От Estel
К doctor64
Дата 17.07.2009 01:26:27
Рубрики ВВС;

Re: Интересно.


>Я, конечно, далек от задач навигации, но не понимаю, чем вычисление треугольника со сторонами в милях удобнее вычислений в метрах. Скорее привычнее.

А там далеко не всегда треугольники. И идет расчет на сфере или эллипсоиде. Результат локсодромии на эллипсоиде (как раз простейший расчет по треугольнику) даст в результате не круг, а логарифмическую спираль. Но дело не в этом. По формуле расчета ортодромии, длина ортодромии в результате является мерой в градусах дуги. Которая потом переводится сначала в минуты. А потом уже в километры. А та самая мера дуги в минутах на самом деле и есть длина в морских милях. Сейчас вставлю пример.

sin S это собственно искомая длина ортодромии.



sin S = (cos j2 sin (l2 - l1)) / sin a.

Пример. j2 = 40°, l2 = 80°, l1 = 70°, a = 43°. Определить S.

Решение. Определяем: соs 40° = 0,7660, sin (80° — 70°) = 0,1736, sin 43° = 0,6820.

sin S = (0,766*0,1736) / 0,682 = 0,1947;

S = 11°14' = 674' = 1248,248 км.

Вычисленное по этим формулам расстояние S будет выражено в дуговой мере; после перевода градусов дуги в минуты и умножения результата на 1,852 получим расстояние в километрах.


От doctor64
К Estel (17.07.2009 01:26:27)
Дата 17.07.2009 01:37:43

Re: Интересно.


>>Я, конечно, далек от задач навигации, но не понимаю, чем вычисление треугольника со сторонами в милях удобнее вычислений в метрах. Скорее привычнее.
>
>А там далеко не всегда треугольники. И идет расчет на сфере или эллипсоиде.
Да, я примерно о том же.
Так просто привычнее. Я слабо верю в существование людей, которым посчитать в уме синус - раз плюнуть, а умножить на 1852 - чертовски сложно. Просто вопрос традиции и привычки.

От Estel
К doctor64 (17.07.2009 01:37:43)
Дата 17.07.2009 01:43:11

Re: Интересно.


>Так просто привычнее. Я слабо верю в существование людей, которым посчитать в уме синус - раз плюнуть, а умножить на 1852 - чертовски сложно. Просто вопрос традиции и привычки.

А зачем считать в уме, когда есть таблицы синусов/косинусов/логарифмов и в конце концов - логарифмические линейки? Результаты вычислений все равно изначально в милях получаются. А потом, как проще посчитать пройденный путь в градусы? Корячить километры в час, делить/перемножать, или просто взяв время и скорость в узлах?

От dap
К Estel (17.07.2009 01:43:11)
Дата 17.07.2009 13:49:34

Re: Интересно.

>Результаты вычислений все равно изначально в милях получаются.
С чего бы это вдруг? Если все данные в метрической системе?

>А потом, как проще посчитать пройденный путь в градусы?
По таблицам больше никак.

>Корячить километры в час, делить/перемножать, или просто взяв время и скорость в узлах?
Мили в градусы не пересчитываются. Вернее пересчитываюются, но только в одном месте Земли.

От Estel
К dap (17.07.2009 13:49:34)
Дата 17.07.2009 14:14:27

Re: Интересно.


>Мили в градусы не пересчитываются. Вернее пересчитываюются, но только в одном месте Земли.

А мне и не нужна точность до 10-го знака после запятой. Плюс/минус пара вёрст вполне устроит. И насчет одного места тоже неверно.

От dap
К Estel (17.07.2009 14:14:27)
Дата 17.07.2009 14:56:31

Re: Интересно.

>>Мили в градусы не пересчитываются. Вернее пересчитываюются, но только в одном месте Земли.
>А мне и не нужна точность до 10-го знака после запятой. Плюс/минус пара вёрст вполне устроит.
1. Не до 10-ого.
2. Только по меридиану. Вы только с сервера на юг и обратно мерять будете?

>И насчет одного места тоже неверно.
Верно, т.к. честным элипсоидом Земля также не является.

От Estel
К dap (17.07.2009 14:56:31)
Дата 17.07.2009 15:57:32

Re: Интересно.


>2. Только по меридиану. Вы только с сервера на юг и обратно мерять будете?

Давайте наконец определимся в терминах и определениях. Все стандартные навигационные (не специальные) расчеты выполняются по уравнениям сферы. Поэтому без разницы, по меридиану или по параллели. То о чем вы говорите, относится уже не к навигации, а к самолетовождению. Там вообще можно мерять скорость и пройденный путь десятками разных методов. Но для упрощения подсчетов при полетах на большие дистанции проще использовать именно узлы и мили. При дальности цели в 1000 верст мне абсолютно пофиг, будет ошибка в 10 метров или в километр. Это лишь предварительный, т.н. штилевой расчет.

От doctor64
К Estel (17.07.2009 01:43:11)
Дата 17.07.2009 02:03:36

Re: Интересно.


>>Так просто привычнее. Я слабо верю в существование людей, которым посчитать в уме синус - раз плюнуть, а умножить на 1852 - чертовски сложно. Просто вопрос традиции и привычки.
>
>А зачем считать в уме, когда есть таблицы синусов/косинусов/логарифмов и в конце концов - логарифмические линейки?
После того как 10 раз слазили в таблицы за синусами-косинусами посмотреть в таблицу перевода градусов в километры - непосильная задача, да. :)
> Результаты вычислений все равно изначально в милях получаются. А потом, как проще посчитать пройденный путь в градусы? Корячить километры в час, делить/перемножать, или просто взяв время и скорость в узлах?
Нет, нажать кнопку на борткомпютере. ;)
В общем, правда, глупый спор. Давайте считать это милым чудачеством моряков, вместе с компАсом и "плавает , корабли ходят"

От Estel
К doctor64 (17.07.2009 02:03:36)
Дата 17.07.2009 04:26:11

Гы.


>Нет, нажать кнопку на борткомпютере. ;)


На наших машинах задачи борткомпьютера выполняет штурман :)

От wolff
К Estel (17.07.2009 04:26:11)
Дата 17.07.2009 09:13:07

Это только на старых.

На Ту-204, например, штурман не предусмотрен.

Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.