От badger
К Claus
Дата 08.09.2009 20:59:57
Рубрики WWI; WWII; 1917-1939;

Re: Против японцев...

>>Ишаки на вертикалях бились? Судя по графику тип 25 кроет по скороподъёмности 109Е. Кто реально использовал преимущество и кто вынужден был крутить виражи?
>
>"Большинство летчиков дралось на вертикали, остальные - кто на “петлях”, кто на виражах, кто на боевых разворотах. Легко было драться с И-97 только до высоты 4000 метров. Если И-97 входил в вираж, то И-153 в начале или в конце второго виража заходил ему в хвост, и “японцу” приходилось переходить на вертикальный маневр "

Это цитата о обсобенностях боя И-153 против И-97:

http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki27.html


и фразу о том что "легко было драться" надо понимать с учетом того что И-97 имел те самые 20-30 км/ч превосходства по скорости над ним. В целом можно сказать что определенной степени это было бы похоже на И-16 против Ме-109Е.


Вообще И-97 был для нас очень неудобным противником, тому же И-16 М-25 он не уступал по скорости и превосходил по маневренности...

От Claus
К badger (08.09.2009 20:59:57)
Дата 09.09.2009 11:54:40

По скорости И-16 М-25 он таки уступал

> и фразу о том что "легко было драться" надо понимать с учетом того что И-97 имел те самые 20-30 км/ч превосходства по скорости над ним. В целом можно сказать что определенной степени это было бы похоже на И-16 против Ме-109Е.
Да, скорее всего где то так.

>Вообще И-97 был для нас очень неудобным противником, тому же И-16 М-25 он не уступал по скорости и превосходил по маневренности...

По скорости И-16 М-25 он таки уступал:

Летчик-испытатель С.П.Супрун, пилотировавший И-97 в воздушном бою с пушечным самолетом И-16 М-25В, докладывал:
“Тактическое преимущество самолета И-97 особенно сказывается на высотах более 3000 метров. Самолет И-16 делает вираж за 16-17 секунд, у И-97 время виража 12 секунд (7573,30).
На вираже И-16 недостаточно устойчив. При перетягивании ручки может или выйти из виража, или сорваться в “штопор”. И-97 виражит устойчиво с полностью выбранной ручкой и не имеет тенденции к сваливанию в “штопор”. В боях на вираже самолет И-97 имеет преимущество (7573,30).
В боях на вертикальных маневрах преимущество также остается за И-97. Японский самолет набирает большую высоту, чем И-16, и оказывается в более выгодном положении (7573,30).
Выходить из боя самолету И-16 лучше только продолжительным отвесным пикированием, потому что И-97 долгое время пикировать не может (7573,30).
Обычный для И-16 прием ведения воздушного боя: использование высоты и большей горизонтальной скорости для набора высоты после атаки за счет разгона. Атаковавший противника И-16 уходит со снижением и убедившись в том, что преследования нет, снова набирает высоту для атаки (7573,30).
И-97 обладает хорошей устойчивостью, что позволяет летчикам вести на нем продолжительный огонь в положении “вверх колесами”. На наших самолетах этого сделать нельзя” (7573,30).

От badger
К Claus (09.09.2009 11:54:40)
Дата 09.09.2009 19:25:32

Фразы "использование высоты" и "уходит со снижением"

в выделеном вами куску текста явно намекают о том что заметном превосходстве в скорости говорить не приходиться.

Впрочем вопрос со скоростями ясен и без намёков, в Родионове есть отчет:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/840/840696.htm

в отчете скорости указаны:

Максимальная скорость, км/ч
- у земли, 395
- на Н=3100 444


можно сравнить:

http://militera.lib.ru/tw/maslov/02.html


В "Самолётостроении" есть график тоже:


[283K]




Некоторые участники тут по многу килобайт текста исписали, с саратовскими страданиями что же там 22 июня произошло и вообще как же против диких японцев с копьями такие потери возникли - так ответ более чем простой, потери закономерные при таком соотношении техники, особенно для И-15бис...

Вы ещё обратите внимание что согласно отчету вираж у И-97 12 секунд, и И-153 на вираже у него выигрывает - при том что у И-153 вираж 14 секунд в некоторых источниках.

От Claus
К badger (09.09.2009 19:25:32)
Дата 09.09.2009 20:46:59

Re: Фразы "использование...

>Впрочем вопрос со скоростями ясен и без намёков, в Родионове есть отчет:
Я его видел и даже цитировал.

>- у земли, 395
>- на Н=3100 444

Для типа 10 у Маслова дается 398 и 448, т.е. чуть больше.
В документах цитируемых у Родионова встречаются цифры до 445.

Т.е. говорить можно либо о равенстве И-16 с И-97 по горизонтальной скорости, либо об очень небольшом преимуществе И-16.
У И-97 преимущества по данному параметру точно нет.

>можно сравнить:

>
http://militera.lib.ru/tw/maslov/02.html

Зы. кстати по поводу маслова - надо еще смотреть для какого шасси он скорость указывает. Например для типа 17 он дает скорость снятую при испытаниях с убираюмищимися лыжами, а не с нормальным шасси.
соответственно 425 это не совсем правильная цифра. По другим типам надо проверять на чем скорости снимали.

>Вы ещё обратите внимание что согласно отчету вираж у И-97 12 секунд, и И-153 на вираже у него выигрывает - при том что у И-153 вираж 14 секунд в некоторых источниках.
Опять же - надо еще смотреть какой И-153.
У Родионова приводится "Сводка основных летных показателей истребителей". Там у И-153 М-25В вираж 11-12 секунд, а у И-153 М-62 уже 13-13.5 сек.