Спасибо за конструктивный ответ.
Я не хотел навешивать ярлыки, извините, если обидел. Я просто передал свои ощущения. Если помните, то вопрос носил несколько иную направленность. Подвергалась ли церковь изменению извне после войны или нет?
В ходе обсуждения картина значительно прояснилась. Похоже, что не подвергалась.
Пример с церковными налогами я привел для подтверждения тесной связи немецкой церкви и государства. Как минимум государство в Германии собирает деньги для церкви через систему выплат обычных отчислений в бюджет. Церковные выплаты действительно не компенсируются, я уточнил, здесь Вы правы на все 100%.
Кстати, по словам моих знакомых, католиков с очень большим стажем, церковь действительно воспринимается ими как бизнес. И отзываются они об этой черте местной церкви, мягко говоря, не очень хорошо. Но платить не перестают из-за детей. Если перестанут платить, то детей в церковь уже не примут, а вдруг они захотят. Вот такая политика кнута и пряника. По их словам местной церкви принадлежит огромное количество земли, и она неприлично богата.
Также они говорят, что церковный налог существует только в Германии. В других странах церкви обходятся без него и живут неплохо. Так ли это или нет на самом деле, я не знаю.
Я не церковь хотел обсудить, а возможное влияние на неё со стороны. Проблемы самой немецкой церкви меня интересуют крайне мало, как равно лучше она или хуже русской церкви.
Ребёнка мы крестили в России, таково было желание жены. Я не был против. Воинствующий атеизм это уже другая крайность.
Поскольку все это full offtop, пожалуй завершу дискуссию последним штрихом.
>государство в Германии собирает деньги для церкви через систему выплат обычных отчислений в бюджет.
Это неверно. "Церковный налог" регулируется законами государства, это верно, как и все другие отчисления работодателя. Но государству напрямую (коммунам, землям и бунду) идет только налог на зарплату. Социальные же отчисления перечисляются в соотв-ю больничную кассу, а оттуда уже распределяется дальше: часть в церковную систему, часть в пенсионную систему, часть на страхование по безработице. Т.е. я бы все-таки не стал утверждать, что гос-во занимается сбором налогов для церкви.
>церковь действительно воспринимается ими как бизнес.
Земля тоже воспринимается плоской, но она же круглая, да еще вертится.
>Но платить не перестают из-за детей. Если перестанут платить, то детей в церковь уже не примут, а вдруг они захотят.
А вдруг не захотят? Зря денежки потрачены :-) Ребенок вырастет и сможет сам покрестится по убеждению.
Вообще прихожане общаются-то не с церковью, а с конкретном пастором/священником. А какая там церковь - православная, католическая или лютеранская, по большому счету ИМХО все равно. Это все так сказать атрибутика и средство для достижения цели. А смысл везде один. При этом очень комично выглядят высказывания некоторых славян, что православная церковь правильнее всех остальных. Правда, католики им первенства не уступают :-) Ну да это так, к слову...