От Паршев
К Елисеенко Алексей
Дата 22.10.2009 18:38:05
Рубрики 1917-1939;

Тут не всё так просто

во-первых, термин белогвардеец как самоназвание нигде не был распространен
http://magazines.russ.ru/voplit/2006/4/fe1.html
в статье маловато примеров, но помнится термин "белая гвардия" появился задолго до Русской революции, и не только во Франции. И относился он к сторонникам государственности и не босякам :) сиволапые (т.е. эсеры и пр.) белыми быть не могли по определению :)

От Прудникова
К Паршев (22.10.2009 18:38:05)
Дата 23.10.2009 11:57:49

Re: Тут не...

>во-первых, термин белогвардеец как самоназвание нигде не был распространен
>
http://magazines.russ.ru/voplit/2006/4/fe1.html
>в статье маловато примеров, но помнится термин "белая гвардия" появился задолго до Русской революции, и не только во Франции. И относился он к сторонникам государственности и не босякам :) сиволапые (т.е. эсеры и пр.) белыми быть не могли по определению :)

А мрожет они тоже, как и красные, брали пример с французской революции? Там "белыми" были роялисты.

От Паршев
К Прудникова (23.10.2009 11:57:49)
Дата 23.10.2009 12:10:53

Re: Тут не...


>А мрожет они тоже, как и красные, брали пример с французской революции? Там "белыми" были роялисты.

Да конечно. Шуаны, вандейцы, все дела. "под белыми знаменами во Франции с изображением Сердца Господня и под белыми знаменами в России".

От Паршев
К Паршев (23.10.2009 12:10:53)
Дата 23.10.2009 12:12:28

Кстати

была богато иллюстрированная книжка по Бородино. Так вот на старых русских лубочных картинках знамена французов частенько красные (вопреки историзму). Такое вот восприятие - Наполеон считался революционером, хоть и император.

От Сибиряк
К Паршев (22.10.2009 18:38:05)
Дата 23.10.2009 08:28:16

Re: Тут не...

>во-первых, термин белогвардеец как самоназвание нигде не был распространен

Вот интересная выдержка из приказа полковника П.П. Иванова-Ринова по Степному корпусу (№13 от 10 июня 1918 г.) - это самый начальный этап военного строительства белых в Сибири, через три дня после ухода красных из Омска.

"Появилось название "Белая гвардия", которым обыватели неправильно именуют образовавшиеся на местах отряды для борьбы с павшей советской властью. От имени Временного Сибирского правительства заявляю, что никакой "цветной" армии на территории Временного Сибирского правительства не будет. Все воинские отряды именуются войсками Временного Сибирского правительства."

Цитировано по В.А. Шулдяков, "Гибель Сибирского казачьего войска. 1917-1920", с. 85.

Т.е. с одной стороны обыватель и рядовой состав самих мятежников воспринимают события как "белое дело". С другой стороны высшие руководители руководствуются как соображениями маскировки (Иванова-Ринова из партийных пристрастий разве что в монархизме можно заподозрить), так и здоровым государственным инстинктом - преодолеть раскол общества.

От Паршев
К Сибиряк (23.10.2009 08:28:16)
Дата 23.10.2009 11:34:11

Re: Тут не...



>...высшие руководители руководствуются ... здоровым государственным инстинктом - преодолеть раскол общества.

Как-то они не с той стороны раскол преодолевают - а со стороны кучки мятежных генералов.
В общем белые - это видимо цвета французских монархистов и т.п. джентри.

От Сибиряк
К Сибиряк (23.10.2009 08:28:16)
Дата 23.10.2009 08:43:54

в догонку

Этот приказ Иванова-Ринова возможно был дполнительно инициирован трагическим инцидентом, происшедшим в эти же дни в Омске. Во время переворота повстанцы, для отличия от красной гвардии, носили белые повязки. Дня через два-три дня после ухода большевиков, как пишет Шулдяков, омская организация эсеров "Земля и воля" обратилась ко всем социалистам, бойцам эсеровских дружин и вообще всех отрядов, сформированных в защиту Учредительного собрания, с призывом носить нарукавные повязки "от розового до красного цветов", но "не бледнее розового". Когда юнкер Токарев, эсер, наклеивал листовку с обращением на стену, на него обратили внимание проходившие мимо с белыми повязками офицеры-красильниковцы (бойцы партизанского отряда есаула Красильникова). Прочитав листовку, они расстреляли Токарева у той же стены.

В этой истории Шулдяков (с. 97) ссылается на некоего советского мемуариста, к сожалению, не называя его. Увы, таков стиль современных белогвардействующих историков.

От Елисеенко Алексей
К Сибиряк (23.10.2009 08:43:54)
Дата 23.10.2009 10:18:05

Re: в догонку

>В этой истории Шулдяков (с. 97) ссылается на некоего советского мемуариста, к сожалению, не называя его. Увы, таков стиль современных белогвардействующих историков.

- Если я не ошибаюсь речь о публикации в Сиб.огнях от 2-1926. Там имя автора не указано (типа догадайтесь дорогие читатели сами).
Что касается стиля, то Шулдяков как раз умеренный в когорте т.н. "белых" историков.

Из "красных" сходу назвать кого то сложно, помимо Кокоулина.



Свобода лучше, чем несвобода (Д.Медведев)

От Сибиряк
К Елисеенко Алексей (23.10.2009 10:18:05)
Дата 23.10.2009 11:05:46

Re: в догонку


>Что касается стиля, то Шулдяков как раз умеренный в когорте т.н. "белых" историков.

я бы сказал, что объективный - факты приводит со всех сторон. А вот его попытки подводитьь моральную базу под творимые белыми жестокости или просто бессудные убийства - это за рамки умеренности, на мой взгляд, уже выходит. Ну а по оформлению - ссылочного аппарата в книге явно не хватает.



От Елисеенко Алексей
К Сибиряк (23.10.2009 11:05:46)
Дата 23.10.2009 11:30:23

Re: в догонку


>>Что касается стиля, то Шулдяков как раз умеренный в когорте т.н. "белых" историков.
>
>я бы сказал, что объективный - факты приводит со всех сторон.

Мемуары красных и белых можно подбирать вполне субъективно - в качестве базы того или иного тезиса. Тем более что и те и другие тезисы. Меня в свое время очень удивило то, что воспоминания красных якобы 20-30-х "писались" шариковой ручкой. Впрочем не все.

А вот его попытки подводитьь моральную базу под творимые белыми жестокости или просто бессудные убийства - это за рамки умеренности, на мой взгляд, уже выходит.

- Так это вечные попытки оправдать действия тех или иных лиц, групп, режимов. В завимости от личных симпатий.

Ну а по оформлению - ссылочного аппарата в книге явно не хватает.

- По слухам он обещал исправится. Лично я особо его творение не анализировал, но Архивариус как то утверждал, что ошибок хватает.


Свобода лучше, чем несвобода (Д.Медведев)