От ДС
К Iva
Дата 06.09.2009 15:17:04
Рубрики Прочее; Современность;

Re: Ощемировая проблема?

http://www.izvestia.ru/economic/article3132663/index.html

Нефти будет - хоть залейся
Британцы добурились до гигантского месторождения на 11-километровой глубине
Павел Арабов, Пётр Образцов
Разговоры о скором исчерпании запасов нефти ведутся с конца XIX века. Но "топливный апокалипсис" все откладывается и откладывается. Как раз в четверг было объявлено об открытии, которое может отодвинуть истощение нефтяных запасов в далекое будущее. Специалисты британской компании пробурили с плавающей в Мексиканском заливе платформы 11-километровую скважину и первыми в истории нашли на такой глубине огромное месторождение "черного золота". Так сколько же нефти сможет получить человечество в целом и Россия в частности с применением таких технологий?

Специалисты британской компании BP (она и вела бурение) в оценках перспектив месторождения сдержанны.

Точные объемы открытого нефтяного бассейна и размер инвестиций в добычу еще только предстоит определить, говорят они. Поэтому коммерческая добыча нефти там начнется лет через десять - то есть вряд ли раньше 2020 года. После этого планируется добывать там более 300 тысяч баррелей нефти в год. Это позволит увеличить сегодняшнюю добычу на всем шельфе Мексиканского залива в два раза. Оценка запасов составляет от 4 до 6 миллиардов баррелей. Это очень много - хватит, чтобы закрыть все потребности Соединенных Штатов на год.

Таким образом, британцы на практике доказали, что нефти на земле гораздо больше, чем мы думали до сих пор. России, например, нынешних запасов хватает на 22 года. Но теперь стало ясно, что новое "черное золото" найти удастся.

- Это большой успех! - восклицает директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский. - На сегодняшний день это самая глубокая нефть в мире.

Пока "черное золото" добывают в основном с глубин 5-7 километров, максимум - 8, объясняет академик. И здесь самое интересное - это то, что с ростом глубины месторождения становятся все больше и больше.

- Никто пока не может предсказать глубинные запасы. Есть разные гипотезы. У России здесь хорошие перспективы, впрочем, как и у других стран, - уверен Анатолий Дмитриевский.

Например, наши ученые рассчитывают обнаружить в Астраханской области на глубинах 7-8 километров залежи объемом несколько миллиардов тонн нефти. Похожая ситуация и в Западной Сибири.

Конечно, есть и чисто технические проблемы сверхглубокого бурения. Главная - это огромные температуры в недрах Земли. По мере внедрения в горные породы температура увеличивается в среднем на 1 градус через каждые 33 метра. То есть на глубине в 10 километров надо ожидать порядка 300шС. Такой нагрев требует использования специальных бурильных инструментов. Не столь горячи недра древнего кристаллического щита Кольского полуострова, где в 1970 году в научных целях (не ради добычи) советские геологи начали бурить скважину, проектная глубина которой составляла 15 км. В июне 1990 года скважина достигла глубины 12 262 м, а в 1994 году бурение прекратили. Все это время она находилась в законсервированном состоянии, а в прошлом году проект было решено закрыть совсем - своих целей ученые достигли, а содержание скважины в условиях вечной мерзлоты - слишком дорогое удовольствие.

В любом случае пока вопросов по поводу новой находки в Мексиканском заливе еще очень много. Месторождение располагается в пластах Нижнетретичного периода, сформированных 24-65 миллионов лет назад. При этом открытие нефти на глубине 10 км косвенно подтверждает теорию нашего великого ученого Дмитрия Менделеева. Еще в конце позапрошлого века он предложил непонятую современниками неорганическую теорию происхождения нефти. Общепринятая органическая теория предполагает, что нефть образовалась из перегнивших остатков растений, и в "черном золоте" действительно находят сложные химические структуры, образующиеся исключительно в папоротниках и хвощах. Однако эти вещества могли попасть в нефть, образовавшуюся вовсе не из гнилушек. Менделеев считал, что углеводороды будущего топлива получаются в результате реакций карбидов металлов с водой при высоких температурах и давлениях в глубине Земли. В качестве примера - многие читатели нашей газеты наверняка помнят, как в детстве они бросали в лужу кусочек карбида кальция и поджигали выделяющийся ацетилен (один из углеводородов).

Говоря другими словами, Менделеев был уверен, что образование нефти идет и сегодня. И если наш великий соотечественник прав, то "черное золото" не кончится никогда.

Впрочем, и усилия работящих бактерий сбрасывать со счетов не стоит. Как показали образцы породы с Кольской сверхглубокой скважины, условия для обитания микроорганизмов есть даже на глубине более 12 километров - горные породы там оказались пористыми и насыщенными водными растворами. Американский геолог Томас Голд даже предположил, что нефть на таких глубинах является не чем иным, как продуктом жизнедеятельности бактерий, которые питаются поднимающимся из земных глубин метаном.

Но одно можно утверждать точно, не дожидаясь результатов кропотливых исследований, - "черного золота" нам еще надолго хватит.
С уважением


От В. Кашин
К ДС (06.09.2009 15:17:04)
Дата 06.09.2009 16:19:33

Проблемы нехватки нефти как таковой нет

Добрый день!
есть проблема неуклонного роста себестоимости ее добычи, по мере того, как ее приходится доставать с больших глубин, из более труднодоступных районов и худшего качества. Соответственно, рано или поздно настанет час Ч, когда синтетическая нефть будет дешевле природной. Когда он наступит, нефтедобыча начнет умирать, вытесняясь заводами по производству синтетического горючего. Поэтому сейчас все крупные нефтяные компании вкладываются в подобные технологии - это их шанс на сохранение бизнеса.
С уважением, Василий Кашин

От PAV605
К В. Кашин (06.09.2009 16:19:33)
Дата 06.09.2009 17:17:50

Re: Проблемы нехватки...

>вытесняясь заводами по производству синтетического горючего.

А будет ли горючее нужно в таких объемах как теперь?

От В. Кашин
К PAV605 (06.09.2009 17:17:50)
Дата 06.09.2009 22:36:03

Re: Проблемы нехватки...

Добрый день!
>>вытесняясь заводами по производству синтетического горючего.
>
>А будет ли горючее нужно в таких объемах как теперь?
С одной стороны, развитые страны будут становиться более энергоэффективными. С другой стороны, будет резко расти количество автомашин в развивающихся странах - это уже наблюдается в КНР, Индии и на Ближнем Востоке. Китайская индийская и индийская промышленность выпускает главным образом довольно примитивную продукцию и спроса на навороченные, но энергоэффективные машины там еще долго не будет.
С уважением, Василий Кашин

От PAV605
К В. Кашин (06.09.2009 22:36:03)
Дата 07.09.2009 06:10:31

Re: Проблемы нехватки...

> С одной стороны, развитые страны будут становиться более энергоэффективными. С другой стороны, будет резко расти количество автомашин в развивающихся странах - это уже наблюдается в КНР, Индии и на Ближнем Востоке.

Эти прогнозы можно делать исходя из текущих цен на нефть, и имеющихся сейчас технологий. А что будет через 50 лет? Вполне возможно что рост технологий, при одновременном росте цены на нефть, приведет к полному вытеснению ДВС на нефтяном топливе, другими системами. Как вариант: электромобили, двигатели на водороде, и т.д. Причем, то, что я перечислил, не фантастика уже сейчас. А что будет через 50 лет?

От Гегемон
К PAV605 (06.09.2009 17:17:50)
Дата 06.09.2009 20:19:07

Re: Проблемы нехватки...

Скажу как гуманитарий

>>вытесняясь заводами по производству синтетического горючего.
>А будет ли горючее нужно в таких объемах как теперь?
А за счет чего сократится потребность? США аннигилируют под тяжестью собственных преступлений или откажутся от американского образа жизни?

С уважением

От PAV605
К Гегемон (06.09.2009 20:19:07)
Дата 07.09.2009 06:25:56

Re: Проблемы нехватки...

>А за счет чего сократится потребность?

В некотором роде, жидкое горючее, это всего лишь удобная форма аккумуляции энергии. Так что проблема всего лишь в том чтобы найти способ "взять" с собой в дорогу потребное количество энергии, которую производит, к примеру, АЭС. Пока, кроме двигателя на водороде получаемого электролизом, и банального электромобиля (на аккумуляторах или опять же водородных топливных элементах) в голову ничего не приходит. Но что будет через 50 лет?

От bedal
К PAV605 (07.09.2009 06:25:56)
Дата 07.09.2009 09:23:11

это только очистит воздух и только в городах. Аккумуляторы по КПД

никак не лучше ДВС (с учётом срока жизни и ресурсов на производство). Так что нефти будет сжигаться ещё и больше (автомобили с аккумуляторами тяжелее на 10-20%), просто в других местах.

От Артем
К Гегемон (06.09.2009 20:19:07)
Дата 06.09.2009 20:27:58

Перейдут на электротягу в городах (-)


От Лейтенант
К ДС (06.09.2009 15:17:04)
Дата 06.09.2009 15:48:16

Интересно, почем будет нефть с 11 км глубины? (-)


От И. Кошкин
К ДС (06.09.2009 15:17:04)
Дата 06.09.2009 15:26:44

Re: Ощемировая проблема?

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Это очень много - хватит, чтобы закрыть все потребности Соединенных Штатов на год.

Да, это, бесспорно, очень много

И. Кошкин