От Бурлак
К Паршев
Дата 14.03.2010 19:36:38
Рубрики WWII; Униформа;

Re: Фотоаппараты до...

Дело - табак!

>фотокор-1 тот же, и другие малоизвестные. Он мог снимать и на пленку. Снимали и без пленки, на бумагу.
>Проявляли, даже в соленой воде.
>Конечно, с немцами никакого сравнения, но были.
>Но вопрос о секретности у немцев.

Реально и практично для фотолюбителя, это не "Фотокор", а ФЭД (а ля Лейка), снимающий не на стеклянные пластинки или листовую фотопленку, а на 35 мм перфорированную пленку. Печать через увеличитель. С контактной печатью не все так просто, там ещё и ретушью надо хорошо владеть. Это для профессионалов.

Дело не только в наличии фотоаппаратов, дело ещё и в доступности фотоматериалов и фотохимии. И, сильно подозреваю, что в СССР в годы войны с этим делом было просто тяжко. "Свема" осталась на оккупированной территории, киевский "Фототехпром" тоже, Ленинград в блокаде, работают фотофабрики в Казани и в Переславле Залесском. Но это ведь не только производство пленок для фотолюбителей, в первую очередь это рентгеновские пленки для медицины. (Не знаю, был ли в тот период известен метод неразрушающего контроля в тяжелой промышленности, рентгеновские пленки там активно применяются.) Это и пленки для профессионального кинематографа и для воздушной разведки. Для населения вряд ли в тот период что-то могло перепасть. И вряд ли попасть в окопы. В большие штабы разве что.

Немцы имели возможность отправлять отснятые пленки в тыл, в лаборатории, где производилась проявка и печать. В СССР для населения в ту пору ничего подобного не существовало.

От Presscenter
К Бурлак (14.03.2010 19:36:38)
Дата 14.03.2010 20:25:09

Вы правы, но ту еще вот что.


Миллион камер Фотокор-1 для населения СССР - пшик. Ну прибавьте к этому ФЭД - который дороже и менее доступен - все равно немного. Надежность пленочных аппаратов под большим вопросом. Они часто ломались. Фотокор-то если кто его видел - там ломаться нечему. С ФЭДом иначе. Отец мой был как раз большим любителем фотографиии, рассказывал. Почитать описания военных фотокров - у всех почти "Лейки". менно из-за надежности, хотя, вроде, первые ФЭДы сдирали один в один. Там какая-то фигня была с затвором, в качестве стали.
Кроме того, про надежность и нужность Фотокора в условиях фронта уже понятно - вес, пластинки и тд.
С пленочными еще хлеще: это проявитель и закрепитель для пленки, сама пленка, бумага, химикаты для бумаги, увеличитель. И где все это брать? При полном отсутствии студий "Кодак" в тылу. А химикаты... Я, может, открою страшную тайну, но и в семидесятые они были отнюдь не во всех городах СССР в продаже всегда. Кстати - что показательно - чаще в продаже можно было встретить именно гдровские химикаты, чем наши. Таким образом для массового любительского использования фотоаппаратов на фронте просто не было условий.

От Кудинов Игорь
К Presscenter (14.03.2010 20:25:09)
Дата 15.03.2010 22:29:55

"фиксаж кислый" и проявитель "стандарнтый N2"

именно в 70 были в каждом сельпо, в секции культтоваров. Прикольные такие были, в картонных цилиндрических пеналах... То что вы называете "гдр-овским реактивами", на самом деле было продукцией венгерского "Реанала", а гдр-овскими были цветные пленки. Пленку же пионер из фото кружка мог проявить в любой эмалированной кастрюле, при помощи ленты "рапид", ЕМНИП.

От Alexeich
К Кудинов Игорь (15.03.2010 22:29:55)
Дата 17.03.2010 09:35:45

Re: "фиксаж кислый"...

>именно в 70 были в каждом сельпо, в секции культтоваров. Прикольные такие были, в картонных цилиндрических пеналах... То что вы называете "гдр-овским реактивами", на самом деле было продукцией венгерского "Реанала", а гдр-овскими были цветные пленки.

Отнюдь; Много продавалось ORWO-вских реактивов. Но они были дороговаты по сравнению с другими.

>Пленку же пионер из фото кружка мог проявить в любой эмалированной кастрюле, при помощи ленты "рапид", ЕМНИП.

Хосс-ди, зачем так мучаться, проявочный бачок за ЕМНИП 1 р. 05 коп. (цена конца 70-х) со спиралью (и при желании с лентой "коррекс") уж всяко можно было купить. Хотя были эстеты, которые предпочитали работать сугубо в больших емкостях.

От Кудинов Игорь
К Alexeich (17.03.2010 09:35:45)
Дата 17.03.2010 13:27:27

да, "лента коррекс", склероз (-)


От Чайник
К Alexeich (17.03.2010 09:35:45)
Дата 17.03.2010 12:24:24

О реактивах (+)

>...Много продавалось ORWO-вских реактивов. Но они были дороговаты по сравнению с другими.
===========
Вы имеете в виду комплекты для проявки цветных негативных (ORWOCOLOR NC) и диапозитивных (ORWOCHROME UT, UK - обращаемых, "слайдовых") пленок, состоящие из набора пакетиков, в которые расфасованы реактивы? По инструкции их следовало растворить и смешать в нужной последовательности и при нужной температуре. Сравнивать их не с чем, т.к. для проявки цветных пленок других типов (НЦ, ОЦ, FomaChrome - ЧССР) они не годились или не гарантировали правильный цвет. Были комплекты для цветных фотобумаг, отдельно для каждого типа (Фотоцвет, Foma, какая-то из ВНР, бумагу ORWO не встречал). Если Вы имеете в виду реактивы для самостоятельного изготовления проявителей (метол, гидрохинон, фенидон, метилфенидон, глицин и пр.), то ORWO-ского разлива таковых не припомню в продаже. Кстати в 70-80-е гг. богатый выбор реактивов был в магазине (названия не помню) в Москве на ул. 25 октября (ныне Никольская?) примерно напротив ресторана "Славянский базар". Интересно, что там сейчас?

От Alexeich
К Чайник (17.03.2010 12:24:24)
Дата 17.03.2010 13:36:56

Re: О реактивах

>>...Много продавалось ORWO-вских реактивов. Но они были дороговаты по сравнению с другими.
>===========
>Вы имеете в виду комплекты для проявки цветных негативных (ORWOCOLOR NC) и диапозитивных (ORWOCHROME UT, UK - обращаемых, "слайдовых") пленок, состоящие из набора пакетиков, в которые расфасованы реактивы?

Именно. Возможно, у меня некий "эффект наблюдателя", т.к. снимал в основном на слайды ORWO.

>По инструкции их следовало растворить и смешать в нужной последовательности и при нужной температуре.

Приятной особенностью ORWO по сравнению с отечественными наборами была меньшая температурная зависимость, что при проявке в бытовых условиях имело немалое значение. Хотя процесс еще тот, ЕМНИП 7 этапов для обращаемой пленки.

>Сравнивать их не с чем, т.к. для проявки цветных пленок других типов (НЦ, ОЦ, FomaChrome - ЧССР) они не годились или не гарантировали правильный цвет.

Помнится, проявлял ОЦ ORWO-вским комплектом (с какими-то дополнительными манипуляциями) - результат вполне удовлетворительный.

>Если Вы имеете в виду реактивы для самостоятельного изготовления проявителей (метол, гидрохинон, фенидон, метилфенидон, глицин и пр.), то ORWO-ского разлива таковых не припомню в продаже.

Нет, имел в виду именно наборы. Их действительно много стояло в магазинах, как по причине относительной дороговизне, так и и по причине меньшей доступности пленки ORWO по сравнению с отечественными.

>Кстати в 70-80-е гг. богатый выбор реактивов был в магазине (названия не помню) в Москве на ул. 25 октября (ныне Никольская?) примерно напротив ресторана "Славянский базар". Интересно, что там сейчас?

Был небольшой отдел розницы в магазине "Реактивы" на Ленинском, там эстеты могли закупиться.

От Чайник
К Alexeich (17.03.2010 13:36:56)
Дата 17.03.2010 13:55:48

В завершение (+)

>... имел в виду именно наборы. Их действительно много стояло в магазинах, как по причине относительной дороговизне, так и и по причине меньшей доступности пленки ORWO по сравнению с отечественными.
=========
Последний раз в продаже наблюдал набор для ORWOCHROME летом 1991. На упаковке уже не было аббревиатуры DDR. Цену не помню, но купил, т.к. оставались пленки. Пленки были отсняты года через 4, а проявлены лет через 10 после съемки. Качество - неплохое. Не уверен, что ОЦ сохранила бы качество через столько-то лет, так что высокая цена полностью оправдана.

От Паршев
К Presscenter (14.03.2010 20:25:09)
Дата 15.03.2010 21:12:54

Ну я в общем отулыбался

как всё же быстро меняется мир - о совсем недавних временах и уже совершенно американские представления :)

>Миллион камер Фотокор-1 для населения СССР - пшик. Ну прибавьте к этому ФЭД - который дороже и менее доступен - все равно немного.

До сих пор Фотокоры встречаются во всех комиссионках - через 70 лет. И тогда, было бы желание - не проблема была достать. В моём семейном альбоме есть снимок 22 июня 1941 года - пейзаж, песчаный берег реки - снимал отец Фотокором.
И хотя камер было конечно меньше, чем у немцев, у нас в стране существовали социальные механизмы-компенсаторы. Фотокружки в школах и по-моему при красных уголках в ЖЭКах, в армии - как официальные, политотдельские фотолаборатории, так и "общественные". Через армию в общество внедрялась культура. А во время войны фототехника и активно внедрялась в войска для военных нужд. "Фотоснайпер" - конструкция того времени.
Конечно, на фронте культмагов не было (хотя не удивлюсь, если в военторгах что-то было), но война-то шла на территории СССР, что-то от предвоенных товаров оставалось, и у населения, и так. Находили и пленку, и пластинки, и бумагу.
А тогдашние фотографы умели и в кастрюле пленку проявить, и бумагу очувствить. Не было пластинок - снимали на фотобумагу, потом переснимали негатив - Фотокор позволяет снимать в натуральну величину - получался позитив. КОнечно, первая половина войны была не приспособлена для съемки, а во вторую снимали.

> Почитать описания военных фотокров - у всех почти "Лейки". менно из-за надежности, хотя, вроде, первые ФЭДы сдирали один в один. Там какая-то фигня была с затвором, в качестве стали.


Лейки были у фотографов центральных изданий, потому что и сейчас Лейка ценится выше ФЭДа :) другие снимали советской техникой
http://zoom-net.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=16&Itemid=18
попадалась и импортная - немецкая, американская.


>...Я, может, открою страшную тайну, но и в семидесятые они были отнюдь не во всех городах СССР в продаже всегда.

"нам всё лгали". Во всех городах и всегда базовый набор можно было купить.

> Кстати - что показательно - чаще в продаже можно было встретить именно гдровские химикаты, чем наши.

ну это перебор :) немецкие пленки и тем более химикаты и бумаги были дефицитом.

>Таким образом для массового любительского использования фотоаппаратов на фронте просто не было условий.
фотография всегда у нас была не особенно массовой, но, как мне кажется, она просто не приветствовалась. Шпиономания, то, сё.

От badger
К Паршев (15.03.2010 21:12:54)
Дата 15.03.2010 22:49:20

Re: Ну я...

>Лейки были у фотографов центральных изданий, потому что и сейчас Лейка ценится выше ФЭДа :) другие снимали советской техникой
>
http://zoom-net.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=16&Itemid=18
>попадалась и импортная - немецкая, американская.


http://zoom-net.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=18

Фотоаппарат "Спорт"

Производство этого малоформатного аппарата началось в 1935 году заводом "ГОМЗ" и продолжалось до войны.

Аппарат относится к типу однообьективных зеркальных и рассчитан на зарядку нормальной 35-мм перфорированной пленкой в нестандартных кассетах на 50 кадров 24x36 мм с транспортировкой из кассеты в кассету без обратной перемотки.
...
Первоначально аппарат назывался "Гельвета". Автор конструкции - А.О.Гельгар. Есть веские основания считать, что идея аппарата имеет всемирный приоритет.





Речь о приоритете на зеркальную схему ?


Первые модели зеркальных камер были представлены компанией Graflex в 1909 году. Почти полностью аналогичная современным узкоплёночным камерам «зеркалка» была выпущена в 1936 году под маркой «Kine-Exacta» германской компанией Ihagee.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82

От Паршев
К badger (15.03.2010 22:49:20)
Дата 15.03.2010 23:01:40

Re: Ну я...


>...
>Первоначально аппарат назывался "Гельвета". Автор конструкции - А.О.Гельгар. Есть веские основания считать, что идея аппарата имеет всемирный приоритет.

да, на малоформатную зеркалку. Немецкая Экзакта вышла позже. Спорты бывают на "Вернисаже", и работающие.
Кстати, и зеркалка вообще тоже вроде бы разработана русским фотографом, но не помню точно, когда и кем. Несерийная.


>Речь о приоритете на зеркальную схему ?


>Первые модели зеркальных камер были представлены компанией Graflex в 1909 году. Почти полностью аналогичная современным узкоплёночным камерам «зеркалка» была выпущена в 1936 году под маркой «Kine-Exacta» германской компанией Ihagee.

>
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82

От Alexeich
К Presscenter (14.03.2010 20:25:09)
Дата 15.03.2010 12:07:52

Re: Вы правы,...

>Я, может, открою страшную тайну, но и в семидесятые они были отнюдь не во всех городах СССР в продаже всегда.

Стандартный набор метол гидрохиноновый - фиксаж кислый завсегда имелся в наличии. А также всякие таблеточные, универсальные проявители, жидкий "дюпон" и проч. В общем, никогда не испытывал недостатка на моей памяти в простых химикатах. "Перебои" начались уже в конце 80-х.

>Кстати - что показательно - чаще в продаже можно было встретить именно гдровские химикаты, чем наши.

Это, пожалуй, справедливо только для химикатов для цветной позитивной пленки. Хотя, возможно, в каком-то отдельном регионе и был перевес ГДР-овских химикатов - чудеса советского снабжения. К тому же импортные химикаты были существенно дороже, так что могли лежать, зачастую, невостребованными до истечения срока хранения.

>Таким образом для массового любительского использования фотоаппаратов на фронте просто не было условий.

Это согласен. Снять-то снимешь - а что потом с пленкой делать - вопрос.

От vladvitkam
К Presscenter (14.03.2010 20:25:09)
Дата 14.03.2010 22:05:31

Re: Вы правы,...


> ... А химикаты... Я, может, открою страшную тайну, но и в семидесятые они были отнюдь не во всех городах СССР в продаже всегда. Кстати - что показательно - чаще в продаже можно было встретить именно гдровские химикаты, чем наши. Таким образом для массового любительского использования фотоаппаратов на фронте просто не было условий.

ну, не знаю...
активно занимался фотографией во 2-й половине 70-х и позже. С химикатами проблем не было (Белоруссия), вот за особо контрастной бумагой приходилось чаще всего ездить в Минск (что совмещалось с колбасой и книгами из "Дружбы")

От Бурлак
К Presscenter (14.03.2010 20:25:09)
Дата 14.03.2010 20:53:21

Re: Вы правы,...

Дело - табак!


Ну так ФЭД первоначально вообще производился в детской трудовой колонии им. Дзержинского под руководством Макаренко. Плюс к этому, вряд ли в СССР был металл нужного качества и нормальная оптика.

Фотокор я видел в фотокружке, на нем учили как правильно свет ставить. Вообще, это очень полезная вещь, видеть как падает свет на объект на относительно большом матовом стекле, в видоискатель ни далномерной, ни зеркальной камеры этого не видно.

А на счет фотохимии... Я в прошлой жизни инженер-химик-технолог и как раз в области кинофотоматериалов. По распределению угодил в Службу Быта, её во второй половине 80-х собирались укреплять и автоматизировать, в том числе и фотографию. Но до этого дело дойти не успело, хотя я не жалуюсь, научился очень многому, потом некоторое время этим ремеслом жил в начале 90-х.

Так вот, с фотохимией было сложно даже на госпредприятии. Некоторые реактивы, особенно для цветной печати, вообще никогда не поставлялись, им искали замену, и приходилось применять другие рецепты. Наборы, ГДР, венгерские, чешские и польские, тоже были далеко не всегда в наличии. Для отвественных съемок было ограниченное количество материалов и химии Агфы. Но это не для всех было.

Вообще, фотографы старались снимать на пленки ОРВО, а ч/б на тасмовскую Тип-17, это аэрофотопленка с очень не плохими характеристиками. Её в Казани можно было достать. Знаю, что фотокорреспонденты центральных изданий этой пленкой тоже не брезговали.

Ну и для прикола - была спецбумага "Для партийных документов". С повышенным наносом серебра. Формат 9х12, для партийных билетов. Красноярский "Квант" делал, ЕМНИП.

От Паршев
К Presscenter (14.03.2010 20:25:09)
Дата 14.03.2010 20:43:43

Re: Вы правы,...


.
> И где все это брать? При полном отсутствии студий "Кодак" в тылу.


Да, Вы правы - это же абсолютно безвыходная ситуация :D

От badger
К Паршев (14.03.2010 20:43:43)
Дата 14.03.2010 20:52:56

Re: Вы правы,...


>> И где все это брать? При полном отсутствии студий "Кодак" в тылу.


>Да, Вы правы - это же абсолютно безвыходная ситуация :D

Союзники нас предали (с) :D

Теперь я знаю кто виноват в том что осталось так мало фотографий с нашей стороны времен ВОВ...