От FED-2
К All
Дата 03.07.2009 17:49:41
Рубрики Прочее; WWII; Флот; ВВС;

Вопрос по торгово-дипломатическим дорогам ВОВ

Купил недавно Оспрейку про английские артиллерийские катера ВМВ. В ней говорится, что катера одного из проектов применялись как "прерыватели блокады" для привозки из Швеции по ок. 50 тонн подшипников и высокоточных металлорежущих инструментов.

Потом смутно вспомнилось, что какой-то английский актёр погиб где-то в середине войны, когда немцы сбили гражданский рейсовый самолёт, которым он летел пожалуй из Бристоля в Лиссабон (или обратно).

Ну и это всё породило вопрос. В моём неокрепшем уме всю жизн витало менее-более такое представление о ВМВ в Европе:

С восточноы стороны сплошной фронт, стенка на стенку, от Северного Ледовитого Океана до Чёрного Моря Красная Армия и Вермахт воюют, так что заяц не проскочит.

С западной стороны англичане сидят за каналом ну и воюют с немцами на море и в воздухе, так что заяц не переплывёт.

Но вот ведь, оказывается с английской стороны и торговля со Швецией, и авиарейсы в Португалию ...

Так вот собственно вопрос, а как СССР удерживал торговые и дипломатические контакты во время ВМВ с нейтральными странами? Даже если СССР в Швеции подшипники не покупал, надо-же наверно было отправлять людей, посылки и прочее в посольства в Швеции, Швейцарии, Турции, Португалии?

Я кажется читал, что Молотов летел в Англию на Пе-8 на большой высоте над Германией, и что к Черчиллю, когда он в Москве был, вроде как ежедневно прилетал Москито с документами, но это как-бы немного накладно для "ежедневных дел". Т.е. были ли какие нибудь рейсы Аэрофлота типа Иркутск-Бангкок, или там Свердловск-Тегеран? Летали ли дипкурьеры в Швейцарию над Германией по принципу "а вдруг пронесёт", или им надо было как-то "тащить это через три границы"?

От поручик Бруммель
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 04.07.2009 20:09:54

Re: Вопрос по...

ARMA IN ARMATOS JURA SINUNT


>Но вот ведь, оказывается с английской стороны и торговля со Швецией, и авиарейсы в Португалию ...

Уважаемый FED-2, я искренне сомневаюсь, что подобные прорывы из Швеции и в Швецию имели место. Данное событие было бы слишком известным, что бы слышать в первый раз его от Вас. Что же касается путей сообщения между Португалией и Англией, то я не вижу никаких причин, что бы оно прерывалось. Немцы не организовывали, да и не могли организовать морскую блокаду Пиренейского полуострова. Мимо Португалии всю войну шлялись африканские и гибралтарские конвои союзников в обоих направлениях.

C уважением п-к Бруммель
http://brummel.borda.ru

От Exeter
К поручик Бруммель (04.07.2009 20:09:54)
Дата 04.07.2009 23:06:19

Re: Вопрос по...

Уважаемый поручик Бруммель, транспортные рейсы британских катеров в Швецию - как раз архиизвестный эпизод ВМВ на море. Мимо кторого не проходит ни одна работа о катерах союзников.
Более того, даже в советские времена, когда про Запад писали мало, этому эпизоду был посвящен один из выпусков "Моской Коллекции" Чернышева в "МК".

С уважением, Exeter

От FED-2
К поручик Бруммель (04.07.2009 20:09:54)
Дата 04.07.2009 22:33:50

Re: Вопрос по...

>>Но вот ведь, оказывается с английской стороны и торговля со Швецией, и авиарейсы в Португалию ...
>
>Уважаемый FED-2, я искренне сомневаюсь, что подобные прорывы из Швеции и в Швецию имели место. Данное событие было бы слишком известным, что бы слышать в первый раз его от Вас.

Исходные данные Оспрейки:

British Motor Torpedo Boat 1939-45

Angus Konstam, Tony Bryan

Osprey Publishing



[41K]



(Отсюда: http://www.ospreypublishing.com/store/British-Motor-Torpedo-Boat-1939–45_9781841765006 )

Резюме соответствующего отрывка:

В 1940-41 гг. предприятие Кэмпер энд Никольсон построило 8 катеров для Турецкого ВМФ. Катера востребовало английское Адмиралтейство и присвоило им обозначения Артиллерийско-торпедный катер 502 до 509. Эти 36-метровые корабли водоизмещали ок 86 тон. АТК 502,503 и 509 изначально были вооруженны двумя торпедными аппаратами 533 мм, 2x2 пулемётами Викерса калибром 12,7 мм и одним 40 мм орудием. Остальные 5 конвертировали в прерывателей блокады, задачей которых являлась доставка 41-тонных грузов шарикоподшипников и металлорежущих инструментов из Швеции в Англию. Вооружение - 2 x пушка Эрликона и 2 x пулемёт 7.69 мм.


In 1940-41 Camper & Nicholson built eight vessels for the Turkish Navy, but these were requisitioned by the Admiralty, who designated them MGB/MTB 502 to 509. These 117-foot boats displaced 95 tons, and unlike short-hulled MTBs they were round-bilged, their mahogany hulls built around a steel frame. The original armament of MGB/MTBs 502, 503 and 509 consisted of two 21-inch torpedo tubes, two twin .5-inch Vickers machine guns mounted amidships, and a 2-pounder mounted on the quarterdeck. The remaining five were converted into blockade runners before their completion, designed to run 45-ton cargoes of ball bearings and machine tools from Swededn to Britain. Their armament consisted of a twin Oerlikon and twin .303-inch machine guns. In late 1944 the blockade runners were redesignated as MGBs.

Ну и краткое гугление выплюнуло ещё вот это:

http://www.battleships-cruisers.co.uk/motor_torpedo_boats.htm .

Здесь пишут об их переделке в "сухогрузы".

А здесь, для англоязычных, есть целая статья про операцию Бридпорт. Вроде как раньше возили самолётами, но было мало. Катера привезли ок. 400 т. Немцы кажется даже какой-то из них поймали.

http://www.mikekemble.com/ww2/mgb.html


А то, что не особенно про это пишут, ну так интерес оно представляет только для "заклёпкосчитателей", как их зовут в Англии. Гламурно это когда Бисмарк с Худом, или бой у мыса Матапан. А всяких катеров, которые дрались с шнелльботами и прочими лихтерами будет несколько сотен, так-что пока к ним у кого-нибудь руки дойдут ... А эти к тому-же вообще не воевали, а так, подшипники таскали. Это не гламурно.

>Что же касается путей сообщения между Португалией и Англией, то я не вижу никаких причин, что бы оно прерывалось. Немцы не организовывали, да и не могли организовать морскую блокаду Пиренейского полуострова. Мимо Португалии всю войну шлялись африканские и гибралтарские конвои союзников в обоих направлениях.


В принципе да, но интересно, что отмечается то, что раз над Бискайским заливом немцы всётаки сбили гражданский рейс. Из этого выходит, что других не сбивали. И моё изумление вызывает то, что тут бои за Англию, налёты на Дрезден, всякие Кондоры и Каталины над Атлантикой, но посреди этого летают регулярные рейсы из Англии в Португалию.

От NN
К FED-2 (04.07.2009 22:33:50)
Дата 04.07.2009 23:00:44

Re: Вопрос по...

А что ж тут удивительного? Война - войной, а обед(дипломатия) по расписанию. Тем более, что Испания, что и Португалия имели свои особые связи с Великобританией исторически. Хотя бы как прибрежные государства ;-) Кто у нас владычица морей? :-))

От FED-2
К NN (04.07.2009 23:00:44)
Дата 04.07.2009 23:45:32

Rе: Вопрос по...

>А что ж тут удивительного? Война - войной, а обед(дипломатия) по расписанию. Тем более, что Испания, что и Португалия имели свои особые связи с Великобританией исторически. Хотя бы как прибрежные государства ;-) Кто у нас владычица морей? :-))

Нет, это всё мне понятно. Я наверно неправильно передаю своё изумление. Я недоумеваю от того, что, скажем, немцы так мало английских гражданских самолётов сбили (и наоборот).

Технические возможности есть. Вот этот упоминаемый рейс из Лиссабона в Бристоль завалил Ю-88, базирующийся, надо думать, во Франции.

Вокруг война на истощение. Горят жилые кварталы в Ковентри, Дрездене, Гамбурге. Немцы ракетами по Лондону стреляют. А тут летают себе гражданские авиарейсы из вражеской страны в пределах досягаемости немецких истребителей из Франции и из них сбивают только один? Это что - рыцарство такое, кругом одни офицеры и джентльмены? А вот ув. Геннадий Нечаев пишет, что ещё гражданские авиарейсы летали из Лондона в Стокгольм. Так там-же вообще над оккупированной Норвегией лететь. И что немецкие зенитчики смотрят на часы и говорят, ах нет, это регулярный Би-оу-ей-си из Лондона. Вот чему я удивляюсь.

От NN
К FED-2 (04.07.2009 23:45:32)
Дата 05.07.2009 00:07:24

Re: Rе: Вопрос

Технические препятствия для сбития над Норвегией были существенные. Плотность аэродромов с истребителями МЕ-110, также звукоулавливателей, радиолокаторов и прожекторов там была минимальная. А территория - большая. И над Атлантикой одиночный скоростной ночной самолет-тоже. Шансы подловить у немцев были малы. Речь же не идет о налете соединений бомбардировщиков, которые куда как заметнее во всех смыслах (агентурная разведка на стадии подготовки налета, радиопеленгация связи соединения, радилокация и пр. и пр.)

От Геннадий Нечаев
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 03.07.2009 19:45:40

Re: Вопрос по...

Ave!

Собственно, есть у меня где-то книжка про ВОАС во время ВМВ, там рейсы и в Стокгольм вполне выполнялись достаточно регулярно, где англичане на одном аэродроме с пилотами "люфтганзы" встречались.

Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От FED-2
К Геннадий Нечаев (03.07.2009 19:45:40)
Дата 04.07.2009 22:53:21

Re: Вопрос по...

>Собственно, есть у меня где-то книжка про ВОАС во время ВМВ, там рейсы и в Стокгольм вполне выполнялись достаточно регулярно, где англичане на одном аэродроме с пилотами "люфтганзы" встречались.

А чья книга и как называется?

От Геннадий Нечаев
К FED-2 (04.07.2009 22:53:21)
Дата 05.07.2009 00:47:46

Re: Вопрос по...

Ave!
>>Собственно, есть у меня где-то книжка про ВОАС во время ВМВ, там рейсы и в Стокгольм вполне выполнялись достаточно регулярно, где англичане на одном аэродроме с пилотами "люфтганзы" встречались.
>
>А чья книга и как называется?

До дому доберусь - дам ТТХ, вообще какая-то часть истории ВОАС. Так же в пантамовских справочниках Annals of British and Commonwealth Air Transport, 1919-1960 и British Civil Aircraft, 1919-1959 много чего есть, последний - двухтомник,вот не помню в каком именно томе, есть гражданские регистрации всех военных аэропланов и принадлежность их к авиакомпаниям.


Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От vavilon
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 03.07.2009 19:05:45

Re: Вопрос по...

В детской книжке "Девочка в бурном море", был описан следующий маршрут - СССР-ИРАН-ЮАР самолетом, далее морем до Англии, далее самолетом до Швеции через Норвегию. Учитывая автора, можно верить.

От NN
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 03.07.2009 18:31:38

Re: Вопрос по...

В Москву из Лондона и обратно летали Москито над Северной Европой - Швецией-Норвегией регулярно, а не только тогда, когда Черчилль в Москве.Причем, вроде, гражданские, рейсы авиакомпании BOAC. Молотов летал так же через север. В Тегеран ,безусловно, были регулярные рейсы на Ли-2 Москва-Тегеран.СССР в Швеции подшипники для авиаприборов (гироскопов) покупал во время войны. Доставлялись дипломатической почтой.Точно ответить на ваш вопрос не могу...Но почтовое сообщение собственно с Германией поддерживалось через Турцию.Почтой через Турцию фельдмаршал Паулюс получил фельдмаршальские погоны, находясь в советском плену.

От Геннадий Нечаев
К NN (03.07.2009 18:31:38)
Дата 03.07.2009 19:53:50

Re: В ВОАС не только "Москито" летали

Ave!
Но и "Шорт-Эмпайр класс", и "Энсоны", и "Стирлинги" и даже один или два "Спитфайра". "Мосси" и "спиты" - как курьерские, с диппочтой.

Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От А.Погорилый
К NN (03.07.2009 18:31:38)
Дата 03.07.2009 18:59:46

Re: Вопрос по...

>Молотов летал так же через север.

Что значит через сервер? Через Балтику, Швецию, Данию, Северное море, маршрутом очень близким к кратчайшему - ортодромии.

От Exeter
К NN (03.07.2009 18:31:38)
Дата 03.07.2009 18:55:31

Re: Вопрос по...

Здравствуйте, уважаемый NN!

СССР в Швеции подшипники для авиаприборов (гироскопов) покупал во время войны. Доставлялись дипломатической почтой.Точно ответить на ваш вопрос не могу...

Е:
В Швеции во время войны ничего не покупалось. Масса заказанного СССР имущества (включая пресловутые подшипники) всю войну оставалось в Швеции и начало вывозиться в СССР через Финлнядию только с декабря 1944 г.
См. книгу покойного Кена про советско-шведские отношения в войну, там про это есть.

С уважением, Exeter

От NN
К Exeter (03.07.2009 18:55:31)
Дата 03.07.2009 20:15:46

Re: Вопрос по...

Я полагаю, что с 22.06.41, поставки, технически возможные и диппочтой для маленьких авиаподшипников(хотя бы и отчасти) были остановлены из политически-прогерманских соображений Швеции в то время?
С уважением, NN

От NN
К NN (03.07.2009 18:31:38)
Дата 03.07.2009 18:44:30

Re: Вопрос по...

Лондон-Стокгольм-BOAC.А дальше, в Москву - не знаю.

От В. Кашин
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 03.07.2009 18:23:16

Если я правильно помню

Добрый день!
>Я кажется читал, что Молотов летел в Англию на Пе-8 на большой высоте над Германией,
Пе-8 с Молотовым летал в Великобританию не над Германией, а через север, над морем. Над Германией все же было бы слишком рискованно.
С уважением, Василий Кашин

От А.Погорилый
К В. Кашин (03.07.2009 18:23:16)
Дата 03.07.2009 18:41:43

Re: Если я...


>>Я кажется читал, что Молотов летел в Англию на Пе-8 на большой высоте над Германией,
> Пе-8 с Молотовым летал в Великобританию не над Германией, а через север, над морем. Над Германией все же было бы слишком рискованно.

Если посмотреть на карту, выясняется, что Москва и Эдинбург находятся на одной широте (Москва 55 град 45 мин, Эдинбург 55 град 57 мин). То есть по ортодромии (кратчайшему пути) дуга с не очень большим отклонением от параллели на север. Почти так и летели. Германия вся гораздо южнее этого маршрута.

От Alexeich
К В. Кашин (03.07.2009 18:23:16)
Дата 03.07.2009 18:39:57

Re: Если я...

> Пе-8 с Молотовым летал в Великобританию не над Германией, а через север, над морем. Над Германией все же было бы слишком рискованно.

.. и слишком длинно.

От А.Погорилый
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 03.07.2009 18:22:27

Re: Вопрос по...

>Я кажется читал, что Молотов летел в Англию на Пе-8 на большой высоте над Германией,

В США он летал, с промежуточной посадкой в Британии. Эта промежуточная посадка была использована для переговоров, но пунктом назначения были именно США, и скорее всего, будь возможность слетать туда беспосадочно, так бы и слетал.

Маршрут был - до Балтики частично над оккупированной немцами советской территорией, над Балтикой, Данией, Северным морем, посадка в Эдинбурге. Над Германией не пролетали и близко к ней не приближались. Потом перелет с восточного побережья Британии на западное. Потом перелет в Исландию. Из Исландии прямо в Вашингтон.
Обратно - примерно так же.

От Exeter
К FED-2 (03.07.2009 17:49:41)
Дата 03.07.2009 18:15:34

Re: Вопрос по...

Здравствуйте, уважаемый FED-2!

>Купил недавно Оспрейку про английские артиллерийские катера ВМВ. В ней говорится, что катера одного из проектов применялись как "прерыватели блокады" для привозки из Швеции по ок. 50 тонн подшипников и высокоточных металлорежущих инструментов.

>Потом смутно вспомнилось, что какой-то английский актёр погиб где-то в середине войны, когда немцы сбили гражданский рейсовый самолёт, которым он летел пожалуй из Бристоля в Лиссабон (или обратно).

>Ну и это всё породило вопрос. В моём неокрепшем уме всю жизн витало менее-более такое представление о ВМВ в Европе:

>С восточноы стороны сплошной фронт, стенка на стенку, от Северного Ледовитого Океана до Чёрного Моря Красная Армия и Вермахт воюют, так что заяц не проскочит.

>С западной стороны англичане сидят за каналом ну и воюют с немцами на море и в воздухе, так что заяц не переплывёт.

>Но вот ведь, оказывается с английской стороны и торговля со Швецией, и авиарейсы в Португалию ...

>Так вот собственно вопрос, а как СССР удерживал торговые и дипломатические контакты во время ВМВ с нейтральными странами? Даже если СССР в Швеции подшипники не покупал, надо-же наверно было отправлять людей, посылки и прочее в посольства в Швеции, Швейцарии, Турции, Португалии?

Е:
В Швецию и Швейцарию люди в период собственно ВОВ не направлялись. Со Швецией прямое сообщение было возобновлено после выхода Финляндии из войны, со Швейцарией - после освобождения Франции. Связь - по радио или дипппочтой через шведское и швейцарское посольства, кружным путем через полмира.
С Португалией СССР дипотношений тогда не имел, а сообщение могло поддерживаться через Англию.
С Турцией - как обычно, через границу на Кавказе :-))

Замечу, насчет "через три границы", что к моменту упоминания этой фразы у Семенова стоял март 1945 г, т.е. со Швейцарией уже было восстановлено сообщение через Францию.

С уважением, Exeter

От FED-2
К Exeter (03.07.2009 18:15:34)
Дата 03.07.2009 18:59:21

Re: Вопрос по...

> ...

Спасибо, интересно. Но тут опят возникают вопросы.

>В Швецию и Швейцарию люди в период собственно ВОВ не направлялись.

Т.е. всю войну одни и теже сотрудники просидели в Стокгольме и Берне? А если кто-то заболел или помер, их не заменяли? А отпуска? А четырёхлетнее чередование?

>Со Швецией прямое сообщение было возобновлено после выхода Финляндии из войны, со Швейцарией - после освобождения Франции. Связь - по радио или дипппочтой через шведское и швейцарское посольства, кружным путем через полмира.

Т.е. мы идём в шведское посольство в Москве и просим передать в советское посольство в Стокгольме вот этот пакет с полонием запчастями для нашей шифрующей аппаратуры?

А каким, например, кружным путём через пол мира?

>С Португалией СССР дипотношений тогда не имел, а сообщение могло поддерживаться через Англию.

Ладно, а до Англии как? На ленд-лизовском пароходе? По воздуху?

>С Турцией - как обычно, через границу на Кавказе :-))

Ну здесь я конечно ступил. :-)


>Замечу, насчет "через три границы", что к моменту упоминания этой фразы у Семенова стоял март 1945 г, т.е. со Швейцарией уже было восстановлено сообщение через Францию.

А до Франции как? Даже в марте 1945 г.? Торпедным катером через Датские Проливы? По воздуху?

От Exeter
К FED-2 (03.07.2009 18:59:21)
Дата 03.07.2009 19:06:14

Re: Вопрос по...

Здравствуйте!

>>В Швецию и Швейцарию люди в период собственно ВОВ не направлялись.
>
>Т.е. всю войну одни и теже сотрудники просидели в Стокгольме и Берне? А если кто-то заболел или помер, их не заменяли? А отпуска? А четырёхлетнее чередование?

Е:
Какие во время войны отпуска и чередования?


>>Со Швецией прямое сообщение было возобновлено после выхода Финляндии из войны, со Швейцарией - после освобождения Франции. Связь - по радио или дипппочтой через шведское и швейцарское посольства, кружным путем через полмира.
>
>Т.е. мы идём в шведское посольство в Москве и просим передать в советское посольство в Стокгольме вот этот пакет с полонием запчастями для нашей шифрующей аппаратуры?

Е:
Да, диппочта пересылалась в дипппочте шведского и швейцарского посольств. Например, через Турцию. Более того, немцы по этой причине (пересылка корреспонденции союзных держав) пытались налагать лимиты на объем пересылаемой через их территорию швейцарской диппочты (про шведскую не слышал).


>А каким, например, кружным путём через пол мира?

Е:
Например, США - Испания - Франция (до ноября 1942 г).


>>С Португалией СССР дипотношений тогда не имел, а сообщение могло поддерживаться через Англию.
>
>Ладно, а до Англии как? На ленд-лизовском пароходе? По воздуху?

Е:
Обычно. На пароходе из Мурманска или Архангельска.

>>Замечу, насчет "через три границы", что к моменту упоминания этой фразы у Семенова стоял март 1945 г, т.е. со Швейцарией уже было восстановлено сообщение через Францию.
>
>А до Франции как? Даже в марте 1945 г.? Торпедным катером через Датские Проливы? По воздуху?

Е:
Обычно. На пароходе из Мурманска или Архангельска в UK.


С уважением, Exeter

От FED-2
К Exeter (03.07.2009 19:06:14)
Дата 04.07.2009 22:43:42

Re: Вопрос по...

> ...

>>Т.е. всю войну одни и теже сотрудники просидели в Стокгольме и Берне? А если кто-то заболел или помер, их не заменяли? А отпуска? А четырёхлетнее чередование?
>
>Е:
>Какие во время войны отпуска и чередования?

Ну так даже солдатам с фронта кажется давали отпуска. Т.е. выходит дипломатам было тяжелее чем на передовой?

> ...

Но вообще спасибо за все разяснения. Придётся начать читать (или добавлять к списку книг для прочтения) ещё больше названий. У Вас нет под рукой ТТХ "книги покойного Кена"?

От Exeter
К FED-2 (04.07.2009 22:43:42)
Дата 04.07.2009 23:16:31

Re: Вопрос по...

Здравствуйте!

О. Кен, А. Рупасов, Л. Самуэльсон. Швеция в политике Москвы, 1930-1950-е годы. - М. : РОССПЭН, 2005. - 446, [2] с. : карты, фото. - ISBN 5-8243-0665-6

С уважением, Exeter

От NN
К FED-2 (04.07.2009 22:43:42)
Дата 04.07.2009 23:08:56

Re: Вопрос по...

Ну, вы сами должны понимать, что это риторический вопрос. Пехотинцам, у которых после трех атак , если везет, то ранение. А так - в распоряжение Наркомзема. Дипломат, он...тоже работает, но...

От М.Токарев
К Exeter (03.07.2009 19:06:14)
Дата 03.07.2009 21:15:36

Re: Вопрос по...

Доброе время суток!

>>>В Швецию и Швейцарию люди в период собственно ВОВ не направлялись.
>>
>>Т.е. всю войну одни и теже сотрудники просидели в Стокгольме и Берне? А если кто-то заболел или помер, их не заменяли? А отпуска? А четырёхлетнее чередование?
>
>>Обычно. На пароходе из Мурманска или Архангельска в UK.

ДА НЕ БЫЛО у нас в войну со Швейцарией дипотношений! Как разорвали их после оправдания швейцарским судом убийц полпреда Вацлава Воровского в Лозанне в 1923 году, так и не возобновляли до послевоенного 1946 года. В период членства СССР в Лиге Наций при её штаб-квартире в Женеве было советское постпредство - но опять-таки в конце 1939 года с началом "зимней войны" СССР из Лиги Наций исключили - и миссия съехала. А что касается "мелочевки" вроде Международного Комитета Красного Креста, Всемирного почтового союза, Международного бюро труда (ныне еждународная организация труда) и прочих организаций со штаб-квартирами в Швейцарии, то до разрыва дипотношений там советскими представителями прежних эмиссаров Российской империи сменить не успели - опять-таки СССР вступил туда уже после 1945 года. Так что сидели там в войну одни Шандор Радо и компания - и финансировались совсем не по дипканалам.
Что касается Швеции - навскидку по воспоминаниям Зои Воскресенской-Рыбкиной, до выхода Финляндии из войны в Стокгольм из СССР добирались либо кружным путем с обратными полярными конвоями из Мурманска/Архангельска с пересадкой в Лондоне (так везли вализы с диппочтой и валютой), либо (в единичных особо важных случаях) - высотными бомберами через линию фронта.

В действительности всё обстояло совсем не так, как на самом деле.
М. Токарев


От Exeter
К М.Токарев (03.07.2009 21:15:36)
Дата 04.07.2009 23:14:18

Совершенно верно

Это я лопухнулся со Швейцарией, уважаемый
М.Токарев :-)) В голове вертелись проблемы с диппочтой от союзников, вот я на СССР и перенес :-))
Не было в войну в Швейцарии советской миссии.

С уважением, Exeter

От FED-2
К М.Токарев (03.07.2009 21:15:36)
Дата 04.07.2009 22:51:34

Re: Вопрос по...

> ...

>Что касается Швеции - навскидку по воспоминаниям Зои Воскресенской-Рыбкиной, до выхода Финляндии из войны в Стокгольм из СССР добирались либо кружным путем с обратными полярными конвоями из Мурманска/Архангельска с пересадкой в Лондоне (так везли вализы с диппочтой и валютой), либо (в единичных особо важных случаях) - высотными бомберами через линию фронта.

Спасибо.

А с бомбёра что? Просят разрешения на приземление в Стокгольме так как забарахлил мотор? Или с парашютом выбрасываются?

А воспоминания Зои Воскресенской-Рыбкиной издавались? Если не трудно - бросьтесь ссылкой.

От М.Токарев
К FED-2 (04.07.2009 22:51:34)
Дата 06.07.2009 17:04:15

Re: Вопрос по...

Доброе время суток!

>А с бомбёра что? Просят разрешения на приземление в Стокгольме так как забарахлил мотор? Или с парашютом выбрасываются?

В авиации я не спец, но знаю, что Пе-8 (ТБ-7) с потолком в 9 тысяч метров использовались в войну не только для бомбежек Германии. Помимо разового полета Молотова, в 1942-1943 гг. Пе-8 В ТРАНСПОРТНОМ ВАРИАНТЕ НЕОДНОКРАТНО летали в Великобританию. В Швецию их полеты были единичными - но загодя согласованными с нейтралами и опять-таки в транспортном варианте.

>А воспоминания Зои Воскресенской-Рыбкиной издавались? Если не трудно - бросьтесь ссылкой.

Было два варианта изданных воспоминаний. В издательстве "Современник" в 1997 году выходила книга З. Воскресенской "Под псевдонимом Ирина" - в сети я её не видел. В 1998 году в серии "Досье" издательства "ОЛМА-пресс" вышла книга литзаписчика и литобработчика мемуаров Зои Ивановны Эдуарда Шарапова "Тайна Зои Воскресенской" - фактически, тот же текст, слегка разбавленный шараповскими комментариями. Этот текст в сети есть на разных сайтах. Например:

fictionbook.ru/author/voskresenskaya_zoya_ivanovna/tayina_zoi_voskresenskoyi

В действительности всё обстояло совсем не так, как на самом деле.
М. Токарев

От NN
К FED-2 (04.07.2009 22:51:34)
Дата 04.07.2009 23:20:05

Re: Вопрос по...

Вооруженный самолет-интернирование в нейтральной Швеции. Невооруженный ( Москито опять же) он может сесть и без задержания.