От KGBMan
К Юрий А.
Дата 15.10.2009 18:50:12
Рубрики Прочее;

Спасибо.

Как раз то, о чем я и думал.

Небыло у РИ источников для наращивания в короткий срок числа рабочих потребных на декларируемый "рывок" из-за отсутствия общегосударственной программы образования.

А в СССР программа была, народ заставляли учится, елементарная база для промышленности была подготовлена.



От b-graf
К KGBMan (15.10.2009 18:50:12)
Дата 15.10.2009 20:45:01

профобразование зависит от прошлой базы начального

Здравствуйте !

>Небыло у РИ источников для наращивания в короткий срок числа рабочих потребных на декларируемый "рывок" из-за отсутствия общегосударственной программы образования.

Что имеется в виду под общегосударственной программой образования ? Т.е. количественное развитие школ и % охвата ими детей или стандарты обучения ? Вообще говоря, и то, и другое было в РИ - накануне ПМВ начальными школами было охвачено примерно половина детей соответствующего возраста (в абсолютных цифрах - примерно 3-х кратный рост по сравнению с 1897 г., или 2 кратный рост процента охвата), с 1908 г. действовала дорогостоящая программа введения всеобщего начального образования (гос.расходы возросли в несколько раз - свыше 100 млн. руб. ежегодно - в связи с введением начальной школы в неземских губерниях; земства должны тоже были обеспечить - и они шли впереди по охвату). Ну, централизованное утверждение школьных программ - также характерно для дореволюционного времени, не только по ведомству МНП, но и МПС, МТиП и др.

Вообще, в 20-е г.г. в СССР был не очень значительный рост начального образования по сравнению с дореволюционным периодом, т.к. база была уже довольно высокой, многократный прирост числа школьников - за счет постепенного введения семилетки и средней школы (но по большей части в 30-е г.г.). Т.е. по первым четырем классам на конец 20-х - рост рост по сравнению с довоенным временем примерно с 7 до 10 млн. школьников (до четверти в школу не попадало). Полный охват начальной школой - тоже 30-е г.г., а из-за неполного в прежние годы, в конце 30-х был определенный процент неграмотных призываников в армии. Ну, колхозы ругают - но их вклад был очень большим, т.к. они могли помочь завести школы, хоть 4-летки, хоть 7-летки (обеспечить помещениями), затянув свой пояс, не влезая в средства гос.бюджета. (Его скудность и недостаток альтернативных источников объясняет расхождения между декларацией о необходимости всеобщего охвата детей ЕТШ и реальностью в 20-е г.г.).

Преимущество СССР в общем образовании в 20-30-е г.г., влиявшее на качество кадров (помимо удлинения сроков, позволившего ввести всеобщую семилетку во время ВОВ) - в накопленной базе начального образования. Поскольку у детей достигших школьного возраста в 1900-1905 г.г. было больше риска остаться неграмотными как по сравнению с детьми в таком возрасте в середине 1910-х, так и 20-х г.г. (тем более - 30-х), в 1910х такие дети, ставшие молодыми людьми, исключались из потенциально квалифицированных рабочих, тогда как дети как 1910-х, так и 1920х г.г. - уже не исключались из таковых в 1920 и 1930-е г.г. Уровень охвата детей начальной школой в прошлом не позволял, таким образом, в 1910-е г.г. создавать такую же большую сеть профессионального образования, как в 20-е г.г., даже при желании. Поэтому начальное и среднее профтехобразование ограничилось в 1910-х ведомственными ответами на потребности (включая частные училища под надзором профильного министерства) - главной задачей был охват русскоязычных детей начальной школой. Однако, для 1910-х г.г. отсутствие похожей на советскую систему профобразования - надуманная проблема, т.к. на рывок образца 1917-1918 г.г. о котором говорит Эксетер (по сравнению с 30-ми г.г. и ВОВ объемы не так велики), требовалось, кажется, дополнительно только 200-300 тыс. рабочих (всего, а не квалифицированных, т.е. где-то удвоить уже достигнутое ушестеренное число рабочих казенных заводов).

В 1920-е г.г. растущей базой начального образования для профессионального пользовались даже с чрезмерным энтузиазмом. Так на Украине на несколько лет фактически отменили полную среднюю школу девятилетку, заменив последние классы либо поступлением в техникумы, либо профессиональными училищами, либо завершением школьного обучения (потом отказались - в 30-е г.г. возможность получения полного общего среднего образования восстановили).

Возвращаясь к качеству кадров (обученных в профучилищах и взятых со стороны) на самом деле интересно было бы сравнить РИ/СССР с зарубежными странами. Вот, например, что было в Японии после ВМВ ? Там шла урбанизация и индустриализация - причем в 50-е г.г. быстро развита судостроительная промышленность до первого места в мире (а не только текстиль-фарфор и др. дешевые экспортные товары; царство автомобиля наступило в 60-е - но тогда уже могли играть роль горожане). Может у них все было эффективней, чем в СССР 20-30-х г.г., т.к. они быстро перешли к массовому производству более сложной техники ?

Павел

От Гегемон
К KGBMan (15.10.2009 18:50:12)
Дата 15.10.2009 18:53:48

Ну, то есть кроме СССР больше никто и нигде промышленнсть не разворачивал? (-)


От инженегр
К Гегемон (15.10.2009 18:53:48)
Дата 15.10.2009 19:24:33

За такие сроки? (-)


От Гегемон
К инженегр (15.10.2009 19:24:33)
Дата 15.10.2009 19:47:48

Какое отношение к росту промышленности других стран имеет сеть ПТУ? (-)


От инженегр
К Гегемон (15.10.2009 19:47:48)
Дата 15.10.2009 20:24:41

Да это не подкол, просто интересно, как эта проблема решалась, к примеру, в СШСА

в начале 1940-х, там же военное производство скакнуло здорово - где взяли людей? В частности, на авиазаводы, где требовались квалифицированные люди. Их же как-то готовили, причем даже из домохозяек...
Алексей Андреев

От Гегемон
К инженегр (15.10.2009 20:24:41)
Дата 15.10.2009 20:39:52

We can do it!

Скажу как гуманитарий

>в начале 1940-х, там же военное производство скакнуло здорово - где взяли людей? В частности, на авиазаводы, где требовались квалифицированные люди. Их же как-то готовили, причем даже из домохозяек...
Или Великобритания в ПМВ - та же история, причем в более острой форме. Женщины прошли к станку, хотя ПТУ явно не заканчивали.
Более мягкий случай - та же Россия перед ПМВ. Весь ее рост (с ростом рабочего класса) - за счет рекрутирования вчерашних крестьян.

>Алексей Андреев
С уважением

От Червяк
К Гегемон (15.10.2009 20:39:52)
Дата 16.10.2009 09:04:07

Re: We can...

Приветствую!

>>в начале 1940-х, там же военное производство скакнуло здорово - где взяли людей? В частности, на авиазаводы, где требовались квалифицированные люди. Их же как-то готовили, причем даже из домохозяек...
>Или Великобритания в ПМВ - та же история, причем в более острой форме. Женщины прошли к станку, хотя ПТУ явно не заканчивали.
>Более мягкий случай - та же Россия перед ПМВ. Весь ее рост (с ростом рабочего класса) - за счет рекрутирования вчерашних крестьян.

Видел как-то фильм бибисишный об английких женщинах у станка. Обучали их очень серьезно и проблемы большие были, несмотря на довольно высокий образовательный уровень этих женщин.


С уважением

От инженегр
К Гегемон (15.10.2009 20:39:52)
Дата 15.10.2009 20:50:50

Re: We can...

>Скажу как гуманитарий
Как технарь позволю сомневаться.

>Или Великобритания в ПМВ - та же история, причем в более острой форме. Женщины прошли к станку, хотя ПТУ явно не заканчивали.

Просто так к станку не поставишь. КАК организовывали процесс обучения? Да бог с ними, с ПТУ, хотя от них тоже польза была.

>Более мягкий случай - та же Россия перед ПМВ. Весь ее рост (с ростом рабочего класса) - за счет рекрутирования вчерашних крестьян.

Тогда ещё "не капало", можно было не торопясь пристроить паренька к мастеру, пусть постепенно ума-разума набирается, речь же идёт, как я понял, о том, что надо быстро-быстро взять мужика "от сохи", и чтобы через полгода-год он боле-ме нормально работал на заводе.
Алексей Андреев

От Генри Путль
К инженегр (15.10.2009 19:24:33)
Дата 15.10.2009 19:27:03

Опять, двадцать пять, за рыбу деньги... (-)