От Grozny Vlad
К astro-02
Дата 03.11.2009 19:36:35
Рубрики Современность; Флот; ВВС;

Патрульный экраноплан(фото)

>Насколько смешны экранопланы вообще - не знаю, я их рассматриваю не как повод посмеяться. То, что их постоянно пытаются возродить как класс - вот недавно Боинг хотел, китайцы теперь собираются - указывает, что гидроавиация во всех её формах более чем востребована, а занять достойное место пока мешают лишь исторически преходящие обстоятельства. Материалы, например - ну так они всё время новые появляются.
Вот, уже применяют в опытном порядке для охраны границы:
http://www.fyjs.cn/bbs/htm_data/26/0907/195864.html

Грозный Владислав

От ХейЕрдал
К Grozny Vlad (03.11.2009 19:36:35)
Дата 04.11.2009 02:24:01

Экранопланы

>>Насколько смешны экранопланы вообще - не знаю, я их рассматриваю не как повод посмеяться. То, что их постоянно пытаются возродить как класс - вот недавно Боинг хотел, китайцы теперь собираются - указывает, что гидроавиация во всех её формах более чем востребована, а занять достойное место пока мешают лишь исторически преходящие обстоятельства. Материалы, например - ну так они всё время новые появляются.
>Вот, уже применяют в опытном порядке для охраны границы:
>
http://www.fyjs.cn/bbs/htm_data/26/0907/195864.html

Игрушка для генералов, за государственный счет изобретающих очередной «одноколесный велосипед»…

Подобные пепелацы есть у России и Ирана, наверное еще у кого-нибудь. Сделать то совсем нетрудно и с 1930-х годов их делают.

Хороши для «прокатиться», парадов и показательных учений.

Реальная же эксплуатация экранопланов малых и средних размеров практически невозможна из-за проблем с безопасностью, сложности управления, невозможности работать при малейшем волнении и т.д. и т.п., что многократно подтверждено более 70 годами опытов.

С уважениеам, Хейердал

От bedal
К ХейЕрдал (04.11.2009 02:24:01)
Дата 05.11.2009 12:01:33

+1. Использование экрана принципиально создает проблемы управляемости

столь же хорошо, сколь демонстрирует автоматическую устойчивость в условиях, близких к лабораторным.
Могу для желающих выдать объяснения - достаточно школьных знаний.

От ХейЕрдал
К bedal (05.11.2009 12:01:33)
Дата 05.11.2009 13:15:21

Использование экрана

>столь же хорошо, сколь демонстрирует автоматическую устойчивость в условиях, близких к лабораторным.
>Могу для желающих выдать объяснения - достаточно школьных знаний.

Была, кстати, дискуссия, которой не хватило данных как раз по аэродинамике
http://forums.airbase.ru/2007/08/t57120--effektivnost-realnykh-ekranoplanov-mif.html

От bedal
К ХейЕрдал (05.11.2009 13:15:21)
Дата 05.11.2009 14:51:14

Всё банально

суть экрана в том, что волна давления, создаваемого крылом, отражается от поверхности и возвращается к крылу раньше, чем оно пролетит мимо. Давление под крылом в результате повышается, подъёмная сила бесплатно растёт.
Волна в воздухе распространяется со скоротью звука, соответственно, экран начинает проявляться, когда время путешествия со скоротью звука от крыла и обратно меньше, чем время пролёта крыла над точкой.
2*H/Vзв < L/V, где H - высота полёта, Vзв - скорость звука, L - ширина крыла, V- скорость полёта.

Обычно выгодная высота полёта - порядка половины хорды (ширины) крыла.

Чем меньше высота и чем меньше скорость полёта - тем сильнее проявляется эффект экрана. Из этого следует автоподдерживающаяся высота: опустился ниже - выросла подъёмная сила, вернула тебя на "эшелон" и наоборот.

Однако не всё так просто: меняется не только величина прибавки, но и точка её приложения. Выше скорость и высота - волна приходит только в заднюю кромку крыла, ниже - ближе к передней кромке. То есть меняется балансировка.

Вроде бы становится ещё лучше - при увеличении высоты не только падает подъёмная сила, но и создаётся пикирующий момент, облегчающий возврат на заданную высоту. При уменьшении высоты - наоборот, растёт подъёмная сила и возникает момент на кабрирование.

Третий слой эффектов: при пролёте неровностей (волн, пролётов над судами, прибрежные неровности) возникают несимметричные вредные смещения центра давления не только вдоль, но и поперёк направления полёта. Крен при развороте тоже порождает несимметричные экранные эффекты, которые не всегда совпадают с желаемым. Не случайно о полётах экранопланов над сушей никто и не говорит, хотя высоту полёта для крупного можно сделать выше основных препятствий.

Да и автоматическая устойчивость приносит сюрпризы - далеко не обязательно изменение пикирующего момента именно вернёт на заданную высоту полёта. Может, например, привести к потере скорости, и "подпрыгнув", аппарат свалится. Может возникнуть резонанс, если мощности движков (переменной!) и стабилизатора не хватит, чтобы парировать возмущения. Очень нелегко приходится и пилотам - навыки управления нужны совсем другие.

Конечно, есть средства противодействия вроде того же треугольного крыла Липпиша (уменьшаются перемещения центра давления за счёт некоторого снижения эффективности), но принципиально они проблемы не решают.

По всему по этому знакопеременные нагрузки на аппарат заставляют делать его прочнее и тяжелее самолёта, что съедает пользу от эффекта экрана. Плюс - стабилизатор приходится делать очень большим относительно самолётного, что тоже в минус как по массе, так и по сопротивлению.

Остаётся добавить неаэродинамические, но специфически экранопланные проблемы:
- ресурс авиационных движков в приводном слое низок.
- движение в зонах и высоте наибольшего скопления птиц (это если по рекам или недалеко от берега моря летать), что само по себе просто убийственно.
Это, кстати, одна из самых неразрешимых проблем.

От Exeter
К Grozny Vlad (03.11.2009 19:36:35)
Дата 03.11.2009 20:02:00

Вы еще Х-113 запостите. Попил это. Поиграются и кинут (-)


От astro-02
К Grozny Vlad (03.11.2009 19:36:35)
Дата 03.11.2009 19:47:05

Спасибо

Никуда не деться от простого факта - воды на планете много, а суши - мало, ровной - еще меньше, да и для другого она нужна.
И у гидроавиации есть будущее

От Bober
К astro-02 (03.11.2009 19:47:05)
Дата 06.11.2009 00:57:59

Re: Спасибо

Здравствуйте!
>Никуда не деться от простого факта - воды на планете много, а суши - мало, ровной - еще меньше, да и для другого она нужна.
Только вот ровной воды тоже очень мало...
>И у гидроавиации есть будущее
По моему опыту производства поплавков для гидросамолетов-нет.
С уважением!