От Toobeekomi
К Пехота
Дата 12.09.2009 23:00:57
Рубрики Современность; Спецслужбы;

Re: Есть, однако...

Здравия желаю!


>>Ладно с Китаем дипотношений не было и про ушу было не слышно,
>
>Это не совсем так. О китайских боевых искусствах было известно. Более того на территории СССР проживали действующие патриархи ушу. Или, как тогда говорили - кунгфу

Что это за патриархи такие действующие проживали? Китайцы?

>Что касается популярности в широких массах населения, то здесь, думаю, успех карате обеспечивался грамотным пиаром и продвижением карате. В первую очередь в США.
>А вот со спецслужбами дело обстоит несколько интереснее. Полагаю, что успех карате в наших краях обеспечивался стандартизированной системой подготовки и контроля ее результатов, которая по своей сути была близка к той, что уже имелась в самбо. Кроме того карате было лучше приспособлено для массового обучения, чем китайские и вьетнамские стили. А для контор это ОЧЕНЬ важно.
>Кстати, этим условиям очень хорошо соответствует тхеквондо. Может даже лучше, чем карате. Но на тот момент оно еще не успело набрать популярность.

Сложилась традиция ITF(севернокорейское) называть таэквондо, а WTF(южнокорейское) тхэквондо. Тогда ещё более непонятно, как японское каратэ, которое к тому же так пиарили в США стало так популярным у нас. В КНДР вполне таэквондо популярно и массово, тем более было бы правильно популяризировать у нас таэквондо вместо каратэ.

С уважением

От U235
К Toobeekomi (12.09.2009 23:00:57)
Дата 13.09.2009 03:37:55

В восточных языках...

другая система дуальности согласных. У них нет деления на глухие и звонкие согласные. Китайцы и корейцы, к примеру, вообще практически не способны отличить в русском языке звонкие согласные от глухих и постоянно их путают. Вместо этого у них принято различать обычные согласные и согласные с придыханием. т/тх, ч/чх - и так далее. То есть согласная может произносится либо просто, как у нас принято, либо с форсированным выдохом, на напряжении. Вот именно так и произносится первый звук в слове "тхэквондо". А дальше - скорее всего разницы в диалекте. У южан придыхание более жесткое и слышится как "тх". У северян придыхание более мягкое и слышится скорее как "та". Отсюда наверно и появилась разница.

От certero
К Toobeekomi (12.09.2009 23:00:57)
Дата 13.09.2009 02:35:07

Re: Есть, однако...



>Сложилась традиция ITF(севернокорейское) называть таэквондо, а WTF(южнокорейское) тхэквондо.
Это вас кто-то неверно информировал. Корейское звучание лучше передает тхэквондо, но чтобы таким образом отличали ITF от WTF - не разу не слышал.

От Toobeekomi
К certero (13.09.2009 02:35:07)
Дата 13.09.2009 02:45:56

Никто меня не информировал :-) Обычно в СМИ так различают. При разговоре всегда

Здравия желаю!

>>Сложилась традиция ITF(севернокорейское) называть таэквондо, а WTF(южнокорейское) тхэквондо.
>Это вас кто-то неверно информировал. Корейское звучание лучше передает тхэквондо, но чтобы таким образом отличали ITF от WTF - не разу не слышал.

... знающие уточняют про какое именно таквондо идёт речь ИТФ(северное), ВТФ(южное) или американское, или может ещё какое есть.

С уважением

От certero
К Toobeekomi (13.09.2009 02:45:56)
Дата 13.09.2009 02:54:34

Re: Никто меня...

>Здравия желаю!

>>>Сложилась традиция ITF(севернокорейское) называть таэквондо, а WTF(южнокорейское) тхэквондо.
>>Это вас кто-то неверно информировал. Корейское звучание лучше передает тхэквондо, но чтобы таким образом отличали ITF от WTF - не разу не слышал.
>
>... знающие уточняют про какое именно таквондо идёт речь ИТФ(северное), ВТФ(южное) или американское, или может ещё какое есть.

>С уважением
Да, существуют две крупнейшие федерации этого спорта, там очень серьезно различаются правила соревнований. Но чтобы для различия этих стилей использовались разные русские слова, нет, такого я не разу не слышал. Да и странно это было бы, так как устоявшегося звучания на русском еще нет.
ИМХО: это чей-то снобизм вам попался:)

От Пехота
К certero (13.09.2009 02:54:34)
Дата 13.09.2009 04:17:54

Re: Никто меня...

Салам алейкум, аксакалы!

> Да и странно это было бы, так как устоявшегося звучания на русском еще нет.


Как мне кажется это совершенно контрпродуктивное занятие искать правильное написание иностранных слов русскими буквами при отсутствии точного соответствия звуков.
Как пример, в "Морском атласе" 1954 года издания название американского палубного бомбардировщика писалось "Уиндикэйтор", что совершенно непривычно для сегодняшнего читателя. А как правильно писать: "Авенджер" или "Эвенджер", "Гудзон" или "Хадсон"? Думаю, выяснение такого рода вопросов - пустая трата времени.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Пехота
К Toobeekomi (12.09.2009 23:00:57)
Дата 13.09.2009 00:38:32

Re: Есть, однако...

Салам алейкум, аксакалы!

>Что это за патриархи такие действующие проживали? Китайцы?

Да, как правило - эмигранты из Китая. Но необязательно этнические китайцы.


>Сложилась традиция ITF(севернокорейское) называть таэквондо, а WTF(южнокорейское) тхэквондо.

С Вашего позволения я все время буду писать тхэквондо "чтобы два раза не вставать".

>Тогда ещё более непонятно, как японское каратэ, которое к тому же так пиарили в США стало так популярным у нас.

Мода в СССР приходила из США и Европы. А не из КНДР. :)

> В КНДР вполне таэквондо популярно и массово, тем более было бы правильно популяризировать у нас таэквондо вместо каратэ.

Думаю, что дело в том, что к тому времени когда тхэквондо только появилось, карате успело пройти уже определенный путь развития и утвердиться, как известное в мире единоборство. Сравните: карате известно и практикуется во всем мире - и капиталистических США и на революционном Острове Свободы, а тхэквондо в КНДР только. Что быстрее заинтересует руководство КГБ?


Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Toobeekomi
К Пехота (13.09.2009 00:38:32)
Дата 13.09.2009 00:51:16

Теперь понятно, благодарю (-)


От Пехота
К Toobeekomi (13.09.2009 00:51:16)
Дата 13.09.2009 01:09:22

Ну, это всего лишь моя точка зрения :)

Салам алейкум, аксакалы!

А вообще история развития единоборств в СССР еще ждет своих исследователей. Пока, на сегодняшний день тема только очерчена различными авторами. Причем больше в полемическом ключе. А вот какой-нибудь фундаментальный труд, думаю, было бы ОЧЕНЬ интересно почитать. Даже, как это принято писать, широкому кругу читателей.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Toobeekomi
К Пехота (13.09.2009 01:09:22)
Дата 13.09.2009 02:18:57

Вот интересная статья попалась. Чуток и про историю развития в СССР есть.

Здравия желаю!

"Мифы о боевых искусствах
Миф занимает в жизни цивилизованного человека совершенно неподобающее место. «Благодарить» за это следует новый — цивилизованный — тип информационного обмена, исключающий для среднестатистического члена общества всякую возможность критического анализа ежедневно закачиваемой в него порции информации. Не задаваясь декадентским вопросом «кому и зачем это нужно», постараемся понять, как соотносятся между собой миф и реальность в области боевых искусств?

Мифологема «боевых (или воинских) искусств» сформировалась после Второй мировой войны в так называемом «свободном мире». Основу ее составляет широко растиражированная история триумфального выхода на рынок физической и духовной культуры развитых стран «восточных единоборств» как многоликого, но в сути своей единого потока. Эта история завершилась к настоящему моменту появлением миллионов белых, черных и прочих адептов каратэ и айкидо, ушу и вьетводао, тхэквондо и муай-тай — на материальном, зримом уровне, а также генерацией западного ответа — кикбоксинга или фулл-контакта на уровне развития идеи, в процессе соревнования (или желанного сближения) духовных векторов полусфер Земли.

На этой почве пророс цветочек — образ нового «героя», которым голливудская и прочие фабрики киногрёз взламывают души зрителей от трех лет и старше, призывая отождествлять себя с ним в процессе сопереживания. Жизненный путь реального киноактера также стал частью этой мифологемы, судьба Брюса Ли или Джекки Чана, Сильвестра Сталлоне или Арнольда Шварценегера, Жан-Клода ван Дама или Чака Норриса в массовом сознании теперь неотделима от судьбы его персонажей.

В итоге обыватель программируется на следующий вывод: мастером боевых искусств может стать любой, кому не лень. Вот именно, кому не лень искать наставника или хороший учебник, упорно тренироваться, прогрессировать в технике и силе, участ-вовать в соревнованиях, сдавать экзамены на цветные пояса. Потом можно начать крушить злодеев и защищать Добро, но еще лучше — сниматься в кино. И если я, говорит обыватель, пока не нашел времени и желания для этого, сможет другой желающий. При этом, естественно, исходят из западного представления о мастере боя — это самый быстрый и сильный, самый техничный и волевой, проще говоря — индивид, обладающий наибольшими материально подтвержденными достоинствами, репрезентативная личность западной мифологемы «боевых искусств».

То, что массовое сознание в нашей стране отождествляет с восточными боевыми искусствами, пришло в Россию на 90 процентов с Запада, не с Востока. Все эти белые штаны и черные куртки с цветными застежками были там уже пережеваны и подогнаны под уровень восприятия цивилизованного «общечеловека». Внедрение мифологемы боевых искусств (сформированной, повторяю, на Западе) в советское общество конца 70-х годов походило на эпидемию григша (вплоть до эстрадных представлений, садистских анекдотов и кинобоевиков типа «Пираты XX века»). Затем последовало радикальное вмешательство властей в виде известной статьи уголовного кодекса и показательных судебных процессов, сбившее температуру и сделавшее болезнь скрытой. Потом грянул новый приступ массовости конца 80-х и, наконец, наступило нынешнее стабильно-неопределенное состояние.

Единственное режущее глаз отличие нашей мифологемы от западной — некий оттенок обиды за то, что каратэ придумали не в России. Обида эта не имела под собой никакого реального основания хотя бы потому, что «придумали» каратэ совсем не в Японии (старинное прочтение иероглифов «кара тэ» означало «китайская рука»), и охватила обида не специалистов (которые общественным мнением редко когда интересуются), а приобщенных — спортивных функционеров и культуртренеров, разра-батывающих военно-патриотическую тематику. Именно в их среде на уровне эмоций или наукообразных фактов были развиты два положения: во-первых, для нас это дрыгоножество не приемлемо в принципе (антропология не та и погодные условия иные, одежда не позволяет), во-вторых, это дрыгоножество на Руси всегда было и даже раньше, чем в Китае. Соответственно, появилось немало статей вроде «Пластуны против ниндзя» и анекдотов типа «с голым кулаком на шашку».

Сия полемика велась, однако, внутри рассматриваемой мифологемы, с полным одобрением ее постулатов. Информация об экзотических единоборствах черпалась при этом не из восточных первоисточников, а из рекламных и методических книг уровня «Каратэ для начинающих» или от приезжавших время от времени миссионеров модернизированных «под Запад» стилей. Поэтому искаженный (читай: цивилизованный) взгляд на боевое мастерство прекрасно прижился в массовом сознании нашей страны.

Теперь уже и на Западе, и в России, и на самом Востоке упорно замалчивается тот факт, что боевое мастерство было, есть и всегда будет уделом элиты, достоянием очень немногих людей. Массовая популярность стиля — верный признак его деградации. Гордая аксиома «каждый славянин был воином» абсолютно не противоречит этому утверждению, вспомним статью недавней Конституции СССР: «Защита Отечества является почетной обязанностью граждан». В традиционном обществе в дни решающих испытаний любой мужчина становился ополченцем, поскольку альтернативной службы, как и двойного гражданства, такое общество не имело и иметь не могло.

Но профессиональный воин — это совсем иная категория, иной образ жизни, качественно иная боеспособность. Именно среди профессионалов появлялись мастера боя, способные прозреть его одухотворенность, достичь в нем высот самореализации, гением своим вывести схватку на качественно новый уровень. Если только были соответствующие основания: жизненная сила и доблесть в сочетании с мудростью и природными способностями.

Интернациональный признак мастерского понимания боевого искусства — признание его священной духовной сути. С той оговоркой, что «духовность» на Западе и на Востоке далеко не одно и то же.

Дохристианский Запад, языческий дух которого вновь пробудился во времена Ренессанса и торжествует ныне во всем цивилизованном мире, попытался соединить чувство дисциплины, солидарности и верности («право оружия») римлян с бешеной одержимостью кельтов и германцев («берсерки, воины-звери»). Именно этот идеал торжествует в кинематографе: великолепная техническая подготовка, четкое планирование, богатое материальное обеспечение положительного героя плюс его личная способность вервольфа пробудить в себе зверя на время решающей схватки в финале. В самом же бою реализуется принцип, открытый еще Эпаминондом: концентрация сил в решающей точке. Сумей подготовиться, собрать силы, получше вооружиться, правильно выбрать решающую точку, и успех тебе обеспечен.

Для людей Запада спорт — это единственно понятный способ индивидуальной подготовки. Традиционное боевое искусство для них — нонсенс, оно существует в другом, нецивилизованном измерении.

Отметим в этой связи, что уже в Древней Греции понимали резкое отличие пути атлета от пути воина. Сошлемся на Плутарха: «телесные качества и образ жизни атлета и солдата во всем отличны... атлеты долгим сном, постоянной сытостью, установленными движениями и покоем стараются развивать крепость тела и сохранить ее, так как она подвержена переменам при малейшем нарушении равновесия и отступлении от обычного образа жизни; тело солдата, напротив, должно быть приучено к любым переменам и превратностям, прежде всего — способно легко переносить недостаток еды и сна».

Современный «спорт высших достижений» отрывает атлета от реальности еще дальше, создав особую искусственную реальность, новое пространство для человеческой деятельности вокруг материального, зримо-приземленного успеха. Идеология спорта (об его духовности говорить не приходится) — достижение результата любой законной ценой, игра по правилам. В жизни вне правил даже самый успешный атлет чувствует себя крайне неуютно, речь идет не только об уличной драке или войне. Оставляя силы, душевный подъем, азарт схватки в искусственном и бездуховном, но предсказуемом и понятном пространстве спорта, атлет возвращается в реальность жизни без присущего спортивному лидеру самоконтроля и уверенности в себе.

Конечно, сила и выносливость, координация движений и быстрота реакций остаются с подготовленным по-западному человеком. Но они как бы отчуждаются от личности, становятся материальными инструментами для борьбы за победу, подвер-женными износу, порче, утере. Теперь у цивилизованных людей не вызывает ни удивления, ни сожаления насилие над собственным телом с помощью химического арсенала, средств современной медицины и психологии. Идея киборга, получеловека-полуробота уже витает в умах, и, вполне возможно, реализуется по-тихоньку в каких-нибудь засекреченных лабораториях.

Миф линейного прогресса, неуклонного движения к материальному благополучию и душевному комфорту светлого будущего из страшного темного прошлого через несовершенное настоящее, чужд традиционной восточной культуре. Цикличность времени, пульсирующая Вселенная, неизменно возвращающаяся к своему истоку, сосуществование равноценных первопринципов Инь и Ян, органическое единство микрокосма и макрокосма, соединенность личности и социума — таковы основы мировоззрения, главной темой которого стало равновесие, идеальным образцом — седая древность.

По мысли китайцев (а вся дальневосточная культура — производная от китайской) человек несет во Вселенную организующее начало (вэнь), которое нуждается в дополнении-противовесе, искусстве разрушения (ушу). В этой паре боевое искусство служит инструментом регуляции не только социальных, но и космических процессов, а его высшие достижения равноценны высотам «гражданской» культуры, творчества, духовности.

Восток склонен одухотворять любое человеческое действие, доводя его до вселенского уровня значимости. Любое мастерство священно: плотника и кузнеца, врача и архитектора, полководца и кулинара, музыканта и художника. Поэтому ни у кого в Китае, Японии или Корее не вызывает удивления тот факт, что занимаясь боевым искусством (и только им одним) можно достичь святости, выйти за границы человеческого «Я». Достичь абсолютной непобедимости в соответствии с восточной традицией не значит истребить всех противников. Такая победа является временной, ограниченной, она не привлекает мудреца. Слиться с Путем мироздания, ощутить противника как часть самого себя, сделать его меч своим собственным — вот задача для идеального воина.

Разумеется, этот идеал не прожил бы и одного поколения, тем более не стал бы стержнем тысячелетней традиции, не подтверди он безусловно свою практическую ценность. «Тот, кто умеет сражаться, управляет противником и не дает ему управлять собой» — чеканная фраза Сунь-цзы выражает суть ушу, позволяет понять, почему физическая кондиция или техническое мас-терство бойца не считались залогом успеха в бою.

«Если сильный бьет слабого, быстрый — медленного, это результат природных способностей, а не искусства. Когда же старик побеждает нескольких молодых, это не объяснишь их нерасторопностью». Говоря языком современным, именно особое со-стояние психики дает седому патриарху возможность оставаться неоспоримо лучшим бойцом школы, позволяет ему предугадывать атаку еще на этапе оформления намерения, играть с нападающими как кошка с мышью, постоянно оказываясь чуть впереди их в реализации замыслов.

Но традиция это не только духовность, расцветающая в каждом новом ее носителе, это еще и форма как способ передачи 'знания от «преждерожденного» к последователю. В древности на Востоке обучение боевому искусству было уподоблением ученика мастеру, попыткой встроиться, изменяя в себе то или это, в состояние идеального воина. Поэтому современный вопрос: «Каким стилем занимаешься?» был бы тогда просто непонятен.

Школы боевых искусств как форма передачи традиции стали появляться в Китае, Корее, Японии не так давно, лишь в XVI—XVII веках, но и тогда техника боя, тактические изыски, методы тренинга не считались особо важной темой: «Сначала настоящий человек, затем истинное знание». Любое движение, серия приемов или формальный комплекс были, в первую очередь, инструментами для воспитания человека. Через сложный ассоциативный ряд, порождаемый пышными названиями тех-нических действий, через философскую обоснованность изме-нений и превращений, через ясное, сосредоточенное переживание движения пробивались мало-помалу ростки нозого сознания — сознания мастера.

Новые времена с их социальными потрясениями, внедрением чуждых идей и прямыми военными интервенциями стали тяжелым испытанием для традиционных боевых искусств на Вос-токе. Поражение китайского «боксерского» восстания очевидно подтвердило элитный характер ушу; подготовить боеспособную армию, на равных сражающуюся с западными оккупантами, мастера не смогли. Репрессии «культурной революции» заставили эмигрировать многих китайских специалистов, неизмеримо большее число свели в могилу...

Но тяжелее всех других напастей оказалась современная ситуация, когда искусства будо и ушу стали предметом экспорта дальневосточных стран, статьей их финансового дохода и яркой деталью государственного имиджа. Современные оспортивленные виды ушу, каратэ, тхэквондо и прочих искусств есть выхолащивание воинской традиции Востока, а не сохранение оной. Происходит внешне малозаметная подмена содержания терминов, размывание их первоначального смысла, полностью извращающая суть явления. Так вместо боевого искусства, ценного и всегда уникального движения человеческого духа, возникает единоборство-спорт, веселое, острое и безопасное для здоровья времяпрепровождение одних, способ зарабатывания на жизнь других.

Поворот происходит сам собой, вряд ли кто-то специально старается разложить собственную традицию. Получается, однако, неплохо, и популяризация, пропаганда и прогресс убивают дух искренности воина надежно и безошибочно. Стали продавать модернизированные варианты стилей, с четкой иерархией разрядов (чего в традиционных прототипах отроду не было), т.е. набором техники для каждой ступени, с чемпионатами и судейством. Вспомним историю появления тхэквондо, колоссальные инвестиции в развитие и пропаганду этого спорта, массированные атаки на МОК с целью сделать его олимпийским видом. Вспомним китайское спортивное ушу, с его гала-чемпионатами и сотнями формальных комплексов, походящих на упражнения художественной гимнастики. Вспомним японские «сверхбоевые» экспортные варианты каратэ, в правилах которых исключены самые жизненные и эффективные удары. Многое можно вспомнить...

Казалось бы, Запад побеждает на поле битвы идей, привычно превращая его в рынок, покупая и препарируя для удобства потребления духовный импульс тысячелетней традиции. Но удобная для восприятия внешняя форма не вмещает внутренней сути восточных боевых искусств, и Западу это взаимопроникновение культур практически ничего не добавило (если не считать ван-даммовского поперечного шпагата). Есть, конечно, и белые специалисты будо, но они, если хотите, выродки, люди, сменившие привычное мировоззрение на восточное, вросшие в чужую традицию всей глубиной души.

Сама же традиция так и осталась на Востоке, несмотря на повсеместное государственное и рыночное противодействие ее существованию. Люди с удовольствием смотрят пекинские и гонконгские ленты с их неуязвимыми и гуттаперчевыми, как Чип и Дейл, героями, но понимают — это оперное (ныне кинематографическое) ушу. А настоящий мастер в кино не снимается, он работает кондуктором в автобусе или сторожем угольного склада и не рвется к миллионным гонорарам и сотням учеников — не тот у него уровень запросов. И любой здоровяк, даже олимпийский чемпион там знает, что не нужно задевать этого дедушку, а то будет — непонятно как — очень больно и страшно.

Следует понять, что традиционное восточное боевое мастерство останется исключительно с людьми той культуры, причем с людьми редкими даже на муравьином Востоке, с людьми, неспособными к идейной экспансии. Следует понять и реальную цену имитаторов, осуществляющих коммерцию на экзотике — и не тратить на них время и силы.


Автор: В. Титов
"

С уважением

От Гегемон
К Toobeekomi (12.09.2009 23:00:57)
Дата 12.09.2009 23:28:50

Фильмы шли кинематографические. Один "Гений дзюдо" чего стоит (-)