзыв -) (-)


От yav
К Роман Храпачевский (17.06.2009 16:32:19)
Дата 18.06.2009 12:00:40

Судя по тому какие претензии у Bookera к этому фильму...

проблемы его кроются в режиссуре. Что наверно и не удивительно т.к. оба режиссера этого фильма - Иван Правов и Ольга Преображенская - мягко говоря малоизвестны. Согласно биографической справке на Правова он режиссер более чем 14 кинокартин и автор шести сценариев, но ни один из них мне абсолютно неизвестен. Он например автор сценария и постановщик фильма "Тихий Дон" в 1930 году, т.е. вероятно первой экранизации романа Шолохова. И хотя о Шолохове у нас говорилось и писалось немало я ни разу не слышал упоминаний об этом фильме.
Так что видимо этот Иван Правов был не слишком талантливым режиссером. Тем не менее всю жизнь проработал режиссером на "Мосфильме".