От Паршев
К Каманч
Дата 25.11.2009 11:34:42
Рубрики 11-19 век;

Re: а пошто...


>Заодно еще впросец - почему на картине Фабер дю Фора "Бородинское сражение(по-моему так) " многие убитые - без сапог, хотя оружие при них - то есть вроде как трофейщики еще не прошли......мародеры?

Ну так запасную пару сапог солдат унесет, а второй мушкет нафиг ему?
В мемуарах говорится, что и вообще раздевали полностью убитых, стоявших кстати в резервах наполеоновской армии, т.е. свои.

От фельдкурат Отто Кац
К Паршев (25.11.2009 11:34:42)
Дата 25.11.2009 11:42:39

Вообще то своих покойников предписывалось раздевать законом (+)

Ite, missa est!

В Полном собрании законом Российской империи (1649-1825) есть нормативный акт, определяющий какие элементы обмундирования должны остаться на покойнике и списаны за счет казны, а какие должны быть сняты с тела и оставлены в части.

Речь идет именно об обмундировании, а не об амуничных вещах.

Kehrt euch! Abtreten!

От Паршев
К фельдкурат Отто Кац (25.11.2009 11:42:39)
Дата 25.11.2009 12:18:10

Вот только вряд ли французские мародеры (точнее, европейский сброд)

руководствовались Полным собранием законов Российской империи. Более того, предположу (хотя я в этих вопросах полный дилетант), что у них с собой этого издания и вовсе не было!


От фельдкурат Отто Кац
К Паршев (25.11.2009 12:18:10)
Дата 25.11.2009 12:28:24

Если интересно, то выложу процедуру военно-полевых похорон в РИА (+)

Ite, missa est!

Предполагаю, что "своих" покойников раздевала "своя" рота или те солдаты, которые вели совместное "котловое" хозяйство ... Но не уверен. А мародеры противника - в случае поражения ...

Kehrt euch! Abtreten!

От Паршев
К фельдкурат Отто Кац (25.11.2009 12:28:24)
Дата 25.11.2009 13:47:45

Конечно интересно (-)


От Keilformation
К фельдкурат Отто Кац (25.11.2009 12:28:24)
Дата 25.11.2009 12:55:59

Очень интересно (-)


От Каманч
К фельдкурат Отто Кац (25.11.2009 11:42:39)
Дата 25.11.2009 11:46:21

так не на поле боя же! Перед погребением наверное. (-)


От Konstantin124
К Каманч (25.11.2009 11:46:21)
Дата 25.11.2009 12:31:41

Обувь надо снимать, пока не наступило окоченение.

С окоченевшего трупа даже берцы снимать запаришся, а уж сапоги с длинными голенищами вообще срезать придется.

От Lazy Cat
К Каманч (25.11.2009 11:46:21)
Дата 25.11.2009 12:11:10

Re: так не...

Так ведь например Бородинское поле боя осталось за противником и трупы на нём аж до осени лежали. У Фабера того же есть литография "бородинское поле в сентябре" - очень непривлекательный рисунок...его обычно в красивых изданиях посвящённых войне никогда не печатают...

Так что лучше уж сапоги оставшемуся в живых товарищу ещё послужат чем сгниют.

От Илья Кудряшов
К Lazy Cat (25.11.2009 12:11:10)
Дата 29.11.2009 20:05:57

Re: так не...

Приветствую непременно!
>Так ведь например Бородинское поле боя осталось за противником и трупы на нём аж до осени лежали.

До весны

Илья Кудряшов ==
http://www.8eme.eu

От Bronevik
К Илья Кудряшов (29.11.2009 20:05:57)
Дата 30.11.2009 01:32:00

А потом трупы несколько недель жгли согнанные крестьяне. (-)


От Игорь Островский
К Bronevik (30.11.2009 01:32:00)
Дата 30.11.2009 20:26:45

Если верить Федору Глинке

то за ОДНУ ночь в декабре сожгли ок. 94 тыс. людских и лошадиных трупов.
Непонятно, правда, откуда так много?

"Правительство озаботилось освободить поля русские от трупов, которые, без сомнения, удвоили бы заразу, если б их оставили до теплых весенних дней. И вот в одну ночь, в одну длинную морозную ночь небо над застывшим полем Бородинским окатилось красным заревом. Жители Валуева, Ратова, Беззубова, Рыкачева, Ельни и самого Бородина, предуведомленные повесткою от земского суда, выползли из своих соломенных нор и, с длинными шестами, топорами и вилами, отправились на поле Бородинское, где уже работали крестьяне окольных волостей.

Длинные ряды костров из сухого хвороста и смольчатых дров трещали на берегах Стонца, Огника и Колочи. Люди с почерневшими от копоти лицами, в грязных лохмотьях, с огромными крючьями, валили без разбора тела убиенных на эти огромные костры. И горели эти тела, и густые облака тучного беловатого дыма носились над полем Бородинским. На тех кострах горели кости уроженцев счастливых стран, Лангедока и Прованса, кости потомков древних французских рыцарей, старинных князей, новых графов и генералов новой империи французской, потомков древних феодалов, сильных баронов германских, кости гренадер, егерей и мушкетеров французских и железных людей Наполеоновых. И горели, прогорали и разрушались кости вооруженных орд двадцати народов нашествия! Горели кости людей, которых возврата на родину, в благовонные рощи Италии, на цветущие долины Андалузии, так нетерпеливо ожидали отцы и матери в великолепных замках и невесты у брачного алтаря!

Вековечные титулы, отличия, порода, знатность — все горело! И ужели не было существа, которое бы уронило слезу любви на эти кости врагов и соплеменников?

Но вот, под заревом пожара небывалого, при блеске костров, являются два лица на поле Бородинском. То была женщина, стройная, величавая, то был отшельник, облаченный в схиму. Оба в черных траурных одеждах. У нее блестит на груди крест, на нем везде видны символы смерти — изображения черепа и костей адамовых. Между костров огненных, по берегам молчащего Огника идут они, молчаливые, ночью, под бурею. Она с запасом своих слез; он с фиалом святой воды и кропильницею. И плачет и молится жена, и молится и окропляет водою жизни смиренный отшельник, живой мертвец, тех мертвецов безжизненных. И вот чьи слезы, чьи благословения, под ризою черной осенней ночи, под бурею, раздувающею костры, напутствуют в дальний, безвестный путь тех потомков древних рыцарей, тех генералов и герцогов, тех великанов нашего времени, которые, по какому-то непонятному, обаятельному действию исполинской воли чародея, пришли с своими войсками, с своими колоннами, чтоб положить кости на русской земле и предать те кости на пищу русскому огню, и отдать пепел тех костей на рассеяние ветрам подмосковным. И тот отшельник, схимник соседственного монастыря, и та женщина, вдова генерала Тучкова, среди исполнителей обязанности общественной были единственными представителями любви, высокой христианской любви!

На одной из батарей Семеновских (на среднем реданте) Маргарита Тучкова, отказавшись от всех прав (а их так было много!) и притязаний на счастье мирское, сняв светлые одежды мирянки и надев черные монахини, построила храм Христу Спасителю и устроила общину, в которой живут и молятся смиренные инокини. Под сводом этого храма, на левой стороне, стоит памятник Александру Тучкову, и в нем сохраняется икона Божией Матери. С этою иконою был он во всех походах до Бородинского сражения, и во всех походах сопровождала его супруга, до смерти верная и по смерти с ним неразлучная!

И горели кости князей и герцогов и остатки эскадронов и обломки оружия с зари вечерней до утренней, и солнце застало поле Бородинское поседевшим от пепла костей человеческих.

Прошла зима. Теплые весенние дожди напоили окрестности Можайска, и высоко росли травы и прозябения на местах великого побоища. Поселяне говорили между собою: «Земля наша стала сыта!» А чиновники местной полиции, сверяя донесения сотских, сельских старост и волостных писарей, выводили валовый итог:

«1812-го года, декабря 3-го, всех человеческих и конских трупов на Бородинском поле сожжено: девяносто три тысячи девятьсот девяносто девять». "


http://militera.lib.ru/memo/russian/glinka_fn/02.html

От Илья Кудряшов
К Игорь Островский (30.11.2009 20:26:45)
Дата 30.11.2009 21:06:37

Re: Если верить...

Приветствую непременно!
>то за ОДНУ ночь в декабре сожгли ок. 94 тыс. людских и лошадиных трупов.
>Непонятно, правда, откуда так много

Глинка тот еще сочинитель...


Илья Кудряшов ==
http://www.8eme.eu