От badger
К ZaReznik
Дата 22.12.2009 01:10:45
Рубрики WWII; ВВС;

Ну как же, как же...

>>Впрочем бомбить Ишаки и Чайки могли многократно точнее Илов, потому что могли бомбить с пикирования.
>И сколько ж это у нас имелось подготовленных летчиков для выполнения бомбовых ударов на И-16 и И-153 с крутого пикирования?

Вот Речкалов оставил для потомков описание как он применял "стрелково-пушечное" воооружение Чайки с пикирования:

Стрельба по наземным целям оказалась трудным орешком. Теоретически я знал ее хорошо, мог рассчитать с любой дальности, по любой цели и в тысячных измерениях разместить в сетке прицела. А вот попасть в цель с воздуха оказалось куда труднее, чем на бумаге. Немалую роль тут играл психологический фактор: честно говоря, я боялся «поцеловаться» с землей. К тому же и опыта не было никакого. Тем, кто летал на истребителях типа «И-16», приходилось легче. Прежде чем выпускать пилотов на самостоятельную стрельбу, опытные инструкторы обучали их на двухместном «Ути-4». [32] Мы же постигали все премудрости стрельбы сами. Особенно трудно было определять угол пикирования. Именно от него зависел результат: на меньших углах — недолет, на больших — перелет.

Мы гнались за высокими показателями и потому старались стрелять с крутого пикирования, при углах, превышающих пятьдесят градусов. Действуя на глазок, мы невольно допускали ошибки. Но все кончалось хорошо. Ни одна из наших девчат еще не осталась без возлюбленного. А такое могло быть: ведь у летчика жизнь и смерть — всегда рядом.

... Я летел на стрельбу второй раз в жизни, и этот вылет чуть было не оказался для меня последним.

В летной школе мы не стреляли. В полку — только что начали. Как и следовало ожидать, результаты первой стрельбы были плачевные. Особенно у меня. Вместо четырех-шести заходов я сделал десять. Оказывается, дьявольски трудная штука — попасть в цель. То самолет качнет, то рулями сработаешь резко, вот и мечется сетка как угорелая. А тут еще земля наваливается со страшной силой. Кажется, еще миг — и останется от тебя мокрое место.

Пулеметы «ШКАС»{1} по тому времени считались очень скорострельными. Две тысячи выстрелов в минуту. Пила, а не очередь, все разрежет. Тридцать патронов, которые нам отводили для выполнения задания, — сущий пустяк; мгновенье — и нет ни одного. Великим экономом нужно быть, чтобы рассчитать их на две-три очереди.

Лишь одна пуля из тридцати, кажется, зацепила край мишени. А для удовлетворительной оценки, помнится, требовалось пять попаданий.

Полигон находился сразу же за городом, на маленьком заброшенном аэродроме. Бельцы — небольшой город: поднимешься на сто метров — и весь он как на ладони. Сверху я хорошо видел дом с черепичной крышей. Мой дом. Там жена, ребенок. Они совсем рядом. Промчаться бы над ними, покачать крыльями, напомнить о себе. Но, увы! — заданием это не предусматривалось.

Самолет от воздушных потоков крепко встряхивало. Я осмотрелся. Около мишеней — знак «Т»: стрельба [33] разрешена. Бело-оранжевый дым шашки указывает направление ветра. При стрельбе его обязательно нужно учитывать. Скажут: подумаешь, ветерок... Да, ветерок! На земле он приятно освежает, ласково ерошит волосы, а во время стрельбы вредит страшно.

Пуля летит в воздухе с огромной скоростью — тысяча метров в секунду. Казалось бы, что для нее пятьсот метров? Каких-то полсекунды! А тот самый ветерок, что ласкает в теплый вечер волосы любимой, движется, допустим, со скоростью шесть метров в секунду. Мелочь? Но за эти полсекунды он «сдует» пулю ни много ни мало на три метра от мишени. Вот и попробуй не учти его!

Я учел. Сделал первый пристрелочный заход. Почувствовал — стрелять будет трудно, самолет здорово болтает на пикировании. Сетка никак не может задержаться на мишени. Делаю второй заход, третий... Лишь на четвертом удается дать короткую очередь. Вижу, как на земле взлетают фонтанчики пыли. Недолет. Мишень лишь слегка задета. Угол пикирования маловат.

Пикирую еще. И опять неудача: угол пикирования вроде хорош и цель держится в прицеле, а вот гашетку нажать вовремя не смог. Давил на нее, давил, но упустил момент: слишком тяжелый ход. Надо срочно выходить из пикирования; земля уже сигналит мне красными ракетами: «Стукнешься!» Захожу снова и снова. На шестом заходе решаю про себя: хватит!

Почти отвесно направляю самолет к земле. Перед глазами лишь маленькая, обведенная белым мишень да светящаяся сетка прицела. Машину болтает, мишень прыгает. Сиденье куда-то уходит. Ноги с силой упираются в педали. Перекрестье на какой-то момент замирает на верхнем обрезе. Нажимаю на гашетку. Зеленые светлячки несутся вниз, к мишени. Земля с чудовищной скоростью надвигается на меня своей громадой. Самолет падает почти отвесно...

Изо всех сил рву на себя ручку управления. Серо-зеленая стена сдвигается назад. Но лишь на мгновенье; на этот раз она явно не хочет уступать дорогу маленькому, хрупкому истребителю. Она уже совсем рядом, до нее какой-нибудь десяток метров.

Земля ждет меня. Теперь она неласковая, враждебная. Она кругом: внизу, впереди, по бокам, где-то совсем [34] рядом. В глазах темнеет. Еще секунда, и меня не будет. Смерть уже дышит в лицо, она расширяет закрытые свинцовыми веками зрачки. И вдруг становится светло-светло. Передо мной яркий солнечный луг, напоенный терпким ароматом трав. Мама. Я, маленький, стою, прижавшись к ее юбке; она гладит меня по голове, приговаривает: нельзя, Грибушко, прыгать с крыши! Ушибешься, спинку поломаешь и будешь, как Федька-горбун. Рука у мамы теплая, ласковая. Как хорошо с ней! Возникает суровое лицо Некрасова, школьного инструктора. Он сердито выговаривает мне:

— Говорил я, что ты своей смертью не умрешь...

А вот и Фиса. Стоит на крыльце. На руках сынишка. Фиса ласково смотрит на него и шепчет:

— Скажи, Валерочка, папе: побыстрее возвращайся, скучно нам без тебя...

Фиса переводит взгляд на меня, в глазах ее — светлые облака. Откуда облака? Да вот же, совсем рядом, большие, красивые, и небо, синее-синее небо между ними. Но где земля?

Внизу одна за другой рассыпаются красные ракеты. Вместо знака «Т» выложен крест. Меня это уже не интересует. Вялость разливается по всему телу. Хочется спать.

Кажется, что время тянется медленно-медленно. На самом же деле проходят какие-то доли секунды... Мысли постепенно начинают проясняться, непонятная отрешенность исчезает.

Что произошло? Где я совершил ошибку, из-за которой едва не «сыграл в ящик»?

Позднее я докопался до истины. Виновником оказался ветер. На земле он дул в одном направлении, а на высоте в пятьсот метров — в противоположном. Он-то и вынес меня к мишени под большим углом.

На аэродром я прилетел с чувством собственной вины; медленно, «блинчиком», сел, зарулил на стоянку. Сразу бросились в глаза хмурые лица техника и оружейника. Они уже всё знали — мне не надо было вдаваться в подробности.

Мотор, охлаждаясь, лениво урчал на малых оборотах. Богаткин осмотрел приборы и буркнул:

— Выключай...

Я перевел лапки выключателя в нулевое положение. [35] Винт несколько раз дернулся и застыл. И сразу стало тихо. Только над головой заливался невидимый жаворонок. В траве стрекотал кузнечик. Что может быть радостнее — снова чувствовать под ногами твердую почву после воздушной передряги!


Речкалов Григорий Андреевич
В небе Молдавии

http://militera.lib.ru/memo/russian/rechkalov_ga/01.html

От ZaReznik
К badger (22.12.2009 01:10:45)
Дата 22.12.2009 01:31:15

Re: Ну как

>Вот Речкалов оставил для потомков описание как он применял "стрелково-пушечное" воооружение Чайки с пикирования:
Дык то пострелять, а нам снайперы-бомбардировщики-пикировщики нужны.

От badger
К ZaReznik (22.12.2009 01:31:15)
Дата 22.12.2009 01:36:23

Вы недочитали :) Он даже из пулемётов не попал с пикрования :)

>>Вот Речкалов оставил для потомков описание как он применял "стрелково-пушечное" воооружение Чайки с пикирования:
>Дык то пострелять, а нам снайперы-бомбардировщики-пикировщики нужны.

При этом стараясь попасть чуть сам не убился...


От Александр Антонов
К badger (22.12.2009 01:36:23)
Дата 22.12.2009 14:45:55

Ну в грузовик то, да трехсекундной очередью (360 пуль) скорее всего попал бы.

Здравствуйте

С бомбами же прямого попадания не требовалось. Во всяком случае бомбардировка с пикирования с И-153 явно обеспечивала большую вероятность попадания хотя бы одной бомбы в полосу 50х200 м чем бомбардировка с горизонтали с Ил-2.

С уважением, Александр

От badger
К Александр Антонов (22.12.2009 14:45:55)
Дата 23.12.2009 11:02:21

На да, попал бы 10-20 пуль

Немцы бы страшно огорчились бы дыркам в кузове и поехали бы дальше по своим делам...


> С бомбами же прямого попадания не требовалось. Во всяком случае бомбардировка с пикирования с И-153 явно обеспечивала большую вероятность попадания хотя бы одной бомбы в полосу 50х200 м чем бомбардировка с горизонтали с Ил-2.

Это уже обсуждалась в 2006 году, факты прямо противоположныв вашим фантазиям:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/1121/1121595.htm

От Александр Антонов
К badger (23.12.2009 11:02:21)
Дата 24.12.2009 16:28:51

Вы о пилоте с какой подготовкой написали?

Здравствуйте

>Немцы бы страшно огорчились бы дыркам в кузове и поехали бы дальше по своим делам...

На отлично в мишень требовалось всадить пять пуль из тридцати. Считаете что в грузовик пилот с отличной подготовкой всадил бы только 10-20 пуль из трёхсот?
Я вот почему то считаю что отлично подготовленного пилота результат был бы не хуже чем в случае упомянутой мишени - следовательно 50 пуль. Будем сравнивать геометрические размеры тренировочно мишени, немецкого грузовика, и мерятся размерами наших фантазий?

>> С бомбами же прямого попадания не требовалось. Во всяком случае бомбардировка с пикирования с И-153 явно обеспечивала большую вероятность попадания хотя бы одной бомбы в полосу 50х200 м чем бомбардировка с горизонтали с Ил-2.

>Это уже обсуждалась в 2006 году, факты прямо противоположныв вашим фантазиям:

>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/1121/1121595.htm

Вы решил сослаться не на свои фантазии, а на чьи то ешё? Читаю по Вашей ссылке?

"Нет, «кольцевой» прицел ВВ вполне достаточен. С таким «кольцевым» прицелом воевали до конца войны. Других прицелов на Ил-2 не ставилось. Мы пристреливали пушки, пулеметы и РС на 300 м. Прицел ВВ обеспечивал вполне приемлемую точность стрельбы и бомбометания. Например, в 10-тиметровый круг на полигоне, с дистанции в 300 м, гарантированно попадало 1-2 снаряда из 10-ти. Это у молодых летчиков. У опытных – до 5-6-ти. На бомбометании, при высоте сброса в 150-200 м, у опытного летчика, 4-ре 100 кг бомбы укладывались в полосу 100х20 м. "

Мне уже начинать невозбранно ржать или сначала привести процент попаданий хотя бы одной бомбы в указанную полосу? Так мне не сложно:

"Результаты бомбометания с Ил-2 в полигонных условиях с горизонтального полета по нанесенным меткам на бронекозырьке летчика и капоте мотора при одиночном сбрасывании авиабомб и серией из 4-х бомб типа ФАБ-50 при скорости полета 330-360 км/ч показали, что вероятность попадания одной авиабомбы в полосу 20x100 м2 с высоты 50 м в среднем равнялась 0,035 и 0,08 для одиночного и серийного бомбометания соответственно. При увеличении высоты бомбометания до 200 м вероятность попадания одной бомбы в такую же полосу уменьшалась до 0,023 и 0,043 соответственно."

И про ФАБ-100, которая после сброса с высоты 150-200 м "разносит все вокруг себя на 30 метров" мне сразу начинать ржать, или только после цитаты?

"...преимущество 100-кг фугасных авиабомб, реализовывалось лишь при условии их сбрасывания с высот не менее 300-500 м со взрывателями мгновенного действия типа АПУВ, что противоречило тактике боевого применения Ил-2 в этот период. Применение же ФАБ-100 с бреющего полета было возможно лишь с использованием взрывателя замедленного действия, что сильно снижало эффективность поражения подвижных целей (мотопехота, танки, автомашины и т.д.), так как за время замедления взрывателя (22 сек) последние успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы. Кроме того, при ударе о землю бомбы рикошетровали и разрывались вдали от цели."

Спасибо, ссылка доставила.

С неизменным уважением, Александр

От Claus
К Александр Антонов (24.12.2009 16:28:51)
Дата 24.12.2009 17:12:20

Вы невнимательно читаете.

Обратите внимание на выделеный текст.


>"Результаты бомбометания с Ил-2 в полигонных условиях с горизонтального полета по нанесенным меткам на бронекозырьке летчика и капоте мотора при одиночном сбрасывании авиабомб и серией из 4-х бомб типа ФАБ-50 при скорости полета 330-360 км/ч показали, что вероятность попадания одной авиабомбы в полосу 20x100 м2 с высоты 50 м в среднем равнялась 0,035 и 0,08 для одиночного и серийного бомбометания соответственно. При увеличении высоты бомбометания до 200 м вероятность попадания одной бомбы в такую же полосу уменьшалась до 0,023 и 0,043 соответственно."

Речь в этом примере явно идет об очень ранней тактике рименения - сбросе с горизонтального бреющего полета.
Основной же тактикой применения у Ил-2 был сброс с пологого пикирования, при котором вероятности должны быть сильно другими.

>"...преимущество 100-кг фугасных авиабомб, реализовывалось лишь при условии их сбрасывания с высот не менее 300-500 м со взрывателями мгновенного действия типа АПУВ, что противоречило тактике боевого применения Ил-2 в этот период.
Именно. что речь про "этот период".


От Александр Антонов
К Claus (24.12.2009 17:12:20)
Дата 24.12.2009 18:07:25

И об эффективности работы Ил-2 по точечным целям

Здравствуйте

"Расчеты, основанные на результатах полигонных испытаний и анализе боевого опыта, показывают, что для гарантированного уничтожения штурмовиками Ил-2 зенитной точки с уязвимой площадью порядка 2 м2 при дальности открытия огня 300-400 м и угле пикирования 30° (летчик имеет хорошую летную и стрелковую подготовку) в среднем необходимо было израсходовать 300-400 снарядов к пушкам ШВАК или ВЯ. То есть для уничтожения зенитной точки противника стрелково-пушечным огнем штурмовика Ил-2 необходимо было выделять наряд сил в составе не менее 6-7 машин. Если же принять во внимание эффективность применения "Илами" бомбового (бомбометание на выходе из планирования серией из 4-х АО-25) и ракетного оружия (стрельба залпом из 4-х РС-82), то для уничтожения в двух-трех заходах зенитной точки потребный наряд сил уменьшается до 4-5 Ил-2.
В случае, когда штурмовики выделяли звено "Илов" из состава группы для огневого подавления позиции зенитной точки противника, вероятность поражения в одном заходе расчетом зенитной установки атакующих цель Ил-2 снижалась примерно в 1,7-2 раза."

Как видите использование РС и бомб снижало потребный наряд сил на уничтожение одной точечной цели не более чем в 1.5 раза, с 6-7 машин до 4-5. Отмечу, в данном случае 4-5 Ил-2 это 16-20 осколочных АО-25.

С уважением, Александр

От Александр Антонов
К Claus (24.12.2009 17:12:20)
Дата 24.12.2009 17:54:02

Кого?

Здравствуйте

>Речь в этом примере явно идет об очень ранней тактике рименения - сбросе с горизонтального бреющего полета.

>Основной же тактикой применения у Ил-2 был сброс с пологого пикирования, при котором вероятности должны быть сильно другими.

Сброс бомб на выходе из планирования (пологого пикирования под углом не более 25-30 градусов), опять же по расчёту времени. Для того кстати ВМШ-1 и ВМШ-2 изобрели и ставили:

"В октябре 1943 начался серийный выпуск ВМШ-1 и ВМШ-2, которые были разработаны С.И.Буяновером - зам ГК - новые прицельные устройства. Идея была предложена Я.М.Ивандиковым и состояла в том, что в момент совмещения цели с визиром запускался временной механизм, который давал команду на сброс бомб в заданное время с учетом высоты и относа (177,331)По другим данным автором ВМШ-2 был М.К.Цветков. Цель - сброс бомб с горизонтального полета, когда цель - закрыта носом (85,474)."

Те же шарики, только в профиль. Облегчался поиск цели, точность не увеличивалась.

"...Атаку самолетом Ил-2 длинной небронированной цели летчики НИП АВ рекомендовали производить с бреющего полета, обстреливая цель сначала из PC с дистанций 600-700 м, а затем из пулеметов и пушек с дистанции 400-600 м. Бомбометание в этом случае необходимо было осуществлять в последующих заходах, сбрасывая бомбы серией с высот 100-200 м, применяя взрыватель мгновенного действия.
Причем при атаке такой цели группой из 4-6 самолетов Ил-2 для более эффективного поражения цели предлагалось одной частью самолетов атаковать цель с бреющего полета, обстреливая ее из PC и стрелково-пушечного вооружения и сбрасывая бомбы с взрывателем АВ-1 серийно (замедление взрывателей 22 сек), а другой частью штурмовиков, следующей за первой с небольшим интервалом, производить атаку с планирования с высот 500-700 м, ведя огонь реактивными снарядами из пушек и пулеметов и осуществляя бомбометание на выводе из планирования (взрыватель мгновенного действия).
Атаку самолетами Ил-2 скоплений пехоты и автотранспорта лучше всего производить с бреющего полета и с планирования под углом 5-10" с высот 100-200 м с последующим заходом на бомбометание на выводе из пикирования.
По короткой цели, как бронированной, так и небронированной, а также по точечным целям (отдельный танк, автомашина и т.д.) атаку самолетами Ил-2 необходимо было производить только с пикирования под углами 25-30° с высот 500-700 м.
К сожалению, летчики-испытатели НИП АВ ВВС КА, вырабатывая оптимальную тактику боевого применения Ил-2, допустили досадную ошибку. В рекомендациях строевым авиачастям были значительно завышены дальности стрельбы реактивными снарядами и не совсем корректно обосновано использование двух видов вооружения (например, PC и пушек или пушек и авиабомб) в одном заходе."

С уважением, Александр