От ХейЕрдал
К Kimsky
Дата 26.01.2010 14:26:45
Рубрики 11-19 век; Флот;

Торпедные даты

>Во время русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. состоялось первое в истории успешное применение минно-торпедного оружия.

>Учитывая, что к минно-торпедному оружию относятся и обычные подводные мины, и шестовые мины - формулировка явно не верна. Просто - первое боевое использование самодвижущейся мины.

Наверное, правильно так:
Во время русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. состоялось первое в истории успешное применение ТОРПЕДЫ.

Термин «самодвижущаяся мина» применялся, в основном, только в российском флоте и только в течение примерно 45 лет (из 145 лет истории торпеды на сегодняшний день). Причем этот термин не был узаконен и не был единственным. Так, Александровский писал про свое самодвижущееся торпедо или просто торпедо. При покупке торпеды Уайтхеда российским правительством использовался термин «автоматическая (подводная) рыбовидная мина». Сам Макаров называл их минами Уайтхеда.
Весь мир использовал термин “torpedo”, который ввел Роберт Фултон в 1798 году как обозначения своей подводной мины. Библией подводного оружия стал опубликованный в 1813 году доклад Фултона конгрессу «TORPEDO WAR, AND SUBMARINE EXPLOSIONS».
Сейчас, слава Богу, мы пользуемся международным термином «торпеда», оставив «самодвижущуюся мину» как экзотику тех времен, типа «воздухоплавательного аппарата» и «сухопутного парохода»:))

По первым в истории боевым применениям торпед можно составить такую табличку:

29 мая 1877 – у берегов Перу британский фрегат Shah стрелял торпедой Уайтхеда в перуанский монитор Huascar, но расстояние было слишком велико (900 ярдов) и торпеда не дошла до цели. Это было первое в истории боевое применение торпеды.
28 декабря (16 декабря ст.ст.) 1877 – на рейде Батума российские минные катера «Чесма» и «Синоп» выпустили 2 торпеды Уайтхеда по турецким кораблям, но неудачно. Хотя зарядное отделение одной из торпед взорвалось недалеко от кораблей, повреждений они не получили.
26 января (14 января ст.ст.) 1877 - снова на рейде Батума российские минные катера «Чесма» и «Синоп» выпустили 2 торпеды Уайтхеда по турецкому кораблю «Интибах» (163т). Одна или две торпеды попали и корабль затонул (однако, турки потерю корабля не признали). Это было первое в истории успешное применение торпеды (потопление корабля торпедой).
23 апреля 1881 – в чилийской бухте мятежные миноносцы Amirante Condell и Amirante Linch выстрелили по правительственному броненосцу Blanco Encalaba (3500т) 6 торпед Уайтхеда, из которых одна попала и броненосец затонул. Это было первое в истории потопление торпедой броненосца.

Затем были первые успешные боевые применения торпед с подводных лодок, самолетов, береговых батарей, линкоров (!) и т.д., первые потопления авианосцев, подводных лодок и т.д. – дат много, только выбирай:))

С уважением, Хейердал

От AFirsov
К ХейЕрдал (26.01.2010 14:26:45)
Дата 26.01.2010 16:26:17

Предки не дураки были


>Термин «самодвижущаяся мина» применялся, в основном, только в российском флоте и только в течение примерно 45 лет (из 145 лет истории торпеды на сегодняшний день). Причем этот термин не был узаконен и не был единственным. Так, Александровский писал про свое самодвижущееся торпедо или просто торпедо. При покупке торпеды Уайтхеда российским правительством использовался термин «автоматическая (подводная) рыбовидная мина». Сам Макаров называл их минами Уайтхеда.
>Весь мир использовал термин “torpedo”, который ввел Роберт Фултон в 1798 году как обозначения своей подводной мины. Библией подводного оружия стал опубликованный в 1813 году доклад Фултона конгрессу «TORPEDO WAR, AND SUBMARINE EXPLOSIONS».
>Сейчас, слава Богу, мы пользуемся международным термином «торпеда», оставив «самодвижущуюся мину» как экзотику тех времен

"Славу богу" сто лет назад не получилось бы, ибо по терминологии тех лет "торпедо"
называли любой фугас, взрываемый с помощью электричества. Поэтому термин
"самодвижущуюся мина Уайтхеда" - наиболее внятный термин, позволяющий сортирнуть
ее от "шестовых торпед", "гальванических мин" и прочей трихомудины, и однозначано
понять о чем идет речь.

Всего хорошего!

От Kimsky
К ХейЕрдал (26.01.2010 14:26:45)
Дата 26.01.2010 16:15:15

Экзотика - не экзотика,

А эсминец у нас до сих пор остался.

От Km
К ХейЕрдал (26.01.2010 14:26:45)
Дата 26.01.2010 15:18:14

Re: Торпедные даты

Добрый день!

>Сейчас, слава Богу, мы пользуемся международным термином «торпеда», оставив «самодвижущуюся мину» как экзотику тех времен, типа «воздухоплавательного аппарата» и «сухопутного парохода»:))

А всё же боевая часть на кораблях называется МИННО-торпедной, а её командира до сих пор зовут минёром (торпедистами зовут рядовых).

С уважением, КМ

От ХейЕрдал
К Km (26.01.2010 15:18:14)
Дата 26.01.2010 16:28:12

Re: Торпедные даты

>Добрый день!

>>Сейчас, слава Богу, мы пользуемся международным термином «торпеда», оставив «самодвижущуюся мину» как экзотику тех времен, типа «воздухоплавательного аппарата» и «сухопутного парохода»:))
>
>А всё же боевая часть на кораблях называется МИННО-торпедной, а её командира до сих пор зовут минёром (торпедистами зовут рядовых).

Потому-что на кораблях, где есть БЧ-3, были, есть и будут не только торпеды, но и мины. Которыми кто-то же должен заниматься (и знать слово ЩеколдА:))

>С уважением, КМ
Взаимно

От Leopan
К Km (26.01.2010 15:18:14)
Дата 26.01.2010 15:52:30

А почему его зовут "румыном"? (-)


От Exeter
К ХейЕрдал (26.01.2010 14:26:45)
Дата 26.01.2010 14:38:46

В турецких источниках вполне себе гибель КЛ Intibach наличествует (-)


От ХейЕрдал
К Exeter (26.01.2010 14:38:46)
Дата 26.01.2010 16:59:54

Intibach - первая жертва торпедного оружия?

>В турецких источниках вполне себе гибель КЛ Intibach наличествует

Спасибо, уважаемый Exeter.
А когда они признали? В 1896 году Вильсон в своих Броненосцах пишет, что не признавали и рекомендует России найти на дне и предъявить мировой общественности корпус «потопленного турецкого корабля».

Нашел вот такую выписку. Откуда – не знаю. Может кто подскажет, откуда эти данные и насколько они точны:

« …Практически в любой нашей книге «Интибах» называется то сторожевым пароходом, то сторожевым кораблём, то большим вооружённым пароходом. На самом же деле это была одновинтовая деревянная канонерская лодка, построенная в Константинополе (Стамбуле) и вступившая в строй турецкого флота в 1867 г. Длина канлодки составляла 40,4 м, ширина – 6,7 м, осадка 3,2 м, водоизмещение (строительное) -163 т. На испытаниях корабль достиг 12 уз, но к моменту гибели его скорость вряд ли превышала 10 уз (однотипные канонерки в 1880 г. Не давали более 8 уз). Первоначально вооружение «Интибаха» состояло из четырёх 18-фунтовых пушек, но к началу русско-турецкой войны оно изменилось: два 100-мм орудия и одно малокалиберное.
По мнению самих турок, русским катерам не повезло. В темноте они не заметили броненосные корабли, а «Интибах», вместе с которым погибли 23 члена экипажа, оказался «утешительным призом». Хотя если вспомнить, насколько «совершенными» были торпеды того времени, то следует отметить очень высокое мастерство наших моряков и их несомненную отвагу. И пусть Россия не обладает приоритетом в создании торпедного оружия, первую победу с его использованием одержали катера «Чесма» и «Синоп» 26 января (по новому стилю) 1878 г.»

С уважением, Хейердал