От sss
К modelra
Дата 02.04.2010 10:54:12
Рубрики 11-19 век; Флот;

Re: Наполеон и...

>Осилил книгу Тарле "Наполеон". Никак не могу понять, почему Наполеон так сильно упирался в блокаду, тратя горы средств и кучу сил на её создание и поддержание, хотя она очевидно трещала по швам. Вместо того, что бы строить мегафлот, и как следует надавать по соплям ненавистной Англии?

Мега-флот не строится ни за день, ни за год, ни за 10 лет.
Наполеон, будучи, при всех своих недостатках, человеком исключительно хорошо схватывающим суть явлений, не мог не понимать этого.

В условиях же непрерывной войны с господствующей на море державой флот вообще крайне трудно строится: начиная с того, что даже материалы для постройки кораблей на верфь везутся в основном как раз морем. А противник, в отличии от ХХ века, не боится подходить к побережью вплотную и срывать даже самые ближние перевозки (вплоть до стрельбы по дорогам, проходящим вдоль побережья и постоянных тактических высадок на нём, причем буквально везде, где оно не прикрыто береговой артиллерией и не занято войсками), вести самую плотную блокаду баз, а иногда - даже их прямую атаку.

>Тарле этот момент никак не осветил. У него изначально проходила мысль, что дескать флот бритов был офигенно суровый, и френчам с ним не тягаться.

В данном случае Тарле совершенно прав, ИМХО.

>Но это в начале, еще во время египетского похода. А дальше, когда уже Империя?

И дальше всё то же.

Даже оставляя пока вне рассмотрения то важное обстоятельство, что Наполеон не мог полностью обратиться на англичан, пока на востоке висели Австрия и Россия.

От Игорь Островский
К sss (02.04.2010 10:54:12)
Дата 02.04.2010 14:24:39

Re: Наполеон и...

>> А противник, в отличии от ХХ века, не боится подходить к побережью вплотную и срывать даже самые ближние перевозки (вплоть до стрельбы по дорогам, проходящим вдоль побережья

Такое бывало где-то, кроме романов Форестера?
Вопрос НЕ риторический.

От sss
К Игорь Островский (02.04.2010 14:24:39)
Дата 02.04.2010 15:17:37

Re: Наполеон и...

>>> А противник, в отличии от ХХ века, не боится подходить к побережью вплотную и срывать даже самые ближние перевозки (вплоть до стрельбы по дорогам, проходящим вдоль побережья
>
>Такое бывало где-то, кроме романов Форестера?
>Вопрос НЕ риторический.

Обстрелы побережья были вполне обыденным явлением, собственно всевозможные канонерки и "бомбардирские суда" для них и предназначались: мелкосидящие корабли, способные подойти как можно ближе, и при этом несущие сравнительно крупные орудия, способные достать цели, удаленные от береговой линии.

Как образчик, например - действия Нельсона против Булони в августе 1801г., там и крупные корабли участвовали в обстрелах, причем бомбардировка шла несколько дней в течении всего светлого времени суток, были выпущено тысячи снарядов по городу и порту.

Захват и истребление каботажного судоходства - были совершенно рутинным делом, производившимся сплошь и рядом.

От Роман Алымов
К sss (02.04.2010 15:17:37)
Дата 02.04.2010 15:27:03

Вообще флот тогда террорил берег намного сильнее, чем в век "угля и стали" (+)

Доброе время суток!
Видел английский документальный фильм про то, как алжирские(!) пираты терроризировали побережье Англии(!), причём уже в новое время. По полной программе, вплоть до полного захвата прибрежных поселений с вывозом в полон всех, кого не убили. Рыбаков в море вообще рутинно хватали.

От sss
К Роман Алымов (02.04.2010 15:27:03)
Дата 02.04.2010 15:36:52

Дык век угля и стали дал "берегу"(+)

... могущественные средства береговой обороны: сначала мины, а затем торпеды (и их различные носители). С учетом их наличия уже малейшая ошибка вблизи берега грозила риском гибели даже самому крупному кораблю; естественно в таких условиях намного труднее терроризировать берег.

> Видел английский документальный фильм про то, как алжирские(!) пираты терроризировали побережье Англии(!), причём уже в новое время. По полной программе, вплоть до полного захвата прибрежных поселений с вывозом в полон всех, кого не убили. Рыбаков в море вообще рутинно хватали.

Ага. ЕМНИП даже в 1830-е годы еще бывали именно такие случаи. Хотя к слабости или силе брит. флота это не относится, проблема решилась прежде всего искоренением бандитских гнезд, а не охраной берега силами флота.

От Валера
К sss (02.04.2010 10:54:12)
Дата 02.04.2010 11:43:30

Re: Наполеон и...

>Мега-флот не строится ни за день, ни за год, ни за 10 лет.
>Наполеон, будучи, при всех своих недостатках, человеком исключительно хорошо схватывающим суть явлений, не мог не понимать этого.

А за сколько лет римляне создали флот для пунических войн?

От sss
К Валера (02.04.2010 11:43:30)
Дата 02.04.2010 12:12:19

Re: Наполеон и...

>>Мега-флот не строится ни за день, ни за год, ни за 10 лет.
>>Наполеон, будучи, при всех своих недостатках, человеком исключительно хорошо схватывающим суть явлений, не мог не понимать этого.
>
>А за сколько лет римляне создали флот для пунических войн?

Вот уж чего не могу сказать в точности, но по общеисторической лит-ре типа "Истории Рима..." Ливия, выходит, что флот у них появился еще задолго до пунических войн и в ходе первой войны с переменным успехом противостоял флоту противника, а во второй явно его превосходил.
Т.е. ситуация далеко не такая, что на начало войн римляне категорически не могли сражаться с пунийцами на море, а если пытались - то получали Трафальгар. А потом напряглись, построили флот и победили.

От mpolikar
К sss (02.04.2010 12:12:19)
Дата 02.04.2010 13:05:23

см. Хлевов "Морские войны Рима" (+)


http://www.roman-glory.com/tag/xlevov-a-a

От kirill111
К mpolikar (02.04.2010 13:05:23)
Дата 02.04.2010 13:35:47

Re: см. Хлевов...


>
http://www.roman-glory.com/tag/xlevov-a-a
Мегакнига. Она есть в издательстве МГУ, что восле 2го ГУМА.

От Гегемон
К Валера (02.04.2010 11:43:30)
Дата 02.04.2010 12:01:10

Re: Наполеон и...

Скажу как гуманитарий
>>Мега-флот не строится ни за день, ни за год, ни за 10 лет.
>>Наполеон, будучи, при всех своих недостатках, человеком исключительно хорошо схватывающим суть явлений, не мог не понимать этого.
>А за сколько лет римляне создали флот для пунических войн?
Для 1-й Пунической.
Гребной, очень-очень каботажный, и его постоянно "разметывала буря".
И он в основном преодолевал проливы.

С уважением