От FED-2
К All
Дата 25.12.2009 19:10:50
Рубрики Современность; Армия; ВВС;

Вопрос по военно-компютерной эргономике

Здравствуйте!

Навеяло (а вернее напомнило) материалом про Пантеры английской армии. Внутренний вид:


[33K]



К потолку прибит какой-то дисплей, или может даже компютер. Вокруг экрана - 21 одинаковых чёрных кнопок. Естественно с обозначениями. Ну и трясётся себе какой-нибудь старшина, или командир сапёр этим "газиком" по провинции Гельманд, или в прочих Химках, ну и надо ему нажать на четвёртую кнопку вдоль правого края дисплея. Он ошибается и нажимает на пятую. Ну чёрт с ним. Наверно можно нажать какой-то "эскэйп" и поправить ошибку.

Но тут вспоминаются фотографии кабин современных боевых самолётов. И на них тоже такого-же типа дисплеи, с такого-же типа кнопками. Всеми одного цвета (чёрного). Дисплеев бывает до четырёх, некоторые вообще на уровне колен.

А ведь самолёты не газики - на них летают со скоростью 3,000 узлов в час, или вообще маx 9, с 27-кратными перегрузками и т.д. Т.е. летит себе ПАК ФА над Химками, пилот опускает взгляд пробуя найти между колен пятую из восми кнопок вдоль нижей кромки дисплея. Ошибается и вжимает шестую (тоже чёрную). И тут ему ГЛОНАСС очаровательным женским голосом начинает говорить, где повернуть. А он то всего хотел узнать температуру левого двигателя :-( Надо нажимать какой-то "назад" и опять считать кнопки. А за всё это время он уже подлетел к Нью Йорку и врезался в небоскрёб ...

А не рациональнее было-бы сделать так, что одна кнопка чёрная, после неё - две зелёные, потом жёлтая, три белых, ещё две чёрных ... Всё-таки глазами скорее было-бы найти нижнюю из двух зелёных, чем шестую из девяти чёрных, даже если на них надписи или другие обозначения. Или я что-то не так понимаю?

С уважением,
Алик

PS Картинка стянута с сайта английского Минобороны:

http://www.army.mod.uk/equipment/fighting-vehicles/1643.aspx


От doctor64
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 28.12.2009 00:03:41

Скажите, вы банальным банкоматом пользовались?

а то там тоже не подписанные кнопки вокруг дисплея - и ничего, народ пользуется. Судя по записям видеонаблюдения - вообще на уровне инстинктов :)

От FED-2
К doctor64 (28.12.2009 00:03:41)
Дата 30.12.2009 01:41:23

Банальным? Да, пользовался.

>а то там тоже не подписанные кнопки вокруг дисплея - и ничего, народ пользуется. Судя по записям видеонаблюдения - вообще на уровне инстинктов :)

И даже иногда в нетрезвом виде. И в большинстве случаев выбирал нужную из 8 кнопок. Ну а даже если попадал не туда куда надо, то банкомат выдавал мне 20 фунтов вместо 50. :-)

Но мне кажется это не уместная аналогия.

С "мягкими" функциональными клавишами я давно знаком. У "тупых" терминалов нашей ранней центральной ЭВМ было несколько таких клавиш и у нижней кромки экрана то и дело появлялись надписи типа "5 - скопировать", "6 - переслать". А потом, под ДОСом всякие Командиры Нортоны и схожие очень любили это дело. Да и сейчас вот, под Виндами, тоже всё так - в одной программе F11 = полноэкранный режим, в другой F11 = маршрутизаця (разве, что нету надписи напротив кнопки и её действие надо помнить, или в меню заглядывать.

Но ни мне, ни прочему народу не доводилось пользоватся банкоматом трясясь вместе с ним через турбулентности на высоте 9 000 м, со скоростью 600 метров в секунду, пикируя с левым разворотом и пробуя удержать в прицеле какой-нибудь АВАКС Сентри блок 987, одновременно уклоняясь от двух ракет С-500. :-)

Выходит я не совсем понятно выразился. Я потому и привёл фото "газика" с таким "банкоматом", потому-что в газике едущем со скоростю 40 км/час по пересечной местности ошибкой кнопки можно пренебречь и проделать действие заново. Также и в промышленной автоматике и даже в информатике, где операторы стоят/сидят в недвижимых помещениях.

Но в истребителях, скажем, да, я понимаю, что там как в Нокие надписи над кнопками меняются. Но для того, чтобы заметить напротив которой написано "CNTL", или там "LCK" нужно примерно пару секунд, а за это время они уже улетели бог-весть куда. Но ведь им сейчас некоторые параметры просто на переднее стекло выдают, чтобы не надо было глаз опускать.

Я думаю вот об таких "банкоматах" или "панелях оператора":


[100K]




[28K]



И вот на одном из таких "банкоматов" я прищурился одним глазом, отыскал кнопку возле которой надпись "ВЫБР. ФЛГИ", но стервятник Сентри (блок 987) стал поворачиват направо, я глянул на него и нехотя вжал "ПРЕКР. ОТСЛ.". И тут мне в задницу вбились две С-500. :-(

Так-что надо кажется понимать, как кто-то отметил выше, что при таких обстоятельствах всё, на что мне надо жать (или кликать) у меня в руках. :-)


От xab
К doctor64 (28.12.2009 00:03:41)
Дата 28.12.2009 07:28:33

Точно, про банкомат забал:) Полная аналогия. (-)


От xab
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 27.12.2009 09:11:51

Re: Вопрос по...

>Здравствуйте!

>Навеяло (а вернее напомнило) материалом про Пантеры английской армии. Внутренний вид:

>
>[33K]


>К потолку прибит какой-то дисплей, или может даже компютер. Вокруг экрана - 21 одинаковых чёрных кнопок. Естественно с обозначениями. Ну и трясётся себе какой-нибудь старшина, или командир сапёр этим "газиком" по провинции Гельманд, или в прочих Химках, ну и надо ему нажать на четвёртую кнопку вдоль правого края дисплея. Он ошибается и нажимает на пятую. Ну чёрт с ним. Наверно можно нажать какой-то "эскэйп" и поправить ошибку.

Много тут херни написали.
В промышленной автоматике на аналогичных операторских панелях кнопки подписывают на экране, функционал кнопки может менятся в зависимости от выбранного режима(экрана), соответственно меняеется надпись ( програмно разумеется ) и далеко не факт, что задействованны все кнопки стандартной ОП.

С уважением XAB.

От badger
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 26.12.2009 16:35:44

Re: Вопрос по...

> Т.е. летит себе ПАК ФА над Химками, пилот опускает взгляд пробуя найти между колен пятую из восми кнопок вдоль нижей кромки дисплея. Ошибается и вжимает шестую (тоже чёрную).

Людей, которые в самолёте нажимают не те кнопки, особенно не в те моменты, стараются недопускать в кабину в принципе, особенно в качестве пилотов. Те, кто всё таки попал по недосмотру - обычно списывают после первых двух-трех угробленных/поврежденных самолётов, если им удается остаться в живых. Проблема сама никак с компьютерами не связана, она существовала всегда, летчик работает с арматурой кабины НЕ ГЛЯДЯ, на ощупь, зная её наизусть на уровне автоматизма, любые приборы/компьютеры требующие сосредоточения внимания на них подразумевают что работа с ними ведеться только в "спокойной" обстановке, не отвлекая внмание летчика от какой-либо важной для безопасности полёта инфорации/действий. Естественно, регулярно бывают случаи, когда даже опытные летчики ошибаются и дергают "не тот" рычаг", обычно после таких случаев идёт разбор полётов и раснесение дернутого рычага и того, который надо было дернуть в пространстве, во избежании повторения.

Вот с летчиком испытателем такой пример:

- 202-й, не снижаться! Прекратить снижение! Если Коля закричал, значит - я в серьёзном положении, нужно срочно исправлять, исправлять до кормы, но так, чтобы не проскочить выше глиссады, иначе меня ждёт один выход - катапультирование. "Смотри за скоростью, - последним усилием воли контролировал я сам себя, - только не упусти скорость!" Этим секундам было отдано всё, что у меня ещё оставалось. Корма подо мной! Прижимаю ручку управления навстречу надвигающейся на меня полётной палубе. Удар, рывок! Дальше меня уже не интересовало Ничего! Ещё находясь под воздействием перегрузки торможения, я убирал гак, отруливал в сторону, но это был уже не я, а кто-то другой, воспринимавший окружающее как сон. Опасность миновала, инстинкт самосохранения победил, и организм, работавший где-то за пределами своих возможностей, почти полностью отключил мышление и контроль над своими действиями. Этот "другой" увидел, что светом посадочных фар самолёта ослепил человека, встречающего подруливающий истребитель. Рука "сама" кинулась туда, где рядом с краном шасси находился тумблер управления фарами. Этот "другой" не очнулся даже тогда, когда заметил, что палуба неожиданно "поехала" вперёд. Он с усилием продолжал жать на гашетку тормозов. Восприятие реальности появилось с началом опускания самолёта на нос, а затем и на весь корпус, всё ниже и ниже. Появилась новая опасность, и я как бы "вынырнул" из забытья, мгновенно всё увидев и осознав: кран шасси стоял в положении "Убрано". Стоявшие вокруг самолёта люди с изумлением наблюдали, как тот медленно ложился на "живот", словно птица, подбирая "лапы" под себя. Через несколько дней он был уже в рабочем состоянии, а я остался с невесёлыми мыслями о том, что лишний раз подтвердил известную поговорку - каждый учится на своих ошибках. Хорошо, когда судьба предоставляет лётчику возможность исправлять их.

http://www.testpilot.ru/review/runway/deck/deck_xi.htm

Вот строевые летчики ошиблись:


Вот еще один эпизод с самолетом Як-28. Карелия. Аэродром Бессавец. Белая ночь. Экипаж капитана Кременчука выполняет упражнение на перехват противника, которого имитирует другой Як. В момент, когда летчик должен был нажать кнопку пуска ракет, отчего должна была сработать фотоприставка прицела, фиксирующая сбитие противника, самолет неожиданно встал на дыбы и свечкой пошел вверх с перегрузкой, более допустимой.
Далее все пришло в норму, и капитан привел самолет на аэродром, благополучно его посадил. Но что за вид был у самолета! Крылья напоминали волнистый шифер. Коки воздухозаборников загнулись вниз. Даже фюзеляж был деформирован. Но сейчас он спас жизнь летчиков, доставил в целости приборы-самописцы и должен был дать показания о своем неблаговидном поведении.
Как тщательно ни исследовали все системы, никаких отказов обнаружено не было. На земле все работало нормально, несмотря на деформации. Доклад летчика был краток:
- Самолет самопроизвольно стал кабрировать с большой перегрузкой.
Летчик-оператор был более разговорчив, но безбожно фантазировал. Говорил, что ручка управления вырывалась из рук. В общем, он был молодец, не хотел подводить командира.
Получалось, что управление кратковременно отказало, а затем отказ сам по себе исчез. Такое было маловероятно. Представители конструкторского бюро и промышленности взять на себя недоказанный отказ не могли. Как раз в это время самолет Як-28П приобрел репутацию самого аварийного.
Обстановка накалялась. И вот в это время мне показалось, что капитан Кременчук хочет со мной поговорить. Изо всех членов комиссии он, вероятно, выбрал меня как летчика. Это навело меня на мысль, что главного Кременчук не сказал. Однако я подумал, что его благородная честность и желание сознаться в допущенной ошибке не будут должным образом оценены, а скорее наоборот.
Он, кажется, искал встречи со мной, но рядом всегда находились другие члены комиссии. Я решил, что, поработав с записями приборов и проведя специальные летные испытания, мы со временем выясним причину странного поведения самолета, но тогда уже не станут обвинять капитана. Так потом и вышло. Я и Олег Васильевич Гудков провели испытания. Система управления Як-28П была непохожа на системы других истребителей. Управление по тангажу осуществлялось обычным рулем высоты и еще переставным стабилизатором. Нажимая кнопку пуска ракет, можно было перчаткой задеть управление стабилизатором и тогда движение самолета будет именно таким, каким было у капитана Кременчука.
Расположение кнопки пуска и ползунка стабилизатора было неудачным. Но если летчик будет знать о возможности такого явления, то большую перегрузку и поломку самолета сможет предотвратить.
Командующий авиацией ПВО маршал Савицкий по договоренности с нашим министром и начальником ЛИИ подключил к нашим испытаниям своего летчика-инспектора Анатолия Валентиновича Надточеева.
Наша работа была дружной и согласной. Мы с Олегом, выполнив очередной эксперимент, показывали результат в полете Толе. Кроме увода стабилизатора, мы нашли способ предотвращения еще одной аварийной ситуации. Затем все втроем писали дополнения к инструкции летчику и еще летали в центр обучения летчиков ПВО и показывали результаты испытаний инспекторам и командирам эскадрилий. Такое взаимодействие ПВО и ЛИИ было большой заслугой Савицкого. Позже к такому взаимодействию стали привлекаться и ведущие летчики истребительных фирм.
Интересно отметить, что Як-28П, начав свою жизнь как очень аварийный самолет, впоследствии стал самым благополучным истребителем ПВО.


http://www.testpilot.ru/review/ppt/crash/incident.htm



>И тут ему ГЛОНАСС очаровательным женским голосом начинает говорить, где повернуть. А он то всего хотел узнать температуру левого двигателя :-(

Если у него будут проблемы с температурой двигателя - ему очаровательный женский голос об этом прямо скажет, а про "где повернуть" - встанет в очередь. Вы непонимаете саму эргономику в авиации в принципе, отсюда непонимание как кнопки нажимать.


На Ф-16 например, в режиме воздушного боя, управление реализовано по системе HOTAS -Hands On Throttle And Stick, руки на секторе газа и ручке управления, то есть на них вынесено всё управление которое в бою ему потребуется и ему не надо никуда руки совать на перегрузке вообще...

От Hokum
К badger (26.12.2009 16:35:44)
Дата 26.12.2009 23:40:48

У Галлая хороший пример есть

На одном из самолетов (модель не уточнялась) рядом стояли два практически одинаковых рычага - управление шагом винтов и регулировка высоты пилотского сиденья. Оба вне поля зрения. Естессно, уже в одном из первых полетов испытатель, увеличивая шаг после взлета, не глядя сунул рычаг вниз и провалился на уровень педалей :)

От bedal
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 25.12.2009 23:04:07

" 3,000 узлов в час" - оценил :-)

дело в том, что на кнопки смотреть некогда и нельзя. Нажимаются они по моторной памяти. Потому цвет совершенно пофигу.

От FED-2
К bedal (25.12.2009 23:04:07)
Дата 26.12.2009 18:49:03

Всем спасибо

>дело в том, что на кнопки смотреть некогда и нельзя. Нажимаются они по моторной памяти. Потому цвет совершенно пофигу.


Немного прояснилось.

Про "узлов в час" это я кажется впервые здесь, на форуме, видел когда цитировали какого-то журналиста-специалиста, который описывал новый толи нано-фрегат, толи сетецентрический-корвет :-). Но лень в архивах рытся.

От bedal
К FED-2 (26.12.2009 18:49:03)
Дата 27.12.2009 22:11:50

ну я так и понял, что это не ошибка, а прикол - и оценил (-)


От Claus
К bedal (25.12.2009 23:04:07)
Дата 26.12.2009 16:50:58

Гы, если учесть, что "узлы в час" это не скорость, а ускорение - бедный пилот. (-)


От pilgrim
К Claus (26.12.2009 16:50:58)
Дата 26.12.2009 19:07:02

вовсе не бедный! :-)

Один узел (=0,5144444 м/с) в час, это 0.0001429 м/с2
3000 узлов в час = 0.429м/с2, или 0.0437 g

От Koshak
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 25.12.2009 19:39:01

Re: Вопрос по...

>Здравствуйте!

>Навеяло (а вернее напомнило) материалом про Пантеры английской армии. Внутренний вид:

>
>[33K]


>К потолку прибит какой-то дисплей, ...нажать на четвёртую кнопку вдоль правого края дисплея.
>Но тут вспоминаются фотографии кабин современных боевых самолётов. И на них тоже такого-же типа дисплеи, с такого-же типа кнопками. Всеми одного цвета (чёрного). Дисплеев бывает до четырёх, некоторые вообще на уровне колен.

по памяти, то что за 25 лет из головы не вылетело:
- Человек может одновременно воспринимать штук 5-7 кнопок в группе
- Группы кнопок расроложены в разных местаз и перепутать места (слева-справа-внизу-вверху) невозможно.
- Кнопки группирутся интуитивно понятным способом
- Разные дисплеи и кнопки на них отвечают за разные системы и расположены на разных местах

Вообще-то эргономикой начали заниматься давно, раньше это называлось "военно-инженерная психология", лет 30-40 точно этому уделяют достаточное внимание,
и если вы видите в кабине что-то, что кажется неудобным, то скорее всего потому, что вы не пилотировали современный боевой самолет в реальных условиях эксплуатации.


>А ведь самолёты не газики - на них летают со скоростью 3,000 узлов в час, или вообще маx 9, с 27-кратными перегрузками и т.д.

У вас явный перебор с цифрами, урежьте осетра пожалуйста, т.к. человек при кратковременной перегрузку 20g или долговременной 10-12g сознание теряет, а со скоростью 9 махов ни один пилотируемый самаль не летает, это перебор раза в три)

>Т.е. летит себе ПАК ФА над Химками, пилот опускает взгляд пробуя найти между колен пятую из восми кнопок вдоль нижей кромки дисплея.

Вообще-то книпки вокруг монитора сделаны для того чтобы управлять тем, что именно на этом мониторе отображается, т.е. если пилот смотрит на монитор и что-то не так, он нажимает на нужную кнопку.
Причем нажимает практически неглядя и иногда не думая - настолько автоматизм высок

> Ошибается и вжимает шестую (тоже чёрную). И тут ему ГЛОНАСС очаровательным женским голосом начинает говорить, где повернуть. А он то всего хотел узнать температуру левого двигателя :-(

разработчик никогда так кнопки не поставит

>А не рациональнее было-бы сделать так, что одна кнопка чёрная, после неё - две зелёные, потом жёлтая, три белых, ещё две чёрных ... Всё-таки глазами скорее было-бы найти нижнюю из двух зелёных, чем шестую из девяти чёрных, даже если на них надписи или другие обозначения.

Цветовое восприятие при перегрузках может меняться, целовек цвета может перестать различать,
слишком цветастые кнопки тоже плохо - дополнительный раздражитель нервной системе,
надписи на кнопках не делают (кроме цифр)т.к. кнопки многофункциональные - в зависимости от режима работы дисплея книпки обозначают разные вещи, а подсказку можно вывести на экран рядом с кнопкой

От Strannic
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 25.12.2009 19:30:58

Не понимаете

>А не рациональнее было-бы сделать так, что одна кнопка чёрная, после неё - две зелёные, потом жёлтая, три белых, ещё две чёрных ... Всё-таки глазами скорее было-бы найти нижнюю из двух зелёных, чем шестую из девяти чёрных, даже если на них надписи или другие обозначения. Или я что-то не так понимаю?

Нажимается не кнопка как таковая, выбирается пункт меню нажатием кнопки. Оператором считываются пункты меню на дисплее,а не цвета или местоположение кнопок.
Вот по линку МФД истребителя Ф-16, надписи белыми буквами типа CRM TWS и есть пункты меню которые подтверждаются нажатием на кнопку под\над ими.
http://www.phaser-dbs.de/phaser-dbs/sim/hst/mfd_r01.jpg



От Сэр Ежик
К Strannic (25.12.2009 19:30:58)
Дата 26.12.2009 07:07:25

Re: Не понимаете

Приветствую!

>Вот по линку МФД истребителя Ф-16, надписи белыми буквами типа CRM TWS и есть пункты меню которые подтверждаются нажатием на кнопку под\над ими.
>
http://www.phaser-dbs.de/phaser-dbs/sim/hst/mfd_r01.jpg


Там, кстати, хорошо видны перегородки между кнопками. Как я понимаю - чтобы случайно пальцем не промахнуться.

Денег у нас хватает. У нас ума нет! (с)

От Forger
К FED-2 (25.12.2009 19:10:50)
Дата 25.12.2009 19:17:58

Я думаю, что с указаными Вами характеристиками Л/Л

9 Махов, 27G - с такими перегрузками не до каких кнопок не доберешься, и мониторы не увидишь.