От Vragomor
К All
Дата 02.11.2009 11:16:22
Рубрики Современность; ВВС;

Боинг готов локализовать производство Ф-18ИН в Индии

Boeing решился на экспорт технологий
Американский авиакосмический концерн Boeing впервые заявил о готовности локализовать в Индии производство истребителей F/A-18IN Super Hornet. Об этом вчера сообщил "Интерфакс" со ссылкой на индийское информагентство IANS. Эта модель боевого самолета участвует в объявленном ВВС Индии тендере на поставку 126 средних истребителей общей стоимостью $10 млрд. "Мы планируем построить 18 истребителей в США, начиная с 19-го истребителя далее они будут производиться в Индии",— цитирует агентство президента подразделения боевой авиации Boeing Кристофера Чэдвика.

Сейчас участники тендера проходят испытания в Индии, кроме Super Hornet в них участвуют еще один американский истребитель F-16 производства Lockheed Martin, Eurofighter производства европейского аэрокосмического концерна EADS, французский Rafale (Dassault Aviation), шведский Gripen (Saab) и российский МиГ-35. Итоги тендера правительство Индии намерено подвести в течение 2010 года.

Локализация производства на территории страны является одним из принципиальных условий индийского тендера. Именно готовность масштабной передачи технологий индийской стороне всегда была залогом успеха военно-технического сотрудничества России с Индией и главным козырем МиГ-35 в борьбе за крупный заказ. В то же время американские авиапроизводители очень редко соглашались на передачу лицензий на производство высокотехнологичной продукции в других странах, для решения подобных вопросов необходимо одобрение конгресса США. Ранее представители Boeing ограничивались лишь заявлениями о том, что их предложение конкурентоспособно и соответствует требованиям индийской стороны.

"Цена и объем контракта настолько высоки, что участники тендера будут готовы пойти на многое",— отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Он добавляет, что для освоения производства индийцам потребуется достаточно много времени, за которое американские ученые смогут разработать более эффективные технологии. "Сейчас главные фавориты индийского тендера — российский МиГ-35 и американский F-16, поэтому публичные заявления представителей Boeing, скорее, направлены против своего американского конкурента",— полагает эксперт "Центра анализа стратегий и технологий" Константин Макиенко. Он поясняет, что предлагаемая Lockheed Martin модификация F-16 не только дешевле, но и более приемлема для США с точки зрения экспорта технологий. В частности, к одному из наиболее "критических" узлов в индийском самолете специалисты относят радарную установку с активной фазированной решеткой. "Такой радар был в свое время разработан американцами для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов и пока используется только в этой стране",— рассказывает господин Макиенко, полагая, что для индийского тендера Lockheed Martin планирует предложить именно эту модель.

В то же время господин Макиенко не исключает, что правительство Индии будет откладывать подведение итогов тендера, пытаясь получить дополнительную экономическую или политическую выгоду. "Сейчас уже появляется информация о том, что ВВС Индии помимо проведения тендера планируют обновить флот боевых истребителей на 50-60 единиц. Это могут быть как новые российские Су-30МКИ, так и французские Mirage, часть из которых сейчас эксплуатируется в ОАЭ",— говорит господин Макиенко. В то же время самолеты поколения 4+, участвующие в международном тендере, имеют платформу, разработанную в 1980-х годах. Самолеты пятого поколения должны появиться уже к 2015 году, отмечает эксперт, поэтому было бы логично закупать принципиально новую технику.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1267694


От PQ
К Vragomor (02.11.2009 11:16:22)
Дата 02.11.2009 12:08:57

Правильно... докупить СУ-30 МКИ и ждать 5-ое поколение (-)


От ZIL
К PQ (02.11.2009 12:08:57)
Дата 02.11.2009 17:20:33

Re: Правильно... докупить...

Добрый день!

FGFA по самым оптимистичным прогнозам поступит на вооружение не ранее 2017-го г., а если использовать более консервативные оценки, то около 2020-го. Потом, индийцы захотят наладить производство у себя, т.е. выпускать смогут сравнительно небольшие партии (см. пример лицензионных Су-30МКИ). Итого, насытить ими войска можно будет, скажем, ближе к 2030-му г. До тех пор, надо заменить МиГ-27, МиГ-21, "Миражи", МиГ-29 и "Ягуары", даже несмотря на то, что сейчас эти самолеты проходят модернизацию, либо такая модернизация планируется (с продлением ресурса). Причем, Су-30 первых партий тоже будут уже в приличном возрасте. Так что просто ждать FGFA не получится.

Как выход из этой ситуации, можно закупить дополнительные Су-30МКИ, возможно с использованием технологий Су-35С. Но полностью проблему это не решит, так как тяжелый итребитель, так же как и FGFA, не заменит легкие истребители и штурмовики. Поэтому нужен еще один тип самолета, более легкого чем Су-30МКИ и более дешевого в эксплуатации. Для этого нужно либо закупить оного из претендентов на MRCA, либо довести свой Tejas (что менее вероятно).


С уважением, ЗИЛ.

От Mikl
К ZIL (02.11.2009 17:20:33)
Дата 02.11.2009 17:58:22

Наши вроде вообще не планируют иметь легкие истребители в ВВС в будущем...

Индусы могут тоже пойти по этому пути.

От ZIL
К Mikl (02.11.2009 17:58:22)
Дата 02.11.2009 21:41:48

Да никто их особенно не планирует, ИМХО (-)


От Mich
К ZIL (02.11.2009 21:41:48)
Дата 02.11.2009 23:41:40

Пак планирует (-)


От Mikl
К ZIL (02.11.2009 21:41:48)
Дата 02.11.2009 21:43:39

Янки же хотят f-35...

По сравнению с раптором - вполне себе легкий истребитель.

От ZIL
К Mikl (02.11.2009 21:43:39)
Дата 02.11.2009 23:32:15

Так разве же он легкий?

Добрый день!

>По сравнению с раптором - вполне себе легкий истребитель.

Ну, по сравнению с МиГ-31 ПАК-ФА или Су-35С тоже легкие, наверное :)


С уважением, ЗИЛ.

От АМ
К Mikl (02.11.2009 21:43:39)
Дата 02.11.2009 21:57:09

Ре: Янки же хотят ф-35...

>По сравнению с раптором - вполне себе легкий истребитель.

если смотреть на вес то оба скорее тяжолые

От А.Никольский
К Mikl (02.11.2009 17:58:22)
Дата 02.11.2009 18:04:51

у нас это от лоббизма и нищебродства

а не от каких-то могучих концепций, а индусы-то имеют возможность выбирать

От Юрий А.
К А.Никольский (02.11.2009 18:04:51)
Дата 03.11.2009 09:17:25

Re: у нас...

>а не от каких-то могучих концепций, а индусы-то имеют возможность выбирать

А можно пояснить эту мысль? Ну, лоббизм, это понятно. А вот каким боком тут нищебродство? Казалось бы наоборот, должны были бы затыкать дыры легкими и дешевыми самолетами.

От А.Никольский
К Юрий А. (03.11.2009 09:17:25)
Дата 03.11.2009 11:58:07

Re: у нас...

А можно пояснить эту мысль? Ну, лоббизм, это понятно. А вот каким боком тут нищебродство?
++++
а нищебродство в том, ув.Юрий А., что на столь необходимый легкий истребитель денег не хватило, а на ПАК ФА их до недавнего времени в год по чайной ложке давали. Ситуация только с 2006-7 гг изменилась.
Сейчас, впрочем, альтернативы нет, надо ПАК ФА доделывать.
С уважением, А.Никольский

От Mikl
К А.Никольский (02.11.2009 18:04:51)
Дата 02.11.2009 21:45:23

А какие у нас варианты ?

>а не от каких-то могучих концепций, а индусы-то имеют возможность выбирать

Однодвигательных ИБ у нас нет.
Миг-35 разве сильно в эксплуатации будет дешевле чем те же Су-30/35 ?

От ZIL
К Mikl (02.11.2009 21:45:23)
Дата 02.11.2009 23:35:49

Re: А какие...

Добрый день!

>Миг-35 разве сильно в эксплуатации будет дешевле чем те же Су-30/35 ?

Слышал что сильно (т.е. значительно), но где - сейчас не вспомню. Но если на пальцах, то топлива, например, МиГ-35 жрать должен значительно меньше чем Су-35.


С уважением, ЗИЛ.

От А.Никольский
К Mikl (02.11.2009 21:45:23)
Дата 02.11.2009 22:18:52

Re: А какие...

Однодвигательных ИБ у нас нет.
++++
так надо было его начать делать вместо ПАК ФА, но сейчас уже поздно в принципе метаться

От АМ
К А.Никольский (02.11.2009 22:18:52)
Дата 03.11.2009 03:33:00

Ре: А какие...

>Однодвигательных ИБ у нас нет.
>++++
>так надо было его начать делать вместо ПАК ФА, но сейчас уже поздно в принципе метаться

из однодвигателного нормалный многоцелевой самолёт неполучится

От А.Никольский
К АМ (03.11.2009 03:33:00)
Дата 03.11.2009 11:47:38

Ре: А какие...


>из однодвигателного нормалный многоцелевой самолёт неполучится
++++
из F-16 получился в общем-то. Из МиГ-23, хоть он в целом неудачный, то же получалось и перехватчик, и ударный делать.
Кроме того, у него ниже цена и из-за этого значительный экспортный потенциал, который мы рискуем отдать китайцам, если у них получатся FC-1 и J-10. А уж сбацав его можно было бы и за двухдвигательный браться, который нам все равно нужен.
С уважением, А.Никольский

От АМ
К А.Никольский (03.11.2009 11:47:38)
Дата 03.11.2009 21:03:17

Ре: А какие...

>>из однодвигателного нормалный многоцелевой самолёт неполучится
>++++
>из Ф-16 получился в общем-то. Из МиГ-23, хоть он в целом неудачный, то же получалось и перехватчик, и ударный делать.

недостаточно получились, Ф-15 и Ф-15 ударный и много чего на советской стороне.
Ф-35 это попытка создать действително многофункционалный самолёт отвечающий современным требовнаиям, посмотрите на его вес...
ПАК ФА на этом фоне совсем не тяжолый...

>Кроме того, у него ниже цена и из-за этого значительный экспортный потенциал, который мы рискуем отдать китайцам, если у них получатся ФЦ-1 и Й-10. А уж сбацав его можно было бы и за двухдвигательный браться, который нам все равно нужен.

где лишнии миллиарды?
США несмотря на "экспортный потенциал" финансируют 2 истребителя 5 го поколения с трудом, программу Ф-22 обрезали по сравнению с первоначалными планами раз в 5, пилят над Ф-35...

Даже если какимто чудом найти деньги на разработку то где найти покупателей для 2 истребителей?

ПАК-ФА это скорее "основной боевой танк", разумный компромисс, как с экономической так и тактитеческих точек зрения.

От ZIL
К А.Никольский (02.11.2009 22:18:52)
Дата 02.11.2009 23:39:53

Re: А какие...

Добрый день!

>Однодвигательных ИБ у нас нет.
>++++
>так надо было его начать делать вместо ПАК ФА, но сейчас уже поздно в принципе метаться

Только не "вместо". Да и вместе - не понятно, зачем он нужен. Для роли ударного легкого истребителя нормально, ИМХО, подходит Як-130.


С уважением, ЗИЛ.

От А.Никольский
К ZIL (02.11.2009 17:20:33)
Дата 02.11.2009 17:25:11

Re: Правильно... докупить...

Как выход из этой ситуации, можно закупить дополнительные Су-30МКИ, возможно с использованием технологий Су-35С. Но полностью проблему это не решит, так как тяжелый итребитель, так же как и FGFA, не заменит легкие истребители и штурмовики. Поэтому нужен еще один тип самолета, более легкого чем Су-30МКИ и более дешевого в эксплуатации. Для этого нужно либо закупить оного из претендентов на MRCA, либо довести свой Tejas (что менее вероятно).
++++++
ИМХО, индийцы выберут все пути сразу, это отвечает их менталитету, основанному на такой сложной религии
С уважением, А.Никольский

От ZIL
К А.Никольский (02.11.2009 17:25:11)
Дата 02.11.2009 21:59:51

Re: Правильно... докупить...

Добрый день!

>ИМХО, индийцы выберут все пути сразу, это отвечает их менталитету, основанному на такой сложной религии

Все сразу, это то, что они делают сейчас. И Су-30МКИ дополнительные закупают (собираются), и конкурс на MRCA проводят, и Tejas проталкивают. Но похоже, что когда они доведут Tejas он уже морально устареет, а проблема замены МиГ-21 и ему подобных - она уже давно назрела. И в ВВС там это понимают, и именно поэтому, насколько я понимаю, они и организовали тендер на MRCA. Т.е. Tejas, насколько можно сейчас судить, ждет та же судьба, что и Arjun, где в роли победителя на MRCA выступает Т-90. Однако, так как надо поддерживать отечественную промышленность, ВВС навяжут Tejas, как армии навязывают Arjun. Это не религия - это особенности внутренней политики.

Но вот чего я лично не могу понять, это на что расчитывают американцы и европейцы со своими истребителями? ~10 млрд. долларов за 126 истребителей это ~80 млн. долл. за штуку, при том, что индийцы хотят еще глубокую передачу технологий, локализацию производства и бешенный оффсет (кажется 60%). В то же время, за модернизацию индийских "Миражей" французы запросили по 40 примерно млн. долл. за штуку.


С уважением, ЗИЛ.

От А.Никольский
К ZIL (02.11.2009 21:59:51)
Дата 03.11.2009 11:50:58

Re: Правильно... докупить...

Это не религия - это особенности внутренней политики.
+++++
когда они не только такой разнобой парка допускают (аналогичное еще поискать надо в остальном мире, разве что в Иране и отчасти Пакистане, но у тех так вынужденно исторически сложилось) но и системы производителей из нескольких стран запихивают в один самолет - поневоле подумаешь об их религии


>Но вот чего я лично не могу понять, это на что расчитывают американцы и европейцы со своими истребителями? ~10 млрд. долларов за 126 истребителей это ~80 млн. долл. за штуку, при том, что индийцы хотят еще глубокую передачу технологий, локализацию производства и бешенный оффсет (кажется 60%). В то же время, за модернизацию индийских "Миражей" французы запросили по 40 примерно млн. долл. за штуку.
+++++
ясно, что цена в имтоге вырастет значительно, и все это понимают в общем-то
С уважением, А.Никольский

От ZIL
К А.Никольский (03.11.2009 11:50:58)
Дата 04.11.2009 02:59:41

Re: Правильно... докупить...

Добрый день!

>когда они не только такой разнобой парка допускают (аналогичное еще поискать надо в остальном мире, разве что в Иране и отчасти Пакистане, но у тех так вынужденно исторически сложилось) но и системы производителей из нескольких стран запихивают в один самолет - поневоле подумаешь об их религии.

А что такого особенного в парке военной авиации ВВС Индии? Страны, не производящие все линейку сами, и не являющиеся ярко выраженными лимитрофами, часто имеют подобный салат из машин, производства разных стран.

>ясно, что цена в имтоге вырастет значительно, и все это понимают в общем-то

Тогда в чем смысл ставить изначально такие условия? Ведь Rafale, Typhoon и Super Hornet в эти рамки не втиснуть, а изменить требования стоимости, означает отменить этот тендер и назначить новый, не так ли?


С уважением, ЗИЛ.

От А.Никольский
К ZIL (04.11.2009 02:59:41)
Дата 05.11.2009 14:49:37

Re: Правильно... докупить...


>А что такого особенного в парке военной авиации ВВС Индии? Страны, не производящие все линейку сами, и не являющиеся ярко выраженными лимитрофами, часто имеют подобный салат из машин, производства разных стран.
+++++
многовато у них типов, однако! Где еще такая страна, где в ВВС шесть типов конструкций боевых самолетов, причем в достаточно большом количестве. У ВВС США-то и то меньше. Разве что у КНР примерно столько же


>>ясно, что цена в имтоге вырастет значительно, и все это понимают в общем-то
>
>Тогда в чем смысл ставить изначально такие условия? Ведь Rafale, Typhoon и Super Hornet в эти рамки не втиснуть, а изменить требования стоимости, означает отменить этот тендер и назначить новый, не так ли?
+++++
да это обычное дело - рост цены уже после заключения контракта, это везде и у всех бывает, в Индии тоже. Цена не самый главный критерий этого тендера
С уважением, А.Никольский

>С уважением, ЗИЛ.
and Stalin our Leader with Faith in the People,

От ZIL
К А.Никольский (05.11.2009 14:49:37)
Дата 05.11.2009 19:50:23

Re: Правильно... докупить...

Добрый день!

>многовато у них типов, однако! Где еще такая страна, где в ВВС шесть типов конструкций боевых самолетов, причем в достаточно большом количестве. У ВВС США-то и то меньше. Разве что у КНР примерно столько же.

Ну, количества определяются не капризами, а потребностью - у Индии два вероятных противника, с расчетом на которые и строятся ВС: Пакистан и Китай.

Что касается типов, то шесть - это не так уж много для крупных стран региона. У Пакистана, например, тоже 6 типов (семейств) самолетов военной авиации, а у Ирана вообще 9. Про Китай Вы сами сказали.

>да это обычное дело - рост цены уже после заключения контракта, это везде и у всех бывает, в Индии тоже. Цена не самый главный критерий этого тендера

Как я понимаю, минобороны/ВВС получили одобрение правительства на проведение тендера. Если цена вырастет, то нужно быдет получать одобрение снова - оригинального мандата уже не достаточно, не так ли?


С уважением, ЗИЛ.

От А.Никольский
К ZIL (05.11.2009 19:50:23)
Дата 05.11.2009 21:12:03

Re: Правильно... докупить...


>Что касается типов, то шесть - это не так уж много для крупных стран региона. У Пакистана, например, тоже 6 типов (семейств) самолетов военной авиации, а у Ирана вообще 9. Про Китай Вы сами сказали.
++++
Индия-то, в отличие от Пакистана и тем более Ирана, могла бы предпринять некие усилия к унификации парка. Но это, видимо, не считается проблемой


>
>Как я понимаю, минобороны/ВВС получили одобрение правительства на проведение тендера. Если цена вырастет, то нужно быдет получать одобрение снова - оригинального мандата уже не достаточно, не так ли?
+++++
ну это все банально, проводятся по ходу дополнительные переговоры, а потом правительство это еще раз одобряет. Было сто раз.
С уважением, А.Никольский

От ZIL
К А.Никольский (05.11.2009 21:12:03)
Дата 05.11.2009 23:27:22

Re: Правильно... докупить...

Добрый день!

>Индия-то, в отличие от Пакистана и тем более Ирана, могла бы предпринять некие усилия к унификации парка. Но это, видимо, не считается проблемой

А они и предпринимают. В перспективе из парка военной авиации выведут старье вроде МиГ-21, потом МиГ-27, "Ягуар", "Мираж" и МиГ-29. Лет через 10-20 в ВВС будут MRCA, Tejas, FGFA и проапгрейженные Су-30МКИ. Флот заменит "Харриеры" на МиГ-29К. Ничего выходящего за рамки здравого смысла здесь не наблюдается, как мне кажется.

>ну это все банально, проводятся по ходу дополнительные переговоры, а потом правительство это еще раз одобряет. Было сто раз.

А, ну возможно так и будет. Я просто не отслеживал подобные вещи до конкурса на MRCA.


С уважением, ЗИЛ.