От Александр Антонов
К Андрей Сергеев
Дата 26.01.2010 23:16:50
Рубрики ВВС;

Вам (и Ольге Божьевой) по этому вопросу ув. Макиенко в газете "МК" ответил.:)

— Вам не кажется, что истребитель 5-го поколения — это скорее амбициозный проект, чем имеющий реальное прикладное значение? С этим самолетом мы все равно опоздали, американцев-то нам уже не догнать. Да и так ли уж он нам необходим? Вот, к примеру, Европа разработку истребителей 5-го поколения вообще не ведет, там делают ставку на глубокую модернизацию имеющихся машин. Может быть, и нам следовало быть скромнее и сосредоточиться на развитии “Су-35” и “МиГ-35”?

— Нет. В отличие от России европейские страны не сталкиваются с реальной угрозой своей безопасности, а для ведения полуколониальных экспедиционных войн вполне достаточно иметь авиационные комплексы на базе платформ четвертого поколения. Россия в этом отношении находится в гораздо более неопределенном положении.

Наша страна граничит с рядом государств, которые проводят демонстративно русофобскую внешнюю политику. На вооружении некоторых из них в ближайшие 15—20 лет вполне могут появиться истребители F-35. А на Дальнем Востоке у некоторых наших соседей имеются к России территориальные претензии, и эти соседи также, вполне вероятно, будут обладать истребителями пятого поколения, в том числе и тяжелого класса.

В конце концов мы просто не знаем, каким будет мир в 2040 или 2050 году. А жизненный цикл ПАК ФА, повторю, продлится примерно до этих пор.
Кроме того, просто глупо отказываться от естественных конкурентных преимуществ, которыми обладает Россия в сегменте тяжелых истребителей. В настоящее время наша страна контролирует (без учета внутреннего американского рынка) до половины мирового рынка этих машин. А таких сегментов, где российские компании были бы мировыми лидерами и занимали десятки процентов глобального рынка, очень немного.

Наконец, программа ПАК ФА позволила сохранить передовую еще советскую школу военного самолетостроения. Это было бы невозможно, если бы авиапром ограничился только модернизацией машин предыдущего поколения. А в случае потери школы для ее воссоздания потребовались бы десятки миллиардов долларов, а самое главное — не менее 20—30 лет упорной работы и смены нескольких поколений инженеров и конструкторов. Похоже, именно это произошло в России в области проектирования гражданских самолетов. Но если в коммерческой авиации можно попытаться преодолеть отставания путем международной кооперации, то в военной области это гораздо менее вероятно. Здесь мы должны рассчитывать исключительно на собственные возможности.

От Андрей Сергеев
К Александр Антонов (26.01.2010 23:16:50)
Дата 26.01.2010 23:36:46

Маневр за спину авторитета - хороший полемический прием :)

Приветствую, уважаемый Александр Антонов!

А если по существу, то картина получается малость другая :)

>Наша страна граничит с рядом государств, которые проводят демонстративно русофобскую внешнюю политику. На вооружении некоторых из них в ближайшие 15—20 лет вполне могут появиться истребители F-35. А на Дальнем Востоке у некоторых наших соседей имеются к России территориальные претензии, и эти соседи также, вполне вероятно, будут обладать истребителями пятого поколения, в том числе и тяжелого класса.

Во-первых, F-35 - это малость не то "пятое поколение", о котором идет речь. "Пятое поколение" под названием F-22 в самих США находится в весьма ограниченном количестве, программа перевооружения постоянно сокращается и уж никому из союзников, в Европе или в Азии, он точно не светит. Про способности Китая создать подобный агрегат собствеными силами говорить вообще не приходится - пока что он с трудом осваивает вполне заурядные движки для местных копий Су-27 и аналогов МиГ-29. Так что реального противника "пятого поколения" на евразийском континенте у наших ВВС не будет.

>В конце концов мы просто не знаем, каким будет мир в 2040 или 2050 году. А жизненный цикл ПАК ФА, повторю, продлится примерно до этих пор.

Безусловно, не знаем. В частности не знаем, будут ли еще пилотируемые аппараты составлять основу авиационного парка. И не займет ли ПАК ФА место в музее с прочими прототипами, оказавшимися тупиковой ветвью развития.

>Кроме того, просто глупо отказываться от естественных конкурентных преимуществ, которыми обладает Россия в сегменте тяжелых истребителей. В настоящее время наша страна контролирует (без учета внутреннего американского рынка) до половины мирового рынка этих машин. А таких сегментов, где российские компании были бы мировыми лидерами и занимали десятки процентов глобального рынка, очень немного.

В этом сегменте, как показывает практика экспорта, востребованы машины отнюдь не "топового" класса, а близкие к ним по возможностям, но существенно более дешевые. Такие, как Су-35, например.

>Наконец, программа ПАК ФА позволила сохранить передовую еще советскую школу военного самолетостроения. Это было бы невозможно, если бы авиапром ограничился только модернизацией машин предыдущего поколения. А в случае потери школы для ее воссоздания потребовались бы десятки миллиардов долларов, а самое главное — не менее 20—30 лет упорной работы и смены нескольких поколений инженеров и конструкторов. Похоже, именно это произошло в России в области проектирования гражданских самолетов. Но если в коммерческой авиации можно попытаться преодолеть отставания путем международной кооперации, то в военной области это гораздо менее вероятно. Здесь мы должны рассчитывать исключительно на собственные возможности.

Единственный разумный довод. Но для этого не нужна серия - для этого хватит несколько "демонстраторов технологий", которые будут долго и мучительно доволиться до хотя бы приближенного соответствия заданным ЛТХ. Что мы с высокой вероятностью и поимеем на выходе программы "ПАК ФА" :)

С уважением, А.Сергеев